С точки зрения философии собственность рассматривается как свойство человеческой натуры, отношение человека к вещи трактуется как способ его самоопределения и самореализации в окружающем мире. Подобного широкого взгляда на отношение личности к собственности придерживались многие влиятельные философы. Скажем, Г. Гегель, И. Кант, М. Штирнер и некоторые русские мыслители.
Очень интересную идею о природе частной собственности развивает русский социальный философ И.А. Ильин (1883—1954). В труде «Путь духовного обновления» он отмечает, что человеку от Бога или от природы дан особый, индивидуальный способ бытия. Это проявляется в физически-телесной жизни, а также духовно-душевном существовании. Причем этот способ бытия не отменяет общения, единения между людьми. И тем не менее всякое игнорирование личной разделенности, человеческой самоценности — это ложный путь. Он, по мнению И. Ильина, ведет не только к обеднению личностных качеств, но и приводит к умалению института частной собственности [20, с. 242].
В социально-философской литературе получила обоснование идея о трех видах отношений частной собственности [6, с. 52—58]-Такой подход дает возможность высветить различные стороны взаимоотношений субъектов и объектов собственности. Первый вид носит характер субъектно-объектных отношений. В этом случае вешь> имущество обретают черты зависимости от человека. Он вкладывает в них свою волю, намерения. Иными словами, человек как собственник становится хозяином, владельцем, распорядителем объектов. Эти его качества становятся главенствующими в жизненны" ситуациях, сильно влияют на характер деятельности и поведения.
|
Второй вид отношений частной собственности определяется как отношения субъектно-субъектные. Эти отношения способствуют ранжированию социального положения человека. Становясь владельцем орудий труда, земли, капитала, он делает зависимыми других людей, лишенных собственности и вынужденных продавать свою рабочую силу. В этом плане жизнеобеспеченность их находится в прямой связи от интересов и воли собственника. Подобные отношения собственности на практике выступают в различных формах: 1) передачи распоряжения объектом другим лицам (аренда); 2) продажи собственности, т.е. обретения денежной формы; 3) права наследования; 4) отказа от собственности, жертвования, дарения (меценатства, спонсорства).
Образование всех этих видов отношений частной собственности в качестве своей базы имеет волю и интересы субъекта. К числу главных мотивов относятся: получение выгоды, накопление капитала. Но бывают и благородные цели. Например, передача части богатств, капиталов на развитие науки и просвещения. Подобная бескорыстная помощь у «нормальных» людей вызывает недоумение. Однако многие действующие академические институты в нашей стране создавались именно на деньги благотворителей, равно как и учреждения искусства. Достаточно вспомнить русских купцов Третьяковых, Мамонтова, генерала Шанявского и других.
При характеристике частной собственности выделяется также состояние самоощущений собственника. Дело в том, что владение и управление объектами связано с ответственностью, «заботой». Ибо сохранение, функционирование капитала, средств производства нуждается в постоянном напряжении усилий воли и характера субъектов. И в этом смысле собственность воспринимается не иначе, как беспокойное бремя. Очевидно, что владение собственностью не свободно от ощущения тревоги потерять ее, утратить нажитое, а предпринимательская деятельность сопряжена с риском. По признанию самих предпринимателей и бизнесменов, в результате своей деятельности они чаще всего испытывают дискомфорт и беспокойство.
|
Каков главный вывод, вытекающий из философской трактовки отношений частной собственности? Прежде всего, нельзя понимать собственность как нечто бессубъектное, деперсонализированное экономическое явление или как юридическую норму. При анализе отношений собственности важно учитывать, что это всегда характеристика человека, его личностных свойств. Все формы собственности (общественная, частная и другие) функционируют постольку, поскольку в их основе заключен индивидуально-человеческий компонент. Иначе говоря, стержнем отношений собственности является Человеческий фактор. Русский философ НА. Бердяев справедливо отмечал, что в содержании собственности есть онтологическое зерно, собственность имеет связь с самим принципом личности [16, с. 230].
Отношения собственности — это диалектика взаимодействия субъекта и объекта. По-другому говоря, это их взаимное влияние.
Подобные отношения касаются не только крупных предпринимателей, олигархов, но и представителей малого бизнеса, владельцев I небольших предприятий, арендаторов. Статус собственника определяет его личные качества: инициативность, предприимчивость, стремление к инновациям. С другой стороны, от личностных качеств собственника, его умения оперативно принимать решения, быть предельно работоспособным зависят коммерческий успех и рентабельность дела. Естественно, что характер отношений собственности проявляется прежде всего в предпринимательской деятельности. По сути это то, что ныне принято называть бизнесом. Здесь обычно выделяют три составные части: предприниматель, условия деятельности и этика бизнеса. Конечно, главная фигура современного бизнеса — предприниматель.
|
В современной науке обосновывается точка зрения о постепенном отделении предпринимательских функций от собственности. Отмечается тенденция отделения собственности от управления, расчленения прав собственности на отдельные составляющие, комбинируемые во все более разнообразных конфигурациях между участниками хозяйственного процесса. В отношениях собственник—менеджер—работник все более эффективную роль играет менеджер. Именно от его квалификации и компетенции зависит успех и прибыльность предприятия. И в этом плане существенное значение принадлежит элементам предвидения, прогнозирования рыночного спроса.
В нашей стране в настоящее время идет активный процесс становления слоя предпринимателей