Этапы включения детей с ОВЗ в разные образовательные модели




5. Примерный план коррекционной работы учителя-дефектолога

Инклюзивное, или включенное, образование — процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразова­тельных (массовых) ДОО и школах. Если ребенок обучается по адаптированной программе, он постепенно вовлекается в класс общеобразовательной школы. Инклюзия должна быть постепенной и индивидуальной.

В основу инклюзивного образования положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей. Она обеспечива­ет равное отношение ко всем людям, но предполагает созда­ние специальных условий для детей с особыми образователь­ными потребностями. Из этого следует: инклюзивная форма обучения не должна вытеснять традиционную (специальное обучение). Настоящая инклюзия сближает образовательные системы: интегративную и специальную. Индивидуальная об­разовательная программа должна помочь ребенку с ОВЗ, выве­сти его на такой уровень психофизического развития, который даст ему возможность адаптироваться и социализироваться.

Таким образом, инклюзивное (интегративное) образова­ние — процесс развития общего образования, который подра­зумевает его доступность для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).

Проблемы введения инклюзии в общеобразовательные учре­ждения:

— организация инклюзивного образования во всех субъек­тах Российской Федерации требует привлечения в образова­тельные учреждения большого числа специалистов (дефекте -логов, логопедов);

— неравномерно распределены центры развития и коррек­ции, в которых дети с ОВЗ (в первую очередь дети с нарушени­ями эмоционально-волевой сферы, слуха, зрения, опорно-дви­гательного аппарата) могут получить коррекционную помощь;

— толерантное отношение населения РФ к детям-инвали­дам находится на стадии формирования, т.е. отмечается пси­хологическая неготовность принимать их как полноправных членов общества.

Однако в последнее время стала активно проводиться работа по созданию модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразо­вательной среде нормально развивающихся сверстников. Опре- делен, обоснован и экспериментально проверен набор вариантов инклюзии, позволяющих подобрать каждому ребенку с особыми образовательными потребностями доступную и полезную для его развития модель интеграции, сохранив во всех случаях необхо­димую специализированную психолого-педагогическую помощь.

В соответствии с требованиями ФГОС образовательная органи­зация должна создавать дифференцированные адаптированные основные образовательные программы (АООП) с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с ОВЗ.

В структуре каждого варианта АООП для обучающихся с ОВЗ представлены:

• пояснительная записка, в которой раскрыты цели и задачи АООП, срок ее освоения;

• представлена краткая психолого-педагогическая характери­стика обучающихся;

• планируемые результаты освоения обучающимися АООП 00;

• система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП 00;

• содержание образования;

• программа формирования базовых учебных действий;

• программы учебных предметов, курсов;

• программа нравственно-патриотического развития;

• программа формирования экологической культуры, здоро­вого и безопасного образа жизни;

• программа коррекционно-развивающей работы;

• программа внеурочной деятельности;

• учебный план, включающий календарный график органи­зации учебного процесса (примерный календарный учеб­ный график);

• условия реализации ООП (основной образовательной про­граммы):

 

—кадровые условия,

—финансово-экономические условия,

—материально-технические условия;

• варианты обучения в инклюзивном пространстве:

—посещение,

—надомное обучение,

—дистанционное обучение.

Некоторые обучающиеся по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В таких случаях на основании заключения медицинской организации и письмен­ного обращения родителей (законных представителей) обучение по специальным индивидуальным программам развития организуется на дому или в медицинских организациях.

Также администрацией образовательных организаций должны быть предусмотрены занятия различных специали­стов на дому, консультирование родителей.

При сопровождении ребенка в школе применяются следу­ющие модели интеграции(включения):

— комбинированная — дети (по 1—2 чел.) с уровнем психо­физического, интеллектуального и речевого развития, соответ­ствующим или близким возрастной норме, имеющие навыки самообслуживания, обучаются в обычных классах и получают систематическую коррекционную помощь педагога-дефектоло-га и психолога;

— частичная — дети (1—2 чел.), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требо­ваниями, пребывают часть дня или неполную рабочую неделю в классе нормально развивающихся сверстников;

— временная — вне зависимости от уровня психофизического, интеллектуального и речевого развития и навыков самообслужи­вания объединяются со здоровыми детьми 1—2 раза в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.

Родители должны знать и понимать:

— инклюзия будет эффективна в полной мере только для тех детей с ОВЗ, которые по уровню психофизического, интел­лектуального и речевого развития соответствуют возрастной норме, имеют навыки самообслуживания и психологически готовы к совместному с нормально развивающимися сверст­никами обучению (по 1—2 чел. включаются в обычные классы образовательных организаций);

— общеобразовательные организации (детские сады, шко­лы) не выполняют полностью коррекционных задач;

— родители могут присутствовать в школе (классе) на усмотрение администрации, они должны нести ответствен­ность наравне со специалистами за составление специальной индивидуальной программы реабилитации.

В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности, акцент делается на разработку индивидуальной образовательной программы (ИОП), где раскрывается смысл понятия «специальные образова­тельные условия»: образовательные программы, средства ком­муникации, педагогические, психолого-педагогические услуги, без которых освоение специальной программы невозможно.

Ресурсные классы

Сегодня создают специальные классы для детей с ОВЗ — автономные и ресурсные. Они уже существуют в образователь­ных организациях Москвы.

В англоязычной литературе можно найти несколько опреде­лений ресурсного класса. Это помещение в шко­ле, где ученики, имеющие трудности в обучении, могут получать дополнительную помощь с учетом их потребностей. Ресурсный класс обеспечивает право на образование любому ребенку и поз­воляет организовать обучение, соответствующее потребностям каждого ученика, в наименее ограничивающей среде.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: