Содержание
Введение………………………………………………………………………......3
1. Возрастные характеристики детского голоса……………………….…...4
2. Особенности формирования вокальных навыков……………………….5
2.1. Начальный этап работы с детьми ………………………………..….7
2.2. Техника связного пения (легато)…………………………………....18
Заключение……………………………………………………………………....24
Список используемой литературы………………………………………….….25
Введение
В последнее время возрос интерес к музыкальной педагогике. Чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокальные навыки.
Развитие большинства видов техники звуковедения всегда связано с нахождением правильного певческого звука, естественного для данного певца и соответствующего основным требованиям к правильно поставленному певческому голосу.
Пение - одна из самых активных и доступных форм музицирования, оно вызывает живой интерес у детей и доставляет им эстетическое удовольствие. Главная задача педагога состоит в том, чтобы научить ребят правильно и красиво петь, развить их музыкальный и вокальный слух.
Поэтому совершенно необходимо постоянно следить за изменениями в теории и практике музыкального обучения, брать что-то для личного опыта, анализировать, применять на практике, вводить в процесс развития вокальных навыков на уроках сольного пения. Этим и обуславливается актуальность данной темы.
Цель данной работы рассмотреть особенности вокального развития детей, подобрать комплекс вокальных упражнений для развития их вокальных способностей, достичь плавного распевного голосоведения на широком дыхании.
|
Цель определяют следующие задачи исследования:
1. Определить конкретную последовательность формирования первоначальных певческих навыков в период обучения.
2. Рассмотреть и разработать систему упражнений для работы с плавным голосоведением (кантиленой) по развитию вокальных навыков.
Возрастные характеристики детского голоса.
Пение детей всегда рассматривалось как особое направление в вокальной педагогике. Детские певческие голоса соответствуют примерно голосам женского хора. Отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше). Детские голоса более «светлые», «серебристые», нежели женские. Соколов В.Г. предлагает следующую классификацию диапазонов детских голосов. Условно детские голоса можно разделить на 3 группы:
1) Детская, от самого младшего возраста до 10-11 лет. Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой диапазон, если по максимуму: до I октавы – до II октавы, или ре I – ре II октавы. Это дети младшего школьного возраста (1-4 класса). Небольшая сила звука р-mf. И причём нет существенного развития между мальчиками и девочками. На начальном этапе вокального воспитания закладываются навыки пения: интонирование, вокальная техника.
2) От 11-12 до 13-14 лет. Средний школьный возраст. Уже есть предрасположенность к грудному звучанию. Постепенно расширяется диапазон (до I октавы – ми, фа II октавы). 5-7 класс, наблюдается некоторая насыщенность звучания. У девочек прослеживается формирование и развитие женского тембра. У мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны. Сопрано до, ре I октавы – фа, соль II октавы. Альты ля малой октавы – ре, ми бемоль II октавы.
|
3) 14-16 лет. В основной массе сформировавшиеся голоса. В этих голосах смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого (женского) голоса. Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 – 2 октавы. Звучание смешанное. У мальчиков в 8 – 11 классах заметнее и раньше выявляются элементы грудного звучания.
У девочек заканчивается формироваться голос. Мальчики подвержены мутации и редко поют в этом возрасте.
Особенности формирования вокальных навыков.
Работа над кантиленой является важным условием становления учащихся как певцов-вокалистов, пришедших в музыкальную школу для развития своих природных данных, для развития голоса, для приобретения вокально-технических певческих навыков.
Кантилена (итал. cantilena «песенка» от лат. cantilena «пение») — широкая, свободно льющаяся напевная мелодия как вокальная, так и инструментальная. Основным видом голосоведения в пении является кантилена - плавное, связное пение. Пение, распевание, распев предполагают владение плавным переходом от звука к звуку. В процессе обучения кантиленному пению учащиеся овладевают и всеми другими видами звуковедения (стаккато, нон-легато, маркато), постепенно развивая все необходимые для вокалиста вокально-технические навыки: пение на опоре, посыл звука «в маску», правильную активную артикуляцию, использование резонаторов.
|
Связное, плавное кантиленное пение - это умение петь legato, т. е. хорошо связывать ноты. Однако плавный переход от звука к звуку, без перерыва в звучании, - пение legato- еще не полностью определяет понятие кантилены хорошо поставленного певческого голоса. В кантиленное пение как непременный момент включается льющийся характер звука. Представим себе, например, сильно зажатый голос, который поет связно мелодию. Будет ли это кантиленным пением? Конечно, нет. Кантиленное пение включает в себя legato, но не сводится к нему. Кантиленность - певучесть - обязательно требует свободно льющегося звука.
Таким образом, кантиленное пение связано не только с умением связывать ноты - петь legato, но имеет отношение к самому качеству певческого звука, к его свойству иметь льющийся характер.
Как в смычковых инструментах льющийся характер звука певческого голоса зависит от ровного, устойчивого вибрато, так и правильно поставленный певческий голос всегда обладает этим качеством. Поэтому красивой кантиленой обладают лишь хорошо поставленные голоса. Форсированный или, наоборот, снятый с дыхания голос, как и голос зажатый, не может обладать полноценной кантиленой.
Для того чтобы овладеть кантиленным пением, нужно сначала на начальном этапе развить музыкальные способности детей, певческого голоса и умений правильно распределить певческое дыхание.
Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей.
А чтобы развитие ученика шло правильно, необходимо сформировать у него основные вокальные навыки. К ним относятся:
1. Певческая установка. Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала.
2. Дыхание и паузы. Педагог должен научить детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обучения в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Для работы над развитием дыхания лучше всего подходят русские народные песни.
3. Звукообразование. Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую атаку рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образования звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над звукообразованием - выработка у детей единой манеры пения.
4. Дикция. Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной работы артикуляционного аппарата.