За последние годы в социально-философской литературе появились интересные теоретические разработки путей экономического развития России, структуры отношений собственности, механизма рыночного хозяйства. Отмечается, что происходит явное расширение субъектов отношений собственности. Ведь до недавнего времени в экономике нашей страны абсолютно преобладала государственная форма собственности (90% основных производственных фондов). Она чаще всего объявлялась общенародной и ей придавался статус ведущей. Такая экономическая структура привела к возникновению государственной монополии, что пагубно сказалось на развитии всего народного хозяйства. Специалисты отмечают, что многолетнее господство общенародной собственности в экономик нашей страны обусловило два существенных негативных результата
Во-первых, сформировался экономический субъект, лишенный собственного экономического стержня, не имеющий экономической опоры, ни за что не отвечающий и никакой личной цели не преследующий. Иначе говоря, в тотальном равенстве всех по отношению к общественной (государственной) собственности исчезли все человеческие различия, значит, исчезли все стимулы, импульсы саморазвития.
Во-вторых, в реальной жизни советского общества общенародная собственность превратилась в фикцию. Она не представляла интересы конкретных социальных общностей, групп и тем более конкретных субъектов. Она получила название «ничьей». Существование подобной собственности привело к определенной бесхозяйственности и утрате у работников стимулов добросовестно трудиться, беречь общественное имущество. Как говорят специалисты, здесь мы имеем дело с энтропией (размыванием) человеческого содержания собственности [6, с. 70].
Кроме того, при характеристике общенародной собственности советского периода развития экономики отмечается, что подлинным, основным субъектом, владельцем и распорядителем национального богатства, природных ресурсов была коммунистическая партия. Ибо она принимала важнейшие экономические решения по планированию экономики, выбору экономических приоритетов, распоряжалась произведенной продукцией, принципами ее распределения и т.д. В этом смысле воля компартии была определяющей, была законом. Поэтому, строго говоря, собственность в советском обществе следует рассматривать не как государственную, а как партийно-государственную.
Обосновывается точка зрения, согласно которой происхождение частной собственности связано с властью. Исторически власти предержащие, опираясь на вооруженную силу, узурпировали, присвоили себе различные объекты собственности. Это было на ранних этапах общественного развития. Но и в дальнейшем собственность оставалась прямым порождением и оформлением полномочий власти и авторитета. Особенно рельефно это проявилось в древних странах «азиатского деспотизма», а в XX в. — в обществах советского типа. Здесь реальные отношения собственности, независимо от их законодательного оформления, подчиняются решениям, самоволию политической власти. Таким образом, власть выступает как субъект присвоения ресурсов и благ, ограничивающий права других На эти ресурсы. А собственность становится структурным оформлением властных отношений, рамкой легитимной хозяйственной деятельности. Эта сложная проблематика сращивания собственности и власти довольно убедительно показана на примере экономического развития стран азиатского Востока в книге Л.В. Васильева «История Востока», (М., 1998, т. 1).
В отечественной социальной философии получили основательную теоретическую разработку вопросы трансформации собственности во властные отношения, сращивания собственности и власти. Анализируя подобную ситуацию в нашей действительности, известный отечественный философ B.C. Барулин приходит к резонному заключению: «там, где была власть, там проявляется феномен собственности, где ее не было — не было и собственности. Собственником в советском обществе был тот, тогда и в такой степени, кто, когда и в какой степени обладал властью. И напротив, собственником не был тот, кто властью не обладал. Было обладание властью -была собственность, терялась власть — терялась и собственность» [6, с. 73]. Как видим, эти злободневные проблемы обсуждаются не только в публицистике, речах политиков, но и в серьезных социально-философских трудах. Все в конечном итоге приходят к единому мнению: власть, государственно-властный статус, как правило, рождает собственность (блага, недвижимость, капитал и т.д.), а собственность делает ее обладателя властной фигурой. Люди, лишенные прав собственности, становятся социально незащищенными и экономически бедными. Это, кстати, в свое время настойчиво утверждал С.Н. Федоров — известный политический деятель и ученый-офтальмолог.
Ныне к числу самых острых политических вопросов относят взаимоотношения крупных собственников (обычно называемых олигархами) с государственной властью. Об этом много говорят в средствах массовой информации, во властных структурах. Задача заключается в том, чтобы добиться невмешательства олигархов в осуществление государственной политики. С помощью прямых и косвенных налогов государство как верховная власть должно обеспечивать контроль над хозяйственной деятельностью крупных предприятий и фирм. И по идее государственная власть обязана защищать частную собственность с помощью закона.
В проходящей экономической реформе в нашей стране основное звено — процесс перераспределения собственности. За последнее десятилетие насчитывается уже три передела собственности. Первый (и наиболее известный) основывался на возможностях, предоставляемых законодательством о приватизации, второй — законодательством об акционерных обществах, и, наконец, третий законодательством о несостоятельности (банкротстве).
Считается, что наша страна пережила самую массовую в мире вой истории приватизацию. В 1992 г. получила начало так называемая «народная приватизация» государственной собственности. Она проводилась методом распространения ваучеров (приватизационных счетов, обязательств). Ваучер стал первой массовой ценной бумагой, которую люди могли покупать и продавать. Правительство России определило долю каждого гражданина в 10 тыс' рублей 1992 г.
В конечном счете все обернулось разбазариванием собственности народа, который был жестоко обманут. «Народная приватизация» привела к появлению в России 50 млн нищих акционеров, но она обогатила лишь 25—30 тыс. человек. В результате многие крупныe предприятия переходили в частные руки по смехотворно низким ценам.
Каждый передел сопровождается развитием собственных технологий. Различаются действующие лица, расширяется круг субъектов отношений собственности. Неизменными остаются: практически неограниченная власть чиновников; изъятие имущества (прав) собственников помимо их воли; использование административного ресурса для приобретения собственности. Конечно, здесь возникает множество социально-экономических вопросов, которые ныне обсуждаются как специалистами, так и неспециалистами. Мы хотим остановиться на двух важнейших, на наш взгляд, социально-философских проблемах.
Во-первых, это отношение к проблемам собственности на уровне массового обыденного сознания. Известно, что исторически в широких слоях русского народа предпочтение отдавалось общинным, артельным формам ведения хозяйства и соответственно возникали чувства неприятия частной собственности и неприязни к богатым людям. Конечно, эти настроения существенно поддерживались в советский период нашей страны и на практике и в пропаганде. Негативное отношение многих наших граждан к частной собственности усугубляется серьезными издержками и просчетами в проводимой ныне экономической реформе, когда рыночные механизмы плохо адаптируются к российской почве. В таких условиях остро встает вопрос: частная собственность — это тормоз экономического развития или она сегодня эффективна и полезна? Решение этого вопроса связано с фактором времени. В действительности же У нас достаточно людей, которые обладают необходимой предприимчивостью, ответственностью, готовых повысить свой социальный статус и испытать себя в частнопредпринимательской деятельности.
Опыт индустриально развитых стран свидетельствует, что потенциал частной собственности полностью еще не реализован. И тем не менее осуществление принципов частного предпринимательства здесь принесло свои ощутимые результаты. Они проявились прежде всего в размерах заработной платы, в показателях экономического роста. Здесь уместно привести суждение известного российского философа А.Г. Спиркина. Он пишет: «Частная собственность тесно связана с самой природой человека, с его телесной и душевной организацией, с его насущными потребностями и ценностными ориентациями, с теми мотивами, которые вынуждают его трудиться, иметь свою семью, свой дом, свое хозяйство. Это то, в чем он находит свое самоутверждение, смысл своей жизни. Частная собственность — мощный источник продуктивного труда и свободной хозяйственной инициативы, она способствует самореализации физических и духовных сил личности. Частная собственность и рыночные отношения дают людям имущественную самостоятельность, развивают личную инициативу, стимулируют и совершенствуют самодеятельные, предпринимательские навыки, воспитывают чувство ответственности в своем деле и вообще в жизни.
И наконец, частная собственность укрепляет правосознание, культуру законопослушания. Реальное бытие личности проявляется в его собственности» [47, с. 629]. С этой характеристикой частной собственности можно соглашаться или не соглашаться, но в ней дана глубокая философская трактовка воздействия ее на человеческие потребности и интересы, показано назначение ее в самореализации физических и духовных способностей человека.
Вторая важнейшая проблема — это реформирование нашего сельского хозяйства. Известно, что в течение последнего столетия крестьянский вопрос пытались решить трижды. В 1908—1910 гг. в России председатель Совета Министров П.А. Столыпин начал земельную реформу. Главная идея состояла в том, чтобы изменить форму собственности на землю вместо традиционной общинной ввести частную, позволить крестьянам иметь собственные хозяйства (хутора, отруба). По замыслу Столыпина крестьянские подворья должны держаться на трех китах: собственности, вложении труда и капитала, праве распоряжаться продукцией и вступать в отношения с внешним миром по своему усмотрению. Проведение земельной реформы предполагало солидную законодательную базу, финансирование из специальных кредитных банков.
Столыпинская земельная реформа была рассчитана на двадцать лет, но она не увенчалась успехом. Обычно в этом случае отмечают три причины: начавшиеся первую мировую и гражданскую войны и отчаянное сопротивление со стороны представителей крупного помещичьего землевладения. И что весьма существенно: столыпинская реформа разбилась о нежелание русских крестьян хозяйствовать самостоятельно, об их боязни опереться на собственные силы.
Вторая попытка коренного преобразования сельского хозяйства в нашей стране связана с проведением новой экономической политики. После изнурительной гражданской войны, разрухи хозяйства, голода и массовых бедствий советское правительство решило реформировать прежде всего сельское хозяйство. Надо заметить, эта политика не сводилась к западным финансовым кредитам, на которые сегодня так уповают. Получил реализацию лозунг «землю ~~ крестьянам». Речь шла не только об изъятии владений у помещиков, казны, монастырей, но и об уравнительном распределений земли по трудовой или потребительской норме. Крестьяне получи-Я0 в частную собственность почти 180 млн гектаров земель. Этот передел собственности имел разные варианты. Но главное — сдвиги в экономике последовали разительные. Одного хлеба было заготовлено в 1924—1925 гг. 323 млн пудов. Это было гораздо выше предвоенного 1913 г. Конечно, такой прорыв был связан не только с переменой формы собственности, но и с качествами хозяйствующих субъектов. Однако в 1929 г. нэп прекратил свое существование и началась эпоха сплошной коллективизации. Это был год «великого перелома». Более чем 70 лет функционирования колхозно-совхозного строя в деревне привели к упадку производства всех видов продукции, по сути перевелся класс настоящих хозяев-крестьян, деревня превратилась в мир тотального запустения.
За последние десять лет, в условиях экономики переходного периода в нашей стране положение дел в сельском хозяйстве не улучшилось. Слабые попытки введения фермерства не привели к заметным результатам. Зато в современной науке наблюдается затянувшийся спор, полемика вокруг прав частной собственности на землю. На этот счет есть две полярных точки зрения. Ученые-государственники против введения купли—продажи земли, ибо это приведет к захвату крупным капиталом главных средств производства, к присвоению природных ресурсов. Иначе говоря, подобный подход чреват возрождением эксплуатации и ростом уровня бедности. Представители этой позиции считают необходимым создание свободного рынка всего многообразия прав собственности на землю, за исключением одного — частной собственности. Это означает, что титульным собственником земли должно остаться государство. Владельцы же земли — будь то государственное предприятие, коллективные и частные владельцы, ее арендаторы — обязаны платить ежегодную арендную плату.
Ученые либеральной ориентации видят выход из аграрного кризиса в рыночной трансформации отношений собственности, обеспечении приоритета частного землевладения, формировании в деревне слоя культурных хозяев.
В 2002 г. проблема земельных отношений была решена. В результате долгих обсуждений в сфере экспертов, специалистов — аграрников и государственных деятелей путем компромиссов в решении спорных вопросов был разработан важный документ. Он стал основой для принятия Государственной Думой двух законов. Сначала был утвержден «Земельный кодекс». Он регулирует отношения прав на земельные участки, предоставленные гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, а также на земли, занятые зданиями и строениями. Согласно статьям кодекса, в этой сфере разрешаются сделки купли-продажи, аренда и другие операции с землей.
Главное, позже был принят закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Здесь зафиксированы строгие правила, запрещающие продавать земельные участки иностранцам и лицам без гражданства. Кроме того, ограничены максимальные размеры участков, которые могут принадлежать россиянам на правах собственности. Закон отдает приоритет на покупку земель сельхозугодий органам местного самоуправления.
Можно сказать, что принятые законы о земле призваны дать существенный импульс развитию сельского хозяйства, улучшению правового, социально-экономического положения крестьян.
Контрольные вопросы
1. Раскройте сущность и классифицируйте основные формы собственности.
2. Объясните, почему труд является основой собственности?
3. Какова особенность марксистской трактовки сущности собственности?
4. В чем состоит различие экономического и юридического понимания собственности?
5. Какова эволюция взглядов философов на происхождение и роль частной собственности в развитии общества?
6. В чем заключается особенность толкования отношений частной собственности с позиций современной социальной философии?
7. Какова роль частной собственности в реформировании экономики современной России?