Классификация методов обучения на деятельностной основе




С точки зрения принципа саморазвития методы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на продуктивные. Разнообразию содержания и методов обучения дополнительного образования отвечает живое разнообразие организационных форм учебного процесса.

С точки зрения принципа саморазвития формы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с фронтальных на индивидуальные и групповые (в том числе разновозрастные). Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей.

Основные группы методов Подгруппы методов Отдельные методы
Мотивация и стимулиро­вание Формирование интереса к заня­тиям Формирование долга и ответствен­ности Познавательные игры, дис­куссии, методы эмоциональ­ного стимулирования, твор­ческие задания; предъявления диагностических целей, по­ощрения, порицания
Организация и осуществ­ление учебно-познава­тельной деятельности Перцептивные (передача и воспри­ятие информации) Логические (организация и осу­ществление мыслительных опера­ций) Гностические (по характеру позна­вательной деятельности) Самоуправление учебно-познава­тельной деятельностью Словесные, наглядные, аудиовизу­альные, практические Индуктивные, дедуктивные, ана­лиз, обобщение, систематизация и др. Информационно-рецептивные, инструктивно-продуктивные, про­блемные, поисковые Работа под руководством педагога, дозированная помощь, самостоя­тельная работа  
Контроль и коррекция Экспертный контроль и коррекция Взаимный контроль и коррекция Самостоятельный контроль и кор­рекция Устный, письменный

Приложение 3.

Модель учебного занятия
в учреждении дополнительного образования детей

Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структурировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

Блоки Этапы Этап учебного занятия Задачи этапа Содержание деятельности Результат
Подготовительный   Организационный Подготовка детей к ра­боте на занятии Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и акти­визация внимания Восприятие
  Проверочный Установление правиль­ности и осознанности выполнения домашнего задания (если таковое было), выявление пробе­лов и их коррекция Проверка домашнего задания (творческого, практического), про­верка усвоения зна­ний предыдущего за­нятия Самооценка, оценочная деятельность педагога
Основной   Подготовительный (подготовка к но­вому содержанию) Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристиче­ский вопрос, познава­тельная задача, про­блемное задание де­тям) Осмысление возможного начала работы
  Усвоение новых знаний и способов действий Обеспечение восприя­тия, осмысления и пер­вичного запоминания связей и отношений в объекте изучения Использование зада­ний и вопросов, кото­рые активизируют познавательную дея­тельность детей Освоение новых знаний
  Первичная про­верка понимания изученного Установление правиль­ности и осознанности усвоения нового учеб­ного материала, выявле­ние ошибочных или спорных представлений и их коррекция Применение пробных практических зада­ний, которые сочета­ются с объяснением соответствующих правил или обоснова­нием Осознанное усвоение нового учебного материала
  Закрепление новых знаний, способов действий и их при­менение Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их примене­ния Применение трениро­вочных упражнений, заданий, которые вы­полняются самостоя­тельно детьми Осознанное усвоение нового материала
  Обобщение и си­стематизация зна­ний Формирование целост­ного представления зна­ний по теме Использование бесед и практических зада­ний Осмысление выполненной работы
  Контрольный Выявление качества и уровня овладения знани­ями, самоконтроль и коррекция знаний и спо­собов действий Использование тесто­вых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий раз­личного уровня слож­ности (репродуктив­ного, творческого, поисково-исследова­тельского) Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов
Итоговый   Итоговый Анализ и оценка успеш­ности достижения цели, определение перспек­тивы последующей ра­боты Педагог совместно с детьми подводит итог занятия Самоутверждение детей в успешности
  Рефлексивный Мобилизация детей на самооценку Самооценка детьми своей работоспособ­ности, психологиче­ского состояния, при­чин некачественной работы, результатив­ности работы, содер­жания и полезности учебной работы Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях
  Информационный Обеспечение понимания цели, содержания до­машнего задания, логики дальнейшего занятия Информация о содер­жании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последую­щих занятий Определение перспектив деятельности

Заключение

Мы надеемся, что этот сборник будет способствовать повышению профессионализма педагогов-стажистов, систематизации положительного опыта деятельности педагогов дополнительного образования, улучшению качества презентации своего педагогического опыта.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: