М. Люшер считал, что ряд цветовых предпочтений отражает индивидуальные особенности испытуемого, а каждому цвету присущи определенное психологическое значение или идея.
Исходя из позиций функциональной психологии (исследующей процессы сознания, а так же поведение и его мотивы с точки зрения их функций в приспособлении организма к среде) М. Люшер считал, что с помощью Цветового теста и наблюдения за людьми можно изучить особенности их поведения и мотивы этого поведения.
Основной опорой при наблюдении за людьми он считал сигналы личности, понимая под «сигналами» совокупность избираемой человеком манеры поведения и средств, с помощью которых человек добивается от окружающих людей желаемой для себя оценки его личности.
В отличие от психоаналитической функциональная психология исходит из нормальности человека, под нормальностью понимая поведение, которое соответствует реальной ситуации. Измерить нормальность можно лишь с помощью идеалов личности.
Идеалы – руководящие, направляющие нормы, которые указывают, куда должен двигаться человек, который желает самореализоваться и самовоплотиться.
Чем последовательнее человек ориентируется на свои собственные идеалы, тем выше его нормальность, тем больше он отдаляется от среднего индивида, отягощенного ненормальными социальными ролями и противоестественным принуждением.
Человек может «соскользнуть» с позиций нормального поведения, которое соответствует реальности, и стать на позицию чрезмерных притязаний.
Каждое чрезмерное притязание порождает страх, который выступает в виде оборонительного поведения, так как в глубине человек уверен, что его притязания чрезмерны и недостижимы.
|
Таким образом, каждое чрезмерное притязание порождает страх, и наоборот, чем сильнее страх, тем более безмерное стремление к удовлетворению притязаний.
Чрезмерные притязания порождают иллюзорно завышенную самооценку, самосознание, которое М. Люшер называет «Идол–Я ».
Человек с таким самосознанием старается играть роль, которая соответствует этому идолу. Такая роль называется «Роль-идол ».
В свою очередь эта же личность имеет в своем самосознании иллюзорно недооцениваемое, названное Максом Люшером «Страх–Я », порождающий защитно-оборонительное поведение, так называемую «Роль-защиту ».
Роль – не истинная общественная позиция или статус, а оценка человеком его собственной личности и следующее из этой оценки поведение и образ действий. Если человек исходит не из реальной ситуации, а из субъективного представления о том, как окружающий мир оценивает его личность, то говорят о том, что человек играет роль. При этом человек приписывает окружающему миру определенную оценку себя и исходит в своем поведении из этой оценки. Таким образом, роль препятствует доступу к действительности и самореализации.
М. Люшер выделил четыре основные типы поведения. Человек, реализующий один из четырех типов, может вести себя полярно противоположно в зависимости от того, актуализируется поведение роли-идола или роли-защиты.
Когда человек преследует типичную для него цель, которая является идолом, он играет свою роль-идол, и наоборот, то, что он делает чтобы защитить свое «Я» – роль-защита.
Четыре основные типы поведения М. Люшер связывает с четырьмя основными цветами.
|
Синий (1)
Роль-идол № 1
Основная цель – стремление к удовлетворению.
Человек с таким типом повеления имеет острую потребность во всем, что может привести к удовлетворению, покою и расслаблению (еда, алкоголь, наркотики, секс и т.д.), т.е. уходу от реальности «к покою».
Роль-защита № 1
Страх перед пустотой, лишениями, отсутствием эмоций, страх оказаться обойденным, лишиться чего-либо важного для собственного удовлетворения.
Зелёный (2)
Роль-идол № 2
Стремление к значимости и тщеславию. Стремление к самоутверждению через материальную стабильность, профессиональный и карьерный рост.
Тип поведения – доминирующий, поучающий, заносчивый, неподдающийся коррекции.
Роль-защита № 2
Страх перед стесненностью, принуждением. Человек боится потерять свой статус, думая, что окружающие должны видеть его таким.
Человек, играющий роль-защиту № 2, боится идти вперед, рисковать, хочет иметь все, ни от чего не отказываясь; цепляется за внешние проявления своего «Я», чтобы заглушить внутреннее недоразвитое «Я».
Красный (3)
Роль-идол № 3
Мания к раздражению, которое рассматривается как компенсация страха. Причем, если имеется отвержение синего цвета (1), то это страх перед опустошенностью, желание быть окруженным заботой и любовью.
Если, отвергается зеленый цвет (2) – страх быть неоцененным другими, такой страх сопровождается чрезмерным внутренним напряжением, которое разряжается через внешнее раздражение.
Если отвергается желтый цвет (4) – страх перед изолированностью, перед одиночеством и отсутствием отношений. Одиночество компенсируется стимулирующим раздражением.
|
Роль-защита № 3
Страх перед перевозбуждением, избытком раздражения. То есть, постоянная стимуляция с помощью внешних раздражителей в длительных стрессовых ситуациях приводит к усталости, перенапряжению и депрессии.
Желтый (4)
Роль-идол № 4
Стремление к свободе, к изменениям, жажда нового.
Если выбор роли-идола № 4 сочетается с отрицанием синего цвета (1), то можно говорить, что настоящее не дает чувства удовлетворения, поэтому человек стремиться к чему-то новому, неизвестному. Также может свидетельствовать о наличии скрытой депрессии, которая проявляется через психосоматические заболевания.
Роль-защита № 4
Страх перед простором и утратой; страх непредсказуемости будущего, боязнь изменений, пессимизм. Может доходить до агорафобии.
При отвержении зеленого цвета (2) – страх потерять престиж, значимость, стремление к безопасности.
Отвержение красного цвета (3) часто встречается при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, и указывает на длительное напряжение, которое создается стремлением к безопасности.
При отвержении синего цвета (1) – страх перед покинутостью в сочетании со стремлением к удовлетворению.
Тест цветовых предпочтений М. Люшера
(Субтест восьми основных цветов)
Цветовые карточки раскладываются перед испытуемым на белом матовом поле, в любой последовательности в форме полукруга.
Исследование проводится в 2 этапа, для каждого из которых испытуемому предъявляется инструкция:
Инструкция (1-й этап):
«Посмотрите внимательно на эти 8 карточек. Выберите и отложите в сторону наиболее симпатичный в данный момент цвет. Постарайтесь не связывать цвет с какими-либо вещами (цветом одежды, обоев, машины и т.д.), выбирайте цвет, наиболее приятный сам по себе».
Инструкция (2-й этап):
«Сейчас мы повторим процесс выбора еще раз. Мы ни в коем случае не хотим проверить Вашу память. Вы можете выбирать цвета в той же последовательности, что и в первый раз, можете в какой-то иной. Главное выбирать и откладывать наиболее симпатичные в данный момент цвета».
Обработка:
Цветовые выборы испытуемого кодируются в соответствии с условными номерами цветовых карточек (серый – 0, синий – 1, зеленый – 2, красный – 3, желтый – 4, фиолетовый – 5, коричневый – 6, черный –7) и записываются в виде ряда цифр.
Обычно второй выбор является более спонтанным и валидным, чем первый, разделяют на пары цветов по признакам:
– первая пара – явное предпочтение цвета (обозначается знаком «+»);
– вторая пара – предпочтение цвета (обозначается знаком «х»);
– третья пара – безразличие к цвету (обозначается знаком «=»);
– четвертая пара – неприятие цвета (антипатия) (обозначается знаком «-»).
Значение сочетания цветовых пар определяется по интерпретационным таблицам, разработанным М. Люшером.
Значение восьми позиций:
1-я позиция – указывает на основной способ действия, т.е. средство для достижения целей, стоящих перед обследуемым;
2-я позиция – означает цель, к которой стремиться испытуемый;
3-я и 4-я позиции – указывают на истинное положение вещей, ситуацию или образ действия, вытекающий из данной ситуации;
5-я и 6-я позиции – указывают на специфические особенности не вызывающие неприязни, не связываемые с существующим положением дел, незадействованные в данный момент резервы, особенности личности;
7-я и 8-я позиции – означают существование подавленной потребности или потребности, которую следует подавить потому, что ее реализация привела бы к неблагоприятны результатам.
Обычно акцент ставится на первую и последнюю пары, а также на сочетание первого и последнего цветов.
Кроме этого, цветовой ряд предпочтений испытуемого может сравниваться с аутогенной нормой, которая является показателем нервно-психического благополучия:
+ | + | х | х | = | = | – | – |
Доцентом ЛГУ А.И. Юрьевым предложена количественная оценка степени удаленности цветовых предпочтений испытуемого от аутогенной нормы (суммарное отклонение от аутогенной нормы).
Для вычисления оценки суммарного отклонения строится таблица:
Название цвета | красный | желтый | Зеленый | фиолетовый | синий | коричневый | серый | черный |
Выбор испытуемого (позиция) | ||||||||
Аутогенная норма (позиция) | ||||||||
Отклонение по цвету | -1 | -3 | -3 | -7 | ||||
Суммарное отклонение (по модулю) |
Таким образом, суммарное отклонение от аутогенной нормы (СО) – это сумма абсолютных величин отклонений по всем цветам.
Границы СО от 0 до 32.
Чем ближе к максимальной границе расположено СО, тем дальше от эталона нервно-психического благополучия.
О работоспособности испытуемого можно судить по расположению в ряду и степени близости рабочей группы цветов 4, 3, 2. Если рабочая группа в начале ряда, то это свидетельствует о высокой устойчивости работоспособности, если в конце – о неспособности работать в данный момент.
Оценка конфликтов внутреннего плана (тревог и компенсаций)
Если любой из основных цветов оказался на одном из 3-х последних мест, это указывает на наличие тревоги, вызванной неудовлетворенностью субъективно-значимых потребностей.
О характере тревоги говорит цвет, находящийся на одном из 3-х последних мест, а, о ее выраженности – его положение (6-я, 7-я или 8-я позиция в ряду). Наличие тревог обозначается знаком «!», чем больше тревог – тем больше «!».
Наличие тревоги побуждает к выработке компенсаций, характер которых устанавливается по цвету, занимающему 1-ю позицию в ряду цветовых предпочтений.
Компенсация – такой тип поведения, который вызывает временное облегчение, но никогда не приводит к действительному удовлетворению субъективно-значимых потребностей.
Психологическая характеристика тревог и компенсаций дает возможность понять содержание ведущих конфликтов личности.
Конфликты диагностируются также в случаях, когда на первых 3-х позициях ряда цветовых предпочтений находятся дополнительные цвета.