Система ДАУ FAHM-S, созданная фирмой FSEA (Швеция), предназначена для управления ГД типа «Бурмейстер и Вайн», МАН, «Зульцер», «Фиат», «Пилстик». Логическая часть системы ДАУ, реализующая алгоритмы управления, построена на основе микропроцессора «Интел-8080».
Система предназначена для дистанционного автоматизированного управления главными дизельными двигателями судна с мостика и позволяет осуществлять прямое регулирование ГД посредством машинного телеграфа (МТ) без вмешательства оператора в ЦПУ или МО.
Благодаря наличию в системе FAHM-S программируемого центрального процессора (ЦП) она легко приспосабливается для управления двигателями разных типов при небольших изменениях в системе.
Аппаратура системы предназначена для управления тихоходными двигателями и двигателями средней скорости вращения в одномашинном и двухмашинном исполнении.
Обе панели управления и МТ соединены с центральным блоком, а также с датчиками, тахометрической системой, конечными выключателями и исполнительными элементами регулятора на главном двигателе и связанных с ним системах подачи топлива. и продувочого воздуха.
Центральный аппаратный шкаф содержит: блок питания, стандартную мнемосхему, программируемый процессор DS-8, шасси с автоматическими выключателями и имитатором, разъемы.
Для управления двигателями центральный блок содержит две независимые системы: центральный процессор DS-8 и электронный регулятор с устройствами резервирования для регулирования частоты вращения вала и подачи топлива (рис.9.3). Центральный аппаратный шкаф монтируется в ЦПУ.
С выхода системы подаются сигналы к исполнительному элементу (непрерывный сигнал 4-20 или 20-160 мА) и к соленоидам (24 В, «Реверс вперед», «Реверс назад», «Стоп»).
|
Регулятор скорости вала с выходным каскадом предназначен для выполнения следующих основных функций:
· реализация аварийной программы;
· задание приближенного значения установки регулятору подачи топлива;
· контроль частоты вращения. вала дизеля;
· предупреждение разноса;
· регулирование частоты вращения при обычных условиях эксплуатации машины;
· сохранение рабочих параметров во время кратковременного исчезновения напряжения питания.
Частота вращения двигателя или подача топлива могут быть ограничены вручную при помощи потенциометра на панели управления из ЦПУ.
Функции системы FАНМ-S реализуются при помощи программируемого центрального процессора и независимых регуляторов скорости двигателя и подачи топлива.
Рисунок 9.3. Функциональная схема ДАУ типа FAHM-S
Центральный процессор выполняет следующие программируемые функции:
· обмен командами между мостиком и ЦПУ;
· последовательность пуска-остановки;
· автоматический выбор режима тяжелого или легкого пуска в целях экономии пускового воздуха;
· аварийно-предупредительную сигнализацию;
· защита двигателя;
· ограничение подачи топлива в зависимости от частоты вращения или давления продувочного воздуха;
· выбор программы разгона и останова в зависимости от температуры двигателя;
· поддержание постоянной подачи топлива для улучшения экономических показателей;
· быстрое прохождение через интервал критической частоты вращения;
· тестирование;
|
· отыскание повреждений.
В комплект периферийных устройств, подключаемых к системе FAHM-S, входят: защитные устройства по низкому давлению смазочного масла главного двигателя, кулачкового вала, турбонагнетателя, масла для охлаждения поршней, охлаждающей воды, защитное устройство по высокой температуре выхлопных газов.
В комплект периферийных устройств входят: конечные выключатели (кулачковый вал, «Вперед», «Назад», «Управление с мостика», «Управление с ЦПУ», «Телеграф в положении Стоп»), датчики положения рычага подачи топлива, датчики давления продувочного воздуха, датчик в системе МТ (потенциометр и конечный выключатель).
В системе предусмотрен автоматический контроль некоторых функций процессора. Процессор содержит супервизорный блок, контролирующий следующие операции: правильность напряжения питания, адресации через шину и выполнение программы.
При остановке или сбое программ возбуждается аварийный сигнал останова. Индикация аварийного состояния осуществляется при помощи светоизлучающего диода, расположенного на схемной плате. При этом происходит сброс всех входов и выходов, а ЦП устанавливается в состояние «Останов». После устранения причин неисправности перезапуск программы осуществляется вручную при помощи специальной кнопки.
По заданию оператора возможна текущая проверка ЦП. При нажатии кнопки проверки ламп на панели управления из ЦПУ загораются все индикаторы, если они исправны. При отпускании кнопки ЦП получает команду запуска тест-программы. Если неисправность отсутствует, процессор посылает сигнал подтверждения.
|
Непрерывный автоматический контроль ведется за работой датчиков и исполнительных элементов. Контролируются сигнал от датчиков подачи топлива, питание и работа датчиков тахометрической системы.
При возникновении ненормальной работы датчика подачи топлива регулятор переключается в режим прямого управления. При этом система продолжает.регулировать частоту вращения вала, хотя и с пониженной точностью, подается аварийный сигнал.
При неисправности питания или датчика тахометрической системы возникает сигнал «Сбор обратной связи», «об/мин», переключающий регулятор скорости вала в другой режим работы. Система продолжает работать с пониженной точностью, подается аварийный сигнал.
Кроме отмеченных выше функций, в системе предусмотрены: контроль задающих устройств и кабельных соединений с соленоидными клапанами, контроль системы аналогового ввода, проверка ламп цифрового ввода и вывода, проверка аналогового цифрового преобразователя и аналогового мультиплексора.