Диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса.




Карл Маркс (1818-1883 гг.) – философ, социолог, экономист, общественный деятель родился в г. Трире на западе Германии. Отец его был адвокатом, евреем, перешедшим в протестантскую религию. В 1733-1735 гг. Карл учится в трирской гимназии. По окончании гимназического курса на протяжении двух семестров Маркс обучается в Боннском университете, затем переезжает в Берлин и продолжает образование там. Берлинский университет Маркс заканчивает экстерном в 1841 г., защищает диссертацию и получает степень доктора философии. Карл Маркс женится на дочери друга семьи Женни. Став членами международной тайной организации «Союз справедливых» весной 1847 г., К. Маркс и Ф. Энгельс пишут по ее поручению «Манифест коммунистической партии». Маркс и Энгельс выпускали ежедневную «Новую Реймскую газету», издание которой был запрещен правительством. Вместе с Энгельсом руководил деятельностью I Интернационала. С августа 1849 г. его биография связана с Лондоном: в этом городе он оставался до самой смерти. Эмиграция была временем крайне непростым, семья терпела лишения, живя только на периодические гонорары от газетных статей, и только постоянная материальная поддержка Энгельса помогала держаться на плаву.

Основные труды: «Экономическо-философские рукописи», «Манифест коммунистической партии», «Очерк критики политической экономии», «К критике политической экономии», «Капитал».

Энгельс Фридрих (1820-1895 гг.) – философ, общественный деятель, родился в городе Бармен (ныне Вупперталъ, Германия) в семье фабриканта. В 1841‒1842 гг., отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал университет. В 1842 г. переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики; сотрудничал в «Рейнской газете». В ноябре 1849 г. переехал в Лондон, в ноябре 1850 г. ‒ в Манчестер, где работал в торговой конторе, а с 1870 г. жил в Лондоне; Энгельс оказывал постоянную материальную помощь Марксу. Вместе с Марксом руководил деятельностью I Интернационала.

После смерти Маркса был советником и руководителем европейских социалистов. Основные труды: «Святое семейство», «Немецкая идеология» (обе совместно с Карлом Марксом); «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Диалектика природы».

Основные идеи:

1. Создание материалистической диалектики. Маркс и Энгельс открыли диалектику вещей и показали, что диалектика понятий является отображением в сознании человека диалектики объективного мира. Марксизм относит принцип развития, прежде всего, к материальному миру, свойства которого – источники формирования человеческих понятий.

2. Особое место в философии марксизма заняла проблема человека. Понимание человека в домарксистской материалистической философии сводилось к тому, что человек – частица природы, активное, сознательное существо, которое имеет права на свободу и требует гуманного отношения к себе. Маркс и Энгельс стали рассматривать человека не только как продукт природы, но, прежде всего, как социальный феномен. «Человек есть совокупность общественных отношений».

3. Важное место в философии марксизма занимает проблема практики. Принципиальная новизна философии Маркса – человек не просто существует в природе, а практически ее преобразовывает, одновременно изменяясь в этом процессе и сам, и изменяя собственные общественные отношения. Поэтому практика – подлинное проявление сущности человека. Она трактуется как материальная, предметно-чувственная, целенаправленная деятельность человека, благодаря которой изменяется природный и социальный мир. Высшим уровнем практики считали революционное изменение общественных отношений. Практика социальных революционных преобразований была тем инструментом, с помощью которого философская теория марксизма должна была реализоваться.

4. Одной из наиболее разработанных философских идей является идея материалистического понимания истории.

Маркс представил развитие общества как объективный естественноисторический процесс, независимый от воли и сознания людей.

Сущность открытого К. Марксом материалистического понимания истории принято выражать тезисом: «Общественное бытие определяет общественное сознание». «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» - писали классики марксизма.

5. Маркс сформировал новое понимание общественного развития. Ключевые положения социальной философии марксизма:

- общественное производство подразделяется К.Марксом на материальное и духовное производство. Материальное производство воспроизводит физиологическую «модель человека»; оно подразделяется на экономическое (непосредственное создание материальных благ) и социальное (производство конкретного человека, а, в конечном счете, – общества). Однако общество не может существовать и без производства духовных благ, без них невозможно развитие общества и личности. Таким путем завоевывает себе право на существование и духовное производство, которое производит духовные продукты, а своей конечной целью имеет производство и воспроизводство человека. Включив все упомянутые выше элементы в единую систему общественного развития, мы получаем процесс, называемый у К.Маркса общественное производство. В процессе производства воспроизводится сам человек и все его сущностные силы, ведь он не просто производит, он имеет возможность получать развитие путем применения всех своих сущностных сил. Всякое общественное производство по сути носит воспроизводственный процесс.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: