Отношение состязательности между экономическими субъектами характеры для любой хозяйственной системы. Они являются неизбежным следствием ограниченности экономических ресурсов. Поскольку эти ресурсы в любом обществе ограничены или редки, хозяйствующие субъекты вынуждены вступать в состязание, в борьбу за обладание ими. Создание и поддержание конкурентного порядка – задача экономической политики, сформулированная еще А. Смитом. Государство устанавливает «правила игры» и рамочные условия в пределах, которых может существовать свобода экономических действий. Деятельность при наличии этой свободы в открытых обществах означает конкуренцию с другими участниками рыночных отношений.
С точки зрения спроса, конкуренция означает свободу выбора между альтернативами, с точки зрения предложения – необходимость соперничества предприятий между собой за покупательную способность потребителей. С точки зрения потребителей, это благо – она обеспечивает свободу выбора, приемлемые цены, качество и т.д. Производителю конкуренция приносит неудобства и проблемы: необходимость приспосабливаться к изменяющимся условиям и неопределенность в расчетах рентабельности, ощущение неустойчивости и риска. Но конкуренция дает возможность творческого развития фирмы и получения предпринимательской прибыли. Однако, стремление снижения неопределенности и избегания рисков приводит к созданию картелей и ограничению конкуренции. Конкуренция без конкурентного порядка имеет тенденцию к самоуничтожению.
Однако, поддержание конкуренции – не самоцель, конкуренция выполняет ряд необходимых функций:
1) Функция ограничения рыночной власти: конкуренция обеспечивает выбор между альтернативами и, таким образом, ограничивает власть одного производителя;
|
2) Координационная функция: в долгосрочном периоде конкуренция приводит к тому, что производимая продукция соответствует потребностям и вкусам потребителей, сообразуясь с их предпочтениями, принимаются и инвестиционные решения;
3) Распределение ресурсов: конкуренция создает условия для эффективного использования факторов производства в соответствии с экономическим принципом. Это позволяет избежать расточительства ресурсов и, при отсутствии внешних эффектов, организовать наилучшее обеспечение товарами.
4) Информационная функция: конкуренция приводит в действие механизм цен, обеспечивающий эффективное использование ресурсов и ограничивающий уровень доходности, при этом участники рыночных отношений представляют величину рендит в долгосрочном периоде.
5) Стимулирование нововведений: конкуренция поощряет разработку новых продуктов, организационных форм и способов производства (функция прогресса).
6) Адаптация: конкуренция вынуждает предприятия адоптироваться к изменениям в спросе и технологиях, при этом оптимизировать ассортимент продукции, использование факторов производства и загрузку производственных мощностей при изменении условий окружающей среды.
7) Функция распределения: на рынке факторов производства конкуренция обеспечивает справедливое распределение факторного дохода (по предельному продукту), причем распределение дохода определяется первичным распределением имущества.
|
8) Социальная функция: конкуренция обеспечивает производство с минимальными издержками, а так же использование эффекта масштаба и распространения технического прогресса, который приводит к снижению издержек, таким образом, большее количество потребителей может приобрести соответствующий товар. При заданном номинальном доходе снижение цен приводит к росту реальных доходов.
Важнейшим условием становления конкуренции при переходе к рынку является поэтому отмена характерной для плановой экономики системы административных предписаний предприятиям относительно цен, производственной программы, взаимоотношений с поставщиками сырья и потребителями готовой продукции.
В этом ряду следует особенно выделить либерализацию цен. Свободные рыночные цены уравновешивают спрос и предложение, уничтожают состояние дефицита и тем самым создают условия для перерастания состязательности покупателей за продавцов в конкурентную борьбу продавцов за покупателей, их товаров и услуг.
Предприятия вступают в конкурентную борьбу в конечном счете ради получения прибыли. Поэтому рыночная конкуренция эффективна только тогда, когда товаропроизводители и продавцы реально заинтересованы в росте прибыли.
Для командной экономики характерна система индивидуальных нормативов отчислений от прибыли предприятий в госбюджет. Чем выше получаемая прибыль, тем, как правило, выше нормативы отчислений. Это подавляет заинтересованность предприятий в увеличении прибыли и, следовательно, препятствует становлению рыночной конкуренции. Поэтому важнейшим условием развития конкуренции при переходе к рынку является налоговая реформа, заменяющая
|
Развитие конкуренции при переходе к рынку во многом зависит от степени жесткости бюджетных ограничений предприятий. В общем виде бюджетное ограничение состоит в том, что денежные расходы предприятия ограничены принадлежащими им денежными фондами и текущими денежными расходами. Жесткие бюджетные ограничения имеют место тогда, когда предприятия могут выйти в своих расходах за рамки бюджета, только привлекая заемные средства по рыночной ставке процента. Если же предприятия имеют возможность увеличивать расходы сверх своего бюджета за счет дотаций, льготных кредитов, списания долгов и т.д., говорят о мягких бюджетных ограничениях.
При мягких бюджетных ограничениях финансовое состояние предприятий в меньшей мере зависит от того, насколько успешно они ведут конкурентную борьбу. Поэтому мягкие бюджетные ограничения ослабляют рыночную конкуренцию. И наоборот, ужесточение бюджетных ограничений, сокращение масштабов бюджетного финансирования и льготного кредитования предприятий способствует развитию конкуренции, поскольку ставит благополучие и само существование предприятий в непосредственную зависимость от эффективности их участия в конкурентной борьбе за прибыль.
Процесс развития конкуренции в переходной экономике зависит от темпов преобразования отношений собственности. Прибыль не является непосредственной целью экономической деятельности государства. Поэтому и интерес государственных предприятий к увеличению прибыли объективно ослаблен. Кроме того, практика показывает, что бюджетные ограничения для государственных предприятий являются намного более мягкими, чем для негосударственных фирм.
Банкротство государственного предприятия — явление исключительно редкое. Как правило, государство длительное, время поддерживает принадлежащие ему убыточные предприятия посредством бюджетного финансирования и льготного кредитования. В силу названных причин преобладание государственной собственности на средства производства на первых этапах перехода к рынку- сдерживает, развитие конкуренции. Чем быстрее идет процесс приватизации, чем выше становится доля негосударственных предприятий на рынке, тем выше эффективность конкурентного рыночного механизма.
Не всякая конкуренция способствует эффективному функционированию рынка. Некоторые ее формы оказывают разрушающее воздействие на экономику. Речь идет о так называемой недобросовестной конкуренции, которая должна быть законодательно запрещена. Закон Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» запрещает недобросовестную конкуренцию, в том числе распространение ложных, неточных и искаженных сведений, способных нанести ущерб другим хозяйствующим субъектам; самовольное использование товарных знаков, фирменных наименований, маркировки и внешнего оформления товаров других фирм; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной, коммерческой и иной информации без согласия ее владельцев и т.п.
Строгий контроль за соблюдением запрета на недобросовестную конкуренцию не только ограждает экономику от ее разрушительного воздействия, но одновременно заставляет предприятия концентрировать внимание на использовании тех форм конкуренции, которые способствуют развитию производства, лучшему удовлетворению общественных потребностей.