Техника связного пения (легато).




Связную вокализацию можно использовать не только при вокальном исполнении песни, но и при исполнении кантилены (исполнение произведений с текстом). Стиль кантилены belcanto - это протяжное, красивое широкое пение. Кантилена получила свое развитие в итальянском вокале. Итальянский язык является самый певучий, из-за большого количества гласных звуков.

Для выработки кантилены рекомендуется выполнять упражнения на легато тренировка для правильного, длительного и равномерного выдоха. Данные упражнения, а именно легато замечательно развивает дыхательный аппарат при пении. При легато с постоянно увеличивающимися музыкальными фразами проще всего переносить с одного звука на другой нужное звучание. Из этого можно сделать вывод о том, что связное пение отдельных тонов помогает мелодии звучать ровно.

Кантилена невозможна без умения петь legato (т.е. петь, связывая один звук с другим, не прирывая). Но! Самое главное условие кантилены — свободно льющийся голос. Без зажатости, надрывности, крика.

Что вам нужно, чтобы овладеть этим замечательным навыком? Прежде всего, увы, терпение. Потому как процесс это не быстрый, но увлекательный. А теперь по пунктам:

1. Правильно организованная дыхательно-мышечная работа.

2. Гармоничное соотношение головного и грудного резонаторов.

3. Пение legato.

Гаммы, арпеджио, упражнения со скачками на различные интервалы вам в помощь.

Существует еще один прием выразительного связного пения — portamento (портаменто) — скольжение звука по всей гамме промежуточных тонов. При portamento голос глиссандирует с ноты на ноту вверх или вниз. Неумеренное пользование portamento напоминает пение с завыванием, с подъездом к каждой ноте, что делает его антимузыкальным. Однако поскольку portamento выразительный и употребляемый в практике прием, его следует специально изучать. Обычно он легко осваивается, так как скольжение звука голоса свойственно для естественной речи. Если ученик затрудняется в этом виде звуковедения, то полезно потрениваться в речи на интонациях удивления (portamento вверх) и на интонациях утверждения (portamento вниз), а потом предложить спеть какие-либо интервалы, подложив это ощущение скольжения звука. Другой прием - это представить, что между звуками, которые требуется связать приемом portamento, находится хроматическая гамма, которую нужно спеть в быстром движении. Эти приемы обычно легко приводят к развитию движения portamento.

Но и здесь есть подводный камешек! Неумелое использование этого приема превращается в кровожадное завывание! Впрочем, вы всегда можете сказать, что исполняли арию волка.

Упражнение 11

На ровность звука, кантилену и удержанное дыхание, которое берется через три-четыре такта:

При работе над каким-либо вокальным упражнением можно воспользоваться довольно эффективным приёмом вокальной работы по приобретению полноты звукового объёма и красоты звучания голоса. Методика работы над этим приёмом заключается в следующем: при пении упражнения, на одном из звуков, где учащийся чувствует свободу (т.е. не испытывает ни малейшего напряжения в мышцах, участвующих в звукоизвлечении), следует длительная остановка. То есть, последующая работа ведётся на одной ноте.

Этот звук можно непрерывно удерживать несколько минут. Дыхание, точнее вдох, при этом «добирается» произвольно, по мере его расходования. Для этого приёма работы заострять внимание на дыхании не требуется, поскольку оно и без того явно активизируется. Исполняя этот долго звучащий звук, учащийся ведёт поиск красоты и полноты звучания звука и голоса, концентрируя своё внимание то на удержании высокой певческой позиции, то на артикуляции гласного звука, то на направлении звука в головной и грудной резонаторы. Далее преподаватель жестами вносит в исполнение динамическую нюансировку: крещендо и диминуэндо.

Следующее упражнение - пропевание фраз с повторяющимся слогом при переходе на следующий звук.

Кантилену можно сравнить с ожерельем, где бусины нанизаны на нитку одна за другой, или с игрой скрипача, когда смычок плавно идет по струнам, рождая мелодию. «При переходе от одного слога к другому, с одной ноты на другую, нужно тянуть голос без толчков и ослабления, как будто все построение составляет только один ровный и продолжительный звук. Нужно строго сохранять на всех нотах одинаковый тембр, а также одинаковую силу и качество звука» М. Гарсиа. Такие упражнения служат для чистоты интонирования интервалов, от секунды до октавы.

1. Поем слог: "ва", "ма" или "да". В удобной тесситуре взять один звук и держать его, пока есть дыхание (не "выжимать" дыхание до конца). По мере ослабления звука усиливать подачу дыхания. Следить за красотой и ровностью звука. Не уставать дыхательно, иначе будет дрожать голос. Это упражнение помогает почувствовать певческое дыхание, отрабатывать ровность звука, его красоту. Проверить в действии все процессы вокальной координации.

2. Петь на одной ноте одну гласную сначала forte, затем piano. Особое внимание важно уделить ровности и качеству звука, а так же подаче дыхания. Дыхание подается ровно, активно, без толчков - legato. Контролировать правильное положение корпуса при пении, следить за развернутой грудью, свободной гортанью.

3. Петь все гласные на одной ноте (а, э, и, о, у) не торопясь, на одном дыхании. Контролировать качество звука, его ровность. Последовательность гласных указана не случайно. Этот порядок гласных обеспечивает удобство артикуляции, стабильность, ровность звука, исключая те случаи, когда на "а" гортань зажата.

Вокальных упражнений множество. Среди вокальных упражнений есть специально направленные на приобретение навыков кантиленного пения, т.е. упражнения, исполняемые только звуковедением легато, но самые лучшие упражнения для приобретения навыков кантиленного пения - это вокализы.

Заключение

 

Пение – единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное воплощение органически сочетается с выразительным донесением речевого текста. Перед голосовым аппаратом ставится задача не только формирования красивого певческого тона, но и одновременно ясного и четкого произношения поэтического текста.

Мы знаем замечательные кантиленные мелодии как итальянских, так и французских, немецких и других композиторов. Выдающиеся по красоте кантиленные мелодии мы находим у русских композиторов: у Глинки и Даргомыжского, у Римского-Корсакова и Чайковского, у Бородина и Мусоргского, у Рахманинова и Аренского и у многих других. Кантилена у русских композиторов органично связана с кантиленой наших русских протяжных песен. Кантиленные мелодии в каждой национальной школе имеют свои характерные особенности, связанные с национальным характером музыки, но техника кантиленного пения в принципе едина для всех вокальных школ.

В результате проделанной работы можно сделать следующий вывод:

1. Основными вокальными навыками, формирующимися в пении детей, являются дыхание, артикуляция, звукообразование и резонирование. Для того чтобы овладеть кантиленным пением, нужно сначала на начальном этапе развить музыкальные способности детей. Начальным этапом пения является распевание. Пение вокальных упражнений способствует развитию вокальных навыков.

2. Подобраны наиболее оптимальные методы и приемы развития вокальных навыков детей по средствам упражнений, исходя из вокальных способностей каждого ребенка. Таким образом, обучение детей пению, приобщение к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития.

Список используемой литературы

1. Венгрус Л.А. Пение и «фундамент музыкальности». Л. А. Венгрус. Великий Новгород, 2000. 245 с.

2. Белоброва Е.Ю. Описание стандартных упражнений для развития вокальной техники 2005-2007 –Режим доступа: www.rockvocal.com

3. Варламова А.Е. Полная школа пения.: уч.пособие, 3-е изд.//СПб.; Лань, 2008.

4. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.-: Прометей МПГУ им. В.И. Ленина 1992.

5. Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики/ Л.Б. Дмитриев. – М.: Музыка, 2004.

6. Менабени, А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми/ А.Г. Менабени // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. – М.: Просвещение, 1978.

7. https://studwood.ru/876274/kulturologiya/kantilena

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: