Приемы для разучивания песен




Тюменская государственный институт культуры

КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине «Педагогическая практика»

Тема: «Народная манера пения»

 

Работу выполнил:

Студентка 3 курса

специальности «Музыкальное

искусство эстрады» по виду

«Эстрадное пение»

Кравец Оксана Андреевна

Работу проверила:

Тарасова Наталья

Александровна

 

 

Тюмень 2017 г.


Содержание

Введение

1. «Дыхание»

2. «Дикция»

3. «Распевка»

4. «Приемы для разучивания песен»

Заключение

Список литературы


Введение

Народная манера пения – это, прежде всего, условие правильного пения, где выявляются: органическое сочетание слова и звука, ясная дикция, свободная артикуляция, звонкость гласных, легкий, свободно льющийся открытый звук.

Пение в народной манере доступно детям, отвечает природе голоса и в значительной мере развивает вокальные данные. Очень важно, чтобы при обучении детей сольному пению в репертуаре всегда были русские народные песни. Только их исполнение подготавливает детей к правильному интонированию. Манера, в которой исполняется произведение, развивает голос, тренирует и укрепляет голосовой аппарат, вырабатывает хорошее дыхание. Свободное и легкое извлечение звука, развивает музыкальную память и слух, делает пение естественным и непринужденным.

При обучении народному пению нужно соблюдать всеобщие компоненты вокального искусства ­­‒ основные певческие навыки:

1. Правильное дыхание.

2. Единая манера звукообразования.

3. Подвижность артикуляционного аппарата.

4. Чистота интонирования.

Главным принципом обучения является сохранение певческой народной традиции:

1. Дыхание: протяжное, гибкое, подвижное.

2. Дикция.

3. Естественный, близкий к разговорной речи звук.

4. Грудное звучание.

Народная манера исполнения основана на особенностях диалекта, музыкального языка и исполнительского опыта ряда поколений народных певцов одной местности. Мастера традиционного пения бережно сохраняли и передавали из поколения в поколение приемы и способы исполнения народных песен.

 

 

Дыхание

Для того чтобы научится красиво петь, нужно петь правильно. А что такое правильное пение? Это опора. Фундаментом, основой голосообразования является дыхание. Основа правильного дыхания ‒ работа диафрагмы (дыхательная мышца, служит перегородкой между грудной и брюшной полостью). Ощутить работу диафрагмы можно при кашле и чихании, а так же во время выполнения специальных дыхательных упражнений.

Примеры дыхательных упражнений:

1. Имитируем работу пылесоса: взять дыхание ‒ рёбра расширяются, живот немного втягивается, и выдыхать, как бы дуя на пушинку, не давая ей опуститься.

2. Нюхаем цветы: на счёт раз – три коротких вдоха в живот, на два – выдох из живота.

3. Подул лёгкий ветерок (ш-ш-ш), затем сильнее и сильнее.

4. Кликать друг друга «Ау-у!», «Эй–й»! – руки сложить у губ, подача голоса вперёд.

5. Надули много ярких воздушных шаров (глубокий вдох на 1, на 2 – выдох «Ш-ш-ш» или «С-с-с»).

Дикция

Под дикцией понимается ясное отчётливое произношение звуков с правильной артикуляцией, умение в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти:

1. Свободно опустить нижнюю челюсть, беззвучно и протяжно на одном вдохе произносить гласные звуки «А-а-а», «Я-я-я», «О-о-о», «Ё-ё-ё», «И-и-и». Затем произносить те же гласные звуки, но уже в голос.

2. Произносить согласные звуки сначала беззвучно, а затем в голос: «С-с-с», «З-з-з», «Ш-ш-ш», «Ж-ж-ж».

Упражнения для развития подвижности губ:

При вялости губ страдает чёткость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так, для произнесения звуков «У», «Ю» требуется вытянуть губы вперёд трубочкой; звуков «О», «Ё» – округлить губы; «С», «З» – растянуть в улыбке.

1. Упражнение: «Бр-р-р-р» ‒ вибрация губами.

2. Растянуть губы в улыбку, вытянуть губы в трубочку, снова растянуть в улыбку ‒ упражнение заключается в чередовании двух позиций.

Для отработки чёткости и ясности произнесения звуков и слов полезно использовать скороговорки. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчётливо произнося каждое слово, каждый звук. Постепенно темп ускоряется, но нужно следить за тем, чтобы чёткость и ясность произношения не снижалась.

Примеры скороговорок:

1. Ехал Грека через реку, видит Грека ‒ в реке в реке рак, сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку «цап!».

2. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

3. В недрах тундры выдры в гетрах тырят в ведрах ядра кедра.

Произноситься в медленном темпе тихо, затем темп увеличивать и произносить громче и с выражением удивления, с восторгом.

Распевка

Развитие голоса и манеры следует начинать с песен в пределах терции, кварты с постепенным увеличением интервала. Большую помощь, как это принято в народной традиции, оказывает разучивание попевок «на слух», с голоса педагога.

Попевки на одном звуке:

1. «Ты моя, моя долина, ты моя, моя долина. Ты моя-я-я, ты долинушка моя». Четкое и ясное произношение. Близко-высокий выброс гласной буквы с одновременной её опорой на точку грудного резонирования.

2. «Зелены луга». Замена одной гласной на другую «Е-э», «Ы-э».

Осваивать упражнения в умеренном темпе, постепенно доводить до быстрого.

 

Приемы для разучивания песен

1. Прохлопываем ритмически сложные фразы.

2. Проигрываем трудные мелодические обороты, пропеваем без музыкального сопровождения.

3. Работа над чистотой интонации. Также необходимо следить за дыханием, ощущать пульсацию, держать темп.

Добиваясь от ребёнка чёткой и ясной дикции, активной артикуляции в пении, необходимо: проговаривать песенную фразу в разговорной манере, без напряжения мышц лица и гортани; пропевать песенную фразу нараспев в два-три раза медленнее, следя за артикуляцией рта.

Важно сохранять в народном пении речевой характер артикулирования. Положение языка играет важную роль в народном пении. Язык должен быть плотно прижат к нижней челюсти (как бы ложечкой) и упираться в нижние резцы, что обеспечивает «вынос» голоса наружу. Все буквы нужно формировать на кончике языка и на губах.


Заключение

Одна из самых серьёзных певческих задач при обучении детей народному пению – выработка единой манеры пения, простой и естественной. Звук должен быть светлым, ярким и лёгким. Нельзя петь резким, крикливым звуком. Прежде всего, педагог должен отчётливо представлять, какую именно манеру будет осваивать ребенок. Важный момент в народном вокале – «разговорность» пения. Петь так, как говоришь ‒ главный принцип народного пения.

 

 


 

Список использованной литературы:

1. Каршинова Л. В. «Народная культура»:-Методическое пособие.-М.,2001.

2. Калугина Н.В. «Методика работы с русским народным хором.-М.,1977.

3. Мешко Н. «Искусство народного пения»: Практическое руководство и методика обучения искусству народного пения. Часть 2.-М.,2000.

4. Шамина Л.В. «Развитие певческого голоса и навыков народного пения у детей». Музыкальный фольклор и дети: научно-методическое пособие. Сост. Л. В. Шамина - М: РАН,1992.

5. Шамина Л. В. Школа русского народного пения.- М.,1997.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: