Внешнему виду и одежде русские люди не особенно доверяют:
Внешность обманчива.
Хорошая одежда ума не прибавит.
Встречают по одёжке, провожают по уму (по одёжке встречают, по уму провожают).
По наружности о человеке не суди.
Что черно, что бело, вызолоти - всё одно.
Пословицы советуют:
Не гляди на лицо, гляди на обычай;
напоминают:
С лица не воду пить.
Волк каждый год линяет, да обычая не меняет.
Скинула змея кожу, да яд остался при ней.
предупреждают, как бы призывая подумать:
Мыло серо, а моет бело.
Корова чёрная, а молоко даёт белое.
При скромной или даже неважной внешности суть человека бывает хороша:
Не в том сила, что кобыла сива, а в том, чтоб воду возила.
Сам воробей, а поёт, как соловей.
Криво дерево, да яблоки сладки.
Ну а если человек при любой внешности плохой, то говорят:
Свинья черна, свинья бела - всё чушка.
Пригож телом, да хорош ли делом?
Пословицы предупреждают и призывают:
Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.
Не смотри, что обтрёпаны рукава, а смотри, ухватка какова.
Над теми, кто очень уж старается блеснуть своей внешностью, чтобы скрыть своё внутреннее убожество, люди подтрунивают:
Хороший человек в любой одежде хорош:
Золото и в грязи блестит.
Алмаз и в грязи видать.
Попа и в рогоже видать.
Пригожий хорош и в рогоже.
Веселых и деловых людей любят, кажется, всегда:
Хоть голый, да весёлый.
Хоть весь в заплатках, зато с ухваткой.
Не теряет уважения достойный человек и тогда, когда занимает в силу сложившихся обстоятельств место ниже своих достоинств:
Не место красит человека, а человек место.
Несоответствие формы и содержания, внешнего вида и внутренней сути отражено во многих пословицах. При этом или содержание превалирует над формой, или форма - над содержанием:
|
Не всё то золото, что блестит.
И красивые цветы ядовиты бывают.
Снаружи мило, а внутри гнило.
Красна ягодка, да на вкус горька [красна - красива].
Красен, как майский день, а умом - пень [красен - красив].
Красен, как маков цвет, а ума нет.
С лица - детина, а разумом - скотина.
Лицом пригожа, да нравом негожа.
Рубашка беленькая, да душа чёрненькая.
Скромность – зазнайство.
Герой данного раздела не отличается скромностью; он любит -
Набивать себе цену.
Пускать пыль в глаза
Он обычно -
Строит из себя (важную персону).
Чтоб не отстать от других, он -
Из кожи вон лезет, любит он подражать великим:
Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.
Но наш герой старается и старается:
Вот, мол, мы какие.
Знай наших!
Знай наших - последняя копейка ребром.
Он старается хотя бы внешне приукрасить себя:
Гроша не стоит, а выглядит рублём.
Денег ни шиша, зато походка хороша.
На брюхе шёлк, а в брюхе щёлк.
Он старается хотя бы на словах показать себя, но получается, что -
Пустая бочка громче (пуще) гремит.
Худое колесо пуще скрипит.
Ведь всему миру известно, что -
Скромность украшает человека.
Где вода (река) глубока (глубже), там она меньше шумит.
Никудышные люди всем своим существом хотят показать, что вот, дескать, какие они молодцы. А народ говорит им:
Молодцы - ваши отцы, а вы - овечьи хвосты.
Над такими едко иронизируют:
Куда там!
Кто я!
Шишка на ровном месте.
Шире, грязь, телега едет!
Шире, грязь, навоз плывёт!
|
Им советуют:
Знай, сверчок, свой шесток.
Не лезь с суконным рылом в калашные ряды.
Не свиным рылом лимоны нюхать.
Не наша еда лимоны, есть их иному.
Не бывать вороне соколом.
Не летать вороне в царские хоромы.
Не по носу табак.
Как такие ни стараются казаться лучше, чем они есть, всё равно ничего не получается, потому что у них за душой нет ничего серьёзного и большого. Людям это хорошо видно, ведь -
Птицу узнают по перьям, а человека по ухваткам.
Ворону видно по полёту.
В результате получается плохо:
Высоко летает, да низко садится.
Летала пташка высоко, да села недалеко.
Чиж пелпел, да на мель сел.
Мы уже говорили, что -
Скромность украшает человека.
Кто забывает эту истину, тому с едкой иронией напоминают:
Помяни, господи, царя Давида и всю кротость его.
Если молодой человек очень уж хочет казаться взрослым, то люди язвят:
Из молодых, да ранний - петухом поёт.
Честь- бесчестье.
Русский человек всегда жил с оглядкой на общественное мнение, боясь дурной славы, Это и отражено в пословицах:
Добрая слава рубля дороже.
Доброе имя дороже богатства.
Денег за душой ни гроша, зато слава хороша.
Торговец говорил:
Не до барыша, была бы слава хороша.
Как живешь и работаешь, такова и слава будет тебе:
Доброму Савве добрая и слава.
Как живёшь, так и прослывёшь.
Какову жизнь проживёшь, такову и славу наживёшь.
По Сеньке и шапка (по Ерёмке и колпак)
Почёт и слава налагают на человека большую ответственность:
Хорошо жить в почёте, да ответ велик.
Велик почёт не живёт без хлопот.
Чем больше чести, тем больше напасти.
|
В почёте у нас тот, кто -
Прошёл огни и воды [пережил много приключений].
Таких у нас «медными трубами» (духовым оркестром) славят. Но не каждый способен пройти такое испытание, потому что -
Слава голову кружит.
Наверху голова кружится.
Поэтому вдвойне хорош тот, кто -
Прошёл огни и воды и медные трубы [С медными трубами ассоциируется слава человека. Испытание огнём и водой успешно выдерживают многие, а пройти «медные трубы» (духовой оркестр, которым встречают человека, прошедшего «огни и воды») не всякому удаётся. Выражение возникло, вероятно, не без влияния библейских текстов. Ср.: «Мы вошли в огонь и в воду, и ты вывел нас на свободу» (Псалтырь)].
А бывает и так:
Прошёл огни и воды и медные трубы, да попал чёрту в зубы,
то есть чем-то опозорил себя.
Почёт и славу собирают по капле,
а тут разом все рушится:
Добрая слава на печке лежит, а худая по свету бежит.
Боятся худой славы мастеровые. Настоящий мастер при любых условиях старается -
Держать марку. Не терять марку.
О своей работе настоящий мастер с гордостью говорит:
Мастер других поучает, предупреждая:
Иной незаслуженно -
Купается в славе,
С неба звёзды хватает.
До поры до времени он -
Растёт в глазах других.
Любит он -
Чужими руками жар загребать [Полная поговорка звучала так: легко чужими руками жар загребать (жар - горящие угли)].
На чужом горбу (коне) в рай проехаться.
О том, что мешает мешает человеку взглянуть на самого себя со стороны и объективно оценить свои положительные и отрицательные качества, мешает познать самого себя:
Имя своё всяк знает, а в лицо себя никто не помнит.
Каждый зазнаётся настолько, насколько не хватает ему разума.
Верблюд своего горба не видит.
Не рой другому яму, сам в неё ввалишься.
Не плюй в колодец: самому пригодится водицы напиться.
Человек придумал удобные для себя расхожие истины:
Всяк живёт для себя.
Своя рубашка ближе к телу.
Своя рубаха дороже чужой шкуры.
Не привык он ценить чужое:
Дёшевы деньги в чужом кармане.
Дёшева рыба на чужом блюде.
Эгоистичный человек одновременно бывает ещё и завистлив. В глазах такого -
В чужих руках ломоть больше кажется.
Чужая курица индюком выглядит.
И всё-то ему мало:
Свинья никогда не бывает довольной.
А когда от него помощь потребуется, он может -
Повернуться спиной.
Ответить чёрной неблагодарностью.
Эгоистичный человек может и сочувствие выразить попавшему в беду. Только -
Всяк потужит, да не всяк послужит.
Нужны не слова, а дела. Поэтому над ним иронизируют:
Жаль тебя, да не как себя.
Жаль друга, да не как себя.
И вообще -
Сытый голодного не разумеет.
Всякому своя обида горька.
Всякому своя болячка больна.
За чужой щекой зуб не болит.
Чужое горе не плачет.
Чужую беду руками разведу, а своя придёт, с ума сведёт.
Чужую беду с хлебом съешь, а свою и с мёдом не проглотишь.
Эгоист говорит лишь о своих трудностях, возводя их в степень «мировой скорби»:
Своя болячка - велик желвак.
Своя болячка больше чужого желвака.
Своя болячка больней болит.
В ответ ему с укором говорят:
Про твоё здоровье и говорить скоромно.
С печали шея сровнялась с плечами.
Твоя болезнь - наше здоровье.
Эгоист бывает спесив и привередлив. Про такого говорят:
Уроду всё не в угоду.
О труде.
Какова твоя работа, такова тебе и плата и честь:
Проточная вода не портится.
Плуг от работы блестит.
Железо в работе не ржавеет.
Праздность - мать всех пороков.
Скучен (долог) день до вечера, коли делать нечего. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.
У нашего молодца нет забавам конца.
Общий итог сказанному:
Труд человека кормит, лень портит.