Система ДАУ AFDIII/2фирмы «Шифсэлектроник» (Германия), предназначенная для управления ГДтипа KZ 70/120 фирмы МАН судов с ВФШ совместно с регулятором «Вудвард» UG-40, который функционирует в режиме предельного регулирования и является типовой системой.
Данная система устанавливается на ряде типов судов, в том числе на приемно-транспортных рефрижераторах типа «Кристалл-2» германской постройки..
Структурная схема системы ДАУ AFDIII/2 приведена на рис.9.4. В ней предусмотрены три поста управления ГД: командный пост управления на ПУС ходового моста; дистанционного управления на посту вахтенного механика (ПВМ) в ЦПУ иместного управления в МО.
Система AFDIII/2 обеспечивает выполнение следующих режимов управления ГД:
· основного режима с ПУС ходового мостика;
· вспомогательного режима управления наполнением (подачей топлива) при отключении электронного регулятора частоты вращения ГД, действующего в режиме ДАУ; при этом с помощью сервопривода устанавливается подача топлива, соответствующая уставке, задаваемой потенциометром панели управления наполнением (ПУН) на ПВМ в ЦПУ;
· запасного режима машинного телеграфа (МТ) путем обработки ходовых команд, задаваемых с ПУС, с помощью поста пневматического управления (ППУ), установленного на ПВМ, и с местного поста в МО (на рис.9.4 линия пневматической связи показана пунктиром).
В режиме ДАУ выполняются следующие функции управления Г Д:
· дистанционный пуск, реверс и останов Г Д с ПУС ходового мостика;
· предусмотрены три последовательные попытки пуска;
· выполнение трех программ разгона (набора частоты вращения) ГД после пуска в зависимости от условий плавания:
а) нормальной ходовой программы разгона ГД до номинальной частоты вращения 2,2 с-I в течение 63 мин;
б) маневровой программы разгона ГД (в режиме маневров) в течение 33 мин;
в) аварийной программы разгона Г Д (в режиме аварийного маневрирования) в течение 6 мин;
· быстрое прохождение зоны критической частоты вращения гребного вала при выполнении программ разгона;
· регулирование частоты вращения Г Д в полном диапазоне при отработке задаваемого режима хода;
· поддержание заданной частоты вращения (режима хода) при изменении нагрузки Г Д;
· ограничение частоты вращения в диапазоне 50-100 % уставкой, заданной потенциометром контрольной панели (КП) на ПВМ (в режиме аварийного маневрирования действие ограничения блокируется);
· автоматическое ограничение подачи топлива в зависимости от фактического значения частоты вращения, т. е. поддержание необходимого соответствия «Подача топлива - частота вращения»;
· ограничение предельной подачи топлива уставкой, заданной потенциометром ПУН на ПВМ (в режиме аварийного маневрирования ограничения предельной подачи топлива блокируется);
· автоматическое снижение частоты вращения ГД с выдержкой времени 30с при появлении сигнала срочности DII от СЦК «Урсадат 4100» (в режиме аварийного маневрирования снижения частоты вращения блокируется);
· автоматический аварийный останов Г Д с выдержкой времени 7,5 ± 2с при появлении сигнала срочности DII от СЦК «Урсадат 4100» (в режиме аварийного маневрирования останов ГД блокируется);
· экстренный останов Г Д с ПУС ходового мостика и с ПВМ в ЦПУ.
На основном посту управления - ПУС ходового мостика установлен совмещенный задатчик ДАУ - МТ, вал которого связан с потенциометрическим задатчиком частоты
Рисунок 9.4. Структурная схема системы ДАУ AFD III / 2
вращения (ЗЧВ) и датчиком машинного телеграфа (ДМТ).
Схемы ЭЧВ и МТ электрически независимы друг от друга. Приемники машинного телеграфа (ПМТ) расположены на вспомогательных постах управления: ПВМ в ЦПУ, а также на местном посту в МО. Система МТ снабжена блоком сигнализации рассогласования телеграфа (БСРТ), который установлен на ПУС и предназначен для подачи в режиме МТ светового и звукового сигналов, если заданная команда ДМТ не квитирована рукоятками РК одного из включаемых ПМТ в ЦПУ и МО. В ПУС ходового мостика встроена командно-сигнальная панель (КСП), на которой установлены кнопки задания программ разгона, переключатель режима управления, кнопка экстренного останова ГД, лампы сигнализации режимов управления, программ разгона и основных неисправностей, кнопки квитирования сигнализации и проверки ламп.
На вспомогательном посту управления ПВМ в ЦПУ, кроме ПМТ, установлены пост пневматического управления (ППУ), контрольная панель (КП), панель управления наполнением (ПУН). ППУ обеспечивает дистанционное управление пуском, реверсом и подачей топлива ГД с помощью управляющей пневмосистемы, которая выполняет функции контура запасного управления. В качестве исполнительного устройства при управлении пуском-реверсом используется штатная пневматическая пускореверсная систем (ППРС) дизеля, которая производит подачу пускового воздуха в цилиндры дизеля при пуске, а также перестановку вала реверса при отработке команды реверсирования.
Управление ППРС осуществляется с помощью пневмосистемы штатного электропневматического переключателя режимов работы «Автоматический-ручной» (ПРР), который установлен в МО. ПРР имеет электрический и пневматический контуры отработки команд пуска-реверса. Положение вала реверса контролируется двумя конечными выключателями КВВ (<<Вперед»), КВН (<<Назад»). Сигналы КВВ, КВН используются в электрических схемах управления пуском-реверсом. ППРС, оборудована двумя контактными манометрами (КМ), контролирующими: наличие давления воздуха перед главным пусковым клапаном ППРС; минимальное давление воздуха в главном пусковом клапане.
Сигнал первого контактного манометра используется для блокировки включения режима проверки системы управления с помощью штатного контрольно-испытательного устройства, чтобы предотвратить запуск дизеля в режиме проверки. Сигнал второго КМ включает световую сигнализацию «Низкое давление пускового воздуха» на КП и КСП и подключает в ППРС второй баллон пускового воздуха.
Регулировочный вал подачи топлива дизеля оборудован пневматическими конечными выключателями (ПКВ), разрешающими работу ППРС только при перекрытой подаче топлива (в нейтральном положении регулировочного вала). КП на ПВМ содержит сигнальные лампы режимов управления, программ разгона и неисправностей, кнопки квитирования и проверки сигнализации, а также потенциометр ограничения частоты вращения. На ПУН установлен потенциометр задания ограничения подачи топлива в режиме ДАУ.
В режиме управления наполнением, при котором отключается электронный регулятор частоты вращения ГД, этот же потенциометр используется в качестве задатчика требуемой подачи топлива. ПУН содержит также кнопки включения-отключения режима управления наполнением, сигнальные лампы и кнопку проверки ламп.
Автоматическое и дистанционное ручное изменение подачи топлива осуществляется с помощью исполнительного механизма ИМ в основном режиме.