5. Примерный план коррекционной работы учителя-дефектолога
Инклюзивное, или включенное, образование — процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) ДОО и школах. Если ребенок обучается по адаптированной программе, он постепенно вовлекается в класс общеобразовательной школы. Инклюзия должна быть постепенной и индивидуальной.
В основу инклюзивного образования положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей. Она обеспечивает равное отношение ко всем людям, но предполагает создание специальных условий для детей с особыми образовательными потребностями. Из этого следует: инклюзивная форма обучения не должна вытеснять традиционную (специальное обучение). Настоящая инклюзия сближает образовательные системы: интегративную и специальную. Индивидуальная образовательная программа должна помочь ребенку с ОВЗ, вывести его на такой уровень психофизического развития, который даст ему возможность адаптироваться и социализироваться.
Таким образом, инклюзивное (интегративное) образование — процесс развития общего образования, который подразумевает его доступность для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
Проблемы введения инклюзии в общеобразовательные учреждения:
— организация инклюзивного образования во всех субъектах Российской Федерации требует привлечения в образовательные учреждения большого числа специалистов (дефекте -логов, логопедов);
— неравномерно распределены центры развития и коррекции, в которых дети с ОВЗ (в первую очередь дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) могут получить коррекционную помощь;
|
— толерантное отношение населения РФ к детям-инвалидам находится на стадии формирования, т.е. отмечается психологическая неготовность принимать их как полноправных членов общества.
Однако в последнее время стала активно проводиться работа по созданию модели совместного обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде нормально развивающихся сверстников. Опре- делен, обоснован и экспериментально проверен набор вариантов инклюзии, позволяющих подобрать каждому ребенку с особыми образовательными потребностями доступную и полезную для его развития модель интеграции, сохранив во всех случаях необходимую специализированную психолого-педагогическую помощь.
В соответствии с требованиями ФГОС образовательная организация должна создавать дифференцированные адаптированные основные образовательные программы (АООП) с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с ОВЗ.
В структуре каждого варианта АООП для обучающихся с ОВЗ представлены:
• пояснительная записка, в которой раскрыты цели и задачи АООП, срок ее освоения;
• представлена краткая психолого-педагогическая характеристика обучающихся;
• планируемые результаты освоения обучающимися АООП 00;
• система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения АООП 00;
• содержание образования;
• программа формирования базовых учебных действий;
• программы учебных предметов, курсов;
• программа нравственно-патриотического развития;
|
• программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
• программа коррекционно-развивающей работы;
• программа внеурочной деятельности;
• учебный план, включающий календарный график организации учебного процесса (примерный календарный учебный график);
• условия реализации ООП (основной образовательной программы):
—кадровые условия,
—финансово-экономические условия,
—материально-технические условия;
• варианты обучения в инклюзивном пространстве:
—посещение,
—надомное обучение,
—дистанционное обучение.
Некоторые обучающиеся по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации. В таких случаях на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по специальным индивидуальным программам развития организуется на дому или в медицинских организациях.
Также администрацией образовательных организаций должны быть предусмотрены занятия различных специалистов на дому, консультирование родителей.
При сопровождении ребенка в школе применяются следующие модели интеграции(включения):
— комбинированная — дети (по 1—2 чел.) с уровнем психофизического, интеллектуального и речевого развития, соответствующим или близким возрастной норме, имеющие навыки самообслуживания, обучаются в обычных классах и получают систематическую коррекционную помощь педагога-дефектоло-га и психолога;
— частичная — дети (1—2 чел.), еще не способные наравне со здоровыми сверстниками овладевать программными требованиями, пребывают часть дня или неполную рабочую неделю в классе нормально развивающихся сверстников;
|
— временная — вне зависимости от уровня психофизического, интеллектуального и речевого развития и навыков самообслуживания объединяются со здоровыми детьми 1—2 раза в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
Родители должны знать и понимать:
— инклюзия будет эффективна в полной мере только для тех детей с ОВЗ, которые по уровню психофизического, интеллектуального и речевого развития соответствуют возрастной норме, имеют навыки самообслуживания и психологически готовы к совместному с нормально развивающимися сверстниками обучению (по 1—2 чел. включаются в обычные классы образовательных организаций);
— общеобразовательные организации (детские сады, школы) не выполняют полностью коррекционных задач;
— родители могут присутствовать в школе (классе) на усмотрение администрации, они должны нести ответственность наравне со специалистами за составление специальной индивидуальной программы реабилитации.
В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности, акцент делается на разработку индивидуальной образовательной программы (ИОП), где раскрывается смысл понятия «специальные образовательные условия»: образовательные программы, средства коммуникации, педагогические, психолого-педагогические услуги, без которых освоение специальной программы невозможно.
Ресурсные классы
Сегодня создают специальные классы для детей с ОВЗ — автономные и ресурсные. Они уже существуют в образовательных организациях Москвы.
В англоязычной литературе можно найти несколько определений ресурсного класса. Это помещение в школе, где ученики, имеющие трудности в обучении, могут получать дополнительную помощь с учетом их потребностей. Ресурсный класс обеспечивает право на образование любому ребенку и позволяет организовать обучение, соответствующее потребностям каждого ученика, в наименее ограничивающей среде.