Внешний облик - внутренний мир.




 

Внешнему виду и одежде русские люди не особенно доверяют:

Внешность обманчива.

Хорошая одежда ума не прибавит.

Встречают по одёжке, провожают по уму (по одёжке встречают, по уму провожают).

По наружности о человеке не суди.

Что черно, что бело, вызолоти - всё одно.

Пословицы советуют:

Не гляди на лицо, гляди на обычай;

напоминают:

С лица не воду пить.

Волк каждый год линяет, да обычая не меняет.

Скинула змея кожу, да яд остался при ней.

предупреждают, как бы призывая подумать:

Мыло серо, а моет бело.

Корова чёрная, а молоко даёт белое.

При скромной или даже неважной внешности суть человека бывает хороша:

Не в том сила, что кобыла сива, а в том, чтоб воду возила.

Сам воробей, а поёт, как соловей.

Криво дерево, да яблоки сладки.

Ну а если человек при любой внешности плохой, то говорят:

Свинья черна, свинья бела - всё чушка.

Пригож телом, да хорош ли делом?

Пословицы предупреждают и призывают:

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Не смотри, что обтрёпаны рукава, а смотри, ухватка какова.

 

Над теми, кто очень уж старается блеснуть своей внешностью, чтобы скрыть своё внутреннее убожество, люди подтрунивают:

Хороший человек в любой одежде хорош:

Золото и в грязи блестит.

Алмаз и в грязи видать.

Попа и в рогоже видать.

Пригожий хорош и в рогоже.

Веселых и деловых людей любят, кажется, всегда:

Хоть голый, да весёлый.

Хоть весь в заплатках, зато с ухваткой.

Не теряет уважения достойный человек и тогда, когда занимает в силу сложившихся обстоятельств место ниже своих достоинств:

Не место красит человека, а человек место.

 

Несоответствие формы и содержания, внешнего вида и внутренней сути отражено во многих пословицах. При этом или содержание превалирует над формой, или форма - над содержанием:

Не всё то золото, что блестит.

И красивые цветы ядовиты бывают.

Снаружи мило, а внутри гнило.

Красна ягодка, да на вкус горька [красна - красива].

Красен, как майский день, а умом - пень [красен - красив].

Красен, как маков цвет, а ума нет.

С лица - детина, а разумом - скотина.

Лицом пригожа, да нравом негожа.

Рубашка беленькая, да душа чёрненькая.

 

Скромность – зазнайство.

 

Герой данного раздела не отличается скромностью; он любит -

Набивать себе цену.

Пускать пыль в глаза

Он обычно -

Строит из себя (важную персону).

Чтоб не отстать от других, он -

Из кожи вон лезет, любит он подражать великим:

Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.

Но наш герой старается и старается:

Вот, мол, мы какие.

Знай наших!

Знай наших - последняя копейка ребром.

Он старается хотя бы внешне приукрасить себя:

Гроша не стоит, а выглядит рублём.

Денег ни шиша, зато походка хороша.

На брюхе шёлк, а в брюхе щёлк.

Он старается хотя бы на словах показать себя, но получается, что -

Пустая бочка громче (пуще) гремит.

Худое колесо пуще скрипит.

Ведь всему миру известно, что -

Скромность украшает человека.

Где вода (река) глубока (глубже), там она меньше шумит.

Никудышные люди всем своим существом хотят показать, что вот, дескать, какие они молодцы. А народ говорит им:

Молодцы - ваши отцы, а вы - овечьи хвосты.

Над такими едко иронизируют:

Куда там!

Кто я!

Шишка на ровном месте.

Шире, грязь, телега едет!

Шире, грязь, навоз плывёт!

Им советуют:

Знай, сверчок, свой шесток.

Не лезь с суконным рылом в калашные ряды.

Не свиным рылом лимоны нюхать.

Не наша еда лимоны, есть их иному.

Не бывать вороне соколом.

Не летать вороне в царские хоромы.

Не по носу табак.

Как такие ни стараются казаться лучше, чем они есть, всё равно ничего не получается, потому что у них за душой нет ничего серьёзного и большого. Людям это хорошо видно, ведь -

Птицу узнают по перьям, а человека по ухваткам.

Ворону видно по полёту.

В результате получается плохо:

Высоко летает, да низко садится.

Летала пташка высоко, да села недалеко.

Чиж пелпел, да на мель сел.

Мы уже говорили, что -

Скромность украшает человека.

Кто забывает эту истину, тому с едкой иронией напоминают:

Помяни, господи, царя Давида и всю кротость его.

Если молодой человек очень уж хочет казаться взрослым, то люди язвят:

Из молодых, да ранний - петухом поёт.

 

Честь- бесчестье.

 

Русский человек всегда жил с оглядкой на общественное мнение, боясь дурной славы, Это и отражено в пословицах:

 

Добрая слава рубля дороже.

Доброе имя дороже богатства.

Денег за душой ни гроша, зато слава хороша.

Торговец говорил:

Не до барыша, была бы слава хороша.

Как живешь и работаешь, такова и слава будет тебе:

Доброму Савве добрая и слава.

Как живёшь, так и прослывёшь.

Какову жизнь проживёшь, такову и славу наживёшь.

По Сеньке и шапка (по Ерёмке и колпак)

Почёт и слава налагают на человека большую ответственность:

Хорошо жить в почёте, да ответ велик.

Велик почёт не живёт без хлопот.

Чем больше чести, тем больше напасти.

В почёте у нас тот, кто -

Прошёл огни и воды [пережил много приключений].

Таких у нас «медными трубами» (духовым оркестром) славят. Но не каждый способен пройти такое испытание, потому что -

Слава голову кружит.

Наверху голова кружится.

Поэтому вдвойне хорош тот, кто -

Прошёл огни и воды и медные трубы [С медными трубами ассоциируется слава человека. Испытание огнём и водой успешно выдерживают многие, а пройти «медные трубы» (духовой оркестр, которым встречают человека, прошедшего «огни и воды») не всякому удаётся. Выражение возникло, вероятно, не без влияния библейских текстов. Ср.: «Мы вошли в огонь и в воду, и ты вывел нас на свободу» (Псалтырь)].

А бывает и так:

Прошёл огни и воды и медные трубы, да попал чёрту в зубы,

то есть чем-то опозорил себя.

Почёт и славу собирают по капле,

а тут разом все рушится:

Добрая слава на печке лежит, а худая по свету бежит.

Боятся худой славы мастеровые. Настоящий мастер при любых условиях старается -

Держать марку. Не терять марку.

О своей работе настоящий мастер с гордостью говорит:

Мастер других поучает, предупреждая:

Иной незаслуженно -

Купается в славе,

С неба звёзды хватает.

До поры до времени он -

Растёт в глазах других.

Любит он -

Чужими руками жар загребать [Полная поговорка звучала так: легко чужими руками жар загребать (жар - горящие угли)].

На чужом горбу (коне) в рай проехаться.

О том, что мешает мешает человеку взглянуть на самого себя со стороны и объективно оценить свои положительные и отрицательные качества, мешает познать самого себя:

 

Имя своё всяк знает, а в лицо себя никто не помнит.

Каждый зазнаётся настолько, насколько не хватает ему разума.

Верблюд своего горба не видит.

Не рой другому яму, сам в неё ввалишься.

Не плюй в колодец: самому пригодится водицы напиться.

Человек придумал удобные для себя расхожие истины:

Всяк живёт для себя.

Своя рубашка ближе к телу.

Своя рубаха дороже чужой шкуры.

Не привык он ценить чужое:

Дёшевы деньги в чужом кармане.

Дёшева рыба на чужом блюде.

Эгоистичный человек одновременно бывает ещё и завистлив. В глазах такого -

В чужих руках ломоть больше кажется.

Чужая курица индюком выглядит.

И всё-то ему мало:

Свинья никогда не бывает довольной.

А когда от него помощь потребуется, он может -

Повернуться спиной.

Ответить чёрной неблагодарностью.

Эгоистичный человек может и сочувствие выразить попавшему в беду. Только -

Всяк потужит, да не всяк послужит.

Нужны не слова, а дела. Поэтому над ним иронизируют:

Жаль тебя, да не как себя.

Жаль друга, да не как себя.

И вообще -

Сытый голодного не разумеет.

Всякому своя обида горька.

Всякому своя болячка больна.

За чужой щекой зуб не болит.

Чужое горе не плачет.

Чужую беду руками разведу, а своя придёт, с ума сведёт.

Чужую беду с хлебом съешь, а свою и с мёдом не проглотишь.

Эгоист говорит лишь о своих трудностях, возводя их в степень «мировой скорби»:

Своя болячка - велик желвак.

Своя болячка больше чужого желвака.

Своя болячка больней болит.

В ответ ему с укором говорят:

Про твоё здоровье и говорить скоромно.

С печали шея сровнялась с плечами.

Твоя болезнь - наше здоровье.

Эгоист бывает спесив и привередлив. Про такого говорят:

Уроду всё не в угоду.

О труде.

 

Какова твоя работа, такова тебе и плата и честь:

Проточная вода не портится.

Плуг от работы блестит.

Железо в работе не ржавеет.

Праздность - мать всех пороков.

Скучен (долог) день до вечера, коли делать нечего. Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало.

У нашего молодца нет забавам конца.

Общий итог сказанному:

Труд человека кормит, лень портит.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: