Профилактика внутрибольничных инфекций.




Внутрибольничная инфекция — это инфекция, вызванная ассоциацией микроорганизмов, характерных только для конкретного лечебного учреждения, которая проявляется симптомами нагноения или септическими состояниями у больных, а также другие инфекции, возникшие в лечебном учреждении вследствие несоблюдения санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к содержанию помещений лечебного учреждения, его оборудования и оснащения, а также нарушение санитарно-гигиенического режима его эксплуатации.

Чистота является необходимым элементом гигиенического режима больницы. Она внушает больному доверие к персоналу больницы, создает благоприятное впечатление об учреждении, способствует хорошему настроению больного.

К числу наиболее важных элементов санитарного режима принадлежат и те, которые направлены на сохранение чистоты воздуха в больничных помещениях. Среди них ведущее значение имеет обмен воздуха в помещениях и борьба с пылью. Бактериальная обсемененность воздуха в плохо вентилируемых палатах в течение дня увеличивается. В каждой больнице должен быть установлен четко выполняемый воздушный режим, т. е. порядок проветривания палат и коридоров в холодное и переходное время года.

Уборку всех помещений больничного отделения проводят ежедневно. В палатах, коридорах, кабинетах уборка производится утром после подъема больных. После утреннего туалета больных, перестилания постелей и приведения в порядок прикроватных столиков производят влажную уборку помещений.Уборка должна повторяться в течение дня по мере надобности для обеспечения постоянной чистоты помещений. Столовые и буфетные убирают после каждого приема пищи.

Перед сном необходимо проветривать палаты. В холодное время ночью несколько раз проветривают коридоры. Помещения, в которых больной подвергается наибольшему риску заражения (операционные, перевязочные, реанимационные и послеоперационные палаты), ежедневно в конце дня обеззараживаются 1% раствором хлорамина.

Наиболее полное удаление пыли в больнице достигается с помощью пылесосов. Недостатком переносных пылесосов является создаваемый ими шум. Этого недостатка не имеет центральная пылесосная (вакуумная) станция, которой оборудуют больницу еще при строительстве.

Дезинфекцию помещений и предметов ухода производят следующим образом. В инфекционных отделениях при ежедневной уборке поверхности, которые могут быть инфицированы (ручки, пол, кровати и т. п.), протирают ветошью, смоченной в растворе хлорамина или другого дезинфицирующего средства.

Посуду больных после мытья обеззараживают кипячением в 2% растворе соды в течение 5—10 мин или погружением в 0,2% осветленный раствор хлорной извести (0,5% хлорамина) на 30—40 мин с последующим обмыванием проточной водой. В инфекционном отделении продолжительность дезинфекции посуды хлорной известью должна быть не менее 1 ч. Унитазы, писсуары, ванные, умывальники тщательно очищаются от грязи моющим составом (керосином, кислотой), после чего моются горячей водой. Ванные после каждого больного моются теплой водой с моющим составом или мылом и затем тщательно споласкиваются горячей водой. Деревянные или пластмассовые круги унитазов обмывают 5% раствором хлорной извести. Подкладные судна моют и дезинфицируют после каждого употребления. Дезинфекцию производят паром в специальном аппарате или путем погружения в 0,2% раствор хлорной извести (0,5% раствор хлорамина) на 40—60 мин.

Необходимо повсеместно внедрять аппараты для промывания и термической стерилизации подкладных суден и мочеприемников (аппарат «Пурифекс», чешский аппарат фирмы «Хирана» и др.). Процедура обезвреживания в этих аппаратах предметов для ухода за тяжелобольными занимает 7—8 мин. Предметы ухода (подкладные круги, грелки и т. п.) протирают ветошью, смоченной в 5% растворе хлорамина.Игрушки обезвреживаются мытьем в 3% растворе хлорамина или при помощи щетки, смоченной в нем. Можно применять облучение ультрафиолетовыми лампами (15 мин на расстоянии не больше чем 30 см от лампы).Побелку помещений в больницах желательно проводить не реже 1 раза в год.

29 Гигиенические требования к планировке пищеблоков больниц.

Пищеблок медицинского учреждения - это комплекс специальных помещений, в которых осуществляют прием пищевых продуктов, их хранение, первичную (холодную) и тепловую кулинарную обработку и раздачу готовой пищи.

Пищеблок стационаров - больниц, диспансеров, родильных домов - состоит из службы приготовления пищи и буфетов-раздаточных со столовыми в палатных отделениях. Служба приготовления пищи - это комплекс складских, производственных, служебных и бытовых (для персонала) помещений.

Пищеблоки больниц бывают централизованными и децентрализованными.

Централизованный пищеблок (центральная кухня) располагается: а) внутри общего здания - в однокорпусных больницах, имеющих до 300 коек; б) в отдельном здании - в крупных многокорпусных больницах.В централизованных пищеблоках готовая пища доставляется в буфеты в групповой транспортной посуде, откуда поступает в столовые отделений (для ходячих больных) или в палаты к постели больного. Эта система имеет недостатки, так как пища перекладывается из одной посуды в другую, повторно нагревается, что отражается на ее вкусовых и других качествах, может инфицироваться при нарушениях правил транспортировки. С гигиенических позиций лучше доставлять пищу из центральной кухни больницы, минуя буфетную, используя для этого мармитные тележки.

При децентрализованном пищеблоке имеется центральная заготовочная, где готовят полуфабрикаты, и кухни-доготовочные лечебных корпусов, откуда готовую пищу отпускают непосредственно больным. Кухня-доготовочная становится частью лечебного отделения.Целесообразно снабжение пищеблоков больниц полуфабрикатами. Это позволяет отказаться от первичной, наиболее грязной обработки продуктов.

Центральная заготовочная децентрализованного пищеблока (служба приготовления пищи) состоит из следующих помещений:

а) производственные - отдельные цеха заготовки овощей, мяса и птицы, рыбы, кондитерский цех, моечная кухонной посуды, экспедиции главного и инфекционного корпусов, моечной тары;

б) складские - охлаждаемые камеры раздельного хранения мяса, рыбы, молочных продуктов, фруктов и зелени, отходов (с отдельным наружным выходом); отдельные кладовые для овощей, хлеба, сухих продуктов, квашений, а также белья и инвентаря; тарная; загрузочная;

в) служебные и бытовые - комнаты заведующего производством и персонала, помещение кладовщика, комната личной гигиены персонала, уборные для персонала, гардеробная с душевой кабиной.

Служба приготовления пищи – это комплекс складских, производственных, служебных и бытовых (для персонала) помещений.
Пищеблоки больниц бывают централизованными и децентрализованными. Централизованный пищеблок (центральная кухня) располагается: а) внутри общего здания – в однокорпусных больницах, имеющих до 300 коек; б) в отдель ном здании – в крупных многокорпусных больницах.

Гигиенические требования к размещению, устройству и планировке пищеблоков лечебно-профилактических организаций.

Пищеблок ЛПО следует размещать в отдельно стоящем здании, которое может соединяться транспортными тоннелями с палатными отделениями, кроме инфекционных. Допускается размещение пищеблока в лечебных корпусах при условии соблюдения технологической поточности, включая лифтовое оборудование и оснащение автономной приточно-вытяжной вентиляцией.

Основными санитарно-гигиеническими принципами работы пищеблока ЛПУ являются поточность технологического процесса и раздельность обработки сырой и готовой продукции. Соблюдение принципа поточности заключается в том, что по мере приготовления пища продвигается от сырого состояния к приготовленному, не пересекаясь, чтобы исключить заражение готовой продукции. На это же направлен принцип раздельности, когда сырая и готовая продукции обрабатываются в отдельных цехах и отдельным персоналом. Для этого сырое и вареное мясо, рыба и овощи хранятся и перерабатываются в отдельных специальных цехах, на которых должна быть соответствующая надпись. Также в соответствии с назначением цеха должны быть промаркированы используемые столы, инвентарь, ножи и разделочные доски.

Водоснабжение пищеблоков осуществляется путем присоединения к централизованной системе водопровода.Качество воды в системах водоснабжения организации должно отвечать гигиениче- ским требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения и нецентрализованного водоснабжения. Все производственные цеха оборудуются раковинами с подводкой горячей и холодной воды. При этом следует предусматривать такие конструкции смесителей, которые исключают повторное загрязнение рук после мытья. Горячая и холодная вода подводится ко всем моечным ваннам и раковинам с установкой смесителей, а также, при необходимости, к технологическому оборудованию. Температура горячей воды в точке разбора должна быть не ниже 65°С. Для сетей горячего водоснабжения используются материалы, выдерживающие температуру выше 65°С.Запрещается использовать горячую воду из системы водяного отопления для технологических, хозяйственно-бытовых целей, а также обработки технологического оборудования, тары, инвентаря и помещений. Использовать привозную воду запрещается. Во всех котломоечных, посудомоечных (в т.ч. буфетных отделениях) должны быть установлены резервные электротитаны с подводкой воды к моечным ваннам. Отведение производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод осуществляется в систему централизованных канализационных очистных сооружений, при их отсутствии – по санитарно-эпидемиологическому заключению органов и учреждений госсанэпидслужбы в систему локальных очистных сооружений канализации. Внутренняя система канализации производственных и хозяйственно- бытовых сточных вод должна быть раздельной с самостоятельными выпусками во внутриплощадочную сеть канализации.

Для освещения производственных помещений и складов применяются светильники во влаго-пылезащитном исполнении. На рабочих местах не должна создаваться блесткость. Светильники общего освещения размещаются равномерно по помещению. Светильники не размещаются над плитами, технологическим оборудованием, разделочными столами. При необходимости рабочие места оборудуются дополнительными источниками освещения. Осветительные приборы должны иметь защитную арматуру.

В целях профилактики инфекционных заболеваний, пищевых отравлений и глистных инвазий на пищеблоке должен поддерживаться строгий санитарно- гигиенический режим. Этот режим обеспечивается выполнением требований к устройству и планировке пищеблока, хранению пищевого сырья и его кулинарной обработке, реализации готовой пищи, содержанию посуды и независимо от типа пищеблока (пищеблоки могут быть с полным и неполным технологическим циклом приготовления пищи) на нем должны быть созданы все необходимые условия для приготовления доброкачественной пищи.

Состав и планировка помещений пищеблоков ЛПО должны обеспечивать соблюдение гигиенических требований при технологических процессах приготовления блюд в соответствии с требованиями к общественному питанию. При устройстве пищеблока особое внимание уделяется рациональной планировке производственных помещений и размещению в них оборудования. Важно предусматривать такую функциональную связь производственных помещений между собой, чтобы исключить возможность микробного обсеменения пищи.

Помещения пищеблока должны быть построены таким образом, чтобы имелась возможность поддерживать в них чистоту и здоровые условия труда. Для этого необходимо предусматривать достаточное освещение, эффективную вентиляцию, а в отдельных случаях — кондиционирование воздуха.

Стены производственных помещений на высоту не менее 1,7 м отделываются облицовочной плиткой или другими материалами, выдерживающими влажную уборку и дезинфекцию. Потолки оштукатуриваются и белятся или отделываются другими материалами. Полы выполняются из ударопрочных материалов, исключающих скольжение и имеют уклоны к сливным трапам.

В современных пищеблоках, как в системе общественного питания, так и в лечебных учреждениях для облегчения труда широко используют различные механизмы (овощерезки, соковыжималки, картофелечистки, мясорубки, рыбочистки, тестомешалки, хлеборезки и др.) и разнообразный кухонный инвентарь, посуду и посудомоечные машины. Для защиты работающих от шума в помещениях, где размещается оборудование, генерирующее шум, осуществляются следующие мероприятия по защите от его вредного воздействия:

– отделка помещений звукопоглощающим материалами;

– установка электродвигателей на амортизаторы с применением звукопоглощающих кожухов, установка оборудования на вибропоглощающие фундамен- ты;

– своевременное устранение неисправностей, увеличивающих шум при работе оборудования;

– постоянный контроль за креплением движущихся частей машин и механизмов, проверка состояния амортизационных прокладок, смазки и т. д.;

– своевременная профилактика и ремонт оборудования; – эксплуатация оборудования в режимах, указанных в паспорте заводов- изготовителей;

– размещение рабочих мест, машин и механизмов таким образом, чтобы воздействие шума на работников было минимальным;

– размещение рабочих мест официантов, барменов, буфетчиков в обеден- ных залах в наименее шумных местах, удаленных от эстрады, акустических си- стем;

– организация мест кратковременного отдыха работников в помещениях, оборудованных средствами звукоизоляции и звукопоглощения;



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: