Билет 25.Коррекционная направленность физического воспитания дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
При правильно организованном физическом воспитании можно не только укрепить здоровье, но и скорректировать имеющиеся нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов. Физическое воспитание в нашем детском саду — важная часть общей системы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи.
Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь. В свою очередь, формирование движений происходит при участии речи. Физические упражнения способствуют укреплению силы и морального духа, развивают координацию и точность движений, помогают избавиться от скованности или, наоборот, от расторможенности движений, содействуют воспитанию дисциплинированности и собранности. Это служит предпосылкой для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку правильных речевых навыков.
Система физического воспитания базируется на следующих принципах: необходимость учета структуры дефекта, комплексного воздействия (медико-психолого-педагогического), учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, его психофизического состояния при определении объема и характера проводимых с ним занятий,
За занятиях решаются как оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, так и коррекция психомоторных нарушений.
Работа с детьми, имеющими ОНР, проходит поэтапно:
-Этап подражательной двигательной активности. Создаются условия для контакта педагогов с ребенком и гармонизации отношений между детьми (установление внеречевого контакта, мимические и ритмические формы взаимодействия, игры на сотрудничество, с элементами релаксации и психогимнастики);
|
-Обучение поэтапному овладению двигательными навыками (точные и пошаговые инструкции и команды, неоднократные повторения, игры с речевым и конкретным содержанием, включение проблемных ситуаций;
-Обучение моделированию последовательных действий движений (работа по схемам выполнения с обязательным проговариванием действий);
-Закрепление основных движений в самостоятельной физкультурно-оздоровительной деятельности (режимные моменты, развлечения, экскурсии).
-Проводятся занятия разного типа: интегрированные физкультурно-речевые (по лексическим темам), тематические, физкультурно-валеологические, учебно-тренировочные.
-Занятия насыщаются речевым материалом, включаются подвижные игры с рифмовками, хороводные игры.
Для поддержания познавательного интереса, активности и организации самостоятельной деятельности и проявления двигательного творчества на группах имеются спортивные уголки. Проходят дни здоровья, развлечения и праздники с участием родителей.
Внедрение в физкультурно-оздоровительную деятельность специальных игр и упражнений коррекционной направленности позволяет гармонизировать образовательную и коррекционно-развивающую составляющие педагогического процесса, способствует оптимизации двигательного режима, снижению заболеваемости, улучшению психофизического здоровья и эмоциональной сферы.
Билет 50.Сущность организации занятий в дошкольном учреждении
|
Занятие в ДОУ – специально организованная форма обучения в условиях дошкольного учреждения, имеющая значительные отличия от уроков в школе, главное из которых заключается в том, что оно проводится с использованием игровой деятельности.
В учреждениях дошкольного образоания используются три формы занятий: индивидуальная, групповая и фронтальная.
Индивидуальная форма организации занятий включает в себя работу педагога с ребенком-дошкольником один на один, т.е. индивидуально. В этом случае воспитатель определяет задачу, содержание, средства и методы в соответсвии с уровнем развития ребенка, с учетом его индивидуального темпа усвоения новых знаний, особенностей психического развития и т.д. Занятия такой формы используются в работе с детьми с недостатками в развитии, часто болеющими, имеющими проблемы в поведении (гиперактивные, застенчивые, импульсивные, агрессивные и т.д.)
Групповая форма занятий предусматривает проведение занятий с подгруппой детей не более 6 человек. Основанием для комплектования могут быть личные симпатии детей, общность их интересов, необходимость (так сложились обстоятельства).
Фронтальная форма занятия – занятия со всей группой.
По дидактическим задачам занятия делятся на:
Ø Занятия усвоения новых знаний и умений;
Ø Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;
Ø Занятия творческого применения знаний и умений.
Ø Комплексные занятия, на которых одновременно решается несколько дидактических задач (закрепление ранее приобретенных знаний + их творческое применение и т.п.) с помощью разных видов искусства и видов детской художественной деятельности.
|
Комбинированное занятие – занятие, в ходе проведения которого происходит интеграция различных видов одной и той же деятельности (лепка предметная, лепка сюжетная и т.д.) или техник ее выполнения (техника рисования пальцем, техника клякс, разбрызгивания краски и т.д.), в результате чего происходит усвоение детьми новых приемов деятельности.
Основные признаки занятия в ДОУ, выделенные Н.В. Тимофеевой:
Ø Занятие – основная единица дидактического цикла и форма организации обучения.
Ø По временному промежутку занятие занимает от 10 до 35 минут (в зависимости от возраста детей)
Ø Ведущая роль на занятии принадлежит воспитателю, который организует процесс передачи и усвоения учебного материала, отслеживая уровень развития каждого ребенка.
Ø Группа – основная форма объединения детей на занятии.
Ø Каждая возрастная группа ДОУ работает по единой программе, согласно сетке занятий.
Ø Занятия проводятся в заранее определенные часы дня.
Структура традиционного занятия:
Начало занятия, которое предполагает непосредственную организацию детей(переключить внимание на предстоящую деятельность, создать эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу и т.п.). У старших дошкольников на основе объяснения и показа способов действия формируется элементарный план дальнейших действий
Ход (процесс) занятия, включающий в себя умственную самостоятельную деятельность детей, заключающуюся в усвоении знаний и умений, которые определены учебной задачей. На данном этапе приемы обучения индивидуализируются в соответствии с уровнем развития, темпом восприятия и особенностями мышления каждого ребенка. Педагог должен стремиться к тому, чтобы у каждого ребенка получился результат, свидетельствующий о его продвижении и показывающий чему он научился. Это необходимо для завершения практической и учебной деятельности на занятии.
Окончание занятия посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. Качество полученных результатов зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей и сложности учебной задачи.
Основные требования к занятию:
1. Использование новейших достижений науки и практики.
2. Реализация и оптимальное соотношение всех дидактических принципов.
3. Обеспечение соответствующих условий для развития познавательной деятельности дошкольника (учет интересов, наклонностей и потребностей ребенка).
4. Связь с прошедшими занятиями и опора на достигнутый ребенком уровень.
5. Мотивация и активизация познавательной деятельности ребенка.
6. Соблюдение логичности при построении занятия.
7. Присутствие эмоционального компонента (как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого) при проведении занятия.
8. Связь изучаемого материала занятия с жизнью и личным опытом ребенка.
9. Развитие умения самостоятельно добывать знания и пополнять их объём.
10. Тщательная диагностика, прогнозирование, проектирование и планирование каждого занятия.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что на занятии под руководством педагога у дошкольника формируется способность обучаться, развивается интеллектуальная и творческая активность, он учится навыкам общения не только со сверстниками, но и со взрослыми