Тенденции развития стереокино




Энтузиасты цифрового кино с революционным запалом говорят о скорой, а, главное, полной «цифиризации» кинематографа, на меньшее они не согласны. Консерваторы, преклоняясь перед магией скрученного целлулоида, скептически оценивают возможности цифры в достижении современного качества кинопленок. Зачем переходить в новую технологию, которая лишь стремится достигнуть того качества, которое имеет сегодня пленочная технология. Удобство и комфорт, что часто приводится как аргумент в пользу цифры – дело вкуса и привычки, а консерватор по природе своей просто не любит менять то, что ему более привычно. Другое дело цена производства, потому что кино это не только муза, но и индустрия. Звук и цвет вошли в кино не только как средства выразительности, они входили как технологические системы. И когда технологическая система реализуется в экономически доступных ценах, то идеологическая платформа скептиков просто разрушается. Так было со звуком, так есть с цветом, так будет с цифрой, [5]. «Стереокино дает полную иллюзию трехмерности своих изображений. При этом иллюзия эта так же до конца убедительна и не вызывает ни малейшего сомнения, как не вызывает и тени сомнения в обыкновенном кинематографе тот факт, что экранные изображения действительно движутся.

Результаты пространственной и двигательной убедительности так же сокрушительно совершенны, как неоспоримо подлинными и живыми кажутся и сами персонажи фильма. И конечно, ни в каком ином искусстве - и на протяжении всей его истории - не может быть примера, чтобы так динамически совершенно - и к тому же в процессе реального движения - объем переливался в пространство, пространство в объем, и оба они врезались бы друг в друга, соприсутствуя в одновременности». (С.М.Эйзенштейн: 1947г.), [5].

Кинопрокат, или иначе кинофикация, являются барометром, по которому можно судить о наступлении эры той или иной технологии. Не по премьере первого звукового или цветного фильма, а по массовой оснащенности кинотеатров данной технологией. Исходя из такого принципа, можно утверждать, что кинематограф уже наполовину стал цифровым. Кинотеатры в массе своей все более становятся цифровыми по звуку. Это произошло не потому, что цифра позволила получить звучание не хуже аналогового, а потому, что принципиально по новому предложила реализацию пространственного звука в кино, [5].

Цифра не завоюет лидирующие позиции в области самого изображения, если будет выступать в роли догоняющей пленочную технологию. Это будет напоминать процесс гонки вооружений. При каждом приближении цифры к уже достигнутому пленкой качеству изображения, пленка будет делать новый рывок в своей технологии, причем побеждая ценой продукта. Поэтому цифре необходимо сыграть на опережение, освоить такой вид, или иначе, формат изображения, получение которого в пленочной технологии будет уже менее рентабельным или лишним. К примеру, такие тенденции мы уже наблюдаем в создании комбинированных кадров и спецэффектов. Пленочная технология здесь становится нерентабельной, так как, в отличие от цифры, оперирует материальными, а не виртуальными категориями, в результате чего возникает, необходимость строительства дорогостоящих макетов, проведения пиротехнических работ, создается реальный риск для исполнителей трюков,[6].

Но если процент такого материала в фильме не велик, то пленочная технология продолжает оставаться рентабельнее цифровой. И вполне возможно, так оно будет еще долгое время. Но вот где цифра уже сегодня может занять доминирующее положение, не догоняя пленку - это предложить не только пространственный звук, но и объемное изображение. Техническая особенность стереокино такова, что, при условии достижения фотографического качества, аналогичного современному обычному изображению, требуется, как минимум в два раза увеличить ширину кинонегатива. В эпоху развития широкоформатного кинематографа такое решение было рентабельным, [6].

Сегодня, это означает отклонение от технологического стандарта, как в пленочной индустрии, так и в эксплуатации фильмокопий и проекционной аппаратуры, что составляет существенную часть киноиндустрии, и поэтому сильно снижает рентабельность самой технологии. Сохранение 35 мм стандарта в стереокино путем удвоения количества пленок не предоставляется возможным, так как делает киносъемочную аппаратуру громоздкой и немобильной в управлении. Цифра позволяет получить объемное изображение не отклоняясь от стандарта системы, потому что регистрацию удвоенного объема информации можно решить не путем увеличения размера матрицы, а ее количеством сохранив при этом конфигурацию камеры, [6]. Действительно, по сравнению с производством обычных фильмов в той же цифре, это приводит к удорожанию производства, но рентабельность самой технологии, по сравнению с пленочной, будет выше. Возросшие требования к стереоэффектам даже в пленочной технологии все чаще заставляют обращаться к цифровым технологиям для коррекции стереоизображения или создания трехмерных виртуальных моделей. Даже при производстве стереофильмов на кинопленке, все чаще можно встретить примеры создания целых эпизодов посредством компьютерной 3D анимации виртуальных объектов и все реже примеры живой съемки. Необходимость сочетания живого объемного изображения с эпизодами, прошедшими цифровую обработку еще более удорожают производство стереофильмов. «Преимущества для демонстраторов вполне определенны: в крупных мультиплексах цифровая технология обеспечивает лучшее управление контентом. Облегчается доставка контента в кинотеатры и сокращается риск порчи копий. Переход от механических устройств к электронным обеспечивает более высокий уровень надежности и требует меньше времени на проведение текущего ремонта. Например, упрощена возможность добавления и удаления роликов, что сегодня является главной проблемой. Кроме того, у демонстраторов появится возможность увеличить прибыль не только за счет премьерных фильмов. С помощью технологии цифровой проекции без особого труда можно организовать демонстрацию on - screen рекламы, приносящей немало прибыли. Дополнительные потоки прибыли с использованием цифровой проекции может обеспечить альтернативный контент, включая спортивные соревнования, концерты и проведение деловых встреч, [5]. Простое введение цифровой технологии не будет гарантом успеха, однако оно открывает новые возможности для развития инновационных способов демонстрации контента». (Джек Кляйн, Президент и COO Christie Digital Systems USA Inc, ведет политику усиления позиции компании на международных рынках и расширения в мировых масштабах дистрибуции высококачественных кинопроекторов, а также услуг для деловой сферы и сферы развлечений),[5]. Не оспаривается факт, что со временем все технические средства отображения станут трехмерными. Это и телевидение, и кино, и компьютерные мониторы. Способы реализации могут быть самыми разными, даже непредсказуемыми, но принцип - это 3D. В связи с этим возникает проблема перевода существующих плоских фильмов в трехмерные. Это актуально уже сейчас для стереокинотеатров, т.к. выпускаемых объемных фильмов явно недостаточно для удовлетворения зрительского спроса. Недостаток фильмов сдерживает распространение перспективных стереовидеотеатров «СТЕРЕОКИНО», [5]. В заключение данной главы можно сделать вывод, что наступление технологий компьютерной анимации, цифровых камер и домашних кинотеатров внесло свой вклад в демократизацию стереоскопического производства и просмотра. Потребности в 3D продолжают расти, и технология вступает в свой второй золотой век, перспективы у технологий виртуальной реальности огромные, и потихоньку они воплощаются в реальность.


Глава II. Анализ состояния российского рынка кинотеатров

 

2.1 Анализ российского рынка кинотеатров в столице и регионах

 

До недавнего времени в России не было ни одного коммерческого цифрового кинозала. И только 26 октября 2006 года (спустя 10 лет, после того как состоялась премьера первого современного российского кинотеатра - «Kodak киномир», - которая положила начало истории современного кинопоказа) в Санкт-Петербургском кинотеатре «Заневский Каскад» сети «Кронверк Синема» был установлен комплект цифрового оборудования, соответствующий всем требованиям ведущих производителей кинофильмов, [5].

Наблюдается следующая тенденция увеличения числа кинотеатров в Санкт – Петербурге:

- 31.12.2007—28 кт / 117 экранов, 15 кт / 89 экранов в ТЦ;

- 30.06.2008—32 кт / 148 экранов, 19кт / 120 экранов в ТЦ, [1].

С начала 2008 года в северной столице было открыто четыре кинотеатра — все они располагались в торгово-развлекательных центрах в спальных районах города. Ни один современный кинокомплекс закрыт не был.

Рассмотрим в таблице 2.1. ранжирование крупнейших кинотеатров Санкт – Петербурга по количеству имеющихся залов.

 

Таблица 2.1. Крупнейшие кинотеатры Санкт - Петербурга по количеству залов (на 2008 год)

Место Место Оператор сети К/т Залы Доля рынков по кол-ву залов
           
    Кронверк Синема     26%
    Каро Фильм     20%
  - Rising Star Media     9%
    Мираж Синема     8%
           
    Синема Парк     6%
    Роскино     5%
7-8 - Русское поле     4%
  - Июнь Синема     3%
    Киномакс     3%
Итого у этих операторов     89%
Всего в Москве     100%

 

Исходя из данных таблицы 2.1. следует, что, несмотря на появление нового сильного игрока на кинорынке Санкт-Петербурга — компании Rising Star Меdiа, сразу занявшей третье место в рейтинге операторов киносетей города, — главные позиции на рынке уже несколько лет удерживают постоянные лидеры: «Кронверк Синема» и «Каро Фильм», Открытие кинозалов в ТРК «Ульянка» позволили сети «Мираж Синема» не только удержать свои позиции на кинорынке, но и повысить свой рейтинг среди киносетей города. Имеющим по одному кинотеатру в Санкт - Петербурге компаниям «Синема Парк», «Роскино», и «Киномакс» не удалось сохранить за собой прежние высокие места; тем не менее, в десятке лидеров они остались. А вот «Джем Холл» с двумя однозальниками, также как «Газпром - Медиа» (кинотеатр «Кристалл Палас») и компания «Стэк» («Новый Рубеж»), были вытеснены из списка лидеров после появления новых операторов «Июнь Синема» и «Русское поле».

Наблюдается следующая тенденция увеличения числа кинотеатров в регионах:

- 31.12.2007—486 кт / 857 экранов, 55кт / 231 экран в ТЦ;

- 30.06.2008—493 кт / 891 экран, 60 кт / 256 экранов в ТЦ, [1].

С 1 января 2008 года в регионах России было открыто 14 кинотеатров и 44 кинозала. Были закрыты 9 залов в 7 кинотеатрах, т.е. сегодня присущая столичным кинорынкам в недавнем прошлом тенденция закрытия современных киноплощадок достигла регионов. Однако, в отличие, например, от московских кинотеатров, в большинстве своем полностью прекращавшим деятельность по оказанию услуг кинопоказа, кинозалы в регионах закрываются на реконструкцию.

В таблице 2.2. представлен рейтинг городов – миллионников по количеству современных кинозалов на 2008 год.

 

Таблица 2.2. Рейтинг городов – миллионников по количеству современных кинозалов на 100 тыс. жителей на 2008 год (Московский регион = 100%)

Место июнь 2008 Место 2007 Место 2006 город Численность населения (тыс.чел) Кол-во кинотеатров Кол-во залов Кол-во экранов на 100 тыс. жит. % от уровня Московского региона
                 
      Казань 1112,7     4,04 132%
      Санкт - Петербург 4580,6     3,23 105%
      Московский регион 11645,8     3,07 100%
      Екатеринбург 1308,4     2,60 85%
      Челябинск       2,47 80%
      Новосибирск       2,15 70%
      Самара 1143,3     2,10 68%
      Уфа 1029,6     1,94 63%
      Ростов – на – Дону 1054,9     1,80 59%
      Волгоград 991,6     1,71 56%
      Нижний Новгород 1283,6     1,48 48%
      Пермь 993,3     0,91 29%
      Омск 1138,8     0,79 26%

 

Исходя из данных таблицы 2.2. видно, что Санкт – Петербург занимает второе место среди крупнейших городов России. И хотя с 2006 по 2007 года никакого существенного развития не происходило, к 2008 году Санкт – Петербург уже заметно улучшил свои позиции.

Отметим также, что в первом полугодии 2008 г. первой десятке фильмов удалось получить уже свыше 46% кассового сбора России (по итогам 2007 года этот показатель составил 35,7%). Основная причина этого кроется в растущих тиражах релизов, следующих один за другим: масштабные премьеры вытесняют не только друг друга после одной - двух недель проката, но и не допускают менее разрекламированные картины на экраны большинства городов страны. Так, если в США, где общее число кинозалов составляет около 38,8 тысяч, крупные блокбастеры выходят на 10% экранов (от 3500 до 5500 копий), то в России масштабные релизы в среднем выпускаются тиражом около 600 копий, что составляет более 40% экранов страны, [1].

Системы IМАХ и SimЕх 4D становятся все более распространенными в России, причем не только в столицах. Цифровая кинопроекция, предоставляющая возможность показа стереофильмов и трансляции в кинотеатрах альтернативного контента, также распространяется все быстрее. Однако стоимость подобного оборудования достаточно высока (по сравнению с пленочным), а ограниченное количество контента для цифровых залов увеличивает сроки его окупаемости, [1].

Подводя итоги главы 2.1. видим, что анализ динамики кассовых сборов за последние два года наглядно демонстрируют зависимость бизнеса кинотеатра от репертуара. И все проблемы, которые последние годы были на заднем плане, проявляются с новой силой: низкая коммерческая отдача большинства российских фильмов, отсутствие реальных возможностей для кинотеатра гибко программировать свой репертуар, «сужение» репертуара кинотеатров, и, наконец, отсутствие рекламных возможностей для кинотеатра демонстрировать альтернативный контент.

 

2.2 Анализ предпочтений кинозрителей по различным критериям в столице и регионах

 

Проанализируем точку зрения столичных и региональных кинозрителей по различным критериям:

Опрос выявил существенные различия в степени активности потребления услуг досуговой сферы постоянными посетителями кинотеатров. Респондентам был предложен выбор из нескольких возможностей проведения досуга — необходимо было указать предпочтительные варианты, которые представлены на рис. 2.1, [3].

 

 

В результате жители Северной столицы оказались более активными пользователями услуг развлекательных центров. При этом наибольшую степень интереса в столице зрители проявили к таким видам отдыха, как поход в театр или на концерты, посещение парка аттракционов или спортивных мероприятий.

Важное значение для владельцев кинотеатров имеет степень развитости рынка пиратской видеопродукции в регионе, а также приверженность жителей города к различным способам просмотра фильмов, которые показаны на рис. 2.2, [3].

 

Сравнение излюбленных способов просмотра фильмов в провинции и столице, отображённых в рис. 2.2., показывает, что незначительные расхождения наблюдаются относительно просмотра фильмов в кинотеатре (кинозрители Санкт-Петербурга здесь оказались немного более активны), по телевизору, а также скачанных из Интернета (здесь зрители в регионах проявили меньшую сознательность). Более существенные отличия (от 10%) обнаружились в отношении использования видеопродукции, причем в Северной столице более популярными оказались не только лицензионные, но и пиратские DVD.

Уровень конкуренции кинотеатров очень велик, тем более жителей столицы трудно удивить постоянно меняющимся репертуаром кинотеатров, состоящим из последних самых громких новинок, это скорее подойдёт для жителей регионов.

В то же время все прочие факторы, представленные на рис. 2.3., в регионах влияют на выбор зрителей в большей степени, нежели в столице: от наличия конкретных фильмов в репертуаре того или иного кинотеатра до времени сеансов, удобных для посещения. Наибольшая же разница между столицей и провинцией наблюдается в отношении экономического фактора: уровень цены билета для региональных зрителей на 12% более важен, чем в столице, [3].

 

 

Из рис. 2.3. видно, что в первую очередь зритель предпочтёт кинотеатр, удобный ему по местоположению на карте города. Также, и в регионах и в столицах, часть горожан обращают особое внимание и на уровень обслуживания посетителей в том или ином кинокомплексе.

А вот различия – притом весьма существенные – опять обнаружились в экономической сфере: высокая цена кинобилета на 22 % больше препятствует походу в кино в регионах. А в столице кинотеатрам в большей степени составляют конкуренцию другие виды развлечений, представленные на рис.2.4.,[3].

 

 

Исходя из рис. 2.4. видно, что столичные зрители выразили солидарность с жителями регионов относительно нехватки времени, а также того, что качество обслуживания в кинотеатрах отпугивает лишь незначительное число респондентов. Кроме того, жители регионов и столицы недовольны отсутствием в репертуаре кинотеатров интересных им фильмов или предпочитают смотреть кино в домашних условиях.

В рис. 2.5. приведены результаты опроса максимально приемлемой цены кинобилета для постоянных посетителей. В случае анкетирования измерять этот уровень удобно при помощи следующих средних характеристик:

1) мода — наиболее часто упоминаемое значение;

2) медиана — серединное значение множества чисел между максимальным и минимальным названным уровнем: то есть половина чисел имеют значения большие, чем медиана, а половина чисел имеют значения меньшие, чем медиана;

3) среднее значение — среднее арифметическое множества названных вариантов;

4) средневзвешенное значение (математическое ожидание) — варианты ответов взвешиваются соответственно частоте их упоминания респондентами (умножаются на частоты, произведения складываются, а затем делятся на общее число полученных ответов).

Именно последняя характеристика может служить в качестве наиболее объективной оценки максимально приемлемой в городе цены кинобилета, [3].

 

 

Рассматривая результаты исследований приведённых в рис. 2.5. делаем выводы, что максимальная приемлемая цена кинобилета для жителей регионов оказывается более чем в два раза ниже, чем в столице.

Также, по результатам опроса, можно сказать следующее, что касается менее технологичных методов конкурентной борьбы, то здесь зрители столиц подсказывают следующие варианты решений: столичные посетители кинотеатров преимущественно интересуются повышенным уровнем комфорта (удобные кресла, широкое расстояние между рядами, ресторанное обслуживание в залах). Региональные зрители, в свою очередь, большее предпочтение отдают организации сеансов по заказу зрителей, а также возможности обсуждения фильмов, прежде всего, с их авторами, [3].

В регионах не хватает общения с известными личностями (актерами и режиссерами); многих не устраивает репертуар кинотеатров — отсюда и стремление публики самой решать, какие фильмы им смотреть. Кроме того, незнакомые с VIP обслуживанием жители регионов в меньшей степени ощущают потребность в подобных услугах, [3].

Подводя итоги второй главы делаем вывод, что социально-экономическое положение в Санкт - Петербурге не столь разительно отличается от общероссийского, а непосредственно рынок кинопоказа также как и по всей стране находится еще в стадии активного роста, а не насыщения. Вместе с тем, Северная столица контрастирует с большинством регионов страны по ряду параметров, таких как темпы экономического роста, интерес со стороны федеральных властей, туристические потоки, менталитет жителей и другие.


Глава III. Прогнозирование развития цифровых технологий в России

 

3.1 Предлагаемые решения по внедрению цифровых технологий в кинотеатры

 

Сегодня можно уверенно сказать, что прямая господдержка кинопроизводства практически перестала способствовать качественному развитию рынка кинопроката в России. Безусловно, роль финансовой поддержки государства в производстве фильмов нельзя преуменьшать, но в то же время поток огромного количества российских фильмов крайне низкого качества, который «вывалился» на экраны российских кинотеатров в последние годы, буквально ставит бизнес кинотеатров на грань разорения.Сегодня компания «Невафильм» активно разрабатывает современные бизнес модели цифровых кинотеатров в России. И здесь более подробно остановимся на новой форме государственной поддержки российского кинопроката – модели платежей за виртуальные кинокопии национальных фильмов. Эта форма господдержки может быть реализована на уровне Федерального агентства по культуре и кинематографии, без внесения существенных изменений в законодательство, [3].

В настоящее время часть бюджетных средств государственной поддержки кинопроката национальных фильмов направляется на финансирование печати 35-мм кинокопий национальных фильмов. Именно в рамках использования этого механизма предлагается применить модель государственной поддержки перехода кинотеатров на цифровой кинопоказ.

В основе метода лежит механизм отчисления государством кинотеатру, оборудованному цифровой кинопроекцией, части средств, сэкономленных на печати традиционных 35-мм кинокопий.

Механизм распределения такой платы может быть организован через студию, производящую национальный фильм и получающую государственную поддержку печати кинокопий, [3].

Безусловно, эта модель не является столь простой, как кажется на первый взгляд. В условиях господдержки кинотеатра размер платежа за виртуальную копию должен зависеть от количества показов, минимальных кассовых сборов и ряда других обязательств кинотеатра.

Для внедрения этой модели потребуется заключение соответствующих договоров между цифровыми кинотеатрами, студиями и Федеральным агентством по культуре и кинематографии РФ, [3].

На взгляд автора курсовой работы предлагаемое решение данной проблемы является наиболее перспективным, так как реализация такого механизма, с одной стороны, повысит коммерческий интерес цифровых кинотеатров к демонстрации цифровых кинокопий национальных фильмов, а с другой стороны – даст кинотеатру реальный источник возврата инвестиций в цифровое оборудование.

Также в основные меры, принятие которых может способствовать повышению конкурентоспособности всей отечественной кинематографии входят:

1) Создание комиссии по гармонизации терминологии и разработке форм единой статистической отчётности в соответствии с европейскими и мировыми стандартами;

2) Решение проблемы конфиденциальности информации о работе кинотеатров, предоставляющих сведения о посещаемости и валовых сборах своих залов, а также о других источниках дохода;

3) Введение норм обязательной статистической отчётности перед уполномоченными организациями и гарантирование полноты и достоверности этой информации;

4) Разработка системы сбора статистических данных и определение организации, которая возьмёт на себя роль единого координационного центра по сбору данных из всех регионов страны, и будет отвечать за предоставление всем заинтересованным лицам справок о работе киносети России. Роль статистического центра может взять на себя не только государственная организация (такая как специальное подразделение ФАКК или Комитета по статистике), но и частная компания, определяемая на конкурсной основе. При этом основанием для сбора данных этой организации должна стать законодательная база, поскольку попытки организации этой системы на добровольной основе до сих пор не увенчались успехом.

В заключении параграфа 3.1. можно отметить, что в случае осуществления предложенной программы, российская кинематография сможет успешно преодолеть этот переход к зрелому рынку кинопроката и оказания кинозрелищных услуг, а также снизить риски освоения новых территорий страны и внедрения новых технологий в сфере кинопоказа за счёт большей определённости ситуации на рынке и обоснованности своих действий.

 

3.2 Прогноз развития цифровых кинозалов в России

 

Проанализировав имеющиеся данные [7], составим прогноз развития кинотеатров, имеющих цифровые кинозалы на 2009 год в России с помощью таблицы 3.1., где представлены данные о количестве цифровых кинозалов для нахождения параметров прямой.

1 метод экстраполяции.

Таблица 3.1. Данные о количестве цифровых кинозалов в России

Год X Y XY X2
         
         
         
         

 

Где X - порядковый номер года, а Y – количество цифровых кинозалов в России.

Составим систему уравнений:

 

4 * a + 10 * b = 51

10* a + 30 * b = 179,

 

где a и b – неизвестные переменные.

 

a = 51 – 10b / 4

10 (51 – 10b / 4) + 30b = 179

5b = 51,5

b = 10,3

4a + 10 * 10,3 = 51

a = - 13

y = - 13 + 10,3 * 5

y = 39

 

Произведя расчеты, получим следующие результаты: к 2009 году количество кинотеатров, имеющих цифровые кинозалы в России, составит 39шт.

2метод экспертных оценок.

Рассмотрим мнения экспертов по интересующей нас теме развития цифровых технологий. Наши эксперты это генеральные директоры следующих кинотеатров:

1 – «Аврора»

2 – «Кристалл Палас»

3 – «Художественный кинотеатр»

4 – «Нео»

5 – «Колизей»

1 – «сегодня возможно снять фильм цифровой видеокамерой всего за две тысячи долларов. Прибавьте к этому 1900 долларов за компьютер, и вы сможете сами заниматься монтажом, создавать спецэффекты и титры.

Взгляните на ситуацию с такой точки зрения. Час видеозаписи стоит от десяти до двадцати долларов. Съемки, проявка и печать минуты кинофильма обойдутся минимум в сто долларов. Беда видео в том, что это видео. Изображение получается более холодным, пустым, чем на пленке, оно менее подвижно, в меньшей степени способно отражать тонкие эмоциональные нюансы. Но если тема выбрана правильно, все пойдет как по маслу.

Но революции еще предстоит победить. Далеко не все признают, что этот способ создания кино превосходит съемки на обычную кинопленку. Видео не займет места кино. Угроза вторжения цифрового кино переоценивается. Оно еще только в начальной стадии, по крайней мере в нашей стране. Многие боятся услышать в свой адрес обвинения в том, что работают на видео. Они опасаются за прокат. И все же цифровое видео уже меняет облик независимого кино. (Видео стало стандартом для документалистов).

Есть несколько причин, по которым, как считают руководители студий, переход на цифровую съемку займёт длительный период времени. Цифровой фильм требует цифрового проектора. Большой вопрос в том кто будет финансировать переоборудование кинотеатров. Владельцы кинотеатров отнюдь не горят желанием тратить деньги. Студии не имеют права принять подобное коллективное решение. Стоимость проекта может составить от трех до четырех миллиардов долларов. Мало кто из ведущих режиссеров выразил желание расстаться с кинопленкой. Если вам по-прежнему готовы платить большие деньги за съемки фильмов по старинке, зачем же делать это по-другому», [2].

2 – «время, когда фильмы снимались только на пленку, уходит в прошлое. Технологические же изменения, приходящие на смену традиционному способу кинопроизводства, не только закладывают фундамент нового кинематографа, но и оказывают существенное влияние на эстетику важнейшего из всех искусств. Уже нельзя говорить о том, что российский кинематограф заметно отстает от западного в сфере технической оснащенности. Все новинки появляются в нашей стране уже через несколько месяцев после того, как их начинают внедрять за рубежом.

Сейчас в России представлена полная линейка аппаратуры и аксессуаров для съемок кино в формате HD. Даже голливудские профессионалы отмечают высокую техническую оснащенность таких известных отечественных кинофабрик, как «Мосфильм» и Киностудия им. Горького. За это время появились и универсальные технологии, позволяющие работать как с теле-, так и с кинопродукцией, что существенно облегчает переход от традиционных методов съемки к «цифре».

Использование цифровых технологий существенно ускоряет съемочный процесс и сокращает период post-production. Отбор дублей и их загрузку в монтажную станцию можно осуществлять сразу после съемок, а контроль за качеством изображения - на съемочной площадке (оператор может задать общую изобразительную стилистику для всех кадров, что впоследствии существенно упростит цветокоррекцию фильма).

Среди других достоинств цифровых технологий можно выделить отсутствие пленочного брака (царапин и пыли), а также возможность осуществлять синхронную запись четырехканального звука в формате 20 bit и устроить предпремьерный показ фильма прокатчикам еще до печати копий.

Основными препятствиями на пути широкого внедрения цифровых технологий стали инертность отечественных кинематографистов, привыкших снимать на пленку, и отсутствие централизованного обучения специалистов соответствующих профессий работе с новым оборудованием.

Также следует заняться созданием единого информационного ресурса в сети Интернет он, кстати, уже начал свою работу и печатного информационного издания, способного сконцентрировать на своих страницах весь массив сведений о технологиях HD-кинопроизводства; проведение мастер-классов, семинаров и скринингов; укрепление сотрудничества с производителями профессионального оборудования; тестирование новых образцов аппаратуры и подготовка экспертных заключений и рекомендаций по ее применению. Далее - разработка и внедрение единых технологических стандартов, производственных алгоритмов, форм документации и программного обеспечения информационно-статистического характера для студий, а также создание общих баз данных о техническом персонале, работающем в области цифрового кинопроизводства, и об имеющемся у входящих в ассоциацию компаний оборудовании вкупе с комплексом предоставляемых ими услуг», [2].

3 – «одной из важнейших задач, которую следует решить при разработке концепции «Развитие цифрового кинематографа в России», является создание полного перечня требований количественных и качественных показателей, определяющих качество показа. Особое внимание также нужно уделить анализу международных стандартов, в первую очередь DCI, и разработке национальных стандартов. Одним из главных требований цифрового кинематографа является разрешение. В соответствии с требованиями DCI в цифровых кинотеатрах могут устанавливаться проекторы с разрешением 2К или 4 К. Это правило должно распространяться и на кинотеатры с небольшими экранами, которых очень много в различных городах России. Использовать оборудование с меньшим разрешением в таких кинотеатрах нельзя, так как в них зрители смотрят на экран с меньшего расстояния, чем в больших залах.

В качестве еще одной важной задачи, которую предстоит решить, докладчик назвал создание цифровых архивов параллельно со стандартными пленочными. Тогда впоследствии появится возможность полной замены пленочных архивов для долговременного хранения киноматериалов. Цифровые технологии позволят сохранить исторические кинодокументы и кинокартины для будущих поколений на долгие годы с неизменным уровнем качества, так как обеспечивают копирование материалов без его потери, а также автоматический контроль качества и создание копий в случае его минимального нарушения.

Цифра не завоюет лидирующие позиции, если будет выступать в роли догоняющей и просто дублирующей пленочную технологию. Кинопоказ в цифровом формате сможет занять доминирующее положение, если предложит зрителю не только пространственный звук, но и пространственное изображение, которое пленочная технология не может предоставить из-за своей дороговизны и нерентабельности. С появлением цифровых технологий кинопоказа стереокино из аттракциона переходит в обычное явление массового зрелища. Поэтому отечественную программу по переходу на цифровой кинопоказ следует начинать со стереокино, так как для сравнительного анализа между пленкой и цифрой в стереокино берется уже не 35-мм, а 70-мм фильмокопия, цифровой формат даже в разрешении 2К дает безусловный выигрыш.

Чтобы решить проблемы репертуарного голода, следует развивать собственное производство стереофильмов. Для этого есть и профессиональная отечественная стереосъемочная аппаратура, и новейшая технология стереосъемок, разработанная для кукольной анимации. Центр «Стереокино» готов к производству мультиформатных стереофильмов, которые можно будет демонстрировать в кинотеатрах, как цифровых, так и сети IMAX.

Наиболее важными параметрами, определяющими качество изображения в цифровом кинематографе, являются контрастность, равномерность и правильность передачи градаций серого, верность цветопередачи. Исследованию этих параметров, а также изучению воздействия экранного цифрового изображения на утомляемость и психофизиологическое восприятие зрителя следует уделить особое внимание.

Следует предусмотреть двухуровневую систему демонстрации кинофильмов: первый уровень — это цифровой кинопоказ, цифровые кинотеатры, а второй — телевизионное вещание через специальный спутниковый «киноканал» высокого качества в места общественного просмотра фильмов (видеозалы с проекцией на экран размером до 5 м по ширине).

Чрезвычайно важно четко определить условия развертывания сетей второго уровня, чтобы не нанести экономический урон игрокам первого уровня — коммерческим цифровым кинотеатрам. Также важна задача по созданию Национальной библиотеки цифровых фильмов. Важной частью разрабатываемой Концепции является разработка мер государственной поддержки развития системы цифрового кинопоказа в России, формирование единой базы правообладателей», [1].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: