Функции культуры в обществе многообразны.




Тема 3.4. Философия и культура.

Культура — человеческая деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением характера, компетентностей, навыков, умений и знаний. Культура, как искусственная среда, противоположна (≠) природе как естественной среде.

Субкультура — часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами. В частности, субкультуры образуются этническими общностями, отличающимися своим диалектом от языковой нормы, другим известным примером являются молодёжные субкультуры.

Культуру иногда противопоставляют цивилизации (— это все человечество во всем его богатстве.). В этом смысле культура охватывает духовные ценности, а цивилизация – материальные. Согласно Н. А. Бердяеву между культурой и цивилизацией могут возникать противоречия. Культура, как поиск, создание и сохранение духовных ценностей, нуждается в цивилизации как материальной основе для своей деятельности. Однако бывает так, что цивилизация вместо того, чтобы быть средством для культуры стремиться стать самоцелью. Тогда материальные ценности выдвигаются на первый план, а духовные остаются в тени.

Культура и цивилизация: сходство и отличия:

Линии сравнения Культура Цивилизация
Сходство (взаимодействие культуры и цивилизации). Цивилизация- социальная организация культуры, механизм ее функционирования в обществе, она требует определенной зрелости развития культуры.
Отличия. 1. выражает уровень развития человека, степень развития его творческих способностей; 2. характеризует внутренний мир человека; 3. формирует и развивает человека как особое существо; 4. следствием становится духовная свобода человека, установление гармонии его внутреннего мира. 1. выражает степень зрелости общества, ступень его исторического развития; 2. характеризует внешние проявления человека, его способность строить отношения с социумом, выражает единство в индивидуальном бытие; 3. включает в культивирование человека все социальные институты; 4. следствием становится достижение независимости человека от природы и подчинение социальным, экономическим, политическим силам.

По формам существования выделяется субъективная культура и объективная:

· Объективная культура – это совокупность тех вещей, которые способствуют развитию личности. В этих вещах воплощены, определенные способности и умения человека. Они уже преобразованы человеческой деятельностью. Табурет, автомобиль, картина – все эти вещи не существуют в природе самой по себе. Их нужно было придумать, замыслить, воплотить замысел в материале.

· Субъективная культура – это достигнутая мера развития человеческой личности, т.е. способности, потребности и умения, которые представлены в человеке. Также и многие качества человека не даны от природы. Они усваиваются и развиваются только в процессе освоения культурного наследия. Человеку необходимо учиться.

По составу культура делится на материальную и духовную. Их различие в характере тех потребностей, которые они удовлетворяют. Техника, экономика, политика - удовлетворяют в большей степени материальные потребности. Религия, философия, искусство и т. д. – духовные потребности. Духовная культура существует прежде всего, в идее системы знаков, символов.

Функции культуры в обществе многообразны.

1. Аксиологическая функция. Культура – система ценностей, норм и правил поведения, представленных в символической форме.

2. Коммуникативная функция. Культура обеспечивает коммуникацию (общение) между людьми и социальное наследование – передачу опыта от одного поколения к другому.

3. Человекотворческая (гуманистическая) функция культуры выражается в том, что культура выступает как необходимое средство воспитания и образования личности.

4. Инструментальная функция. Культура – это совокупность приемов и способов человеческой деятельности. Жизнь культуры представляет собой диалектическое единство традиций и новаторства, творчества нового.

Существенные признаками культуры:

- культура имеет искусственное происхождение;

- культура создается в процессе творчества;

- культура требует воспитания и взаимодействия;

- это то, что отличает человека от других живых существ;

- в основе культуры лежит идея, выражения в творческой деятельности человека совместно с другими людьми для удовлетворения своих потребностей и своего развития;

- в культуре проявляется историческая эпоха.

 

 

Наука — область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию объективных знаний о действительности. Эта деятельность осуществляется путём сбора фактов, их регулярного обновления, систематизации и критического анализа. Науке присущи специфические черты:

1. УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ -— сообщает знания, истинные для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком.

2. ФРАГМЕНТАРНОСТЬ — изучает не бытие в целом, а различ­ные фрагменты реальности иди ее параметры.

3. ОБЩЕЗНАЧИМОСТЬ — получаемые знания пригодны для всех людей.

4. СИСТЕМАТИЧНОСТЬ — наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

5. КРИТИЧНОСТЬ — готовность поставить под сомнение и пересмотреть свои результаты.

6. ДОСТОВЕРНОСТЬ — научные выводы проходят проверку по определенным сформулированным правилам.

Общее между философией и наукой заключатся в том, что они:

1. Стремятся к выработке рационального знания;

2. Ориентированы на установление закономерностей исследуемых объектов и явлений.

Различия - в том, что:

1. Философия всегда представлена адресно, т.е. тем или иным философом, когда его идеи, труды могут быть самодостаточными и не зависеть от того, разделяют или не разделяют их другие философы. Наука же в конечном счёте - плод коллективного труда;

2. Философия не может дать точного прогноза, т.е. не может экстраполировать достоверные знания в будущее, ибо таковыми не обладает. Отдельный философ на основе определённой системы взглядов может лишь предсказывать, но не прогнозировать или моделировать, как доступно ученому.

В XXI веке в культуре можно отметить две глобальные тенденции: во-первых, имеет место быть насаждение разных, несовпадающих подходов, взглядов, видений мира (они определяются разнообразием и несходством форм индивидуальной и коллективной жизни), а также — идет поиск новых критериев общезначимости и объективности.

Во-вторых, рассматривая национальную традицию как социально-культурный институт, выделим ее важную часть — национальную идею — емкое и многозначное явление. При всей ограниченности рамками одного этноса любое социально-экономическое развитие не может не опираться на веками выбранные традиции, обычаи, верования других народов. Поэтому, не преувеличивая роли национальных традиций в жизни общества, нельзя уменьшать и их роли в разрешении межэтнических конфликтов и других общезначимых проблем.

Вывод: многообразие культурных феноменов всех ее уровней, несмотря на их динамичность и относительную самостоятельность, организованы в целостную систему. Их системообразующим фактором выступают предельные основания каждой исторически определенной концепции (историческое развитее определенно эпохи). Они представлены универсальными мировоззренческими взглядами, которые в своем взаимодействии и задают целостный обобщенный образ человеческого мира.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: