Заключительный этап. Подведение итогов.




Прокофьева Екатерина Юрьевна,

Учитель начальных классов

МАОУ «СОШ № 2»

Родительское собрание на тему: «Мой ребенок становится «трудным»».

"Дети нас не слышат, дети на нас смотрят..."

Омар Хайям

Цель: посредством организационно-деятельностной игры помочь родителям разобраться в вопросе «трудного» возраста у ребенка, выявить причины и найти пути решения проблемы.

Задачи: провести организационно-деятельностную игру; выяснить, что понимается под понятием «трудный» ребенок; найти причины нестандартного поведения у ребенка; найти пути решения проблемы.

Форма проведения: организационно - деятельностная игра.

Оборудование: эпиграф на доске, презентация, клубок ниток, карточки с указанием проблем, карточки с названием команд (дети, родители, учителя, эксперты), памятка для родителей «Родительские заповеди», карточки с высказываниями мыслителей.

Подготовительная работа: до родительского собрания учителем проводится опрос родителей по теме «трудных» детей, выявляются проблемы, с которыми уже столкнулись родители класса.

 

Ход собрания:

Организационный момент

Добрый день, уважаемые родители. Сегодня предлагаю нам разобраться в серьезной теме посредством несерьезного формата, а именно в организационно- деятельностной игре. Еще Й.Хейзинга в своей книге «Человек играющий» писал: «Понятие игры как таковой - более высокого порядка, нежели понятие серьезного. Ибо серьезность стремится исключить игру, игра же с легкостью включает в себя серьезность».

Тема нашего собрания - «Мой ребенок становится «трудным»». Уважаемые родители, а что вы подразумеваете под понятием «трудные» дети? (Ответы родителей)

Конечно, любой родитель стремится, чтобы сложились добрые, доверительные отношения с ребенком, чтобы в семье царили любовь и уважение, чтобы родитель стал примером и авторитетом. Но порой происходит так, что ребенок отказывается выполнять то, что хочет взрослый, начинает отговаривать, грубить, делать наперекор взрослым, перестает учить уроки, начинает дружбу в сомнительных компаниях и прочее. В таких случаях родители начинают бить тревогу – «мой ребенок становится «трудным», не таким, как я привык. Обратите внимание на последнюю фразу – «как я привык». Клубок проблем нарастает. Я возьму нитку и замотаю основную проблему, соответствующую теме собрания. (Учитель на листе пишет фразу «Мой ребенок становится трудным» и заматывает в клубок).

На столе у вас, уважаемые родители, карточки с проблемами, с которыми сталкивался каждый из вас. Прошу поочередно зачитать проблему и замотать в клубок. (Родители поочередно передают клубок ниток, заматывая в него карточки с фразами детей: «не буду ходить на плавание», «не буду петь», «не поеду к бабушке», «не буду читать», «не буду спать», «не буду делать уроки», «не пойду в школу», «у меня нет друзей», «не люблю учителя», «болит живот» (если ребенок притворяется ради чего-либо), «купите мне это, если не купите то…», «я потерял ключи (перчатки, книги, деньги и пр.)», «подрался с братом/сестрой», «у меня не получается» (при этом вырывает листок, черкает ручкой или пр.), «хочу играть в телефон», «не буду помогать», «не буду носить очки» (если прописал доктор), «не буду говорить о своих чувствах», «я забыл», ребенок отговаривает, ребенок грубит и прочее). (Предварительно проводится опрос родителей и составляется индивидуальный список проблем).

Посмотрите, у нас образовался целый клубок. Большинство родителей пытаются решить одну проблему, которая находится в центре клубка - «Мой ребенок становится «трудным». А давайте попробуем вытащить эту проблему. Что происходит? (Родители отвечают, что клубок заматывается еще больше). Что из этого следует? (Ответы родителей)

Конечно, проблемы необходимо решать по мере их поступления, а если образовался такой клубок, то разматывать его нужно постепенно, сантиметр за сантиметром. Надо разложить сложную запутанную ситуацию на простые элементы.

 

Основная часть собрания

Сегодня мы поработаем в группах. (Учитель делит родителей на 4 группы: группа родителей, группа детей, группа учителей, эксперты). Каждый из вас примерит роль другого человека. Мы решим несколько ситуаций и поговорим о чувствах, которые возникают у каждой из социальных групп.

Прошу родителей посоветоваться и примерив на себя роль учителя, ученика, родителя или эксперта ответить на вопрос: «Какие чувства я испытываю, что я делаю в данной ситуации?» (Анализируются ответы по каждой проблеме. Далее даны примерные ответы родителей и ответ эксперта. Проблемы и ответы могут быть индивидуальны для каждого класса).

 

Ситуация 1. Ребенок не хочет читать или злится, когда делает домашнее задание. Если не получается решить задание, то вырывает листок или черкает.

Примерные ответы родителей: чувство злости (ребенок не слушает указания родителей), растерянности («не знаю как быть в данной ситуации»), обиды («мой ребенок не станет отличником»), безразличия («вырастит- научится»). Выход – заставить, пообещать что-либо сделать, отстать от ребенка.

Примерные ответы учителей: чувство негодования («почему не читал»), обиды («я не могу привить любовь к чтению»), злости («ну я же сказала»), безразличия («ну опять 2 – твое право»). Выход: проигнорировать, поставить плохую отметку, поговорить с родителями.

Примерные ответы учеников: чувства отвращения к предмету («не заставляйте меня»), ненависти («ужасные книги»), злости («из-за этого чтения я не могу поиграть в игру»), обиды («все гуляют, а я читаю»). Выход - читаю сквозь слезы, ищу решение в интернете, обманываю.

Эксперты (анализируют информацию, предварительно подготовленную учителем). Никогда не показывайте безразличие. Необходимо понять чувства ребенка. Поддержать его. Ребенок должен быть уверен, что вы на его стороне: «Наверное, в чтении тебе что-то не нравится, я понимаю тебя. Может книга не интересная? А ты читал интересные книги? Хочешь, я тебе расскажу, какую интересную книгу я прочел в детстве? А хочешь, я тебе помогу?» Вместо отрицания чувств ребенка попробуйте облечь чувства в слова. Когда чувства отрицаются, ребенок быстро теряет интерес к учебе. Когда негативные чувства подтверждены и поняты, ученик охотно продолжает учиться. Можно сказать такую фразу: «Когда не можешь найти ответ, это крайне неприятно. Я понимаю, что ты зол, хочется рвать и метать. Но ты всегда можешь попросить помощи у меня, я помогу тебе.»

 

Ситуация 2. Мама пытается уложить спать ребенка пораньше. Ребенок не соглашается, спорит.

Родители: чувство злости («почему он меня не слушает»), расстройства («он же завтра не встанет в школу»), обиды («я не могу заставить ребенка»).

Ребенок: чувство ненависти («почему мне всегда приказывают»), злости, обиды, огорчения.

Учитель: ребенок пришел в школу усталый и вялый («почему родители не повлияли на его сон»)

Эксперты. Необходимо уединиться с ребенком и поговорить. Один на один. Тихо, смотря в глаза ребенку, возможно повторив его позу, очень важно уметь слушать. Спросите ребенка, что случилось? Какие проблемы мучают ребенка, чем родитель может помочь и пообещать помощь. Можно составить список проблем, которые в голове ребенка.

 

Ситуация 3.Ребенок постоянно ввязывается в драку.

Ребенок: чувство несправедливости, злости («он же первый начал»), иронии, самолюбия, ярости, беспомощности, одиночества.

Учитель: ответственности, негодования, злости, растерянности, раздражения, страха.

Родители: ярости, раздражения, смущения (при получении информации), вины.

Эксперты. Можно попытаться поочередно выслушать детей и подтвердить право каждого участника на негативные чувства: «Что произошло? Да, это неприятно…Думаю вам нужно немного остыть, прежде чем опять вместе общаться». Расскажите ребенку о своих чувствах, что вам крайне неприятно наблюдать такую ситуацию.

 

Ситуация 4. Ребенок портит вещи других людей.

Учитель: негодование, раздражение, обида, безразличие.

Родитель: безразличие, разочарование, грусть, напряжение.

Ребенок: безразличие, вина, стыд.

Эксперт. Лучше не выяснять, кто сделал. Для детей это страх и угроза.. Легче соврать, но потом последует чувство вины: «Я глуп, зол, эгоистичен. Я не думал о последствиях своих действий для других людей». А если согласиться и признать свою ошибку, то необходимо будет отвечать на вопрос «зачем?». А это еще более страшно для ребенка. Необходимо рассказать о чувствах потерпевшего: «Потерпевший очень расстроен, если тебе нужна какая-либо вещь, просто попроси, а не порть чужие вещи».

 

Ситуация 5.Ребенок отказывается участвовать в семейных традициях или мероприятиях, хотя раньше беспрекословно делал это.

Ребенок: зло («хватит мне указывать»), страх, раздражение, отвращение, бессилие.

Родители: бессилие, раздражение, беспокойство, отчаяние.

Учитель: тревожность (из-за состояния ребенка).

Эксперты. Чтобы найти общий язык с ребенком, необходимо его услышать. Необходимо дать ребенку высказаться, почему он не хочет выполнять то, что делал ранее. Всем видом и жестами родители показывают свою заинтересованность в разговоре, показывают, что понимают проблему ребенка. Можно «отзеркалить» позу и речь ребенка. После высказываний спокойно ответить, что вы понимаете все недовольство сына/дочери: «Я вижу, ты расстроен (а), что мы строим планы без тебя. Давай в следующий выходной мы построим планы вместе».

 

Ситуация 6. Ребенок стал плохо учиться, хамит учителям, поздно возвращается, берет без спроса вещи, изменились привычка и манера.

Ребенок: раздражение («вечно вы со своими нравоучениями»), зло, обида, грусть, стресс, напряжение, отвращение, пренебрежение.

Учитель: беспокойство, раздражение, грусть, обида.

Родители: отчаяние, боль, грусть, беспокойство, стресс, напряжение, разочарование.

Эксперт. Дети берут пример с нас. В нашей культуре претензии воспринимаются как обида, начало конфликта, поэтому мы часто просто обижаемся и не общаемся с ребенком. Когда накопилось много претензий, мы все высказываем разом, вспоминая прошлые недовольства, начинаем навешивать ярлыки на ребенка. Каждую проблему необходимо решать последовательно и исходить из своего поведения. Важно говорить по существу, не преувеличивая, и не приуменьшая, давать оценку конкретному поступку, а не ребенку. В своей книге «Отстаньте от ребенка» М.Мелия пишет: «Дети часто не соответствуют нашим ожиданиям, но, как правило, проблема не в детях, а в самих ожиданиях». Дети изо всех сил стараются оправдать наши надежды до подросткового возраста. А кончается все бунтом, нервными срывами. Необходимо научить детей мечтать, и поддерживать их на этом пути.

 

Ситуация 7. Ребенок постоянно выпрашивает деньги и выполняет все, только ради своей выгоды.

Ответы детей, родителей, учителей.

Эксперты. Прежде всего необходимо посмотреть,а что мы говорим о деньгах, чему учим. Дети зачастую не знают, как трудно зарабатываются и откуда берутся деньги. Наши слова часто не стыкуются с тем, что мы делаем (говорим не считать чужие деньги, а сами обсуждаем знакомых; говорим что денег нет на что-то, а сами покупаем другие дорогие вещи). Количество карманных денег должно быть оговорено заранее и не может быть увеличено, потому что сегодня так захотелось. Ребенка нужно приучать к культуре обращения с деньгами. Необходимо периодически просить выбрать вещи на определенную сумму. Если родителям не нравится, как ребенок тратит деньги, это не значит, что они могут отобрать их у него, это значит, что ребенок не знал или не понял семейные традиции.

 

Ситуация 8. Ребенок отказывается идти на секцию, которую мы хотим.

Ответы детей, родителей, учителей.

Эксперты. Одним из главных «камней преткновения» воспитания родителей и учителей является ущемление одной из базисных потребностей ребенка – потребности в свободе и самоопределении. Ребенок первоначально стремится к саморазвитию, это потребность, к которой нужно относиться с полным пониманием и уважением. Это у родителей есть желание сделать из ребенка отличника, спортсмена и т.д. Родители пытаются реализовать свои нереализованные когда-то потребности, или показать другим своего ребенка, либо продолжить семейную традицию. Нужно прислушаться к ребенку.

 

Ситуация 9. Ребенок играл в телефон и забыл собрать портфель в школу. Получил 2.

Ответы детей, родителей, учителей.

Эксперты. Жизнь часто учит лучше, чем родители. И когда за неправильные действия ребенок наказывается «самой жизнью», то не стоит добавлять еще родительские наказания.

 

Ситуация 10. Ребенок часто обманывает, лишь бы больше времени провести за телефонными или компьютерными играми.

Ответы детей, родителей, учителей.

Эксперты. Необходимо подтвердить чувства ребенка, что играть в игру намного интереснее чем помочь маме, бабушке, пойти погулять, почитать книгу или выучить стих. Далее говорим о своих чувствах, о вреде и пользе. Важно, чтобы родители были последовательны в своем воспитании. «Нет», должно означать нет, а «да» – да. Это «нет» или «да» не должны быть связаны с недостатком и переизбытком нашего времени, нашей усталости и прочее.

 

Заключительный этап. Подведение итогов.

Спасибо, уважаемые родители, за участие в этой игре. Думаю, она помогла нам понять чувства, которые испытывает ребенок, или учитель, или родитель в той или иной ситуации. Вся работа экспертов свилась к тому, что мы должны услышать ребенка, понять его и конечно растить в обстановке, соответствующей тем требованиям, которые мы предъявляем к поведению наших детей.

Когда мы меняемся сами, постепенно и меняется поведение окружающих нас людей. Наша задача не реагировать, когда «гром грянул», а вовремя вводить правила и запреты, последовательно их придерживаться и постепенно расширять границы дозволенного. Важно, чтобы ребенок знал «естественные последствия» своих действий, научился уважать границы других людей, видел границы в отношениях с близкими, умел отстаивать собственные. Важно понимать, что ребенок живет в социуме, и все, что происходит с нашим ребенком, это результат нашего воспитания и примера окружающих ребенка людей. Очень хорошо отражает эту мысль стихотворение Себастьяна Бранта:

Ребенок учится тому,

Что видит у себя в дому,

Родители - пример всему.

Кто при жене и детях груб,

Кому язык распутства люб,

Пусть помнит,

Что с лихвой получит.

От них все то, чему их учит.

Там, где аббат не враг вина,

Вся братия пьяным-пьяна.

Не волк воспитывал овец,

Походку раку дал отец.

Коль видят нас и слышат дети,

Мы за дела свои в ответе

И за слова: легко толкнуть

Детей на нехороший путь.

Держи в приличии свой дом,

Чтобы не каяться потом.

Величайшая потребность ребенка заключается не столько в том, чтобы иметь двух любящих его родителей, сколько в том, чтобы иметь родителей, любящих друг друга. Хороший родитель не может быть совершенен, но он должен быть добросовестным и готовым приобретать новые знания в вопросах родительского воспитания, ведь никогда не поздно меняться.

В завершении нашего родительского собрания предлагаю побыть философами и мыслителями. На столе разложены мудрые слова мыслителей разных эпох. Предлагается родителям выбрать наиболее понравившиеся высказывания и поместить их на доску. (В конце один из родителей зачитывает выбранные мысли).

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ О ВОСПИТАНИИ

1. Главный смысл и цель семейной жизни - воспитание детей. Главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. (В. А. Сухомлинский)

2.Семья - это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский)

3. Гнев - кратковременное безумие (Гораций)

4. Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы (У. Шекспир)

5. С детьми необходимо мягкое обращение, потому что наказания ожесточают их.(Ш. Л. Монтескье)

6. Где любят нас - лишь там очаг родимый (Д.Н. Байрон)

7.Один отец значит больше, чем сто учителей.(Д. Герберт)

8.Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца.(А С. Грибоедов)

9. Когда ребенка пугают, порют и всячески огорчают, тогда он с самых малых лет начинает чувствовать себя одиноким.(Д. И. Писарев)

10. Ребенок, который переносит меньше оскорблений, вырастает человеком, более сознающим свое достоинство.(Н. Г. Чернышевский)

11. Упрямый ребенок - результат неразумного поведения матери.

(Я. Корчак)

12. Будь правдив даже по отношению к дитяти: исполняй обещание, иначе приучишь его ко лжи. (Л. Н. Толстой)

13. Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... Нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами... (А. П Чехов)

14. Если люди говорят плохое о твоих детях - это значит, они говорят плохое о тебе. (В. А. Сухомлинский)

15. Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца. (В. А. Сухомлинский)

16. Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде чем говорить; если сильно разгневан, сосчитай до ста. (Т. Джефферсон)

17. Дети не всегда умеют хорошо слушаться старших, но они очень хорошо умеют их копировать. (Д. Болдуин)

18. Для нормального развития детям необходимо, чтобы их слышали. (Т. Маджи)

19. Как кислород для дыхания, детям необходима родительская любовь и высокая оценка. (Д. Бриггс)

20. Если ребенок ошибается, ему больше нужна помощь, чем выговор или наказание. (М. Коллинз)

21. Чтобы детство ваших детей было более радостным, учитесь быть терпеливыми, пусть это войдет у вас в привычку. (Т. Маджи)

22. Никогда не обещайте ребёнку, чего нельзя выполнить, и никогда не обманывайте его. (К. Д. Ушинский)

23. Мать, помни: ты - главный воспитатель, главный педагог. (В. А. Сухомлинский)

24. Совет всем взрослым, имеющим дело с детьми: не бойтесь хвалить ребёнка. (А. Маркуша)

25. Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом. (Я. А. Каменский)

 

Спасибо, уважаемые родители, за участие в собрании. Надеюсь, оно было для вас полезным. (В конце собрания родители получают памятку родительской заповеди.)

Список используемой литературы.

1. Ван Пелт Н. «Искусство быть родителем», перевод с английского - Заокский, 2003 г.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Продолжаем общаться с ребенком. Так?», Москва, 2008 г.

3. Мелия М. «Отстаньте от ребенка!», Москва, 2021 г.

4. Метенова Н.М. «Родителям о детях», Ярославль, 2011 г.

5. Фабер А. «Как говорить с детьми, чтобы они учились», 2011 г.

 

РОДИТЕЛЬСКИЕ ЗАПОВЕДИ

- Доверие - основное правило.

- Всегда своим детям говорите правду.

- Уважаете ребенка как личность, имеющую право на свою точку зрения.

- Советуетесь с малышом.

- Не обманываете ребенка.

- Учитесь правильно оценивать свои поступки и поступки детей.

- Не добивайтесь полного послушания с первого слова, даете возможность убедиться ребенку, в чем он прав или не прав.

- Постоянно читаете книги вслух своему ребенку.

- Не обсуждайте с другими людьми поведение своего ребенка так, будто его нет рядом.

- Знаете друзей своего ребенка и приглашаете их в дом.

- Вечером всей семьей обсуждаете, как прошел день.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: