Г л а в а 10. АВТОМАТИЗАЦИЯ СУДОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ
В период 1960 - 1970 гг. СУ СЭЭС были локальными и разрабатывались отдельно для каждого проекта судна.
В начале 1970-х гг. на судах отечественной постройки была внедрена унифицированная СУ СЭЭС типа "Ижора", которая в совокупности с системой дистанционного автоматизированного управления типа ДАУ СДГ-Т судовыми дизель-генераторами обеспечила автоматическое и дистанционное управление из ЦПУ электроэнергетическими установками на судах со знаком автоматизации А1 и А2. В состав системы "Ижора" входили следующие унифицированные устройства автоматизации: синхронизации генераторов УСГ-1П (позднее УСГ-35), распределения мощностей УРМ, включения резерва УВР, защиты генераторов от перегрузки УТЗ (устройство токовой защиты), контроля сопротивления изоляции УКИ (позднее ПКИ).
С 1981 г. на судах устанавливается СУ СЭЭС типа "Ижора-М", применяемая совместно с системой ДАУ ДГ типа "Роса-М". Система "Ижора-М" обладала расширенными функциональными возможностями, увеличенным ресурсом (20 лет вместо10-12 у системы "Ижора"), построена на более совершенной элементной базе (печатные платы, микросхемы и др.). Конструктивно система представляет собой наборный щит управления, состоящий из шкафов, контейнеров и модулей. В ее состав входят следующие функциональные блоки (модули): синхронизации генераторов БСГ, контроля загрузки генераторов БКЗГ, измерителей активного тока БИАТ, контроля параметров (напряжения и частоты) генераторов БКПГ, распределения нагрузки между параллельно работающими генераторами БРНГ, блокировки пуска мощных приемников ББП, контроля сопротивления изоляции БКИ. Одновременно упрощена структура системы, в которой блок БКЗГ выполняет функции блоков УВР и УТЗ системы "Ижора", а датчик активного тока БИАТ является общим для блоков БКЗГ и БРНГ (в системе "Ижора" в состав каждого из устройств УВР, УТЗ и УРМ входит отдельный датчик тока).
На большинстве современных судов иностранной постройки объем автоматизации СЭЭС в большей или меньшей степени соответствует приведенному ниже для системы "Ижора-М", причем СУ СЭЭС некоторых из них построены на основе микропроцессорных систем. Такие системы имеют децентрализованный принцип построения, при котором функционально специализированные микроЭВМ обеспечивают управление СЭЭС на уровне локального процесса. Например, на судах типа "Капитан В. Ушаков", построенных. в Германии, микропроцессорная система типа ASA-S применяется для управления СЭЭС, включающей 4 генераторных агрегата. В состав системы ASA-S входят 2 микроЭВМ типа К1510, одна из которых (DMR) управляет приводными двигателями, другая (GMR) - генераторами на основании информации, поступающей от датчиков и преобразуемой в управляющие воздействия в соответствии с заданными алгоритмами.
Флот всегда являлся гордостью России. Это положение в равной степени распространялось как на военно-морские силы, так и на торговый и рыболовный флот. В течение трех сотен лет Россия завоевывала престижный титул одной из самых мощных морских держав. Флот существенно влияет на экономический рост страны и ее обороноспособность.
За время перестройки экономики 90-х годов прошлого столетия положение в морском транспорте страны значительно изменилось. Доля судов под российским флагом в общем тоннаже флота, контролируемого Россией, составляет менее 50%, обновление флота осуществляется низкими темпами, доля отечественного флота в перевозках российских грузов также остается крайне низкой, сохраняется тенденция к строительству судов, их регистрации и осуществлению судоходного бизнеса за рубежом.
Вполне естественно, что такое состояние отечественного флота привело к существенному снижению эффективности российского судоходства и деятельности российских портов, застою отечественного российского судостроения (судостроительные мощности заняты не более чем на 30%). Следствием этого являются огромные материальные убытки, потери трудовой занятости квалифицированной массы людей и международного престижа российского государства как Великой морской державы.
С началом XXI века отечественное судостроение постепенно начинает оживать. В этих трудных условиях стали образовываться первые научно-производственные предприятия, среди которых было НПО «Автоматизация машин и технологий» (НПО «АМТ»), которыми для вновь строящихся и модернизируемых судов предлагаются следующие поставки:
- системы дистанционного автоматизированного управления (ДАУ) пропульсивными установками судов с реверсивными дизель-редукторными агрегатами и винтами фиксированного шага (ВФШ), а также судов с винтами регулируемого шага (ВРШ);
- системы управления маневрированием и динамическим позиционированием судов с ВФШ или ВРШ с главными двигателями, подруливающими устройствами, рулевыми колонками и насадками;
- автоматизированные системы управления судовыми технологическими процессами (АСУ ТП) с функциями централизованного контроля и управления пропульсивной установкой, вспомогательными механизмами, электростанцией, общесудовыми системами, а также системами управления грузовыми операциями, измерения уровня, объема, температуры и массы нефтепродуктов системы коммерческого учета и подогрева груза (на нефтеналивных судах);
- пульты управления для рулевых рубок и машинных отделений;
- электрораспредустройства (главные, аварийные и вспомогательные распредщиты), магнитные пускатели и пусковые устройства;
- системы охранно-пожарной сигнализации и пожаротушения.
Разработка, производство и комплексная поставка систем управления нового поколения и электрооборудования, построенных на основе высоконадежных комплектующих изделий и имеющих программно-аппаратурную унификацию, обеспечивают повышение безаварийной эксплуатации судовых технических средств; сокращение численности экипажа; увеличение провозной способности судов; уменьшение строительной стоимости судов; повышение безопасности мореплавания.
Многолетний опыт работы в судостроении подтверждает правильность выбранной НПО «АМТ» концепции комплексного подхода к разработке и поставкам систем управления, пультов и электрооборудования для строящихся и модернизируемых судов. Инновационные решения и способы их реализации позволяют предприятию в сокращенные сроки разрабатывать, изготавливать и поставлять заказчику высококачественные и высокотехнологичные системы управления и электрооборудование по конкурентоспособным ценам, что способствует существенному повышению технико-экономической эффективности эксплуатации судов.