Об истинном христианстве
КНИГА ПЕРВАЯ Предисловие
Глава 1. Об образе Божием в человеке
Глава 2. О падении Адама
Глава 3. Об обновлении во Христе
Глава 4. Об истинном покаянии
Глава 5. Об истинной вере
Глава 6. Как в человеке исполняется слово Божие
Глава 7 Как Закон Божий написан в сердце
Глава 8. Без покаяния никто не может утешаться Христом
Глава 9. Нехристианскою жизнью человек отрекается от Христа
Глава 10. Жизнь мира сего противоречит Христу
Глава11. Истинный христианин последует Христу своей жизнью
Глава 12. Истинный христианин умирает для мира и живёт во Христе
Глава 13. Христианин умирает для мира ради любви Христовой
Глава 14. Христианину надлежит возненавидеть душу свою в мире сем
Глава 15. Ветхий человек должен в нас умереть, новый — жить
Глава 16. В истинном христианине непрестанно борются дух и плоть
Глава 17. Наследие и благо христианина — не в этом мире
Глава 18. Не должно предпочитать временное вечному
Глава 19. Смиреннейший в сердце своём всех любезнее Богу
Глава 20. Истинное покаяние исправляет жизнь
Глава 21. Об истинном богослужении Глава 22. Христианин познаётся по любви
Глава 23. Христианин должен устраняться от мира сего
Глава 24. О любви к Богу и к ближнему Глава 25. О любви к ближнему в особенности
Глава 26. Почему надлежит нам любить ближнего Глава 27 Почему должно любить врагов
Глава 28. Надлежит больше любить Творца, чем творения
Глава 29. Бог отнимает благодать, если мы не примиримся с ближними
Глава 30. О плодах любви Глава 31. Самолюбие разоряет прекраснейшие дары Божий
Глава 32. Не дары являют христианина, но вера, действующая любовью
Глава 33. Бог не смотрит на лица, но на сердце
Глава 34. Человек не может совершить своё спасение, но только Бог
|
Глава 35. Без христианской жизни вся учёность тщетна
Глава 36. Кто не живёт во Христе, тот не уразумеет Писание
Глава 37 Кто не следует Христу, тот пребывает во тьме
Глава 38. Корень ересей и лжеучений — нехристианская жизнь
Глава 39. Чистота учения хранится не словопрениями
Глава 40. Правила христианской жизни
Глава 41. Изложение содержания первой книги
Глава 42. Заключение первой книги
Предисловие
Что заставило думавшего о медицинской карьере и не получившего специального богословского образования Арндта стать не врачом, а пастором? Биографии Арндта приводят два случая, сильно повлиявшие на него. Первый — это некая тяжёлая болезнь, которую он перенёс в годы учёбы. Телесные страдания и близость смерти заставили его серьёзно задуматься о духовной жизни. Второй случай произошёл в Базеле. Купаясь в Рейне, Арндт стал тонуть, и непременно бы погиб, если бы на выручку ему в воду не бросился его товарищ и не спас его. Увидев в этом явное действие Божие, Арндт решил целиком посвятить себя на служение Богу. В маленьком провинциальном Анхальте, судя по всему, ощущалась нехватка пасторов, так что Арндт получил ординацию и без специального образования. Впрочем, общие богословские сведения, получаемые тогда в университетах, были достаточны для несения этого служения, к тому же Арндт, как свидетельствуют списки книг, которые он покупал, постоянно восполнял пробелы в своём образовании самообучением.
Пастырское служение Иоганна Арндта в Анхальте закончилось конфликтом с властями и изгнанием Арндта с родины. Чтобы понять суть этого конфликта, нужно сделать небольшое отступление, касающееся истории становления протестантских церквей в Германии.
|
В противоположность Кальвину Лютер не делал попыток излагать свои мысли в виде какой-либо системы. Его взгляды формировались и высказывались либо под влиянием переживаемых им личных внутренних, духовных процессов (особенно это касается раннего, монашеского, «мистического» Лютера), либо — по большей части — входе толкования и перевода Священного Писания, либо как отклики на те или иные текущие церковные и политические события. Филипп Меланхтон (1497-1560), фигура в деле созидания Лютеранской Церкви не менее значимая, чем Лютер, старался приводить взгляды последнего в систему. При этом сказывался гуманистический настрой Меланхтона, а также его мягкость и уступчивость: он всегда стремился, насколько возможно, достигать со всеми компромисса. Например, первый вероучительный документ лютеранства — составленное Меланхтоном и одобренное Лютером Аугсбургское Исповедание, представленное императору Карлу V на рейхстаге в Аугсбурге 25 июня 1530 года, — Меланхтон впоследствии, чтобы примириться с кальвинистами, переделывал, что вызывало возмущение в лютеранской среде.
После смерти Лютера в 1546 году между его последователями возникли споры и разделения. Основными спорящими сторонами были, с одной стороны, «филипписты», сторонники Меланхтона, с другой — «гнесио-лютеране», во главе с доведшим многие идеи Лютера до гипертрофированной степени очень жёстким и упрямым Матиасом Флацием (1520-1575); о сути дискуссии ниже. Споры доходили до крайней ожесточённости, и Лютеранская Церковь всё более остро осознавала необходимость привести своё вероучение в законченную систему и прекратить внутрицерковную рознь, имея в виду ещё и то, что, пользуясь всеми этими нестроениями, кальвинизм, представлявшийся многим более последовательным и ясным, оказывал своё сильное влияние на лютеран. В 1569 году саксонским курфюрстом Августом была инициирована работа над составлением так наз. «Формулы согласия», к которой были привлечены ведущие лютеранские богословы.
|
Написание этого вероучительного документа было завершено к 1577 году, и его принятие действительно положило конец десятилетиям догматических споров внутри лютеранства.
Однако не все лютеранские земли приняли «Формулу согласия»; в числе таковых было и Анхальтское княжество. Не ограждённые догматическими рамками «Формулы» правители Анхальта всё более и более склонялись к кальвинизму, что приводило к изменениям в практике совершения таинств, в вопросах, касающихся церковных изображений, богослужебного распорядка и проч. В частности, в 1590 году от светских и церковных властей княжества вышло распоряжение изъять из чина Таинства Крещения запретительные молитвы, в которых идёт речь об отгнании злых духов от новокрещаемого. Арндт решительно воспротивился этому, со всей ревностью отстаивая традиционное церковное учение. В сентябре 1590 года власти потребовали от Арндта прекратить практику чтения этих молитв. 10 сентября Арндт официально отказался исполнить это требование, и 21 сентября он был отрешён от должности и выслан за пределы княжества. Это был единственный случай такого рода; прочее духовенство не спорило с властями.
Узнав об этом, городской совет Кведлинбурга — свободного имперского города, находившегося в нескольких километрах от Падеборна, но уже по ту сторону анхальтской границы — пригласил изгнанника к себе. Уже 29 сентября состоялся переезд, и Арндт получил место в церкви св. Николая. Здесь он погрузился в пастырскую работу, которая во многом способствовала формированию его взглядов, приведших к написанию книги «Об истинном христианстве». Столкнувшись с нравственным состоянием своей паствы, Арндт воочию убедился в том, что сегодня в историко-богословской науке называется «Fr mmigkeitskrise» — «кризисом благочестия» в лютеранстве рубежа XVI—XVII веков.
Глава 1. Что есть образ Божий в человеке
"Обновитесь духом ума вашего, облекитесь в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины." Еф.4 главе 23–24 стих.
Образ Божий в человеке есть: сообразность человеческой души, ума, духа, мыслей, сердечных чувствований, воли, и всех внутренних и наружных, телесных и душевных сил; с Богом и Святой Троицей, и всеми Ее Божественными качествами, добродетелями: с волей Ее и свойствами.
Ибо так советовалось с Самим Собой Святое Триединство: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле сказано в Книге Бытие 1 глава, 26 стих.
Отсюда видно, что Святая Троица изобразилась в человеке дабы в душе его: уме, воле и сердце, словом во всей жизни и поступках человека являлось в силе одна только божественная святость, правда и благость, подобно тому, как в святых ангелах нет ничего, кроме божественной любви, сил и чистоты; почему Бог и восхотел иметь в них веселие Свое и благоволение, как в чадах Своих.
Ибо, как отец видит самого себя в чаде своем, и о нем радуется; так и Бог веселился о человеке сказано в книге Притчи 8 глава 31стих. Хотя Господь Бог благоволил обо всех своих, однако в особенности зрел Он веселие Свое в человеке, потому что образ Его сиял в нем в высочайшей невинности и ясности. Потому Бог даровал при сотворении три главнейшие силы душе человеческой: Ум, Волю и Память. Эти силы Святая Троица рождает и сохраняет, освящает и прославляет, и украшает их делами и дарами благодати Своей.
Образ есть то, в чем можно видеть подобие чего–либо; и не может быть образа, который не имел бы подобие изображаемой им вещи, как в зеркале не может явиться никакой образ, если оно не примет подобия или подобного вида чего–нибудь другого; и чем светлее зеркало, тем чистее является образ: так чем чище и непорочней душа человеческая, тем светлей, сияет в ней образ Божий.
Бог сотворил для того человека чистым, беспорочным и неоскверненным со всеми телесными и душевными силами, что бы в нем видим, был образ Божий; и при том не как мертвая тень в зеркале, но как истинное, живое изображение и подобие невидимого Бога и Его неизреченного прекрасного, внутреннего, сокровенного вида: то есть, образ Божественной премудрости Его в уме человека; образ Его благодати, долготерпения, кротости и терпения в нраве человека; образ любви Его и милосердия в сердечных чувствований; образ Его правды, святости, непорочности и чистоты, в воле; образ снисходительности, нежности и истины во всех телодвижениях и словах; образ всемогущества в данном ему господстве над всею землею, и в страхе, который дано ему было вселять во всех зверей; образ вечности в бессмертии души человека. Из этого человек должен был почерпать познание Бога и самого себя:
Бога Творца своего так, что Бог есть все, и единственное высочайшее Существо, от Которого все имеет бытие свое; также, что Бог есть все то существенно, чей образ человека носил в себе: ибо, так как человек есть образ благости Божьей, то Бог должен быть Существенно высочайшим и единственным благом, Он должен быть Существенно Любовью, Существенно Жизнью, Существенно Святым. Поэтому и всякая честь, хвала, слава, величие, крепость, власть и сила подобает Богу, и никакой твари: но Единому Богу, Который все это есть Существенно. Когда некто, почитавший Господа за простого обыкновенного человека, спросил Его: Учитель Благий! Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? То Господь отвечал: что ты называешь Меня Благим? Никто не благ, как только один Бог сказано в Евангелие от Матфея 19 глава 16–17 стих. То есть: Бог один Существенно благ, а без Него и вне Его не может быть истинного блага.
Себя же самого человек должен был познавать из образа Его так, что надлежало существовать различию между человеком и Богом. Человек не должен был сам быть Богом, но Божьим образом, подобием, изображением и отпечатком, в котором единственно Бог хотел быть зрим; так, что в человеке ни что другое не долженствовало жить, светить, хотеть, любить, помышлять, говорить, действовать, радоваться, кроме самого Бога. Если бы что другое обнаружилось в человеке, что не Сам Бог производит и творит в нем, то человек не мог бы быть образом Божьим, но, был бы образом того, кто в нем действует и в нем являет себя. До такой степени человек долженствовал быть предан Богу; и это есть полное беспрекословное повиновение воле Божьей, так что предоставляешь действовать в себе Богу, и отказываешься от своей воли.
Вот что, значит, быть совершенно преданным Богу; когда человек бывает простым, чистым, и святым орудием Божьем и святой Его воле, орудием всех Божественных дел, он не должен был иметь собственной любви, ибо Бог долженствовал быть его любовью; не должен был иметь ни собственной чести, ни собственного богатства: Бог долженствовал быть его честью, стяжанием и богатством, с исключением всякой любви к тварям и миру. Таким образом, ничто недолженствовало в нем быть, жить и действовать, кроме Единого Бога. В этом то и состоит высочайшая невинность, чистота и святость человека.
Действительно это высочайшая невинность, когда человек не творит своей собственной воли, но предоставляет Богу все в нем производить и совершать; это и есть величайшая простота, какую можно видеть в исполненном простоты младенце.
Таким образом, надлежало, чтобы Бог вполне обладал человеком, с внутренней и с внешней стороны, пример этому мы видим в Господе нашем Иисусе Христе, Который есть Совершенный образ Божий, потому что совершенно принес в жертву волю Свою, Небесному Отцу Своему, в величайшем послушании, смирении и кротости, без всякой собственной пользы и обладания, без всякого собственного услаждения и радости; но Он предоставлял Богу производить в Нем и чрез Него все, что Он ни мыслил, что ни говорил и ни делал. Словом: Его воля есть воля и благоволение Божье. Потому Бог и дал услышать с неба глас: Сей, есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение сказано в Евангелие от Матфея в3 главе,17 стих. Итак, Он есть истинный образ Божий, из Которого светит только то, что присуще Единому Богу, именно одна любовь и милосердие, долготерпение, кротость, благость, святость, утешение, жизнь и блаженство.
Таким образом, восхотел невидимый Бог соделаться видимым, и явиться во Христе, и дать в Нем познать Себя человеку. Хотя Христос в гораздо высшем смысле есть Образ Божий по Божеству Своему, именно: Он есть Сам Бог, образ существа его и сияние славы Его сказано в послании Святого Павла Евреям в 1 главе,3 стих; но мы теперь говорим только о том, как Он во Святом Своем вочеловечении жил и поступал.
В такой же святой невинности состоял образ Божий и в Адаме; и долженствовал, в истинном смирении и послушании, сохранить его и признать что он сам не высочайшее благо, а только образ высочайшего блага, в нем изобразившегося.
Но как он сам восхотел быть этим благом, то есть самим Богом, то и впал в самый страшный грех.
Во–вторых, человек должен был так познавать себя, чтобы чрез образ Божий соделаться способным к Божественной, сладостной любви, радости, миру, жизни, покою, крепости, силе и свету, дабы Бог был в человеке все во всем, Один в нем жил и действовал, и таким образом в человеке не было бы собственной воли, самолюбия, собственной чести и славы, но дабы Бог один был славою и честью человека и Один принимал хвалу. Ибо подобное способно подобному, а не противоположному, подобное радуется подобному, и находить в нем свою утеху: так хотел Бог явить Себя в человеке со всею Своею благостью. Столь совершенно Сообщительное благо есть Бог!
И, наконец, человек должен был из образа Божья так познавать себя, чтоб чрез него был соединен с Богом и в этом соединении состоял высочайший покой человека, мир, радость, жизнь и блаженство; напротив того, величайшее беспокойство и злополучие человека происходит, только тогда, когда он поступает против образа Божья, отвращается от Бога и лишается высочайшего вечного блага.
Молитва
Всесвятый Боже! Ты все сотворил добрым и преисполненным славы; в особенности же вверил нам, человекам, Твой образ, дабы мы, как Твои разумные твари на земле, в живом познании Тебя и в Твоей небесной премудрости были святы, праведны и истинны по примеру Твоему, и в теснейшем соединении и общении с Тобою наслаждались непрерывным блаженством.
Но мы должны устыдиться пред Тобою и с великою печалью признать, что мы по собственной своей вине утратили преславный Твой образ и сами себя лишили Твоего общения и всего блаженства. И не это одно должны мы горько оплакивать, но опыт научает нас и Твое истинное Слово свидетельствует нам, что мы уподобились сатане, прежде пред Тобою согрешившему и которого мы допустили прельстить себя. Ах, какая великая тьма обретается в нас! Как безумны все наши действия, склонности и предприятия!
О, как проникнуты мы ядом греха! Какая бездна развращения в нас! Как враждебно расположены мы к Тебе, Творцу нашему! Как неспособны мы ни к чему благому и каким беспокойством мучиться, и терзается наше бедное сердце! Ничего из всего блага, с которым Ты нас сотворил, не осталось у нас; напротив, все, что только можно назвать злым, находиться в нас.
Праведно мог бы Ты навеки отринуть нас и ввергнуть в бездну ада и отяготить нас, возмутившихся, вечным проклятием; но совсем иное обретается в Твоем любвеобильном сердце; Ты не хочешь смерти грешника, сердце Твое преисполнено состраданием к нам погибшим грешникам, Ты от вечности умилосердился над нами, бедными человеками, предопределил возлюбленнейшего Сына Твоего, Иисуса Христа, быть нашим Ходатаем и Искупителем, послал Его, как Спасителя нашего, в мир, и соделал Его для нас премудростью, правдою, освящением и искуплением, да будем чрез Него освобождены от вины, наказания и господства греха и обновлены во образ Твой. Да будет имя Твое вечно прославляемо! Непопусти нам оставаться в бедствии нашем. Избавь нас тварей Твоих, от руки Твоей и наших врагов. Произведи в нас Духом Твоим истинную перемену ума и сердца. Прости нам, Иисуса ради, все грехи наши и облеки нас Его правдою, дабы мы были угодны Тебе. Божественный свет, просвети нас! Небесная премудрость, научи нас! Божественная сила, проникни, укрепи, освяти нас и сообщи нам сообразное с Богом расположение духа!
Боже Отче, Сын и Святой Дух, возврати нам то, чего мы грехами нашими лишились, и действуй в нас во все продолжение жизни нашей, да будем здесь так приуготовлены, какими Ты хочешь зреть нас в вечности пред престолом Твоим, да некогда воспрянем по Образу Твоему и вполне насытимся, прославляя в радостной вечности, без всякого греха, со всеми святыми ангелами, Имя Твое. Услыши нас, Отче, Иисуса ради. Аминь!
Глава 2. Что есть падение Адамово
"Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие" сказано в послании Святого Павла Римлянам в 5 главе,19 стих.
Падение Адамово есть непослушание Богу, чрез которое человек отвратясь от Бога к самому себе, желал похитить у Бога славу Его, восхотев сам быть Богом, и чрез то лишился святого Образа Божия; то есть совершенной наследственной правды и святости, соделался помраченным в разуме, непослушным противоборствующим Богу в воле во всех силах сердца превратным и врагом Божьим, и этот грех чрез плотское рождение насаждается во всех человеках, и наследуются ими; чрез это непослушание человек становится духовно мертвым, чадом гнева и осуждения, если не будет искуплен Христом.
Поэтому ты, простодушный христианин,не должен считать падение Адамово за какой -либо малозначащий и неважный грех, как будто–бы он состоял просто в том, что Адам отведал плода; нет, падением его было то, что он восхотел сам быть Богом; тоже самое было и падением сатаны. Это ужаснейший и гнуснейший грех. Это падение произошло сперва в сердце его, а потом уже чрез вкушение плода обнаружилось и соделалось явным.
Некоторым образом, можно видеть это в падении и грехе Авессалома, он был сын царский; прекраснейший из мужчин, в котором совершенно не было никакого недостатка; он был сыном весьма любезным отцу своему, как это видно из слез Давида о нем во 2-ой книге Царств в 14 главе, 25 стих и в 18 главе,33 стих. Этими преимуществами не захотел Авессалом довольствоваться, но возжелал сам быть царем, и похитил у Давида царскую честь. Когда он замыслил это в сердце в своем, то соделался заклятым врагом своего отца и стал умышлять на жизнь его, каксказанов 15 главе, 2-ой книги Царств.
Так и Адам, был сыном Божьим; прекраснейшим из всех творений, так что не было в нем никакого порока или недостатка, ни в теле, ни в душе; и был он также любезным Богу чадом. Когда же он не удовольствовался этой славой, но восхотел сам быть Богом, то соделался врагом Божьим, и если б то было возможно, то он уничтожил бы Бога.
Итак, мог ли быть грех гнуснее этого греха? Из него проистекли следующие пагубные последствия: во–первых, человек уподобился сатане в сердце своем, ибо они оба совершили одинаковый грех; человек из образа Божья превратился в образ сатаны и соделался его орудием, способным ко всей сатанинской злобе.
Далее, человек из Божественного, духовного, небесного образа, сделался совершенно земным, плотским, скотским и зверским. Ибо сатана, желая насадить в человеке свой дьявольский образ, своими лукавыми, ядовитыми, прельщающими словами и обманом, посеял в человеке свое змеиное семя, которое есть, честолюбие, самолюбие, собственная воля и желание быть самому Богом. Вот почему Писание, всех упоенных самолюбием, называет порождениями ехидны сказано в Евангелие от Матфея в 3 главе, 7 стих, и семенем змеиным имеющими в себе свойства дьявола.
В 3 главекнигиБытия,в 15-ом стихеговорится: "И вражду положу… между семенем твоим и между семенем ее…" Из этого змеиного семени не может произрастать ничего, кроме того гнусного плода, который называется образом сатаны, чадами велиара, чадами дьявола сказано так-жи и в Евангелие от Иоанна во главе 8,44стих.
Как естественное семя сокровенным образом содержит в себе качество и свойство целого растения и его величину, толщину, длину и широту, его ветви, листья, цветы и плоды, так что по справедливости должно удивляться, что в малом семечке скрывается столь большое дерево и такое бесчисленное множество плодов; так в ядовитом, злом змеином семени, в непослушании и самолюбии Адама, наследованных чрез плотское рождение всеми его потомками, скрывается столь ядовитое древо и столь бесчисленные злые плоды, что в них является образ сатаны во всей порочности и злобе.
Взгляните на дитя, как в нем от чрева матери начинают оказываться злые, порочные свойства, особенно своеволие и непослушание; а когда оно немного подрастает, тогда обнаруживаются прирожденное самолюбие, честолюбие, самохвальство, мстительность, ложь и тому подобное. Потом является гордость, надменность, высокомерие, богохуление, клятва, божба, зложелание ложь и обман, непочтительность к Богу и Его Слову, презрение к родителям и начальству. Является гнев, вздорливость, ненависть, зависть, вражда, любомщение, готовность на пролитие крови и все пороки; особенно когда примешиваются к тому внешние соблазны, которыми пробуждаются в человеке адамовы плотские злые качества.
Чрез это обнаруживаются нецеломудрие, нечистота, блудные мечтания и прелюбодейные помыслы, сквернословие, постыдные телодвижения, слова и поступки, неумеренность в пищи и питье, роскошь в нарядах, легкомыслие, сластолюбие, обжорство и пьянство. Является сребролюбие, алчность к прибытку. Желание обманывать, хитро и с вредом для других приобретать прибыль, лукавство, пронырливость, словом все пороки, всякое злодейство и коварство, в столь различных, неслыханных разнообразных видах, что невозможно исчислить, как сказано у пророка – кто может исследовать сердце человека? Сказано в книге Иеремии в 17 главе,9 стих.
А что еще хуже, если к этому присоединяться прельщающие духи лжеучения, тогда является богоотрицание, идолопоклонство, гонение истины, грех против Святого Духа, искажение веры, извращение Писания и всякое прельщение в ужаснейших видах; все это плоды змеиного семени в человеке и образ сатаны.
Кто подумал бы сначала, что в малом, слабом и робком дитяти скрывается такое вместилище всех пороков, такое отчаянно злое сердце, такой мерзостный червь и василиск, когда бы человек сам не запечатлевал всего этого своею жизнью и поступками, своими злыми помыслами и замыслами от юности своей?Говоритсяв книге Бытия 6 глава, 5 стих и в 8 главе, 21 стих.
Как же не назвать злым того корня, из которого произрастает столь ядовитое дерево? Как не назвать злым змеиным семенем и порождением ехидны того, из чего является столь отвратительный образ? Ибо все это произрастает изнутри и по большей части бывает пробуждаемо внешними соблазнами. Поэтому- то Христос Господь столь строго запретил соблазнять юношество, ибо в детях скрывается змеиное семя, в котором тайно содержится и спит великое множество пороков, как яд в каком-либо пресмыкающимся. Итак, научись надлежащим образом понимать падение Адамово и наследственный грех, ибо порча эта неисследима, научись познавать самого себя: чем ты сделался чрез падение Адамово. Из образа Божьего сделался ты образом сатаны; образом, в котором заключаются все порочные качества, свойства и злоба сатаны.
Как в образе Божьем заключались все качества, свойства и совершенства Божьи, и как до падения человек носил образ Небесного, то есть, был совершенно небесным духовным, Божественным и ангельским: так теперь после падения, носит он образ земного, то есть, внутренно он сделался совершенно земным, плотским и зверским об этом мы видим в 1-ом послании Коринфянам, в 15 главе, 49 стих.
Посмотри, не есть ли гнев твой и ярость твоя качество львиное? Не есть ли твоя зависть и ненасытимое любостяжание качество собаки и волка? Ни есть ли твоя нечистота, неумеренность качество свиньи?
Ты найдешь в самом себе целый мир, исполненный злых зверей, и даже в одном малом члене, языке твоем, как говорит Святой апостол Иаков в 6-ом стихе, 3 главы; целое озеро полное вредоносных пресмыкающихся, жилище, наполненное нечистыми духами и нечистыми птицами, как нам свами свидетельствует пророк Исаия в 13 главе,21 стих, а так-же ив книге Откровенияв 18 главе,2 стих; так что часто человек бывает лютее всякого дикого зверя, завистливее всякой собаки, хищнее и алчнее всякого волка, хитрее всякой лисицы, ядовитее всякого василиска, нечище всякой свиньи. По причине этих–то зверских и скотских качеств Христос Господь называет Ирода лисою, говорит Евангелист Лука в 13 главе,32 стих; о нечистых псах и свиньях, коим не должно давать святыни, не бросать пред ними жемчуга сказано у Евангелиста Матфея, 7 глава,6 стих.
Итак, если человек не обратиться от своих злых качеств и не будет обновлен во Христе, то так умрет, и останется вечно в таком высокомерном, надменном, гордом, сатанинском свойстве: останется яростным львом, завистливою собакою и хищным волком; ядовитым червем и василиском; и не сможет никогда избавиться от этой мерзости, он должен будет вечно носить и сохранять на себе образ сатаны в вечной тьме, во свидетельство, что не стал жить во Христе и не обновился по образу Божьему, так сказано в книге Откровение Иоанна Богослова: “вне псы, идолослужители и чародеи, и всякий любящий и делающий неправду и прочее”в 21 главе,8 стих и в 22 главе,15 стих.
Молитва
Великий и страшный Боже!
К Тебе вопию я из глубины души, и жалуюсь Тебе на бедственное состояние моего сердца: Ты сотворил меня быть светом в Тебе, но вместо того чрез хитрость сатаны и собственное мое согрешение тьма отовсюду покрыла ум мой.
Сам собою не разумею я того, что от Духа Божьего; оно для меня буйство, и я не могу познать его: оттого нет истинного страха Божьего пред очами моими. Вместо того чтобы мне любить и искать Тебя я обращаю к Тебе тыл мой, а не лицо. От греховного семени рожден я и во грехах зачала меня мать моя оттого и все помыслы сердца моего злы самой юности моей. Я чадо греха, злое, превратное, отпадшее порождение, час от часу еще более отпадающее; и что всего бедственнее, я не могу достаточно познать и исследовать мое беззаконие. Все силы души моей растленны; я люблю тьму более чем свет, и даже когда хочу делать добро, то нахожу в себе закон, что ближе всего ко мне зло! Кто избавит меня от смерти? Боже мой! Я знаю, что Ты, всечистейшее и всесвятейшее Существо, не можешь иметь общение с таким грешником, каков я, и потому праведно падает на меня всякое страдание, горе и бедствие! Я должен бы быть отлучен от Тебя во времени и вечности, воздыхать и томиться во грехах моих, если бы милосердие Твое не нашло средства к моему спасению.
Всеблагий Боже, милосердующий обо всех творениях Твоих, не попусти делу рук Твоих погибнуть. Разреши узы смерти, которыми я опутан; даруй мне истинное познание моего окаянства и живое ощущение его, и да произведет это во мне сердечное смирение, глубокое сострадание к ближнему моему, горячую о нем молитву, недоверчивость к собственным моим силам, заботливое желание милости и помощи Твоей.
Освободи меня, Боже мой! Чтобы сии злые греховные свойства не господствовали далее в смертном теле моем, пленяя меня в похоти свои; но даруй мне силу и мужество распинать плоть мою со страстями и похотями, дабы упразднилось тело греховное и я впредь не служил греху; изведи душу мою из темницы, извлеки меня совершенно из смерти, да живу и вечно возвещаю милость и истину Твою, Боже мой, спасенье мое, чрез Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь.