Тьюторское сопровождение в процессе инклюзии




Тема: «Тьюторское сопровождение в процессе инклюзии»

Понятие тьютерство

Задачи тьютерства

Роли тьюторства

Ошибки и трудности тьюторского сопровождения

1.Обеспечение прав людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на полноценное участие в жизни общества, об­разование и социальную защиту — главные проблемы совре­менного мира. По экспертным данным ООН, к началу XXI в. в мире насчитывалось 200 млн детей с тяжелыми нарушениями умственного и физического развития, и лишь 2% из них по­лучали необходимую помощь.

Как граждане дети и подростки с нарушениями развития имеют право на образование. Это закреплено в Конституции РФ, Федеральном законе от 29.12.2012 «Об образовании в Рос­сийской Федерации», перечне мер по реализации Федераль­ных законов от 17.07.1999 «О государственной социальной по­мощи», от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Рос­сийской Федерации», а также в приказе Минздравсоцразвития России от 16.11.2004 № 195 «О Порядке ведения Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи».

В пакете социальных услуг предусмотрено, что каждый ребенок с нарушениями развития должен получать образова­тельные услуги.

Интеграционные процессы в России начались лишь в 90-е гг. XX в., благодаря ее вхождению в мировое образовательное пространство. Сегодня общее образование в нашей стране еще не соответствует международным нормам в области образова­ния лиц с ОВЗ. По мнению И.Ю. Левченко, насильственное насаждение интеграции (инклюзии), закрытие специальных (коррекционных) учреждений и экономия средств затрудняют процесс освоения обществом нравственных норм интеграции (И.Ю. Левченко, 2013).

В практике зарубежных стран в общеобразовательных ор­ганизациях реализуется тьютерство. Сегодня в России тью­тор — официально закрепленная должность работников об­щего, высшего и дополнительного профессионального образо­вания (приказы Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216-н и 217-н). Специальность «тьютор» внесена в «Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих» в раздел «Квалификационные ха­рактеристики должностей работников образования» (приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н).

Тьюторское сопровождение в процессе инклюзии

Число детей с ОВЗ растет с каждым годом. Их образова­ние по запросу родителей все чаще организуется в условиях общеобразовательных дошкольных и школьных учреждений. Поэтому профессия тьютора становится все более актуальной. Понятие «тьюторство» пришло в Россию из Великобритании. Феномен тьюторства возник в XIV в. в классических англий­ских университетах Оксфорде и Кембридже. Тьютор прикреп­лялся к каждому ученику и сопровождал своего подопечного в течение всего времени обучения.

Тьютор (от лат. tueor — заботиться, оберегать; англ. tutor — наставник) — специалист, сопровождающий учащегося или студента в процессе индивидуального обучения. Он участвует в разработке индивидуальных образовательных программ для своих подопечных. Однако миссия тьютора гораздо выше и масштабнее, чем простая помощь в учебе.

3.Тьютор — наставник, который сопровождает ребенка в про­цессе освоения им новой деятельности и организует условия для реализации его индивидуальной образовательной траектории.

В настоящее время в нашей стране специальность «тьютор» внесена в реестр профессий, определены квалификационные и иные характеристики данного специалиста (Приказ Минздрав-соцразвития России от 26.08.2010 № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руково­дителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификацион­ные характеристики должностей работников образования"»).

Для России тьюторство — принципиально новый вид пе­дагогики, хотя есть множество областей, где оно находит свое применение: социальная работа с проблемными семьями, де­ятельность детских садов, школ, колледжей и вузов, инклю­зивное и дистанционное образование. Компетенции тьютора включают в себя индивидуальные занятия с ребенком, но это не репетиторство. Репетитор — специалист в определенной области знаний, он лишь повышает уровень знаний. Тьютор же выстраивает весь образовательный процесс ребенка.

Тьюторство в образовании предполагает максимальную ин­дивидуализацию учебного процесса.

2.Чем индивидуализация отличается от индивидуального подхода? Тем, что:

ндивидуальный подход — замечательная практика, когда учитель или воспитатель находит особый подход к каждому подопечному. Допустим, какое-то математи­ческое действие не дается ученику, и учитель находит новый способ объяснения.

- А индивидуализация предполагает такую работу, когда ребенку дают знания и умения, исходя из его собственных интересов.

Тьютор — своего рода посредник между традиционным пе­дагогом и ребенком. Он анализирует интересы и проблемы детей, отслеживает, что в программе дается им с трудом, а к чему у них есть способности.

Если традиционный педагог может в досаде махнуть рукой на нерадивого ученика, то тьютор должен найти к нему под­ход, разработать индивидуальный маршрут освоения знаний. Он помогает сформировать учебные интересы, а в итоге — найти свое призвание.

В некоторых случаях присутствие тьютора рядом с ребен­ком жизненно необходимо. В первую очередь это касается инклюзивных школ и детских садов. Такие учреждения по­сещают не только практически здоровые дети, но и те, кому требуются особые условия. Это дети с ОВЗ.

Если ребенок плохо видит или слышит, если ему трудно хо­дить из-за перенесенной травмы или детского церебрального паралича (ДЦП), если у него нарушена речь или есть интеллек­туальные проблемы, он может учиться среди обычных сверстни­ков, у которых таких проблем нет. Но для этого ему нужна по­мощь тьютора-воспитателя, или воспитателя-сопровождающего.

Во-первых, ребенку нужна физическая помощь. Детям с ДЦП тьютор помогает передвигаться, глухим или слабослы­шащим — усваивать информацию с помощью специальной аппаратуры или языка жестов и т.д.

Однако тьютор — не нянька. Его работа не сводится к еже­минутному обслуживанию ребенка. Он общается со своим подопечным столько, сколько это действительно необходимо, и поэтому может опекать сразу нескольких детей в классе или в учреждении. Иногда требуется постоянное сопровожде­ние, иногда — время от времени, на определенных уроках и занятиях. Главная задача такого педагога — поддерживать в ребенке стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обычной жизнью среди сверстников.

Тьютор-воспитатель помогает подопечному установить кон­такт со сверстниками. А здоровым детям собственным приме­ром показывает, как нужно относиться к людям с ОВЗ, чем и как им помогать.

Тьютор также проводит дополнительные занятия с вос­питанниками, координирует работу всех специалистов груп­пы сопровождения — логопедов, психологов, дефектологов, инструктора по лечебной физкультуре.

Если все организовано правильно, совместная учеба здоро­вых и «особых» детей идет на пользу и тем и другим. Первые привыкают не прятаться от чужих проблем, и в будущем у них не будет барьеров в общении с лицами с ОВЗ. Соответствен­но и дети-инвалиды вырастают полноценными гражданами, готовыми самостоятельно строить свою жизнь среди людей.

Дипломированных тьюторов мало, педагогами-сопрово­ждающими в школах работают подготовленные социальные педагоги, воспитатели и даже родители детей с ОВЗ. А так­же волонтеры-студенты, ученики старших классов, которые не рассчитывают на какие-то блага лично для себя, а просто хотят помочь или научиться чему-то новому. Однако если в качестве тьютора выступает мама ребенка, это повышает риск чрезмерной опеки, тормозящей его развитие. А волонтер не может посвящать воспитаннику с ОВЗ все свое время. Кроме того, обычно роль волонтеров сводится к тому, что они оказы­вают помощь физическую и в общении с одноклассниками. А о профессиональной педагогической помощи тут речи не идет.

Так что потребность в профессиональных тьюторах очевид­на. И со временем она будет только расти. Тьюторы работают в основном в школах и детских садах, в которых введена ин­клюзия или используются альтернативные программы.

Профессия тьютора предполагает желание помогать. А при работе с «особыми» детьми необходимо безусловное их прия­тие. Раздражительность и властность, свойственные многим учителям, в этой профессии неуместны. Тьютор должен вла­деть педагогическими технологиями, методиками индивиду­ального планирования учебного процесса.

В каждом инклюзивном классе (в Великобритании, Фран­ции) введена ставка тьютора-воспитателя. Он находится рядом с ребенком в течение всего рабочего дня, сидит с учеником за одной партой, занимается с ним физкультурой, отводит на обед.

Тьютор не вмешивается в работу ребенка, только направ­ляет, если это нужно, кроме того, он помогает выстраивать отношения с другими детьми. Тьюторы вместе с родителями посещают кружки, студии и т.п., а вместе с детьми осваивают новые для них умения и навыки, чтобы понять, что именно за­интересует ребенка, что окажется полезным для его развития.

При работе в инклюзивном детском саду или школе необ­ходимы познания в области специальной (коррекционной) пе­дагогики. Российские вузы начали готовить тьюторов недав­но. Чтобы получить специальность тьютора, нужно окончить педагогический вуз, в котором имеется кафедра тьюторского сопровождения образовательной деятельности. Также специ­алисты образовательных учреждений могут повысить свой профессионализм на базе курсов повышения квалификации, в том числе дистанционно.

Основная задача тьютора — подготовить условия для об­разования ребенка с ОВЗ в системе образовательного учре­ждения.

3.Задачи тьютора:

сопровождать ребенка в его жизненной среде;

создавать условия для образования ребенка с ОВЗ в системе образовательного учреждения;

заниматься с ребенком (индивидуальные занятия);

сотрудничать с семьей в вопросах развития и образования ребенка, оказывать помощь в подборе развивающих, кор-рекционных и образовательных программ;

осуществлять правовую и образовательную поддержку семьи в реализации прав ребенка во всех социальных институтах. Специалист-тьютор:

проектирует и организует предметно-игровую среду для конкретных игровых и образовательных ситуаций;

создает открытые коммуникативные пространства для ре­бенка в социуме, развивает и поддерживает стремление к самостоятельности, чтобы в дальнейшем он мог жить обыч­ной жизнью среди сверстников;

разрабатывает инструментарий для индивидуального со­провождения ребенка и ведет соответствующую докумен­тацию (карты, дневники и т.д.);

осуществляет мониторинг уровней развития ребенка, рефлек­сию и саморефлексию деятельности, практикует супервизию;

разрабатывает и реализует индивидуальную программу развития ребенка, исходя из его возрастных и индивиду­альных особенностей и возможностей;

проводит занятия с ребенком по направлениям индивиду­альной программы в соответствии со своей профессиональ­ной квалификацией;

организует встречи с родителями, педагогами, врачами в рамках социального партнерства в интересах ребенка.

4. Ошибки тьюторского сопровождения

—Часто наблюдаются ситуации, когда тьютор проявляет чрезмерную заботу, гиперопеку по отношению к ребенку с ОВЗ и забывает об истинных задачах.

Рассмотрим ошибки тьюрского сопровождения.

Пример 1. Во время занятия в кругу учитель (воспитатель) просит всех детей вернуться на свои места. Дима не двигается, и тьютор говорит ему: «Вернись на место», потом берет ребен­ка за руку и возвращает его.

Ошибка тьютора. Тьютор не должен сразу предоставлять вербальные подсказки в ситуациях, в которых ребенок должен научиться реагировать на происходящее.

Рекомендации. Тьютор должен подсказывать таким об­разом, чтобы его было мало видно и слышно, насколько это возможно, особенно когда ребенок с ОВЗ учится реагировать на подсказки в естественных условиях. Он должен стараться вести себя, скорее, как сопровождающий, а не как учитель.

Решение ситуации. Во время занятия в кругу учитель (воспитатель) просит детей вернуться на свои места. Тьютор немедленно начинает направлять Диму к месту, стоя позади него, и указывает туда, куда направляются другие дети (с по­мощью карточки или жестом руки).

Пример 2. Учитель просит детей достать учебник по матема­тике. Тьютор ждет, чтобы посмотреть, достанет ли Дима свой учебник (обычно он этого не делает). После того как другие дети уже достали свои книги, тьютор сам достает учебник Димы.

Ошибка тьютора. Тьютор не должен выполнять за ребенка действия, он только помогает (направляет ребенка).

Рекомендации. Немедленные действия тьютора не направ­ляют ребенка, а только убивают его инициативу. Необходи­мо дать время, чтобы ребенок взял на себя решающую роль, когда тьютор начнет уменьшать подсказки.

Решение ситуации. Учитель просит детей достать учебник по математике. Тьютор привлекает внимание ребенка, указывая на то, что делают другие дети, а затем направляет его руку к ящику в его парте. Или он показывает карточку-подсказку с изображением книги. Подсказки постепенно уменьшаются. На­конец, тьютор время от времени задерживает подсказку, чтобы проверить, будет ли ребенок действовать самостоятельно.

Пример 3. На детской площадке Дима бежит к качелям. Тьютор говорит ему пойти и поиграть несколько минут с дру­гими детьми. После этого Дима возвращается к качелям.

Ошибка тьютора. Тьютор подсказывает ребенку, что нуж­но общаться с ровесниками, но никогда не говорит другим детям о том, как общаться с Димой. А он должен научить и других детей общаться с ребенком с ОВЗ.

Рекомендации. Тьютор должен попытаться заручиться по­мощью учеников, которые демонстрируют интерес к ребенку. В некоторых случаях тщательно спланированный разговор с учениками помогает им осознать, как они могут помочь ему стать частью их класса. Когда ровесники знают, как они мо­гут общаться с ребенком, то начинают прикладывать усилия, чтобы продолжать это общение.

Решение ситуации. На детской площадке Дима немедлен­но бежит к качелям. Тьютор подходит к двум детям, которые проявляли интерес к мальчику, и говорит: «Я думаю, что Диме понравится тоже играть в салочки, но мне кажется, он не знает, что делать, чтобы играть с вами. Можете спросить его, хочет ли он с вами поиграть, и помочь «му убегать от того, кто салит?» Тьютор может предложить и более конкретные рекомендации для игры: «Возьмите его за руку, если он не бежит за вами».

Пример 4. Дима много времени тратит на письменные рабо­ты. Он сразу приступает к раскрашиванию картинок, но тянет с выполнением других заданий. Тьютор позволяет ему начать раскрашивать картинки.

Ошибка тьютора. Тьютор должен выстроить четкий план ра­боты сопровождения ребенка с ОВЗ, а не идти у него на поводу.

Рекомендации. Предпочитаемые занятия нужно использовать как поощрение за выполнение менее интересной деятельности. Тьютор должен постоянно отвечать на вопросы: «Что нравится этому ребенку в школе?», «Что ему не нравится в школе?».

Решение ситуации. Тьютор говорит ребенку: «Я знаю, что тебе нравится раскрашивать, но сначала мы с тобой напишем, а потом раскрасим». Раскрашивание — поощрение для ребенка с ОВЗ.

Российские специалисты в области тьюторского сопрово­ждения детей с ОВЗ отмечают, что инклюзивная практика тьюторского сопровождения осуществляется поэтапно. Чаще всего выделяются четыре этапа:

1) диагностико-мотивационный (тьютор оценивает ситу­ацию, стимулирует ребенка к адаптации к интеграционной среде);

2) проектировочный (тьютор осуществляет поиск индиви­дуальных интересов ребенка, планирует совместную деятель­ность);

3) реализационный (сопровождение ребенка с ОВЗ);

4) аналитический.

В своей деятельности тьютор использует разнообразные формы сопровождения не только ребенка, но его родителей (законных представителей) и др.: индивидуальную консульта­цию (беседу), групповую консультацию, учебный тьюторскии семинар, тренинг.

В практике тьюторской деятельности возникают и различ­ные трудности, в числе которых:

—недостаточное методическое обеспечение профессиональной деятельности;

—работа с большим количеством документации;

—формализм в оценке результатов деятельности специалиста и др.;

—отсутствие необходимых условий для индивидуализации образовательного процесса;

—недостаточная мотивация обучающихся. Проблемы тьюторства:

 

— тьютор не должен быть сам по себе, необходимо разви­тие движения и профессионального объединения тьюторов с целью аккумулирования и трансляции опыта на разных уров­нях и моделях;

— при подборе тьютора необходимо знать его личностные характеристики и особенности, совместимость с ребенком и его родителями (законными представителями);

— необходимо организовать сопровождение родителей. Остро стоит проблема эмоционального выгорания родителей (мам) детей-инвалидов. Высока потребность в группе(ах) под­держки, специалистах (система сопровождения семьи от момен­та постановки диагноза на всех уровнях — семейный тьютор), общественных и социально ориентированных некоммерческих организациях, благотворительных фондах с целью психоло­го-педагогической реабилитации, социальной адаптации, соци­ализации и поддержки родителей, интеграции семьи в социум.

Что хотят родители от тьютора?

• Тьютор должен сопровождать учебный процесс ребенка и доводить до родителей необходимую информацию о его об­разовании и развитии.

• Тьютор должен быть посредником между ребенком и учи­телями, ребенком и другими детьми, организатором взаимо­действия и совместной деятельности детей.

• Тьютор оказывает ребенку психологическую поддержку во время учебного процесса и во внеурочное время.

• Тьютор ведет дневник наблюдений и знакомит с ним ро­дителей (обратная связь).

• Тьютор оказывает психологическую поддержку членам семьи ребенка и выступает посредником между родителями и педагогами, администрацией, между учителями.

В ходе введения тьюторства было выявлено следующее:

—запрос и ожидания семьи в отношении оказания услуг образовательными организациями по большей части не оправ­дались;

—в течение года ребенку не были предоставлены тьютор и дефектолог, прописанные в индивидуальной программе ре­абилитации и заключении ЦПМПК;

—не установлен продуктивный контакт между родителями и администрацией, родителями и учителями, родителями и другими родителями. Напротив, между участниками образо­вательных отношений сложились напряженные отношения.

Опыт деятельности образовательных организаций по введению тьюторства

В сопровождении (ассистентах) и тьюторах остро нуждались несколько детей с ДЦП (один из них с очень тяжелой формой

ДЦП).

Мамы вынуждены были сопровождать своих детей во время учебного и реабилитационного процесса самостоятельно.

Налицо эмоциональное выгорание, физическая и психоло­гическая усталость родителей.

Для мам не было организовано место отдыха и питания, а также помощь специалистов по реабилитации.

Нескольких детей с ДЦП (на инвалидной коляске и ходун­ках) во время перемен и во внеурочное время сопровожда­ли необученные сотрудники школы (педагоги, специалисты службы социально-психологического сопровождения), выну­жденные совмещать основную работу с неоплачиваемой на­грузкой и оставлять без присмотра других детей.

Сотрудники образовательного учреждения не обладали знаниями, навыками и умениями обращения с инвалидной коляской и ребенком с ДЦП, осуществляющим передви­жение с помощью ходунков, а также с особенностями его развития, психологией и этикой взаимодействия с такими детьми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: