Лазерные системы посадки




Лазерная система посадки (ЛСП) предназначена для обеспечения захода на посадку и выполнения посадки летательных аппаратов, не имеющих специального посадочного оборудования, в простых и сложных метеоусловиях на ВПП аэродрома.

ЛСП представляет собой систему протяженных, видимых в пространстве ориентиров, образованных лазерными лучами и жестко связанных с ВПП. Протяженные ориентиры, проецируясь на плоскость Земли, создают определенный посадочным символ, форма которого однозначно зависит от положения самолета относительно траектории посадки по курсу и глиссаде.

Примером ЛСП является система «Глиссада».

Все оборудование ЛСП размещается на земле. На борту ЛА не устанавливается никакого дополнительного оборудования. ЛСП выполняется в подвижном и стационарном вариантах. В состав подвижной ЛСП входя лазерные источники видимого диапазона излучения, установленные вблизи ВПП, которые включают в себя:

два блока лазерных генераторов (БЛГ) (размещаются в изотермических кузовах на автомобильных прицепах);

от пяти до девяти зеркальных головок с точной теодолитной привязкой, установленных в районе ВПП: две - для обозначения боковых границ; две - для обозначения посадочного коридора; одна - курсовая и четыре - для обозначения точек ДПРМ и БПРМ (рис. 4 а, б). В некоторых вариантах последние четыре зеркальные головки могут отсутствовать (рис. 5);

комплект метеорологических приборов, которые используются для определения метеоусловий в районе аэродрома; комплект геодезических приборов и приспособлений для выставления лазеров под заданными углами к горизонту и источники питания (две дизельные электростанции ЭСД-30 и аккумуляторные батареи).

Блок лазерных генераторов включает от четырех (БЛГ № 1) до шести (БЛГ № 2) оптических квантовых генераторов, по два на каждую зеркальную головку, что обеспечивает резервирование при отказе одного из них и увеличивает мощность излучения вдвое. Лазерные лучи от БЛГ направляются на зеркальные головки и отражаются в заданном направлении, являясь как бы источниками излучения (рис.5).

В стационарном варианте БЛГ совмещаются с зеркальными головками и устанавливаются под прозрачными крышками прямо на поверхности ВПП.

 

Рис. 4. Расположение лазерных лучей в горизонтальной (а) и вертикальной (б) плоскостях

 

ЛСП может использоваться самостоятельно или совместно с радиомаячной системой посадки и задает пилоту: плоскость курса; плоскость глиссады; положение горизонта; боковые границы ВПП; положение фиксированных точек (ДПРМ и БПРМ) на посадочной траектории; сигнал разрешения или запрета посадки.

 

Рис. 5. Размещение ЛСП на аэродроме

 

При нахождении самолета на расчетной траектории посадки проекции протяженных ориентиров образуют символ, похожий на букву «Т» (рис.6,а). При отклонении самолета от расчетной траектории посадки визуальная картина, наблюдаемая летчиком, изменяется (рис.6,б, в).

По степени отклонения «усиков» (протяженных ориентиров) от нейтрального положения можно судить о величине отклонения самолета от расчетной траектории посадки.

Такая схема построения системы позволяет создавать простую и наглядную визуальную СП, которая позволяет легко и уверенно определять положение ЛА относительно траектории посадки по курсу и глиссаде и управлять полетом ЛА.

 

 

Рис. 6. Вид лазерных лучей на борту самолета в зависимости от его положения относительно плоскостей курса и глиссады

 

ЛСП может использоваться также для юстировки и контроля других систем посадки.

Основные характеристики ЛСП:

1. Разрешающая способность по курсу и глиссаде ± 0,5 м.

2. Дальность обнаружения лазерных лучей:

при видимости на ВПП 1,5 км - 6...7 км;

при видимости на ВПП 10 км - 10...15 км;

при хороших метеоусловиях - 25...35 км.

Пути совершенствования ЛСП:

1) введение разноцветных лучей для улучшения ориентации летчика;

2) создание «ломаных» линий планирования, т.е. на первом участке самолет выполняет снижение по более крутой глиссаде, а на втором участке при подходе к ВПП переходит на более пологую.

В заключение можно отметить, что основными достоинствами ЛСП являются высокая точность захода самолетов на посадку и простота исполнения, а основной недостаток - это сильная зависимость тактических характеристик от метеоусловий.

Доцент военной кафедры А. Каргапольцев



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: