1-й этап — обучение ребенка в специализированном центре. На данном этапе проводится работа с дефектологом, логопедом, психологом и другими специалистами. Это база, на которой строится дальнейшее обучение ребенка. Выстраивается его поведение, формируются первые учебные навыки и навыки коммуникации. Очень важно, чтобы на данном этапе родители получили информацию о своем ребенке, знали не только его особенности, но и потенциал.
2-й этап — автономный класс (self-contained classroom) — аналог коррекционного класса, но около 50% общего времени ребенок с ОВЗ проводит в общеобразовательном классе со сверстниками.
В Москве модель автономного класса создана в ГБОУ «Гимназия № 1748 "Вертикаль"». В этом классе обучаются б детей с ОВЗ (с аутистическими проявлениями, ЗПР). В нем работают учитель-дефектолог и тьютор. Все дети с ОВЗ занимаются по индивидуальной адаптированной программе (нецензовый и цензовый уровни по ФГОС).
В первом классе — 3—4 урока в день. Дети с ОВЗ интегрируются в общение со сверстниками на различных мероприятиях: праздниках, экскурсиях. В автономном классе создана сенсорная среда для детей с ОВЗ, есть оборудование, которое учитывает их потребности: мягкие пуфы, позволяющие расслабиться, батут для двигательной разгрузки. В классе есть визуальное расписание, состоящее из фотографий и табличек,
наклеенных на специальную доску. Это помогает ребенку лучше ориентироваться не только на занятиях, но и во время внеучебной деятельности.
Каждое занятие (урок) начинается с «утреннего круга». Это своеобразный ритуал, который длится 10 мин. Он настраивает детей с ОВЗ на работу. Воспитанники садятся в круг вместе с дефектологом и тьютором. Дефектолог спрашивает, кто сегодня есть в классе, говорит, что с каждым надо поздороваться. Тьютор сопровождает детей с помощью вербальной (показ фотографии, карточки), тактильной подсказки (касание). Например, дефектолог обращается к ребенку: «Саша, посмотри, Дима в классе?». Ребенок молчит. Тьютор показывает фотографии детей, ребенок показывает на фотографию Димы и потом отдает дефектологу, далее фотография вывешивается на доску.
|
Особенности детей очень разные, и тьютор должен их знать и уметь блокировать ситуации негативного поведения на уроке. Например, ребенок пытается бросить книгу, с которой работал во время урока. Учитель-дефектолог ведет урок, тьютор опережает учащегося и дает ему тетрадь, в которой тот должен написать буквы. Ребенок переключается и начинает работать в тетради. ___._
3-й этап — ресурсный класс. Основное обучение осуществляется в общеобразовательном классе, а в ресурсном отрабатываются отдельные темы и навыки. Это специальная образовательная модель, позволяющая сочетать инклюзивное и индивидуальное образование. Специалист (классный руководитель) помогает взаимодействовать родителям, тьютору, логопедам и дефектологам.
В ресурсном классе должна быть выстроена модель визуальной поддержки, включающая визуальные расписание, инструкции и подсказки.
Принципы использования визуального расписания:
—все его пункты должны быть выполнены;
—необходимо соблюдать последовательность действий в соответствии с расписанием;
—использовать визуальные (схемы, таблицы, например, карточки, обозначающие правильное поведение в классе) и вербальные подсказки;
|
—нужно применять поощрение (любимая еда, сенсорные игры, физические упражнения). Для знакомства с ребенком с ОВЗ составляется внутренняя
документация, которая включает в себя информацию о ребен- ке, особенностях его обучения, поведения на уроке. Она может видоизменяться.
В табл. 1 представлена внутренняя документация ресурсного класса, разработанная М. Азимовой, А. Беспаловой, М. Гон-чаренко, Е. Лебедевой, Е. Морозовой.
Таблица 1
Название | Описание | Где хранится | Ответственный | Когда вносятся изменения | |
Информация о ребенке | |||||
Анкеты с персональной информацией об ученике | Фамилия, имя, отчество ученика, состав семьи, дата рождения, наличие аллергии, приема медикаментов, особенности поведения дома, обучающие занятия | Документы учителя | Учитель | При изменении данных | |
Информационные листы | Актуальная информация об ученике, сведения о поощрении, которое используется на данный момент, нежелательных формах поведения, коммуникативных особенностях | В папке ученика или на специальной доске в классе | Тьютор | Один раз в месяц | |
Лист коммуникации (дневник) | Форма, с помощью которой учитель и родители передают друг другу информацию о ребенке | Индивидуальная папка с листами коммуникации | Учитель | Ежедневно | |
Обучение | |||||
Адаптированная образова- | Школьная адаптированная програм- | Хранится в отдель- | Учитель/ тьютор | По необходимости | |
тельная программа | ма, составленная в соответствии с методическими рекомендациями ПМПК | ной папке у учителя ресурсного класса | |||
Учебные планы, конспекты занятий (уроков) | Описание методики | В отдельной папке | Учитель | По необходимости | |
Лист выполнения заданий | Бланк, в котором отмечается, сколько и каких заданий ребенок выполнил | Индивидуальная папка ученика | Тьютор, учитель, ученик | —// — | |
Поведение | |||||
Листы наблюдения за поведением ребенка | Оценка внешних факторов: как себя ведет на уроке, что удается, что не удается во время урока | Индивидуальная папка ученика | Тьютор, учитель, ученик | По необходимости | |
Планы по работе с нежелательными формами поведения | Алгоритм действий, которые должны выполнять окружающие ребенка взрослые, чтобы избежать нежелательных форм поведения | Индивидуальная папка ученика | Тьютор, учитель, ученик | —// — | |
|
В ресурсном классе для организации обучения детей специалисты разрабатывают адаптированную образовательную программу в соответствии с методическими рекомендациями ПМПК. Ее индивидуальную часть заполняют педагоги ресурсного класса, затем они согласовывают ее с тьютором и родителями ребенка.
Пример индивидуальной части программы представлен ниже.
Индивидуальная часть адаптированной образовательной программы
ФИ ученика______________
Возраст ______________
Дата составления программы __________
Период освоения программы ___________
Коррекция программы (успевает ли ученик с ОВЗ или надо
видоизменить программу)_____________________
Навыки | Освоение навыка | Примечание | |
Начало года | Конец года | ||
Визуальное восприятие | |||
Самостоятельно располагает последовательность картинок (из четырех), выстраивает их в сюжет | |||
Самостоятельно складывает разрезные картинки | |||
Поведение (понимание речи, выполнение инструкций) | |||
Выполняет простые инструкции с помощью тьютора (учителя) | |||
Самостоятельно выполняет инструкции | |||
Моторная имитация | |||
Самостоятельно имитирует различные действия мелкой моторики | |||
Повторяет действия за тьютором | |||
Просьбы | |||
Самостоятельно просит помощи | |||
Просит помощи с использованием стимула | |||
Поведение (речь) | |||
Отвечает на вопрос о цвете предмета при наличии изображения предмета | |||
Отвечает вслух: да / нет, чтобы подтвердить высказывание | |||
Отвечает на вопросы, касающиеся персональных данных (ФИ, адрес, возраст) | |||
Чтение | |||
Идентифицирует печатные, заглавные (прописные) буквы в словах или отдельно | |||
Читает открытые и закрытые слоги | |||
Составляет из букв слова | |||
Подбирает напечатанное слово к картинке как минимум для 50 предметов | |||
От глобального чтения переходит к послоговому | |||
Счет и арифметика | |||
Самостоятельно называет подряд числа от 0 до 10 | |||
Самостоятельно пересчитывает количество предметов | |||
Письмо | |||
Записывает все буквы и цифры | |||
Пишет свои фамилию и имя на листе бумаги | |||
Аккуратно копирует слова (печатные буквы) |
В конце каждого учебного дня педагог заполняет лист коммуникации, с помощью которого передает родителям информацию о наиболее важных событиях школьной жизни их ребенка.
Этот материал важен для учителей и членов семьи воспитанника, поскольку он интегрируется в социум. В лист коммуникации тьютор заносит результаты наблюдения за ребенком на уроке и в свободной деятельности. Бланк листа коммуникации представлен ниже.
Лист коммуникации
Имя, фамилия ребенка_____ Дата______________
Родители (ФИО)________________________________
Программа (уточнения, изменения, комментарии) ________________
Успех_______________________________
Поведение___________________________
Заметки учителя______________________
Программа. Фиксируются важные изменения, которые! произошли в работе по образовательной программе: новые задания, изменение методики формирования навыка, смена тьютора. Иначе говоря, указывается то, что может повлиять на освоение программы.
Успех. Ребенок каждый день учится чему-то, достигает но-| вого уровня тех или иных навыков. Важно подчеркнуть ег успехи и сообщить о них родителям.
Поведение. Фиксируется, были ли эпизоды нежелательны» форм поведения, и какие.
Заметки. Дается дополнительная информация для родителей,
События. Отмечаются события, которые могут повлиять I поведение ребенка. Дается описание его поведения дома.
Заметки для учителя. Родители могут передать учители любую информацию, которую считают важной.
Листы коммуникации хранятся у педагога.
В ресурсном классе учитель-дефектолог и логопед работаю! с ребенком индивидуально. Они разрабатывают план корре» ционной работы, подбирая методики практической работы.
Примерный план коррекционной работы учителя-дефектолога.
Таблица 2
Примерный план коррекционной работы учителя-дефектолога
Коррекционная задача | Методы, приемы, методики |
Формирование учебного стереотипа и произвольности деятельности | Работа по составлению плана, который вырабатывает учитель совместно с тьютором (работа за столом) |
Развитие импрессивной стороны речи | Формирование умения понимать инструкции, обогащение пассивного словаря, проговари-вание совершаемых действий, игровые методики |
Развитие коммуникативных навыков | Закрепление указательного жеста, побуждение к речевой просьбе, введение невербальной коммуникации |
Обучение глобальному чтению | Обучение соотнесению таблички и картинки с подписью, затем таблички и картинки без подписи; постепенный переход к аналитическому чтению |
Развитие когнитивной сферы (увеличение объема знаний, развитие мышления) | Развивающие игры в процессе режимных моментов |
Развитие сенсорики | Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия; сенсорные эталоны (цвет, форма) |
Развитие психомоторики и зрительно-моторной координации | Методы двигательной коррекции, манипуляция мелкими предметами, психогимнастика, графическая деятельность, лепка |
На основе наблюдения за ребенком специалисты составляют его психолого-педагогическую характеристику. Она помогает разработать индивидуальную образовательную программу с учетом особенностей учащегося и постепенно включить его в общеобразовательный класс.
В психолого-педагогической характеристике указываются данные на начало и конец учебного года.
Бланк, в который заносятся результаты наблюдения за ребенком, представлен ниже.