Методические рекомендации. Подготовка самоанализа. Методическая разработка




Методические рекомендации – это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой, методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций. Методические рекомендации как вид методической продукции включают: титульный лист; аннотацию; сведения об авторе (авторах); пояснительную записку; содержание; список рекомендуемой литературы по данной теме; приложения (при необходимости).

1. На титульном листе должны быть обозначены:

· название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

· фамилия, имя, отчество автора;

· название (с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

· название города;

· год разработки.

2. На втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные сведения о:

· сути рассматриваемых вопросов;

· предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа – например, школьным учителям, зам. директоров школ по воспитательной работе, педагогам дополнительного образования);

· источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать, на базе какого опыта разработаны данные методические рекомендации);

· возможных сферах приложения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях гуманитарного знания могут быть использованы настоящие рекомендации).

3. Внизу второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

4. Пояснительная записка должна содержать следующую информацию:

· обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия, методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки; охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

· определение цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по вопросам …; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия и т.п.);

· краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать повышению мотивации школьников и т.п.);

· обоснование особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными разработками, существующими в данной образовательной области.

5. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы, изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:

· описать (на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

· дать советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);

· вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);

· предостеречь от типичных ошибок.

6. Список рекомендуемой литературы по теме рекомендаций составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления литературных источников.

7. Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок «Содержание».

В числе приложений могут быть:

· планы проведения конкретных дел, мероприятий;

· тестовые задания;

· методики создания практических заданий, адресованных обучающимся;

· примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

· методики определения результатов по конкретным видам деятельности;

· схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

· примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

Приложение

Самоанализ деятельности педагога

Методические рекомендации

Подготовка самоанализа

Написание самоанализа – это аналитическая деятельность, требующая глубокого осмысления личного опыта и перспектив развития.

Самоанализ представляет собой изучение учителем состояния, результатов своей профессиональной деятельности, установление причинно-следственных связей между элементами педагогических явлений, определение путей дальнейшего совершенствования работы. Он обладает рядом функций: диагностической, познавательной, преобразующей, самообразовательной.

Самоанализ призван дать полное представление о труде педагога и результативности его деятельности, содержать выводы о причинах успехов и проблемных моментах, наметить перспективы.

Объем самоанализа составляет, как правило, 2 – 5 печатных страниц.

Рекомендации к написанию самоанализа

Оцените качество условий, процесса и результата своей деятельности. Пишите в свободной форме.

1. Мое педагогическое кредо. Главная цель моей деятельности (как я ее понимаю). Задачи, которые я решаю.

2. Оцените качество условий деятельности. Оно определяется:

· качеством материально-технической базы (есть ли необходимая мебель, кабинет, оборудование, приборы, технические средства, компьютер и т.д.: как Вы сами оцениваете МТБ);

· качеством информационного обеспечения (есть ли литература, учебные пособия, методические руководства для педагога, журналы, газеты, электронные учебники и т.д.);

· качеством методического обеспечения, созданного Вами (авторские программы, задания для контроля, тесты, раздаточный материал и т.д.);

· качеством повышения квалификации с момента последней аттестации (где, когда, в какой форме, по какой проблеме, сколько часов, есть ли документ);

· позицией руководства (понимает ли руководство необходимость создания условий для Вашей деятельности, все ли делает для их создания, заинтересована ли администрация в повышении качества Вашего труда, как часто посещают Ваши занятия и дают полезные рекомендации, поощряют, хвалят и т.д.).

3. Оцените качество учебно-воспитательного процесса, который Вы организуете (что Вы понимаете под процессом высокого качества, какие концептуальные идеи реализуете в нем; какие формы, методы, средства используете при представлении информации, организации учебной деятельности, общении; как отслеживаете качество учебно-воспитательного процесса; каким образом получаете информацию о том, что обучающиеся понимают и принимают Вас, им интересен Ваш предмет; проводите ли анкетирование, тестирование, внешнюю независимую проверку достижений учащихся и т.д.).

4. Оцените качество результатов Вашей деятельности (какие из поставленных целей достигаются и в чем конкретно это выразилось; достижения учащихся при независимых внешних проверках: участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, фестивалях, удовлетворенности обучающихся организацией учебного процесса, повышение уровня и характера мотивации; данные, свидетельствующие о развитии учащихся и Вас лично, результаты личных исследований и методические находки и т.д.).

5. Что еще Вы хотели бы добавить (пишите в свободной форме). Обобщите Ваш самоанализ, отметив сильные, слабые стороны Вашей деятельности, а также возможности ее совершенствования. Укажите, что Вас тревожит и препятствует более качественной работе:

· сильные стороны моей деятельности, личности;

· слабые стороны моей деятельности, личности;

· возможные улучшения моей деятельности;

· тревоги, препятствия.

Вопросы для самоанализа деятельности педагога:

1. Насколько цель Вашей профессиональной деятельности согласуется с целями образовательного учреждения, в котором Вы работаете?

2. Какие важные проблемы Вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации? В каком виде представлены результаты разрешения проблем.

3. Какова Ваша роль в реализации программы развития образовательного учреждения, в котором Вы работаете?

4. Каким образом Вы учитываете образовательные потребности детей в своей профессиональной деятельности? Насколько цели, задачи и деятельность согласуются с учетом индивидуальных потребностей обучаемых?

5. Что Вами делается для эффективного использования времени воспитанников и Вас самого как педагога на уроке и вне его? Какие технологии и приемы обучения Вы применяете в своей педагогической деятельности? Насколько они соотносятся с потребностями детей?

6. Как организуется взаимодействие с учебной группой на занятиях и вне их? Как организовано сотрудничество воспитанников на уроке?

7. Считаете ли Вы высоким уровень познавательного интереса школьников на Ваших занятиях? Что предпринимается для развития интереса к предмету?

8. Каким образом обеспечивается удовлетворение образовательных потребностей отдельных учащихся с отличающимися возможностями или склонностями?

9. Какие методы оценки деятельности обучающихся Вы используете? Насколько они соответствуют поставленным целям? Каким образом используется информация, полученная в результате оценки? Каково участие детей в оценке их деятельности?

10. Оцените уровень психологической атмосферы в учебной группе: какие меры Вами предпринимаются по созданию обстановки взаимного доверия, уважения, открытости.

11. Каким образом Вы взаимодействуете с родителями? Как Вами учитываются мнения и запросы относительно образовательного прогресса детей? Как сообщается информация о достижениях?

12. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с коллегами?

13. Как Вы повышаете уровень профессионального мастерства? Какое место здесь занимает самообразование?

14. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в своей профессиональной деятельности?

Вопросы для самоанализа руководителя образовательного учреждения

1. Каковы основные характеристики Вашего образовательного учреждения? Кратко опишите отличительные черты своего образовательного учреждения. Обрисуйте особые обстоятельства, способствующие или препятствующие улучшению его характеристик, например:

· проблемы набора и сохранения состава персонала;

· мобильность воспитанников;

· важные события в истории образовательного учреждения.

Приведите любые дополнительные характеристики ОУ, на которые вы хотели бы обратить внимание эксперта.

2. Кратко сформулируйте особые цели и опишите отличительные черты Вашего ОУ, например:

· существуют ли какие-либо особые группы, дополнительные услуги или расширенные сферы деятельности;

· имеется ли сотрудничество с другими учреждениями или организациями (например, совместные мероприятия в рамках учебного плана, федеральные и региональные мероприятия).

3. Что, по Вашему мнению, является ключевыми приоритетами развития вашего образовательного учреждения? Каким образом они отражены в программе развития?

4. Определите факторы, положительно и отрицательно влияющие на сохранение и укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни в вашем образовательном учреждении.

· Как организуется работа по сохранению и укреплению здоровья воспитанников и формированию здорового образа жизни?

· Ваша роль в развитии и внедрении здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий?

5. Какова тенденция изменения уровня воспитанности учащихся за последние 3 года?

· Какова эффективность созданной в ОУ системы воспитательной работы?

· Каково влияние системы самоуправления на уровень воспитательной работы?

6. Соответствуют ли достигнутые успехи в образовательном процессе поставленным целям?

7. Каково влияние методической работы на достижение конечных результатов образовательным учреждением?

8. Оцените уровень морально-психологической атмосферы в вашем коллективе.

9. Обеспечила ли система управления достижение запланированных результатов?

· Какова степень выполнения целей и задач, поставленных ОУ?

· Создана ли в ОУ целостная система информационно-аналитического обеспечения управления?

· Какое значение она имеет для оперативного стратегического управления?

· Какую роль играет сложившаяся система стимулирования участников образовательного процесса в достижении оптимальных конечных результатов?

· Ваша роль в создании диагностики и мониторинга учебного процесса?

· Сложилась ли система организационно-педагогической деятельности, сочетающая работу администрации и коллективных органов управления?

· Степень участия органов управления во внутреннем контроле.

10. Раскройте сущность и содержание экономической мобильности образовательного учреждения.

Методические рекомендации «Программно-методическое обеспечение» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.deptno.lipetsk.ru/attest - Загл. с экрана

 

Методическая разработка

Методическая разработка – издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе ДОД), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.

Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.

Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или качества подготовки по учебным специальностям.

Примерная схема методической разработки может включать:

· название разработки;

· сведения об авторе;

· цель мероприятия;

· возраст детей;

· условия осуществления мероприятия;

· перечень используемого оборудования и материалов;

· описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;

· методические советы по его организации и подведению итогов;

· список использованной литературы;

· приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

Методические рекомендации «Практика для педагога» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://21412s08.edusite.ru/p30aa1.html - Загл. с экрана

 

Методическая разработка может представлять собой:

· разработку конкретного урока;

· разработку серии уроков;

· разработку темы программы:

· разработку частной (авторской) методики преподавания предмета;

· разработку общей методики преподавания предметов;

· разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;

· методические разработки, связанные с изменением материально-технических условий преподавания предмета.

Прежде чем приступить к написанию методической разработки необходимо:

1. Тщательно подойти к выбору ее темы. Тема должна быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт.

2. Определить цель создания методической разработки. Цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения уроков по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на уроках; использования современных педагогических технологий или их элементов и т.д.

3. Внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный опыт по выбранной теме.

4. Составить план и определить структуру методической разработки.

5. Определить направления предстоящей работы.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

1. Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

2. Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

3. Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

4. Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому тезаурусу.

5. Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

6. Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

7. Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применении активных форм и методов обучения.

8. Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить».

9. Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, образцы УПД, планы уроков, инструкции для проведения лабораторных работ, карточки схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки: аннотация; содержание; введение; основная часть; заключение;

1. Список использованных источников.

2. Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во введении (1-2 страницы) раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

ПРИМЕР 1

Методическая разработка темы программы

Основная часть может состоять из следующих разделов:

· характеристика темы;

· планирование изучение темы;

· рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

· образовательные цели и задачи темы;

· планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;

· знания и умения, которые учащиеся должны получить или совершенствовать;

· место и роль темы в курсе;

· связь с предшествующим или последующим материалом, а также внутрипредметные и межпредметные связи;

· дается дидактический анализ содержания материала;

· выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;

· возможен сравнительный анализ качества обучения по предлагаемой методике с той методикой, которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо:

· Продумать методику преподавания темы.

· Подобрать примеры, иллюстрации, наметить лабораторно-практические занятия, контрольные работы, экскурсии т т.д.

· Выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить.

· Проанализировать воспитательные возможности учебного материала и применяемой методики.

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

ПРИМЕР 2

Структура методической разработки занятия

В основной части можно выделить следующие разделы:

1. Методическое обоснование темы.

2. Методические рекомендации по проведению занятия.

3. План занятия (с технологической картой).

4. Дидактический материал к занятию (можно не выделять в виде приложений).

5. Список литературы (источников) для учащихся.

6. Список литературы для педагогов.

Рекомендуемый план занятия:

1. Тема программы.

2. Тема занятия.

3. Тип занятия.

4. Цель методическая.

5. Цели образования (обучения, воспитания, развития).

6. Материально-техническое обеспечение занятия.

7. Межпредметные и внутрипредметные связи.

 

Рекомендуемая технологическая карта занятия:

Дидактическая структура занятия Методическая подструктура занятия   Реализация дидактических задач
Методы обучения Форма деятельности Методические приемы и их содержание Средства обучения
           

 

Тип занятия определяется целью его организации, т.е. целью его проведения.

Типы занятий теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

  • изучение нового учебного материала.
  • совершенствование знаний, умений и навыков.
  • обобщение и систематизации знаний.
  • контроль знаний, умений и навыков.
  • комбинированный.

Типы занятий практического обучения (по Махмутову М.И.):

  • первоначальное формирование умений и навыков.
  • совершенствование умений и навыков.
  • выполнение комплексных заданий (работ).

Вид занятия определяется формой совместной деятельности педагога и учащихся, которая доминирует на занятии:

  • Лекция.
  • Беседа.
  • Самостоятельная работа.
  • Практическая работа.
  • Лабораторная работа.
  • Конференция.
  • Деловая игра.
  • Экскурсия.
  • Смешанный (несколько видов деятельности примерно одинаковых по времени).

Дидактическая структура занятия включает в себя следующие дидактические задачи:

1. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активация необходимых знаний.

2. Формирование новых понятий и способов действий.

3. Применение понятий и способов действий.

Работа наиболее эффективна, когда решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа занятия).

Дидактические методы (по Лернеру И.Я.)

1. Информационно-рецептивный.

2. Репродуктивный.

3. Проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода и методических приемов. Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр видеофильма и др.

Способы организации деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):

1. Фронтальный.

2. Индивидуальный.

3. Парный.

4. Коллективный.

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если занятие открытое, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данное занятие.

Общие требования к оформлению методической разработки

1. Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт-14 или 15). Если методическая разработка представляет собой разработку одного урока, то не менее 10 листов.

2. Объем основного содержания - не менее половины всей рукописи.

3. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).

4. Ссылки на использованную литературу в тексте следует давать в квадратных скобках.

5. Список использованных источников должен содержать 10-15 названий. Если разработка носит только практический характер, не требующий теоретических ссылок, то список использованных источников можно опустить.

6. Количество и объем разделов не лимитируется.

 

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Учебные пособия – материалы, обеспечивающие реализацию содержания дополнительной общеобразовательной программы. Учебными пособиями могут быть:

· Справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки)

· Художественная литература

· Научная и научно-популярная литература (научные, научно-популярные издания и публикации и др.)

· Периодические издания

· Видеоматериалы (видеолекции, художественные и научно-популярные фильмы, видеозаписи и др.)

· Аудиоматериалы (фонограммы музыкальных произведений, аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения темы)

· Электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по темам образовательной программы, демонстрационные модели, слайдовые презентации, виртуальные экскурсии, виртуальные лабораторные задания и др.)

Содержание учебного пособия может быть:

- в целом по дополнительной образовательной программе;

- по отдельным разделам дополнительной образовательной программы;

- по отдельным темам дополнительной образовательной программы.

 

ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Дидактические материалы – это особый тип наглядных учебных пособий: карты, таблицы, наборы карточек с текстом, ноты, сценарии, наглядные пособия, макеты, рисунки и т.д., использование которых позволяет обучающимся проделывать конструктивную работу в процессе обучения и осознанно усваивать учебный материал. Дидактические материалы дополняют, иллюстрируют, более полно раскрывают отдельные разделы и темы образовательной программы.

Назначение дидактических материалов

Будучи жестко подчинены целям и задачам учебного процесса, они непрерывно модифицируются и тем самым усиливают свою роль, выполняя ряд функций. В числе таких функций: нормативно-прикладная, прогностическая, преобразовательная.

Дидактические материалы могут стать существенными помощниками в понимании изучаемого предмета, приобретении детьми новых знаний, умений, навыков. Их можно использовать в качестве способа предъявления обучающимся заданий для проверки усвоения знаний по конкретным темам; средства самостоятельной работы в учебной группе или дома; способа подведения итогов учебной, поисковой, творческой, исследовательской деятельности обучающихся. Дидактические материалы могут быть представлены на бумажных или электронных носителях.

В качестве наиболее значимых принципов обучения, реализуемых при разработке дидактических материалов, хотелось бы выделить следующие:

1. принцип доступности (дидактические материалы подбираются педагогом согласно достигнутого уровня обучающихся);

2. принцип самостоятельной деятельности (работа с дидактическими материалами осуществляется самостоятельно);

3. принцип индивидуальной направленности (работа с дидактическими материалами осуществляется в индивидуальном темпе, сложность и вид материалов может подбираться также индивидуально);

4. принцип наглядности и моделирования (поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным);

5. принцип прочности (память человека имеет избирательный характер: чем важнее, интереснее и разнообразнее материал, тем прочнее он закрепляется и дольше сохраняется, поэтому практическое использование полученных знаний и умений, являющееся эффективным способом продолжения их усвоения, в условиях игровой (моделирующей) компьютерной среды способствует их лучшему закреплению);

6. принцип познавательной мотивации;

7. принцип проблемности (в ходе работы учащийся должен решить конкретную дидактическую проблему, используя для этого свои знания, умения и навыки; находясь в ситуации, отличной от ситуации на уроке, в новых практических условиях он осуществляет самостоятельную поисковую деятельность, активно развивая при этом свою интеллектуальную, мотивационную, волевую, эмоциональную и другие сферы).

Виды дидактических материалов:

· демонстрационный материал (иллюстрации, фотографии, рисунки, видеоролики, карты, схемы, графики, чертежи и т.д.);

· раздаточный материал(задания, предлагаемые обучающимся для выполнения конкретных учебных задач, нередко дифференцированного или индивидуализированного характера: наборы карточек, незаполненные таблицы, незавершенные схемы и т.п.);

· модели, макеты, тесты.

Требования к дидактическим материалам:

· ориентация на обучение с опережением (учебный материал должен быть сложнее того, которым ребенок может легко овладеть; следует учитывать принципиальное положение Л.С. Выготского о том, что «только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой»);

· научность ( должны быть безупречными в научном отношении);

· увлекательность содержания (качество знаний обучающегося зависит, в том числе и от того, насколько ему интересен и приятен сам процесс обучения; поэтому задания должны выполняться не ради необходимости или хорошей отметки, а потому, что это интересно);

· вариативность форм и способов подачи материала;

· нацеленность на развитие творческих способностей (этому способствует разнообразие видов деятельности, а также ориентация обучающихся на то, чтобы все задания выполнялись ими самостоятельно).

Технология создания и применения дидактических материалов:

Определение целей обучения: педагог должен ответить на вопрос: для чего, для каких целей он создает тот или иной дидактический материал. Поводом для актуализации могут послужить проблемы обучающихся при усвоении того или иного материала, опережение в развитии, выстраивание межпредметных связей и т.п.

Отбор содержания учебного материала – один из ключевых моментов создания дидактических материалов. Педагог, находясь в контексте образовательной программы, должен выбрать такой аспект учебного материала, который бы позволил более эффективно донести содержание до каждого обучающегося, обеспечив быстрое восприятие за счет максимальной наглядности и доходчивости.

Разработка средств контроля знаний и способов их применения. Средства контроля знаний при применении дидактических материалов находятся в прямой зависимости от образовательных целей, поставленных при их разработке.

Включение дидактических материалов в образовательный процесс предполагает ряд этапов (апробация, корректировка, применение), а иногда и создание определенных условийдля более эффективного использования.

Дидактические материалы должны соответствовать содержанию дополнительной образовательной программы, уровню обучения, уровню подготовленности обучающихся, их возрастным и индивидуальным особенностям, санитарным требованиям. Дидактические материалы могут быть представлены в следующем виде:

- раздаточный материал для обучающихся (рабочие тетради, бланки тестов и анкет, бланки диагностических заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты, объекты живой и неживой природы, инструкционные карты, технологические карты), наглядные пособия, таблицы, графики, объемные модели).

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методические материалы по темам, занятиям дополнительной образовательной программы должны включать:

- планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие;

- контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы; для проведения аттестации обучающихся, которые включают перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие, критерии правильности ответов;

- виды практических, лабораторных и других работ, выполняемых обучающимися по итогам освоения дополнительной общеобразовательной программы и критерии выполнения данных работ;

- методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных методик, задача которых наиболее эффективные рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических задач.

1. Попова Н. Учебно-методический комплекс дополнительной образовательной программы / Общепедагогические технологии. – МОУ ДОД «Центр детского творчества» г.Междуреченск

 

МАСТЕР-КЛАСС

Мастер-класс (от английского masterclass: master – лучший в какой-либо области + class – занятие, урок) действительно является семинаром, который проводит эксперт в определённой дисциплине, для тех, кто хочет улучшить свои практические достижения в этом предмете. Очевидно, таким образом, что мастер-классы не показывают, а проводят. Придя в русский язык, слово «мастер-класс» и вовсе получило самое широкое значение; так теперь называют практически любой семинар, проводимый опытным человеком, неважно, в какой области знаний. Это, разумеется, неправильно. «Мастер-классы» ведет мастер экстра-класса!

Смысл таков: мастера своего дела, известные действующие специалисты, делятся со слушателями какой-либо уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась лично ими. По сути дела мастер-класс это передача действующей технологии! Ведущие мастер-классов делятся некоторыми профессиональными секретами и могут указать начинающим на ряд недостатков. Такой способ взаимодействия обладающего признанным авторитетом мастера и учеников, который обеспечивает передачу мастером своего опыта, мастерства, искусства путем прямого и комментированного показа приемов работы. В последние годы широко стали проводить мастер-классы и в системе образования.

Методические рекомендации «Программно-методическое обеспечение» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.openclass.ru/. - Загл. с экрана

Мастер-класс на сегодняшний день одна из самых эффективных форм обучения и получения новых знаний.

Основные преимущества мастер-класса - это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

Мастер-классы похожи на компактные курсы повышения квалификации для тех, кто уже состоя



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: