Различие времени как параметра физических событий и времени как общего условия и меры становления человеческого бытия, осуществления жизни. Объективное и субъективное время. Социальное и культурно-историческое время. Переосмысление категорий пространства и времени в гуманитарном контексте (М.М.Бахтин). Введение понятия хронотопа как конкретного единства пространственно-временных характеристик. Особенности «художественного хронотопа».
7.7. Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках
Рациональное, объективное, истинное в СГН. Классическая и неклассическая концепции истины в СГН. Экзистенциальная истина, истина и правда. Проблема истины в свете практического применения СГН. Плюрализм и социологическое требование отсутствия монополии на истину. Релятивизм, психологизм, историзм в СГН и проблема истины.
7.8. Объяснение, понимание, интерпретация в социальных и гуманитарных науках
Объяснение и понимание как следствие коммуникативности науки. Природа и типы объяснений. Объяснение - функция теории. Понимание в гуманитарных науках, необходимость обращения к герменевтике как «органоне наук о духе» (В.Дильтей, Г.Гадамер). Специфика понимания: не может быть репрезентировано формулами логических операций, требует обращения к целостному человеку, его жизнедеятельности, опыту, языку и истории.
Герменевтика – наука о понимании и интерпретации текста. Текст как особая реальность и «единица» методологического и семантического анализа социально-гуманитарного знания. Язык, «языковые игры», языковая картина мира. Интерпретация как придание смыслов, значений высказываниям, текстам, явлениям и событиям - общенаучный метод и базовая операция социально-гуманитарного познания. Проблема «исторической дистанции», «временного отстояния» (Гадамер) в интерпретации и понимании.
|
Объяснение и понимание в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.
7.9. Основные исследовательские программы социально-гуманитарных наук
Натуралистическая исследовательская программа. Антинатуралистическая исследовательская программа. Общенаучное значение натуралистической и антинатуралистической исследовательских программ. Натуралистическая и антинатуралистическая исследовательские программы в социологии, исторической, экономической и юридической науках, психологии, филологии, культурологии.
7.10. Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций
Дисциплинарная структура социально-гуманитарного знания и междисциплинарные исследования. Изменения дисциплинарной структуры СГН, сложившейся в XIX веке. Смена лидирующих дисциплин. Переопределение парадигм и тем, появление новых областей исследования.
Возрастание роли знания в обществе. «Общество знания». Участие СГН и вненаучного знания в экспертизах социальных проектов и программ. Значение опережающих социальных исследований для решения социальных проблем и предотвращения социальных рисков.
7.11. Философские и методологические вопросы конкретных наук социально-гуманитарного цикла
Экономические науки
Основные понятия экономической теории. Значение философских категорий для их определения.
|
Роль производства материальных и экономических благ в существовании и развитии общества. Проблема распределения материальных благ.
Социальная справедливость и ее экономические корни.
Философские аспекты развития мировой экономики. Теории условных циклов К Маркса, Дж.Кейнса, Й.Шумпетера.
Философские аспекты объединения людей в организациях. Управление организациями. Сущность организационной культуры.
Основные понятия системной концепции организации производства, их соотношение с философскими категориями; проблемы их определения и систематизации («рыночное пространство»«предприятие» и др.).
Роль принципов объективности, системности, детерминированности, конкретности в решении вопросов построения, функционирования и развития производственных систем.
Экономические системы. Философские основы смешанной экономической системы.
Категория свободы и система рыночных свобод.
Философские основы управления народным хозяйством и предприятием.
Применение философских категорий и законов в научных экономических исследованиях.
Философские аспекты проблемы экономического роста. Ограниченность ресурсов. Общество потребления.
Современные проблемы глобализации экономического развития. Мировой финансово-экономический кризис конца первого десятилетия XXI века, его социально-экономические последствия.
Социология
Основные методы социологии, их соотношение с общенаучными методами и философскими стилями мышления.
Основные понятия социологии, их соотношение с философскими категориями.
|
Внутренние и внешние противоречия социальных общностей как источник самодвижения, социальных изменений.
Общество как социокультурная система, ее основные признаки. Важнейшие подсистемы общества.
Социализация человека, её основные этапы.
Личность как активный субъект. Социальный статус личности.
Социальная стратификация и структура. Многообразие моделей стратификации. Социальная мобильность, её формы (горизонтальная и вертикальная).
Социальные институты и социальные организации. Функции, цели, задачи социальных институтов, их типология (семья, государство, образование, производство сферы их влияния).
Гражданское общество и государство. Глобализация социальных процессов в современном мире.
Социальная философия
Обществоведческий «срез» философии. Предмет и научный статус социальной философии (её место в системе гуманитарного научного знания). Функции социальной философии.
Системный подход к пониманию общества. Социальная система и её характерные черты. Компоненты социальных систем.
Функциональный анализ социальной системы. Социальная система и её среда. Основные функции социальной системы.
Понятие социальной структуры. Этническая структура общества: род, племя, народность, нация.
Социальная стратификация. Одномерная и многомерная стратификация. Неклассовые страты в обществе (сословия, касты и т.д.).
Социально-классовая стратификация. Классы и экономические отношения. Различные точки зрения на происхождение и сущность классов.
Духовная жизнь как подсистема социума. Духовные потребности. Духовная деятельность.
Понятие коллективного сознания общества, его уровни и формы. Общественное и индивидуальное сознание. Понятие менталитета.
Государство в жизни общества. Различные точки зрения на сущность, происхождение и функции государства.
Тоталитарное и гражданское общества, их особенности. Структура гражданского общества. Бюрократия в гражданском обществе.
Философия истории
Содержание, задачи, основные направления философии истории.
Формационная концепция общественного развития в философии истории.
Концепции «индустриализма» и «постиндустриализма» в философии истории второй половины ХХ века.
Цивилизационный подход к истории человечества, его отличия от социального эволюционизма. Теории локальных цивилизаций.
Теории единой цивилизации и столкновения цивилизаций.
Современное мировое развитие. Россия в современном мире в условиях глобального социально-экономического кризиса.
Педагогика
Педагогика как область гуманитарного знания, ее предмет и место в системе гуманитарных, социально-экономических наук. Актуальность педагогического знания в современный период.
Закономерности восприятия, запоминания, мышления в процессе обучения.
Репродуктивное, творческое, интуитивное мышление. Факторы, способствующие и препятствующие функционированию творческого мышления человека.
Дискуссии о необходимости и проблемах религиозного воспитания. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.
Особенности познавательной деятельности студента. Развитие творческих способностей как основа реализации личностного подхода в обучении.
Проблемы и перспективы компьютеризации в сфере образования.
Педагогическое общение как основное и необходимое условие осуществления учебной деятельности. Типы преподавателей и стили педагогического общения.
Литература
1. Бахтин М.М. К философским основам гуманитарных наук // Собр. соч. в 7-ми т. Т. 5. –М., 1996.
2. Валлерштейн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества//Социология на пороге XXI века. Новые направления исследования. –М., 1998.
3. Вебер М. Смысл «свободы от оценки» в социологической и экономической науке // Он же. Избр. произведения. –М., 1990.
4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. –М., 1988.
5. Бек У. Общество риска. –М., 2000.
6. Кохановский В.П. Философские проблемы социально-гуманитарных наук.-Учеб.пособие для аспирантов. –Ростов н/Д, 2005.
7. Степин В.С. Научное знание и ценности техногенной цивилизации//Вопросы философии. 1989. № 10.
8. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.
9. Микешина Л.А. Философия познания. Полемические главы. –М., 2002.
10. Микешина Л.А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания. –М., 1990.
11. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. –М., 1998
12. Леонтьев В. Экономические эссе. Теория, исследования, факты и политика. – М., 1990.
13. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. – М., 1968.
14. Маннгейм К. Очерки социологии знания. Теория познания - Мировоззрение - Историзм. –М. 1998..
15. Социальное знание и социальные изменения. Отв. Ред. В.Г.Федотова. –М., 2001.
16. Бергер П., Лукман Н. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. –М., 1995.
17. Теория общества: фундаментальные проблемы. Под ред. А.Ф.Филиппова. –М., 1999.
18. Давыдов Ю.Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология. –М., 1998.
19. Теоретическая социология. (Антология). Под редакц. С.П.Баньковского. Т.1-2. –М., 2002.
20. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Учебник для высших учебных заведений. –М., 2004.
21. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. –М., 1997.
22. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. Учебник для вузов. –М., 1996.
23. Социальная философия. Учебник. Под ред. И.А.Гобозова.-М., 2003.
24. Алферов А.А. История в свете философии. –Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2003.
25. Гелбрейт Дж. Новое индустриальное общество (перев.с англ.). –М., 1969.
26. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования.–М., 1999.
27. Поликарпов В.С. Контуры грядущего цивилизаций.-СПб-Ростов н/Д. –Таганрог, 2000.
28. Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. –Ростов н/Д, 2008. (Главы 7 и 8).
29. Стоунс Р. Психопедагогика: Психологическая теория и практика обучения. –М., 1984.
30. Брумер Дж. Процесс обучения. –М., 1962.
31. Ингенкамп К. Педагогическая диагностика. –М., 1991.
32. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. –М., 1993.
33. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: проблемы и перспективы. –М., 1987.
34. Давыдов В.В. Развивающее обучение. –М., 1996.
35. Делягин М.Г. Драйв человечества. Глобализация и мировой кризис. –М.:, 2008.
36. С.П.Яновская, В.О.Голубинцев, Н.О.Белоусова. Человек в социокультурном пространстве современной цивилизации: учеб.пособие по спецкурсу/Юж.-Рос.гос.техн.ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2009.
37. Делягин М.Г., Шеянов В.В. Мир наизнанку. Чем закончится экономический кризис для России? – М., 2009.