Макс Люшер родился в 1923 году в Базеле (Швейцария). Там же изучал социологию, философию права, религии, а также клиническую психиатрию, а в 1949 году защитил диссертацию по философии и психологии. После пребывания в Стокгольме и Париже, где он изучал новые психотерапевтические методы, Люшер был направлен доцентом в Швейцарский антропологический институт. Наряду с психотерапевтической практикой читал лекции в Базеле, Цюрихе и Париже. В 1957 году приглашен в амстердамский институт на должность профессора. С 1960 года Люшер возглавлял в Гамбурге, Берлине и Мюнхене медико-психологические и социологические исследования, а в 1966 году вновь переехал в Швейцарию.
Цветовой тест М. Люшера (ЦТЛ) – проективная методика, основанная на субъективных предпочтениях выбора цвета.
Полный вариант цветового теста Люшера состоит из трех субтестов:
Субтест 1 – Ахроматический – отношение к оттенкам серого цвета.
Субтест 2 – Основные цвета (8).
Субтест 3 – Основные цвета и их оттенки.
Полный набор стимульного материала состоит из 73 карточек.
В психодиагностической практике часто используется второй субтест, который состоит из восьми цветов, из которых:
– основные: синий (1); зеленый (2); красный (3); желтый (4);
– дополнительные: фиолетовый (5); коричневый (6); черный (7); серый (0).
Преимущества применения ЦТЛ:
– быстрота процедуры тестирования;
– закрытость психологического содержания теста от испытуемого;
– возможность неоднократного ретестирования;
– возможность использования теста для испытуемых любого возраста, пола, образовательного уровня, уровня речевого развития.
Недостатки использования ЦТЛ:
– отсутствие данных по надежности и валидности;
|
– качественная обработка результатов затрудняет их использование в научно-исследовательских целях (невозможно обобщить и классифицировать);
– неточности в оценках данных, которые предложил М. Люшер;
– значительный «произвол» экспериментатора при интерпретации данных;
– оценки цветовых предпочтений даются Люшером в слишком обобщенном виде.
Ядром концепции М. Люшера является утверждение о том, что все люди живут и действуют в примерно одинаковой цветовой среде. Поэтому ряд типовых жизненных ситуаций происходит при доминировании определенных цветовых тонов.
По законам высшей нервной деятельности происходит ассоциирование цвета и психофизиологических состояний, которые возникают в определенных ситуациях.
Наличие таких ассоциативных связей приводит к тому, что при восприятии определенного цвета в организме происходит психофизиологическая перестройка, которая подготавливает организм к столкновению с ситуацией, ассоциативно связанной с данным цветом.
Если данная настройка совпадает с возможностями организма, то цвет оценивается как приятный. Если наоборот, организм не готов к ситуации, которая ассоциируется с определенным цветом, то цвет субъективно оценивается как неприятный.
Таким образом, реакция на цвет зависит отдвух факторов:
– устойчивого надиндивидного воздействия цвета на организм;
– степени готовности организма к восприятию данного воздействия.
Люшер считал, что методика направлена на исследование личности. Однако десятилетнее исследования ленинградских психологов Тимофеева и Филлимоненко позволили сделать вывод о том, что тест изучает эмоционально-волевую сферу личности.
|
1. В привычных для испытуемого условиях жизнедеятельности индивидуальная оценка цветовых предпочтений устойчива, мало изменяема во времени. Т.е. колебания цветовых предпочтений от исследования к исследованию незначительны. Большей частью цвет перемещается в диапазоне
2-3-х мест. Колебания происходят вокруг четко определяющихся индивидуально характеризующих данного испытуемого мест, которые обозначаются как цветовой профиль испытуемого.
2. При обследовании в напряженных, неординарных условиях, цветовые предпочтения испытуемых могут значительно изменяться.
3. В цветовых предпочтениях отражается психофизиологическое содержание важное для успешной деятельности человека в экстремальных условиях и в общественной жизни. При этом цветовой профиль соотносится с успешной деятельностью за длительный период времени, а перестройки цветовых предпочтений диагностируют вероятность успешных действий в данной стрессовой ситуации.
4. В подавляющем большинстве случаев с хорошим прогнозом успешности деятельности связано нахождение зеленого, желтого, красного, фиолетового цветов в начале ряда, а синего, коричневого, серого и черного – в конце ряда. Исключением здесь является коричневый цвет. Так, если успешная деятельность определяет ее результат, то коричневый цвет обычно стоит в конце ряда. Если уровень успешности определять с помощью эксперта, то коричневый цвет может быть предпочитаемым и у успешных испытуемых.
5. Отмечается слабая корреляция Цветового теста М. Люшера с тестами личностных переменных и высокая корреляция с тестами психофизиологических состояний (психометрические тесты, САН), таким образом можно утверждать, что в цветовых предпочтениях непосредственно отражается устойчивый компонент психофизиологических состояний и лишь через него опосредовано эмоциональные особенности личности и специфика актуальных психофизиологических состояний.
6. В ходе проведения исследований эмпирически подтвердить или опровергнуть психологическое значение цветов не представляется возможным. Т.е. правомерность использования интерпретационных таблиц не подтверждается, но и не опровергается.