Включение детей с ОВЗ в разные образовательные модели предполагает несколько этапов.




1-й этап — обучение ребенка в специализированном цен­тре. На данном этапе проводится работа с дефектологом, ло­гопедом, психологом и другими специалистами. Это база, на которой строится дальнейшее обучение ребенка. Выстраива­ется его поведение, формируются первые учебные навыки и навыки коммуникации. Очень важно, чтобы на данном этапе родители получили информацию о своем ребенке, знали не только его особенности, но и потенциал.

2-й этап — автономный класс (self-contained classroom) — аналог коррекционного класса, но около 50% общего време­ни ребенок с ОВЗ проводит в общеобразовательном классе со сверстниками.

В Москве модель автономного класса создана в ГБОУ «Гим­назия № 1748 "Вертикаль"». В этом классе обучаются б детей с ОВЗ (с аутистическими проявлениями, ЗПР). В нем работа­ют учитель-дефектолог и тьютор. Все дети с ОВЗ занимаются по индивидуальной адаптированной программе (нецензовый и цензовый уровни по ФГОС).

В первом классе — 3—4 урока в день. Дети с ОВЗ интегри­руются в общение со сверстниками на различных мероприя­тиях: праздниках, экскурсиях. В автономном классе создана сенсорная среда для детей с ОВЗ, есть оборудование, которое учитывает их потребности: мягкие пуфы, позволяющие рас­слабиться, батут для двигательной разгрузки. В классе есть визуальное расписание, состоящее из фотографий и табличек,

наклеенных на специальную доску. Это помогает ребенку луч­ше ориентироваться не только на занятиях, но и во время внеучебной деятельности.

Каждое занятие (урок) начинается с «утреннего круга». Это своеобразный ритуал, который длится 10 мин. Он настраивает детей с ОВЗ на работу. Воспитанники садятся в круг вместе с дефектологом и тьютором. Дефектолог спрашивает, кто сегодня есть в классе, говорит, что с каждым надо поздороваться. Тью­тор сопровождает детей с помощью вербальной (показ фотогра­фии, карточки), тактильной подсказки (касание). Например, дефектолог обращается к ребенку: «Саша, посмотри, Дима в классе?». Ребенок молчит. Тьютор показывает фотографии де­тей, ребенок показывает на фотографию Димы и потом отдает дефектологу, далее фотография вывешивается на доску.

Особенности детей очень разные, и тьютор должен их знать и уметь блокировать ситуации негативного поведения на уроке. Например, ребенок пытается бросить книгу, с которой работал во время урока. Учитель-дефектолог ведет урок, тьютор опережает учащегося и дает ему тетрадь, в которой тот должен написать буквы. Ребенок переключается и начинает работать в тетради. ___._

3-й этап ресурсный класс. Основное обучение осуще­ствляется в общеобразовательном классе, а в ресурсном от­рабатываются отдельные темы и навыки. Это специальная образовательная модель, позволяющая сочетать инклюзивное и индивидуальное образование. Специалист (классный руко­водитель) помогает взаимодействовать родителям, тьютору, логопедам и дефектологам.

В ресурсном классе должна быть выстроена модель ви­зуальной поддержки, включающая визуальные расписание, инструкции и подсказки.

Принципы использования визуального расписания:

—все его пункты должны быть выполнены;

—необходимо соблюдать последовательность действий в соот­ветствии с расписанием;

—использовать визуальные (схемы, таблицы, например, кар­точки, обозначающие правильное поведение в классе) и вер­бальные подсказки;

—нужно применять поощрение (любимая еда, сенсорные игры, физические упражнения). Для знакомства с ребенком с ОВЗ составляется внутренняя

документация, которая включает в себя информацию о ребен- ке, особенностях его обучения, поведения на уроке. Она может видоизменяться.

В табл. 1 представлена внутренняя документация ресурсно­го класса, разработанная М. Азимовой, А. Беспаловой, М. Гон-чаренко, Е. Лебедевой, Е. Морозовой.

Таблица 1

Название Описание Где хранится Ответственный Когда вносятся изменения
         
Информация о ребенке
Анкеты с пер­сональной ин­формацией об ученике Фамилия, имя, от­чество ученика, состав семьи, дата рождения, наличие аллергии, приема медикаментов, осо­бенности поведе­ния дома, обучаю­щие занятия Докумен­ты учи­теля Учитель При из­менении данных
Информацион­ные листы Актуальная инфор­мация об ученике, сведения о по­ощрении, которое используется на данный момент, нежелательных формах поведения, коммуникативных особенностях В папке ученика или на специаль­ной доске в классе Тьютор Один раз в месяц
Лист коммуни­кации (днев­ник) Форма, с помощью которой учитель и родители передают друг другу инфор­мацию о ребенке Индиви­дуальная папка с листами коммуни­кации Учитель Ежеднев­но
Обучение
Адаптирован­ная образова- Школьная адапти­рованная програм- Хранится в отдель- Учитель/ тьютор По необ­ходимости
тельная про­грамма ма, составленная в соответствии с методическими рекомендациями ПМПК ной папке у учителя ресурсно­го класса    
Учебные пла­ны, конспекты занятий (уро­ков) Описание методики В отдель­ной папке Учитель По необходимо­сти
Лист выполне­ния заданий Бланк, в котором отмечается, сколько и каких заданий ребенок выполнил Индиви­дуальная папка ученика Тьютор, учитель, ученик —// —
Поведение
Листы на­блюдения за поведением ребенка Оценка внешних факторов: как себя ведет на уроке, что удается, что не уда­ется во время урока Индиви­дуальная папка ученика Тьютор, учитель, ученик По необ­ходимо­сти
Планы по работе с неже­лательными формами пове­дения Алгоритм дей­ствий, которые должны выполнять окружающие ре­бенка взрослые, чтобы избежать не­желательных форм поведения Индиви­дуальная папка ученика Тьютор, учитель, ученик —// —
           

 

В ресурсном классе для организации обучения детей спе­циалисты разрабатывают адаптированную образовательную программу в соответствии с методическими рекомендациями ПМПК. Ее индивидуальную часть заполняют педагоги ре­сурсного класса, затем они согласовывают ее с тьютором и родителями ребенка.

Пример индивидуальной части программы представлен ниже.

Индивидуальная часть адаптированной образовательной программы

ФИ ученика______________

Возраст ______________

Дата составления программы __________

Период освоения программы ___________

Коррекция программы (успевает ли ученик с ОВЗ или надо
видоизменить программу)_____________________

 

 

Навыки Освоение навыка Примечание
    Начало года Конец года    
       
Визуальное восприятие
Самостоятельно располагает последователь­ность картинок (из четырех), выстраивает их в сюжет      
Самостоятельно складывает разрезные кар­тинки      
Поведение (понимание речи, выполнение инструкций)
Выполняет простые инструкции с помощью тьютора (учителя)      
Самостоятельно выполняет инструкции      
Моторная имитация
Самостоятельно имитирует различные дей­ствия мелкой моторики      
Повторяет действия за тьютором      
Просьбы  
Самостоятельно просит помощи      
Просит помощи с использованием стимула        
Поведение (речь)        
Отвечает на вопрос о цвете предмета при на­личии изображения предмета          
Отвечает вслух: да / нет, чтобы подтвердить высказывание      
Отвечает на вопросы, касающиеся персональ­ных данных (ФИ, адрес, возраст)      
Чтение
Идентифицирует печатные, заглавные (про­писные) буквы в словах или отдельно      
Читает открытые и закрытые слоги      
Составляет из букв слова      
Подбирает напечатанное слово к картинке как минимум для 50 предметов      
От глобального чтения переходит к послоговому      
Счет и арифметика
Самостоятельно называет подряд числа от 0 до 10      
Самостоятельно пересчитывает количество предметов      
Письмо
Записывает все буквы и цифры      
Пишет свои фамилию и имя на листе бумаги      
Аккуратно копирует слова (печатные буквы)      

 

В конце каждого учебного дня педагог заполняет лист коммуникации, с помощью которого передает родителям ин­формацию о наиболее важных событиях школьной жизни их ребенка.

Этот материал важен для учителей и членов семьи воспитанника, поскольку он интегрируется в социум. В лист коммуникации тьютор заносит результаты наблюдения за ре­бенком на уроке и в свободной деятельности. Бланк листа коммуникации представлен ниже.

Лист коммуникации

Имя, фамилия ребенка_____ Дата______________

Родители (ФИО)________________________________

Программа (уточнения, изменения, комментарии) ________________

Успех_______________________________

Поведение___________________________

Заметки учителя______________________

Программа. Фиксируются важные изменения, которые! произошли в работе по образовательной программе: новые задания, изменение методики формирования навыка, смена тьютора. Иначе говоря, указывается то, что может повлиять на освоение программы.

Успех. Ребенок каждый день учится чему-то, достигает но-| вого уровня тех или иных навыков. Важно подчеркнуть ег успехи и сообщить о них родителям.

Поведение. Фиксируется, были ли эпизоды нежелательны» форм поведения, и какие.

Заметки. Дается дополнительная информация для родителей,

События. Отмечаются события, которые могут повлиять I поведение ребенка. Дается описание его поведения дома.

Заметки для учителя. Родители могут передать учители любую информацию, которую считают важной.

Листы коммуникации хранятся у педагога.

В ресурсном классе учитель-дефектолог и логопед работаю! с ребенком индивидуально. Они разрабатывают план корре» ционной работы, подбирая методики практической работы.

Примерный план коррекционной работы учителя-дефектолога.

Таблица 2

Примерный план коррекционной работы учителя-дефектолога

 

Коррекционная задача   Методы, приемы, методики
Формирование учебно­го стереотипа и произ­вольности деятельности   Работа по составлению плана, который вы­рабатывает учитель совместно с тьютором (работа за столом)
Развитие импрессивной стороны речи   Формирование умения понимать инструкции, обогащение пассивного словаря, проговари-вание совершаемых действий, игровые мето­дики
Развитие коммуника­тивных навыков Закрепление указательного жеста, побужде­ние к речевой просьбе, введение невербаль­ной коммуникации
Обучение глобальному чтению Обучение соотнесению таблички и картинки с подписью, затем таблички и картинки без подписи; постепенный переход к аналитиче­скому чтению
Развитие когнитивной сферы (увеличение объема знаний, разви­тие мышления) Развивающие игры в процессе режимных мо­ментов
Развитие сенсорики Развитие слухового, зрительного и тактиль­ного восприятия; сенсорные эталоны (цвет, форма)
Развитие психомотори­ки и зрительно-мотор­ной координации Методы двигательной коррекции, манипуля­ция мелкими предметами, психогимнастика, графическая деятельность, лепка

 

На основе наблюдения за ребенком специалисты составляют его психолого-педагогическую характеристику. Она помогает разработать индивидуальную образовательную программу с учетом особенностей учащегося и постепенно включить его в общеобразовательный класс.

В психолого-педагогической характеристике указываются данные на начало и конец учебного года.

Бланк, в который заносятся результаты наблюдения за ре­бенком, представлен ниже.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: