Международно-правовое регулирование образования. Болонский процесс.




Интернет-источники

1. Министерство образования и науки РФ: https://www.mon.gov.ru.

2. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки: https://www.obrnadzor.gov.ru.

3. Федеральный центр образовательного законодательства: https://www.lexed.ru.

4. Федеральный портал «Российское образование»: https://www.edu.ru

5. Сайт Федеральные государственные образовательные стандарты: https://standart.edu.ru/.

 

ТЕМА 1. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ

 

Основные понятия: образование, конституционное право, право на образование, гарантии реализация права, государственная политика в области образования, принципы государственной политики в сфере образования, общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование, непрерывность в реализации права на образование, уровень образования, форма получения образования
федеральный государственный образовательный стандарт, профессиональный стандарт, федеральные государственные требования, образовательная программа, адаптированная образовательная программа, примерная основная образовательная программа, учебный план, компетенция, аттестация обучающихся, уровень образования, форма получения образования

Вопросы для обсуждения

1. Понятие образования и системы образования. Основные структурные элементы системы образования РФ.

2. Государственная политика в области образования:

1) понятие, основные принципы государственной политики;

2) программы развития образования и их характеристика.

3.Становление и развитие правового регулирования образования

Международно-правовое регулирование образования. Болонский процесс.

5.Федеральные государственные образовательные стандарты: понятие, значение, структура, порядок разработки и принятия.

6.Профессиональные стандарты: понятие, характеристика. Профессиональный стандарт педагога.

7.Образовательные программы: понятие, содержание, порядок разработки.

8.Формы реализации образовательных программ.

9.Формы получения образования и формы обучения.

Вопросы для самоконтроля

1. Как Вы считаете, в чем причина плюрализма взглядов на понятие «образование»? Согласны ли Вы с определением этого термина, данного в ст.2 ФЗ «Об образовании в РФ»?

2. Реализация права на образование в течение всей жизни – что это значит?

3. Назовите основные функции образования как социального института и приведите не менее чем по два соответствующих примера.

4. Что представляет собой образовательное пространство и чем оно отличается от образовательной системы, системы образования? Попытайтесь представить содержание этих понятий и их соотношение между собой графически.

5. Раскройте роль и задачи образования в современном обществе.

6. Сформулируйте понятие права на образование.

7. Назовите правовые гарантии права на образование.

8. В чем суть и каковы принципы современной российской государственной образовательной политики? Как вы оцениваете эту политику как студент педагогического вуза?

9. Охарактеризуйте Федеральную программу развития образования.

10.Какими способами осуществляется правовое регулирование отношений в области образования? Приведите примеры.

11.Что такое образовательное законодательство? Как вы понимаете его кодификацию?

12.Дайте характеристику международных документов об образовании.

13.Какие тенденции в развитии международного образовательно-правового пространства проявляются в последние годы? В чем причины этого?

14.Назовите основные международные документы об образовании. Дайте им характеристику как нормативно-правовым актам. Как они влияют на формирование национального образовательного законодательства?

15.В чем сущность Болонского процесса? Что послужило причиной его возникновения?

16.Назовите основные нормативно-правовые акты, принятые в РФ для реализации положений Болонской декларации.

17.Кем и как осуществляется признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве?

18.Каков порядок приема иностранных граждан и лиц без гражданства в образовательные организации Российской Федерации? Зависят ли условия приема от организационно-правовой формы образовательной организации?

19.Какие акты законодательства Российской Федерации о языке (языках) обучения вам известны?

20.Определите место подзаконных нормативных актов в системе источников образовательного права.

21.Приведите примеры нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам образования.

22. Какие вопросы в сфере образования курируются Министерством обороны РФ? Приведите примеры нормативных приказов Минобороны России по вопросам образования.

23. Приведите примеры региональных источников образовательного права.

24. Какие Вам известны формы получения образования?

25.Охарактеризуйте формы реализации образовательных программ.

26.Дайте определение следующим понятиям «федеральный государственный образовательный стандарт», «федеральные государственные требования».

27. Из каких составных частей состоит структура федерального государственного образовательного стандарта?

28.Какие виды образовательных стандартов предусмотрены законодательством РФ об образовании?

29.Какова процедура разработки и утверждения стандартов в области образования?

30.Раскройте понятие «образовательная программа»?

31. Какие виды образовательных программ существуют? Какие признаки положены в основу их классификации?

32.Каковы требования к реализации образовательных программ?

33.Какова процедура разработки и утверждения авторских и составительских учебных программ?

34. Охарактеризуйте формы реализации образовательных программ.

35. Перечислите и охарактеризуйте уровни образования.

36. В чем значение установления уровней образования

27. Какие Вам известны формы получения образования?

28. По каким профессиям и специальностям не допускается обучение по следующим формам: очно-заочной (вечерней), заочной, дистанционной?

29.Назовите документы, подтверждающие уровень образования.

 

Учебно-практические задания

 

1. Составьте схему, отражающую различные виды гарантий конституционного права на образование.

2. Подготовьтесь к обсуждению темы «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы».

Студенты объединяются в 4 группы. Каждая группа изучает предложенную Концепцию Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. В результате изучения Концепции каждая из групп должна подготовить краткое сообщение.

Темы сообщений:

1 группа - кратко излагает основные положения Концепции.

2 группа кратко излагает свое мнение по поводу вопросов, неохваченных Концепцией.

3 группа кратко излагает свое мнение относительно положительных моментов Концепции.

4 группа кратко излагает свое мнение относительно недостатков Концепции.

По итогам работы 4-х групп формулируются выводы.

3.Соотнесите положения международных актов в области образования с нормами Конституции РФ. Результат оформите в виде таблицы.

4.Составьте схему «Образовательное законодательство России». Расположите источники по степени убывания юридической силы.

5. Постройте алгоритм разработки примерных образовательных программ.

6.Отразите в виде схемы порядок реализации ФГОС в образовательной организации.

 

Правовые задачи

1. Гражданин Молдавии получил диплом о среднем профессиональном образовании в своей стране. Необходимо ли ему дополнительное обучение в России для трудоустройства?

 

2. Учащийся восьмого класса общеобразовательной школы Дима Ш. на летних каникулах работал помощником на автозаправочной станции. На заработанные деньги он купил себе магнитофон, а оставшуюся сумму передал своей матери, воспитывающей его малолетнего брата. С началом учебного года Дима решил больше в школу не приходить. Когда его классный руководитель заявил матери об отсутствии мальчика на уроках, то присутствующий при разговоре мальчик ответил, что согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право (а не обязанность) на образование, за время обучения в школе он получил то образование, которое считал нужным. Теперь своим правом Дима Ш. может больше не пользоваться. Прав ли ученик?

3.Курсаковы, родители ребенка-инвалида, обратились в управление образованием с просьбой разъяснить порядок получения среднего образования их сына. От членов общественного объединения инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата Курсаковы узнали, что такое обучение может быть организовано как на дому образовательными организациями, так и в форме семейного образования. Какая из этих форм предпочтительней? - спрашивают родители. Дайте им правильный ответ.

 

Нормативные акты

1. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. [Электронный ресурс]. URL: https://www.conventions.ru/view_base.php?id=1496 (дата обращения: 02.12.2014);

2. Конвенция о борьбе с дискримина­цией в области образования принятая 14 декабря 1960 г. Гене­ральной конференцией ЮНЕСКО на 11-й сессии [Электронный ресурс]. URL: // https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/educat.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ)//Собрание законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"[Текст]: [Принят Гос. Думой 21 декабря 2012 года с изм и доп. ]:

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации».Утверждена Постановлением Правительства
РФ от 4 октября 2000 г. № 751.

6. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. №2765-р «О государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2016-2020 годы». Утверждена Правительством РФ от 29 декабря2014 г. №2765-р.

7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

8. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. Приказа от 18 декабря 2012 г. №1060 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандартаначального общего образования» " (Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.02.2013 № 26993).

9. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 № 19644)

10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарт а среднего (полного) общего образования». " (Зарегистрировано в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480)

11. Постановление Правительства РФ от 8 октября 2013 года №891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 октября 2013 г..- № 41.- Ст. 5204.

12. Распоряжение Правительства РФ от 9 октября 2013 г. №1837-р «О подписании Соглашения между правительствами России и Великобритании о взаимном признании образования и (или) квалификации и учёных степеней» // Собрание законодательства Российской Федерации от 21 октября 2013 г..- № 42.-Ст.5407.

13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.05.2014 г. № 594 «Об утверждении порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ». (Зарегистрировано в Минюсте России 29.07.2014 N 33335)

14. О группе по осуществлению Болонских принципов в России: приказ Министерства образования и науки РФ от 25 октября 2004 г. № 100 // Бюллетень Министерства образования и науки РФ. – 2005. – № 1. – С. 40-43.

15. О плане-графике Рособразования по выполнению Плана мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2005 г. № 40: приказ Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 июля 2005 г. № 618 // Вестник образования России. – 2005. - № 15. – С.34-38.

16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2005 г. № 40 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации: // Бюллетень Министерства образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. - 2005. – № 4. – С. 21-27.

17. Распоряжение Правительства РФ от 19 сентября 2013 года №1694-р «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) квалификации, признаваемых в Российской Федерации» //Российская газета.- 2013.- 25 сентября.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: