Методика разработки и структура образовательных проектов в физическом воспитании школьников




 


В настоящее время проектирование является актуально значимым понятием в педагогике и образовательной практике. Его появление и успешная экспансия в образовательном пространстве связаны с именами таких ученых и методологов, как Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов, Ю.В. Громыко, В.П. Беспалько, В.В. Давыдов, Н.А. Масюкова, С.Д. Неверкович, Б.В. Пальчевский, В.В. Приходько, В.И. Слободчиков, Г.П. Щедровицкий и многие другие.

Проектирование, проектная парадигма, проектное мышление, проектное знание, проектный язык, проектный метод, метод проектов, проектировщик, проектировочная компетенция - эти понятия (многие из которых являются неологизмами), которые стремительно проникают в научно-терминологический аппарат педагогической науки и практики.

В педагогическом наследии имеется неоднозначное понимание проектирования как типа деятельности. Методологический анализ теории и практики образовательного проектирования показывает, что оно как научно-педагогическая область в настоящее время находится в процессе своего становления, обобщения эмпирических фактов и результатов исследований[2].

Сегодня многие исследователи рассматривают проектирование как специальное поле профессиональной деятельности, обосновывают необходимость осуществления педагогического проектирования для решения проблем развития образования. Один из крупнейших идеологов проектно-программного подхода в нашей стране Н.А. Масюкова говорит о том, что образование может и должно стать фактором развития общества в целом, в этом его сущность и главное назначение, где оно должно стать субъектом, что едва ли возможно при условии отсутствия в нем культуры проектной деятельности.

Проектирование - это мыслительная деятельность, определяющая будущий процесс и результат преобразования действительности с учетом природных и социальных законов, на основе выбора и принятия решений. В проектировании важно подчеркнуть его идеальный характер. Действия производятся не с реальными явлениями и процессами, а с их мысленными моделями.[2]

Цель проектирования заключается в том, чтобы положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде. Естественная среда не поддается проектированию, так как является объективной реальностью с научной, материалистической точки зрения. Все, к чему прикасается рука человека в процессе целенаправленной деятельности, становится искусственной средой. Проектирование - это мысленное изменение этой среды.[2]

Проектирование как социокультурный феномен представляет собой:

Ё деятельность по преобразованию естественных природных явлений в искусственные предметы и процессы, удовлетворяющие человеческим потребностям;

Ё процесс создания представления об объекте, еще не существующем;

Ё выбор адекватных способов преобразовательного действия;

Ё развитие преобразуемого объекта;

Ё отношение человека к действительности, в котором отражается стремление к её изменению и преобразованию.[6]

В логической структуре проектирования нами выделены следующие основные этапы: постановка задачи - сбор информации - анализ данных -выбор стратегии - выбор тактики - формулирование идей - сравнение вариантов - синтез - оценка - оптимальное решение - конкретизация -рефлексия.

Анализ литературы по проблеме проектировочной деятельности учителя позволил установить, что в ее структуру входят следующие компоненты: определение замысла, анализ познавательной и практической ситуации, теоретическое моделирование, определение концепции преобразований, разработка технологии, разработка стратегической программы реализации проекта, нахождение педагогических средств реализации проекта, экспертная оценка результатов до и после внедрения.[6]

Мы рассматриваем проектирование образовательного процесса как вид профессиональной деятельности учителя в котором происходит осмысление будущего образовательного процесса на основе анализа педагогической ситуации и выбора оптимального варианта его реализации. Продуктом проектирования является технология образовательного процесса.

Интегральное представление о проектировании дает возможность применения его методологии, разработанной в одной области, например, инженерной, к исследованию в другой, в данном случае - педагогической. Общая схема педагогического проектирования следующая:

1. Анализ исходных данных, конкретизация образовательных целей.

2. Генерирование идей: составление вариантов технологических способов обучения, то есть систем приемов учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению содержанием образования.

3. Оценка каждого варианта и выбор оптимального - создание общей модели проектируемого образовательного процесса.

4. Разработка приемов реализации выбранного технологического способа, то есть системы дидактической деятельности учителя по управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся.

5. Подбор необходимого материально-технического оснащения образовательного процесса.

6. Мысленное экспериментирование - проигрывание будущего процесса, установление и уточнение пространственно-временных характеристик процесса.

7. Документальное оформление проекта.[6]

Данная логическая последовательность действий может быть по-разному реализована учителем-проектировщиком. Здесь мы вводим понятие стратегии проектирования как определенной последовательности действий, выбираемой проектировщиком с целью преобразования исходного задания в готовый проект. Выделяются несколько возможных стратегий: линейная, циклическая, разветвленная и адаптивная стратегии; стратегия приращения и случайного поиска. Каждая из них или их сочетания могут быть использованы учителем в зависимости от его индивидуального стиля проектно-педагогической деятельности.

Результатом педагогического проектирования является образовательный проект.

Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени - от одного урока до их системы.[6]

Проекты в области образования имеют следующую структуру: концепция, технология и ресурсное обеспечение. Данная структура может видоизменяться, если меняется тип проектирования (например, образовательно-техническое проектирование). Здесь используется ряд характеристик технического проектирования.

Образовательных проектов и проектов в образовании может быть великое множество, поэтому укажем основные их характеристики. Типологические и классификационные признаки педагогических проектов. Основаниями для классификации являются:

- сложность структуры проекта (монопроект, мультипроект, метапроект),

- его масштаб (международный, федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный, образовательного учреждения),

- полнота жизненного цикла проекта (проекты полного, неполного жизненного цикла, его отдельных стадий),

- уровень новизны (кодификационный, комбинаторный, радикальный),

- длительность (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный),
-инвестиционная направленность (коммерческий, некоммерческий),
- уровень институализации (целевой, кооперативно-целевой, инициативный).
Показатели эффективности педагогического проектирования:
- ценность разработанного образовательного проекта (социальная значимость, педагогическая эффективность, экономическая целесообразность),
-его конструктивная целостность (полнота структуры, проработанность структурных элементов, их согласованность),
- жизнеспособность проекта (реалистичность, реализуемость, управляемость).
Раскроем сущность данных показателей. Ценность образовательного проекта характеризуется его социальной значимостью:
-влиянием на изменения практики образования;
-уровнем удовлетворения образовательных потребностей обучающихся, их родителей и других социальных субъектов культурно-образовательной среды,
-обеспечением социальной защиты обучающихся средствами проекта,
- его направленность на рост образовательного потенциала учащихся.
Педагогическая эффективность определяется состоянием здоровья обучающихся, уровнем их воспитанности и обученности, освоением образовательных программ, готовности к продолжению образования, сохранением контингента учащихся, ростом профессиональной квалификации педагогических кадров. Экономическая целесообразность определяется обоснованностью вложения материальных и финансовых средств в проект.[5]
Для определения конструктивной целостности образовательного проекта необходимо руководствоваться следующими показателями: полнота содержательной структуры проекта (анализ реальной образовательной ситуации, развернутая концепция проекта, его программа, план реализации, ресурсное обеспечение); степень проработанности структурных частей проекта (полнота, глубина, конкретность и т.д.) и их согласованность (соответствие анализа ситуации описанию проблем, концепции - основным направлениям деятельности, целей и задач проекта - существующим и необходимым ресурсам) и т.д.

Показатели жизнеспособности проекта это:
- реалистичность (соответствие идеи, целей, задач реальной образовательной ситуации, уровень обеспеченности ресурсами, наличие источников дополнительных ресурсов);
-реализуемость (скоординированность действий авторов проекта и субъектов образовательной ситуации, во взаимодействии с которыми он осуществляется);
-управляемость проектом (разработанность моделей управления им).

Структура метода проектов
1. Поисково-исследовательский этап.
1.1. Выбор темы проекта, ее обоснование, определение цели проекта или получение проектного задания от учителя.
1.2. Формирование рабочих групп и определение исходного положения: что уже есть и что необходимо иметь.
1.3. Сбор интересующей информации по проекту (исторической, экологической, стихи, рассказы, песни, сказки и т.д.)
1.4. Планирование. Уточнение информации, составление плана работы с утверждением его учителем; распределение обязанностей. Выдвижение ряда идей. Выбор оптимальной идеи.
2. Технологический этап.
2.1. Выполнение проекта. Определение основной проблемы и выделение подпроблем, посильных для решения школьникам. (Что самое трудное в работе над проектом?)
2.2. Есть ли другие пути решения основной проблемы?
2.3.Сравнение вариантов, их положительных и отрицательных сторон, выбор наилучшего.
2.4.Разработка конструкторской документации (рисунки, схемы, словесное описание, чертеж)
2.5.Разработка технологии выполнения проекта, порядка действий.
2.6. Подбор материалов, шаблонов и т.д. для выполнения проекта.
2.7. Работа над отдельными деталями проекта.
3. Заключительный этап.
3.1. Подготовка материалов для защиты проекта. Анализ удач и неудач.
3.2. Защита проекта.

Таким образом, необходимо отметить, что овладение педагогом культурой проектной деятельности и использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе - это перспективный путь повышения эффективности образования школьников в современной социокультурной ситуации, складывающейся в образовательном пространстве нашей страны.

Заключение.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Анализ научно-методической литературы показал, что метод проектов известный также как метод проблем, возник ещё в 1920-е годы в США. Его связывают с идеями гуманистического направления в философии образования американского философа и педагога Дж. Дьюи, а также его ученика В. Х. Килпатрка. Генезис постановки проблемы проектирования в педагогике и образовании показывает, что одним из первых советских педагогов обративших внимание на данную проблему является А.С. Макаренко. Анализ его педагогического наследия свидетельствует о том, что А.С. Макаренко много внимания уделял проектированию и постановке этой проблемы в теории и практике педагогического производства.
2. Сравнительный анализ истории становления теории и практики проектного обучения показал, что в отечественной педагогике этот метод рассматривался как средство: всестороннего упражнения ума и развития мышления (П.Ф. Каптерев); развитие творческих способностей (П.П. Блонский); развитие самодеятельности и подготовки школьников к самостоятельной трудовой жизни (С.Т. Шацкий); подготовке воспитанников к профессиональной деятельности (А.С.Макаренко); слияние теории и практике в обучении (Е.Г.Каганов,

 

 

М.В.Крупенина, В.В.Игнатьев, В.Н.Шульгин).

3. Сегодня как в зарубежных, так и в отечественных школах, метод проектов активно и весьма успешно развивается и приобретает всё большую популярность за счёт рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. "Я знаю, для чего мне надо всё, что я познаю. Я знаю, где и как я могу применить" - вот основной тезис современного понимания метода проектов. По мнению многих ученых обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и "метод проектов", представляется сегодня достаточно своевременным.
4. Основу обучения составляют творческие проекты, которые выполняют две основные задачи: развить у школьников интеллектуальные, социальные и физические способности. Учащиеся должны уметь определять потребности и возможности выполнения тех или иных проектов, генерировать идеи проекта, осуществлять оценку результатов проектировочной деятельности. Исходя из этого, можно сделать вывод, что метод проектов это один из методов, который позволяет ставить ученика в позицию активного деятеля, раскрывать его потенциальные возможности, развивать его личное своеобразие, стимулировать поиск новых знаний. Метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения. Понятно, что применение метода проектов во многом помогает решить такие больные проблемы, как недостаточная мотивация учеников, их отчужденность от проблематики и ценностей образования и культуры в целом, оторванность знаний от жизни и т.д. И этот внушительный перечень "побед" метода проектов вдохновляет на новые поиски возможностей реализации его в повседневной педагогической практике.

 

 

Источники и литература.

 

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. -Екатеринбург: Изд-во «Деловая книга», 1996. - 344 с.

2. Грабарь М. И., Краснянская К. А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. - М., 1997. - 136 с.

3. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. - М.: МАРО, 1996. -545 с.

4. Дусовицкий А.К.Развитие личности в учебной деятельности. - М.,1996

5. Ильяшева Е.В. Подготовка будущих учителей технологии к проектной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08/Магнитогорский гос. ун-т. - Магнитогорск, 2001. -26 с.

6. Кауда Т.М. Формирование проектной культуры в системе архитектурно-художественного образования: Автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01/Новгородский гос. ун-т. -Великий Новгород, 2000. -21 с.

7. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания. - М., 1978.- С. 272

8. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учеб. Пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000.-224с.


9. Лайшев Р.А. Методология проектирования системы спортивно-образовательных центров // Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды: Материалы V Международной научно-практической конференции. - Гомель: ГГУ, 2003. - С. 82-83.

10. Лихачев Б.Т. Педагогика, - М., «Прометей», «Юрайт», 1998. С.3-8

11. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 2001. - С.607

12. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦИФК, 1992. - 120 с

13. Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. В 2-х Т. / Под ред. И.А. Каирова. Т.1 - М.: Педагогика, 1977. - 397 с.

14. Макаренко А.С. Воспитание гражданина / Составитель Р.М. Бескина, М.Д. Виноградова. - М.: Просвещение, 1988. - 304 с.

15. Макаренко А.С. Проектировать лучшее в человеке …. - Мн.: Университетское, 1989. - 416 с.

16 Матяш Н.В. Проектирование как вид учебной деятельности школьников Тэхналагiчная адукацiя, 2002. С.3-9

18. Матяш Н.В. Становление и развитие теории и практики проектного обучения в школе // Тэхналагiчная адукацiя, 2003. С 4-14

19. Муравьева Г.Е. Проектирование образовательного процесса в школе. Автореферат десертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Ярославль2003

20. Неминущий Г.П. О современной системе теоретических дисциплин по физической культуре Теория и практика физической культуры. - 2004. -№10. С. 19-22.

22 Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. - М., 1998

23. Проектная работа учащихся. "Лицейское и гимназическое образование", 2002

24. Ротмирова Е.А. Проектный альбом как средство организации проектной деятельности учениц» //Тэхналагiчная адукацiя, 2003. С.51-57

25. Рышковски Войцех. Принципы проектирования региональной и локальной систем организации физического воспитания школьников. - Варшава, Киев: Изд-во АФВ, Варшава, 2000. - 260 с.

26. Савин Н.В. Педагогика. М., 1972. - С.303

27. Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. - 256с

28. Селуянов В.Н. Научные и методические основы разработки инновационных спортивных педагогических технологий // Теория и практика физической культуры, 2003.- № 5. - С. 9-12

29.Теоретические и методологические исследования в дизайне. Часть І. -М., 1990. 234 с.

30.Ткачук А.А. Проектирование педагогического процесса в общеобразовательной поликультурной школе: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Приднестр. гос. ун-т. им. Т. Г. Шевченко. - Ростов н/д, 2003. 22с.

31.Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Юристь, 1997.-506 с.

32. Харламов И.Ф. Педагогика, - М.,«Гардарики», 1999. С.8-9,12-13, 29-31

33.Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 520с.

34. Хромов А.А., Шамрина Н.М., Борзяк Ю.В.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: