Основные этапы развития систем управления судовыми электроэнергетическими системами.




Г л а в а 10. АВТОМАТИЗАЦИЯ СУДОВЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ

В период 1960 - 1970 гг. СУ СЭЭС были локальными и разрабатывались отдельно для каждого проекта судна.

В начале 1970-х гг. на судах отечественной постройки была внедрена унифицированная СУ СЭЭС типа "Ижора", которая в совокупности с системой дистанционного автома­тизированного управления типа ДАУ СДГ-Т судовыми дизель-генера­торами обеспечила автоматическое и дистанционное управление из ЦПУ электроэнергетическими установками на судах со знаком автома­тизации А1 и А2. В состав системы "Ижора" входили следующие унифи­цированные устройства автоматизации: синхронизации генераторов УСГ-1П (позднее УСГ-35), распределения мощностей УРМ, включения резерва УВР, защиты генераторов от перегрузки УТЗ (устройство токовой защиты), контроля сопротивления изоляции УКИ (позднее ПКИ).

С 1981 г. на судах устанавливается СУ СЭЭС типа "Ижора-М", применяемая совместно с системой ДАУ ДГ типа "Роса-М". Система "Ижора-М" обладала расширенными функцио­нальными возможностями, увеличенным ресурсом (20 лет вместо10-12 у системы "Ижора"), построена на более совершенной элемент­ной базе (печатные платы, микросхемы и др.). Конструктивно система представляет собой наборный щит управления, состоящий из шкафов, контейнеров и модулей. В ее состав входят следующие функциональ­ные блоки (модули): синхронизации генераторов БСГ, контроля загруз­ки генераторов БКЗГ, измерителей активного тока БИАТ, контроля параметров (напряжения и частоты) генераторов БКПГ, распределения нагрузки между параллельно работающими генераторами БРНГ, блокировки пуска мощных приемников ББП, контроля сопротивления изоляции БКИ. Одновременно упрощена структура системы, в которой блок БКЗГ выполняет функции блоков УВР и УТЗ системы "Ижора", а датчик активного тока БИАТ является общим для блоков БКЗГ и БРНГ (в системе "Ижора" в состав каждого из устройств УВР, УТЗ и УРМ входит отдельный датчик тока).

На большинстве современных судов иностранной постройки объем автоматизации СЭЭС в большей или меньшей степени соответствует приведенному ниже для системы "Ижора-М", причем СУ СЭЭС некото­рых из них построены на основе микропроцессорных систем. Такие системы имеют децентрализованный принцип построения, при котором функционально специализированные микроЭВМ обеспечивают управ­ление СЭЭС на уровне локального процесса. Например, на судах типа "Капитан В. Ушаков", построенных. в Германии, микропроцессорная система типа ASA-S применяется для управления СЭЭС, включающей 4 генера­торных агрегата. В состав системы ASA-S входят 2 микроЭВМ типа К1510, одна из которых (DMR) управляет приводными двигателями, другая (GMR) - генераторами на основании информации, поступающей от датчиков и преобразуемой в управляющие воздействия в соответст­вии с заданными алгоритмами.

Флот всегда являлся гордостью России. Это положение в равной степени распространялось как на военно-морские силы, так и на торговый и рыболовный флот. В течение трех сотен лет Россия завоевывала престижный титул одной из самых мощных морских держав. Флот существенно влияет на экономический рост страны и ее обороноспособность.

За время перестройки экономики 90-х годов прошлого столетия положение в морском транспорте страны значительно изменилось. Доля судов под российским флагом в общем тоннаже флота, контролируемого Россией, составляет менее 50%, обновление флота осуществляется низкими темпами, доля отечественного флота в перевозках российских грузов также остается крайне низкой, сохраняется тенденция к строительству судов, их регистрации и осуществлению судоходного бизнеса за рубежом.

Вполне естественно, что такое состояние отечественного флота привело к существенному снижению эффективности российского судоходства и деятельности российских портов, застою отечественного российского судостроения (судостроительные мощности заняты не более чем на 30%). Следствием этого являются огромные материальные убытки, потери трудовой занятости квалифицированной массы людей и международного престижа российского государства как Великой морской державы.

С началом XXI века отечественное судостроение постепенно начинает оживать. В этих трудных условиях стали образовываться первые научно-производственные предприятия, среди которых было НПО «Автоматизация машин и технологий» (НПО «АМТ»), которыми для вновь строящихся и модернизируемых судов предлагаются следующие поставки:

- системы дистанционного автоматизированного управления (ДАУ) пропульсивными установками судов с реверсивными дизель-редукторными агрегатами и винтами фиксированного шага (ВФШ), а также судов с винтами регулируемого шага (ВРШ);

- системы управления маневрированием и динамическим позиционированием судов с ВФШ или ВРШ с главными двигателями, подруливающими устройствами, рулевыми колонками и насадками;

- автоматизированные системы управления судовыми технологическими процессами (АСУ ТП) с функциями централизованного контроля и управления пропульсивной установкой, вспомогательными механизмами, электростанцией, общесудовыми системами, а также системами управления грузовыми операциями, измерения уровня, объема, температуры и массы нефтепродуктов системы коммерческого учета и подогрева груза (на нефтеналивных судах);
- пульты управления для рулевых рубок и машинных отделений;
- электрораспредустройства (главные, аварийные и вспомогательные распредщиты), магнитные пускатели и пусковые устройства;
- системы охранно-пожарной сигнализации и пожаротушения.

Разработка, производство и комплексная поставка систем управления нового поколения и электрооборудования, построенных на основе высоконадежных комплектующих изделий и имеющих программно-аппаратурную унификацию, обеспечивают повышение безаварийной эксплуатации судовых технических средств; сокращение численности экипажа; увеличение провозной способности судов; уменьшение строительной стоимости судов; повышение безопасности мореплавания.

Многолетний опыт работы в судостроении подтверждает правильность выбран­ной НПО «АМТ» концепции комплексного подхода к разработке и поставкам систем уп­равления, пультов и электрооборудования для строящихся и модернизируемых судов. Инновационные решения и способы их реализации позволяют предприятию в сокращенные сроки разрабатывать, изготавливать и поставлять заказчику высококачественные и высокотехнологичные системы управления и электрооборудование по конкурентоспособным ценам, что способствует существенному повышению технико-экономической эффективности эксплуатации судов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: