ПРОЦЕДУРА
Повышение квалификации ПС
Копия | Код | Издание | Разработал | Согласовал | Согласовал |
ПРО РСГК 602-16 | третье | Гомонова В.Г. | Ибраева Т.О. | Смагулова С.Т. | |
Рудный, 2016
Содержание
1. Общие положения. 2
2. Нормативные ссылки. 2
3. Термины и определения. 4
4. Обозначения и сокращения. 4
5. Подбор научно-педагогических кадров. 4
6. Постоянное повышение профессионального уровня. 5
7. Планирование повышения квалификации ПС.. 6
8. Информация по ПС.. 7
9. Контроль. 7
10. Отчетность, оценка, анализ и улучшения. 8
А. Блок-схема процесса «Повышение квалификации ПС». 9
Общие положения
1.1. Настоящая процедура «Повышение квалификации ПС» (в дальнейшем Процедура или ПРО РСГК) разработана с целью постоянного повышения квалификации преподавательского состава колледжа.
1.2. Требования настоящей процедуры применяются к процессам повышения квалификации преподавательского состава.
1.3. Все работы по настоящей процедуре контролируют заместитель директора по УМР, заведующие отделениями и методист колледжа.
1.4. Процедура обязательна для исполнения всему преподавательскому составу колледжа.
1.5. Для наглядности в Приложении А представлены блок-схема и матрицы входов/выходов процесса «Повышение квалификации ПС».
1.6. Настоящая процедура является внутренним нормативным документом колледжа и не подлежит представлению другим сторонам, кроме аудиторов сертификационных органов при проведении проверок систем менеджмента, а также потребителям-партнерам (по их требованию) с разрешения Директора колледжа.
Нормативные ссылки
2.1. Настоящая процедура разработана с учетом требований следующих нормативных документов:
|
МС ИСО 9000:2005 | Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. |
МС ИСО 9004:2009 | Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. |
Приказ МОН РК от 27 января 2016 года № 83. | Об Утверждении Правил и условий проведения аттестации педагогических работников и приравненных к ним лиц, занимающих должности в организациях образования |
СТ РК ИСО 9001:2009 | Системы менеджмента качества. Требования. |
РК РСГК 001-16 | Руководство по качеству. |
ПРО РСГК 605-16 | Научно-исследовательская работа ПС. |
ПРО РСГК 708-16 | Контроль качества учебного процесса. |
ПРО РСГК 703-16 | Учебно-методическая работа. |
ПРО РСГК 705-16 | Учебный процесс. |
ПРО РСГК 801-16 | Внутренние проверки. |
ПРО РСГК 502-16 | Анализ со стороны руководства. |
ПРО РСГК 803-16 | Корректирующие и предупреждающие действия. |
2.2. Настоящая процедура вводит в действие следующие формы:
Ф РСГК 602-01-16 | Перспективный график проведения аттестации ПС |
Ф РСГК 602-02-16 | План-график работы по аттестации педагогических работников |
Ф РСГК 602-03-16 | Индивидуальный план работы преподавателя по подготовке к прохождению аттестации |
Ф РСГК 602-04-16 | График открытых уроков и внеклассных мероприятий преподавателей, проходящих аттестацию |
Ф РСГК 602-05-16 | Перспективный план прохождения курсов повышения квалификации ПС |
Ф РСГК 602-06-16 | Годовой план повышения квалификации и переподготовки работников. |
Ф РСГК 602-07-16 | План-график работы Школы молодого педагога |
Ф РСГК 602-08-16 | План профессионального становления начинающего преподавателя |
Ф РСГК 602-09-16 | План работы наставника по адаптации к педагогической деятельности |
Ф РСГК 602-10-16 | План-график Школы педагогического мастерства |
Ф РСГК 602-11-16 | Отчет о выполнении индивидуального плана |
Ф РСГК 703-12-16 | Отчет о работе предметно-цикловой комиссии |
Термины и определения
|
3.1. В настоящей процедуре используются термины и определения, взятые из нормативных документов, на основании которых она была разработана.
3.2. Ниже приведены наиболее часто используемые или наиболее значимые термины в настоящей процедуре:
Процесс - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.
Обозначения и сокращения
ИСО | международная организация по стандартизации. |
МС | международный стандарт. |
СМК | система менеджмента качества. |
ПС | преподавательский состав. |
ПРК | Представитель руководства по качеству. |
Колледж | Рудненский социально-гуманитарный колледж |
ПРО РСГК МОН ПЦК | процедура колледжа. Министерство образования и науки Предметно-цикловая комиссия |
Постоянное повышение профессионального уровня
5.1. ПС колледжа должен постоянно заниматься повышением своего профессионального уровня, включая:
· теоретические знания;
· навыки воспитательной работы;
· навыки научно-исследовательской деятельности.
· навыки в разработке учебно-методического обеспечения учебного процесса;
· навыки применения в работе инновационных технологий обучения;
· навыки использования современных технических средств обучения;
· педагогическое мастерство.
|
5.2. Для повышения квалификации ПС используются следующие основные методы:
· самостоятельная подготовка ПС (изучение литературы и так далее);
· активное участие ПС в запланированных мероприятиях колледжа, города, области;
· прохождение курсов по повышению квалификации;
· научно-исследовательская работа (ПРО РСГК 605-16);
· контроль качества учебного процесса (ПРО РСГК 708-10);
· наставничество;
· участие в методических семинарах (ПРО РСГК 703-10);
· обобщение опыта,
· аттестация педагогического работника.
6.3. Повышение квалификации молодых специалистов является приоритетной задачей. Преподаватель должен повысить свою квалификацию до уровня преподавателя высшей категории. При этом могут быть использованы следующие методы:
· организация усиленного контроля со стороны отделения, ПЦК и колледжа за ростом научной и методической квалификации молодых преподавателей;
· организация школы молодого учителя;
· посещение уроков других преподавателей, обмен опытом;
· ориентирование на публикацию материалов научных работ обучающихся и молодых преподавателей;
· введение системы контрактов с преподавателями, командируемыми в другие области для обучения и повышения квалификации;
· моральное и материальное поощрение молодых преподавателей через конкурсы на лучшего преподавателя колледжа;
· опережающее повышение категории преподавателя при росте научной методической обученности;
· содействие самостоятельному развитию молодого преподавателя;
· проведение регулярных коллективных семинаров, заседаний (научных и методических) в колледже;
· вовлечение молодых преподавателей в организацию общеколледжных мероприятий;
· привлечение молодых преподавателей к участию в научно- практических конференциях;
· содействие участию в областных, республиканских и международных конкурсах и научных работ;
· выдвижение к участию в городских и областных комиссиях, экспертизах.
Планирование повышения квалификации ПС
7.1. Каждый преподаватель составляет свой индивидуальный план в начале нового учебного года (Ф РСГК 703-08-16). В этих планах отражены конкретные шаги, направленные на повышение квалификации преподавателя.
7.2. Планирование повышения квалификации преподавателей колледжа осуществляется на основе План-графика Школы молодого педагога (Ф РСГК 602-07-16), Школы педагогического мастерства (Ф РСГК 602-10-16), Годового плана повышения квалификации и переподготовки работников (Ф РСГК 602-06-16), План-графика работы по аттестации педагогических работников (Ф РСГК 602-02-16).
7.3. Школа молодого педагога - это постоянно действующее профессиональное объединение педагогов.
Цель школы молодого преподавателя – организация и создание условий для профессионального роста начинающих педагогов, формирование у них высоких профессиональных идеалов, потребностей в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
К основным формам работы школы молодого педагога относятся:
- круглые столы, семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты педагогов;
- открытые занятия (лекции, семинары), лабораторные и практические занятия;
- лекции, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания;
- изучение передового педагогического опыта.
7.4. Школа педагогического мастерства – организационная форма методической работы с педагогическими кадрами, в основе которой лежит дифференциация педагогов по уровню развитости педагогического мастерства:
Школа высшего педагогического мастерства, содержанием деятельности которой является реализация следующего алгоритма практической деятельности педагогов: новая идея – открытый урок – анализ – творческое развитие идеи;
Школа совершенствования педагогического мастерства – алгоритм работы: анализ затруднений – вычленение и постановка проблемы – самообразование – тренировочные практические занятия – педагогическая деятельность, создание собственного опыта – анализ – определение перспектив развития опыта – доведение его до навыка;
Основные формы работы Школы мастерства:
Открытый урок, мастер-класс, публикация докладов и статей по обобщению педагогического опыта, недели педагогического мастерства.
7.5 На основе Перспективного плана прохождения курсов повышения квалификации ПС (Ф РСГК 602-05-16) разрабатывается Годовой план повышения квалификации и переподготовки работников (Ф РСГК 602-06-16), включая стажировки.
7.4. С целью планирования повышения курсов квалификации и переподготовки работников заместитель директора по УМР, методист анализируют результаты по повышению квалификации ПС за прошедшие периоды. При этом они руководствуются:
· информацией о кадрах по составу и качеству;
· последними сроками, когда повысили свою квалификацию тот или иной преподаватель;
· необходимостью подготовки молодых преподавательских кадров;
· изменениями в методике преподавания или появлениями новых технологий по дисциплине;
· потребностью обучения в области систем менеджмента качества;
· необходимостью в реагировании на изменение требований потребителей (ПРО РСГК 701-16).
7.6Итоговой формой повышения квалификации является аттестация педагогических работников.
Аттестация педагогических работников и приравненных к ним лиц на присвоение (подтверждение) квалификационной категории - порядок последовательных действий, фиксирующий комплексную оценку профессиональных компетенций работника, необходимых для выполнения профессиональной деятельности по специальности;
Задачами аттестации являются:
1) обеспечение высокого качества кадрового состава педагогических работников и приравненных к ним лиц;
2) повышение личностно-профессиональной готовности педагогических работников и приравненных к ним лиц к реализации задач, определяемых государственной образовательной политикой, связанных с их служебной деятельностью;
3) стимулирование к непрерывному образованию педагогических работников и приравненных к ним лиц в рамках служебной деятельности.
7.7. Годовой план повышения квалификации и переподготовки работников (Ф РСГК 602-06-16), План-график Школы молодого педагога (Ф РСГК 602-07-16), Школы педагогического мастерства (Ф РСГК 602-10-16), План-график работы по аттестации педагогических работников (Ф РСГК 602-02-16) утверждается директором.
7.4. Утвержденные графики передаются методисту для последующей работы, направленной на повышение квалификации.
Информация по ПС
8.1. С целью обеспечения возможности в любой момент выявить или продемонстрировать текущее состояние кадровых дел колледж имеет систему информирования, включающую:
· сводные сведения по преподавательскому составу колледжа (Ф РСГК 601-14-16);
· сводные сведения по преподавательскому составу колледжа (хранятся в учебной части, заместителя директора по УМР, у ответственного по кадрам).);
8.2. Обобщенные данные по ПС колледжа должны поступать в учебно-методический совет для анализа.
Контроль
9.1. Постоянный контроль за процессом повышения квалификации ПС осуществляет заместитель директора по УМР, методист.
9.2. Контроль процесса повышения квалификации ПС может осуществляться методами:
· обсуждений на заседаниях отделений, ПЦК;
· контроля качества учебного процесса (ПРО РСГК 708-16);
· внутреннего аудита (ПРО РСГК 801-16);
· проверки отчетности преподавателей.
9.3. В случае недостижения запланированных результатов должны:
· регистрироваться причины отставания в журнале несоответствий (ПРО РСГК 803-16);
· при необходимости проводиться анализ причин несоответствий на заседаниях отделении, ПЦК и разрабатываться корректирующие действия (ПРО РСГК 803-16);
· без излишних отсрочек реализоваться корректирующие действия и осуществляться повторные проверки с целью убедиться, что установленные причины несоответствий устранены.