Методические указания к решению задач. Средняя доходная таксапредставляет собой среднюю цену услуги или средний доход




Главная цель отрасли связи и входящих в нее хозяйствующих субъектов состоит в оказании потребителям телекоммуникационных услуг, поэтому основным показателем, характеризующим конечные результаты деятельности операторов, являются доходы от услуг связи, получаемые от их реализации потребителям по установленным тарифам, предоставления другим операторам услуг присоединения и услуг по пропуску трафика. С учетом многономенклатурного характера производства и большого числа позиций тарифного прейскуранта существуют различные методические подходы к определению доходов от услуг связи по их конкретным видам. При планировании доходов от услуг связи используются специфические показатели, которые носят название средние доходные таксы.

Средняя доходная таксапредставляет собой среднюю цену услуги или средний доход, который получает оператор за предоставление одной укрупненной услуги.

Средние доходные таксы по видам обмена в базисном периоде определяются на основе отчетных данных. Для этого общая сумма доходов за конкретный вид услуг, полученная от определенной группы пользователей, делится на количество предоставленных им услуг данного вида:

= / ,

где – средняя доходная такса (средняя цена) i-го вида услуг для j-ой группы потребителей в отчетном периоде; – доходы отчетного периода, полученные за i -ый вид услуг от j-ой группы потребителей; – количество услуг i -го вида, оказанных пользователям j -ой группы в отчетном периоде.

Если тарифы устанавливаются регулирующим органом или самим оператором едиными для всех категорий потребителей, то расчет средних доходных такс ведется по аналогичной формуле, но с учетом общей суммы доходов и общего объема услуг.

На планируемый период (квартал или год) средняя доходная такса определяется путем умножения ее отчетной (базисной) величины на коэффициент (индекс), учитывающий изменение средней доходности услуг за счет объективных факторов:

или

где – индекс изменения средней доходной таксы на i -ый вид услуг от j -ой группы потребителей в плановом периоде по сравнению с отчетным при установлении тарифов по категориям пользователей;. – аналогичный индекс для случая установления единого тарифа на соответствующую услугу.

Величина доходов от услуг в форме обмена определяется с учетом запланированных средних доходных такс (средних цен) () и плановых показателей объемов услуг соответствующего вида в натуральном выражении (), по формуле:

.

При определении доходов от оказания услуг в форме предоставления абонентам в пользование технических устройств (абонентских линий, установок абонентского телеграфа, т.д.) средняя цена выступает в виде средней абонентской платы. Несмотря на то, что для рассматриваемой группы услуг число факторов, влияющих на размер, их оплаты значительно меньше, чем для услуг в форме обмена, они все-таки обусловливают вариацию тарифов, которую необходимо учитывать при оценке конечных результатов деятельности операторов.

Средняя абонентская плата за пользование техническими устройствами определяется раздельно по группам потребителей (если такая дифференциация тарифов существует в отношении конкретных услуг) на основе полученных от них доходов и среднегодового числа абонентских устройств, обеспечивших данный объем доходов.

Доходы от предоставления абонентам в постоянное пользование абонентских линий, за обслуживание точек присоединения и т.д. по отчету в текущем году и на плановый период определяются по нижеследующим формулам. Первая из них используется, когда средняя абонентская плата устанавливается по группам потребителей, а вторая – в условиях применения единых цен за пользование техническими устройствами:

или ,

где – средняя абонентская плата за пользование техническими устройствами i -го вида для j -й группы пользователей в отчетном (плановом) периоде; – среднегодовое количество технических устройств i -го вида, предоставленных абонентам j -ой группы в отчетном (плановом) периоде; и – аналогичные показатели для случая установления тарифов (цен) без деления на группы абонентов.

Общий объем доходов от услуг связи определяется их суммой, полученной от всех видов услуг.

Прибыль является важнейшим результативным показателем деятельности любого хозяйствующего субъекта в условиях рыночной экономики. В отрасли связи используется несколько показателей прибыли. Главный из них – прибыль от продаж (Ппрод), определяется как разница между выручкой от продажи товаров, работ и услуг (Впрод) и расходами по обычным видам деятельности (Зоб), то есть Ппрод = ВпродЗоб.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, получаемая организациями связи прибыль подлежит налогообложению. Поскольку кроме основного вида деятельности по оказанию услуг связи операторы осуществляют другие виды работ коммерческого характера, их общая прибыль, подлежащая налогообложению (Пнал), включает также прочую прибыль (убыток), которая формируется за счет прибылиили убытков от операционной и внереализационной деятельности (П (У) проч).

В соответствии с налоговым законодательством часть прибыли, операторов освобождается от уплаты налога. Это, например, средства, полученные операторами универсального обслуживания из резерва универсального обслуживания, формируемого в соответствии с ФЗ «О связи»; прибыль, идущая на финансирование сверхнормативных затрат по содержанию жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, и ряд других.

Величина налогооблагаемой прибыли рассчитывается по формуле:

Пнал = Ппрод + П (–У) прочП необл .

Оставшаяся после уплаты налогов прибыль поступает в распоряжение предприятия и называется чистой прибылью. В общем случае она определяется по формуле: Пчист = Пнал – Пнал × Ннал,

где Ннал – действующая норма (ставка) налога на прибыль.

Наиболее обобщающим показателем экономической эффективности производства является рентабельность. Он является своего рода синтезом различных количественных и качественных характеристик производственной деятельности организаций. На его величину влияют рост объемов услуг, динамика применяемых операторами тарифов и цен, уровень использования трудовых, материальных и денежных ресурсов и многое другое.

Для оценки экономической эффективности результатов деятельности организаций связи используется несколько показателей рентабельности, методика расчета которых зависит от того, какими показателями выражаются эффект и затраты или ресурсы. Наиболее распространенным является показатель рентабельности производственных затрат, который определяется по соотношению прибыли (от продаж, до налогообложения или чистой прибыли) и суммы расходов по обычным видам деятельности, выраженном в процентах: Рз = (Пi / Зоб) × 100.

В отечественной отраслевой практике прочно закрепился показатель, использующий латинскую аббревиатуру ARPU (от английского «average revenue per user). Обычно этот показатель применяется в подвижной связи для характеристики среднего дохода от одного абонента за отчетный период и рассчитывается по формуле: ARPU = ,

где – доходы, полученные от абонентов подвижной связи; – средняя за рассматриваемый период численность абонентов подвижной связи.

Этот показатель может быть рассчитан и по категориям абонентов (население и организации) или по группам абонентов, использующие разные тарифные планы. Расчет и оценка показателя ARPU также актуален и для операторов фиксированной сетей, особенно в условиях возможности выбора абонентами категории «население» определенных тарифных планов для оплаты услуг местной телефонной связи. Определение ARPU для различных групп абонентов позволит оператору оценить эффективность применяемых тарифных планов с точки зрения их привлекательности для абонентов и возможности максимизации доходов.

 

Задача 1. Определить фактические доходы от услуг связи оператора и сравнить средние доходы от услуг связи на одного абонента (ARPU) с их плановым значением, если известно:

- средняя доходная такса 1 минуты внутризонового соединения равна 5,6 руб. при годовом объеме трафика 83765 тыс. минут;

- средняя абонентская плата составляет 386,5 руб. в месяц, а среднегодовое количество абонентов местной телефонной сети 165270 ед.;

- число подключенных абонентов ГТС за год составило 23640 ед. при средней плате за предоставление доступа к сети 5200 руб.;

- плановое значение ARPU составляет 7,91 тыс. руб. на 1 абон. в год.

 

 

Задача 2. Рассчитать показатели эффективности деятельности двух операторов связи (производительность труда, фондоотдачу, себестоимость 100 руб. выручки, прибыль от продаж, рентабельность затрат по прибыли от продаж и операционную маржу) и дать оценку полученным результатам.

Исходные данные

Наименование показателей Оператор А Оператор Б
1. Выручка от продажи товаров, работ и услуг, тыс. руб.   765218,3   1462807,5
2. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.   889788,7   2060292,2
3. Расходы по обычным видам деятельности, тыс. руб.   588452,9   1247774,7
4. Среднегодовая численность работников, чел.   628,0   1043,0

 

Задача 3. Оценить планируемые показатели рентабельности телекоммуникационной компании по сравнению с их ожидаемыми значениями в текущем году и наметить мероприятия по улучшению конечных результатов деятельности оператора.

Исходные данные:

1. Выручка от продажи товаров, работ и услуг, ожидаемая в текущем году – 2340,5 млн. руб. Планируемый прирост – 9,8 %.

2. Расходы по обычным видам деятельности ожидаемые в текущем году – 1941,7 млн. руб. Планируемый прирост – 6,9 %.

3. Удельный вес прибыли от продаж, имеющей льготы по налогообложению, в текущем году – 2,3 %, в плановом – 1,6 %.

4. Ставка налога на прибыль в текущем и плановом годах – 24 %.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: