ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
(НПИ) ИМЕНИ М.И. ПЛАТОВА»
История и философия науки
Методические материалы по философии науки
Для аспирантов и соискателей ЮРГПУ(НПИ)
Составители
В.О.Голубинцев, В.С.Любченко
Новочеркасск 2014
УДК 001.3: [101.1+930 (0.91)]
Рецензент:
Л.С.Николаева, доктор философских наук, профессор Новочеркасской государственной мелиоративной академии
Составители:
В.О.Голубинцев, В.С.Любченко
История и философия науки. Методические материалы по философии науки для аспирантов и соискателей ЮРГПУ (НПИ)/Сост.: В.О.Голубинцев, В.С.Любченко. Минобразование и науки РФ, Юж.-Рос.гос.политехн.ун-т (НПИ) имени М.И.Платова. – Новочеркасск: ЮРГПУ, 2014г.- 35с.
Пособие содержит методические материалы по философии науки для аспирантов и соискателей ЮРГПУ (НПИ), изучающих философию науки в рамках программы-минимум кандидатского экзамена по курсу «История и философия науки».
© Южно-Российский государственный
политехнический университет (НПИ) имени М.И.Платова, 2014
© Голубинцев В.О., Любченко В.С., 2014
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 4
Часть I. 5
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫКАНДИДАТСКОГО.. 5
МИНИМУМА ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ.. 5
Часть II. ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫОТРАСЛЕЙ НАУКИ.. 11
1. Философские проблемы техники и технических наук. 11
3. Философские проблемы математики. 17
4. Философские проблемы физики. 21
5. Философские проблемы химии. 24
6. Философские проблемы геологии. 27
7. Современные философские проблемы социально-гуманитарных наук (СГН) 29
|
ВВЕДЕНИЕ
Этап изучения общего курса философии, пройденный в студенческие годы (а затем и при сдаче вступительного экзамена в аспирантуру), сменяется с началом обучения в аспирантуре изучением истории и философии науки. Последняя приобрела статус учебной дисциплины и, наряду с историей науки, вошла – с 2005/2006 учебного года – в перечень дисциплин, изучаемых аспирантами и соискателями.
В данном методическом пособии изложено содержание дисциплины, необходимое для изучения и сдачи экзамена в объеме кандидатского минимума по философии науки.
Весь материал этого пособия разделен на две части: 1) список экзаменационных вопросов по дисциплине «Философия науки» (в каждый экзаменационный билет включаются два вопроса из этого списка); 2) программы по философским и методологическим вопросам конкретных научных направлений – научно-технического, математического, естественнонаучного и социально-гуманитарного (из которых аспирант выбирает свой третий вопрос в соответствии со своей специальностью).
Пособие снабжено также списками литературы, ориентированными на каждый раздел изучаемого курса.
В основу построения данного методического пособия положены программы-минимум по курсам философии науки и философским проблемам отраслей наук, разработанные Институтом философии РАН с участием ведущих специалистов ряда вузов страны и рекомендованные Министерством образования и науки РФ для работы с аспирантами и соискателями. При составлении данного пособия были использованы также учебно-методические разработки кафедры философии ЮРГПУ (НПИ).
|
Часть I.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫКАНДИДАТСКОГО
МИНИМУМА ПО ФИЛОСОФИИ НАУКИ
Введение. Предметная область философии науки.
1. Понятие науки, трудности выработки этого понятия. Основные аспекты бытия науки: наука как знание, как особый вид деятельности, как социальный институт, как особая сфера культуры.
2. Философия науки как направление философской мысли ХIХ-ХХвв. и как современная учебная дисциплина.
I. Основные концепции философии науки. Позитивистская традиция в философии науки, её исторические этапы.
3. Становление различных подходов в исследованиях развития науки. Интернализм и экстернализм, основные особенности этих подходов. Проблема социокультурной детерминации научного знания.
4. Логико-эпистемологический подход к исследованию науки. Позитивизм ХIХ века как философское направление. О.Конт и концепция «позитивной науки». Вклад Дж.Милля и Г.Спенсера в философию науки периода «первого позитивизма».
5. Философия науки периода «второго позитивизма». Эмпириокритицизм Э.Маха и Р.Авенариуса. А.Пуанкаре как ученый и философ науки. Конвенционализм Пуанкаре, его обоснование в рамках «второго позитивизма».
6. Неопозитивизм первой половины ХХ века как третий этап эволюции позитивистской философии науки. Логический вариант позитивизма («третий позитивизм»). Дж.Мур и Б.Рассел. Л. Витгенштейн и его «Логико-философский трактат». Венский кружок неопозитивистов.
7. Постпозитивизм второй половины ХХ века, его отличия от неопозитивизма. К.Поппер как родоначальник постпозитивистского этапа в философии науки. Критический рационализм К.Поппера. Проблема демаркации науки. Фальсификация как альтернатива верификации. Взаимосвязь эпистемологии и социальной философии в творчестве К.Поппера.
|
8. Имре Лакатос: логико-нормативная модель роста знания. Идея конкуренции научно-исследовательских программ. Структура исследовательской программы. Две стадии в развитии исследовательской программы: прогрессивная и вырожденческая (регрессивная).
9. Томас Кун: историко-эволюционистское направление в философии науки. Понятие научного сообщества. «Нормальная наука» и научная революция. Парадигма и её структура. Прогресс «нормальной науки». Симптомы научной революции.
10. Майкл Полани: релятивность норм познавательной деятельности. Концепция личностного знания. Преодоление ложного идеала деперсонифицированного научного знания. Антропологические ориентации эпистемологии.
11. Пол Фейерабенд: плюрализм в эпистемологии. Идея теоретического реализма. Принцип пролиферации. Работа «Против методологического принуждения. Очерк анархистской теории познания» и её релятивистская направленность.