V. Научные революции. Типы научной рациональности




40. Научные революции, их роль в возникновении нового знания. Типология научных революций. Научные революции и историческая смена типов научной рациональности. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука.

41. Первая глобальная научная революция XVII века. Классическая научная рациональность. Создание классической механики, рождение экспериментального естествознания. Г.Галилей, И.Кеплер, И.Ньютон. Историческое значение главного труда Ньютона «Математические начала натуральной философии». Механистическая картина мира.

42. Вторая глобальная научная революция. Проблема философского метода в науке. Диалектизация естествознания во второй половине XVIII-XIXвв. Очищение науки от натурфилософских представлений. Окончательное оформление классической, дисциплинарно организованной науки.

43. Третья глобальная научная революция конца XIX – первой половины ХХвв. Появление неклассической науки. Неклассическая научная рациональность. Возникновение принципиально новых, квантово-релятивистских представлений о физической реальности. Кибернетика как одно из направлений неклассической науки, результат интеграции научных знаний.

44. Научно-техническая революция второй половины ХХ века: характерные черты, исторические этапы, основные направления. Второй этап НТР: революция в сфере технологий.

45. Четвертая глобальная научная революция. Формирование постнеклассической науки. Постнеклассическая научная рациональность. Принципиально новые представления о мире и человеке.

46. Синергетика как новое миропонимание. Основные идеи и школы синергетики. Синергетика и кибернетика. Синергетика и материалистическая диалектика.

47. Универсальный эволюционизм: синтез эволюционного и системного подходов. Концепция универсального эволюционизма и современная научная картина мира.

VI.Особенности современного этапа развития науки.

Перспективы научно-технического прогресса

48. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современная научная картина мира в свете представлений постнеклассической науки.

49. Включение человека в современную научную картину мира. Антропный космологический принцип.

50. Социальная ответственность ученых. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования. Учет социально-гуманитарных ценностей в процессе выбора стратегии исследовательской деятельности. Проблема гуманитарного контроля в науке и высоких технологиях.

51. Философия «русского космизма». Н.Ф.Федоров и его «Философия общего дела». Вклад в философию «русского космизма» К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, Н.Г.Холодного.

52. В.И.Вернадский как ученый и философ. Учение В.И.Вернадского о биосфере, техносфере и ноосфере. Актуальность этого учения в настоящее время.

53. Экологическая этика и ее философские основания. Проблемы экологической этики в научной и социально-философской мысли второй половины ХХ века. Перспективы и проблемы экоразвития в работах Н.Н.Моисеева, А.Д.Урсула, представителей «Римского клуба» и др.

54. Глобальные проблемы современного общества, их многообразие, тенденция к обострению. Роль науки в преодолении современных глобальных проблем.

55. Кризис современной техногенной цивилизации. Поиск нового типа цивилизационного развития.

 

VII. Наука как социальный институт

56. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (XVII-XXвв.). Научные школы.

57. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописей до современного компьютера). Научно-информационный «взрыв» ХХ века. Компьютеризация науки и ее социальные последствия.

58. Наука и экономика. Экономические науки, их роль в современном социальном развитии.

59. Наука и образование. Проблемы подготовки научных кадров.

60. Наука и власть. Наука и политика. Проблемы идеологизированной науки. Противоречие между секретностью, закрытостью части научных исследований и необходимостью международного сотрудничества ученых. Проблемы государственного регулирования и приватизации науки.

Литература

1. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия науки. Изд-е 2-е. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2008.

2. Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Учеб.пособие для аспирантов.– Ростов н/Д, 2004.

3. Лешкевич Т.Г. Философия науки. Учеб.пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – М., 2005.

4. Микешина Л.А. Философия науки. Учеб.пособие. – М., 2005.

5. Кохановский В.П., Пржилевский В.И. Сергодеева Е.А. Философия науки. Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. – М., – Ростов н/Д, 2005.

6. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Учебник для высших учебных заведений. – М.,-Ростов н/Д, 1999.

7. Философия и методология науки. Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 1996.

8. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники.-М., 1996.

9. Философия науки и техники. Конспект лекций для адъюнктов и аспирантов. Под общ.редакцией В.С.Артамонова. – М., 2008.

10.Лекции по философии науки. Под ред. Пржиленского. – М. –Ростов н-Д, 2008.

11.Ивин А.А. Философия науки. Учеб.пособие для аспирантов и соискателей. – М., 2007.

12.Бессонов Б.Н. История и философия науки. – М., 2009.

13.Степин В.С. Теоретическое знание. (Структура, историческая эволюция). – М., 2003.

14.Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Учебник для студентов технических направлений и специальностей вузов. – Ростов н/Д, 2013. (Главы 4,6,8 и 10).

15.Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Позитивизм, наука, философия. Позитивистское, неопозитивистское и постпозивистское направления в философии науки. (Учеб.пособие для аспирантов и соискателей). – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: