Карл Маркс (1818-1883 гг.) – философ, социолог, экономист, общественный деятель родился в г. Трире на западе Германии. Отец его был адвокатом, евреем, перешедшим в протестантскую религию. В 1733-1735 гг. Карл учится в трирской гимназии. По окончании гимназического курса на протяжении двух семестров Маркс обучается в Боннском университете, затем переезжает в Берлин и продолжает образование там. Берлинский университет Маркс заканчивает экстерном в 1841 г., защищает диссертацию и получает степень доктора философии. Карл Маркс женится на дочери друга семьи Женни. Став членами международной тайной организации «Союз справедливых» весной 1847 г., К. Маркс и Ф. Энгельс пишут по ее поручению «Манифест коммунистической партии». Маркс и Энгельс выпускали ежедневную «Новую Реймскую газету», издание которой был запрещен правительством. Вместе с Энгельсом руководил деятельностью I Интернационала. С августа 1849 г. его биография связана с Лондоном: в этом городе он оставался до самой смерти. Эмиграция была временем крайне непростым, семья терпела лишения, живя только на периодические гонорары от газетных статей, и только постоянная материальная поддержка Энгельса помогала держаться на плаву.
Основные труды: «Экономическо-философские рукописи», «Манифест коммунистической партии», «Очерк критики политической экономии», «К критике политической экономии», «Капитал».
Энгельс Фридрих (1820-1895 гг.) – философ, общественный деятель, родился в городе Бармен (ныне Вупперталъ, Германия) в семье фабриканта. В 1841‒1842 гг., отбывая воинскую повинность в Берлине, посещал университет. В 1842 г. переехал в Манчестер (Великобритания), где работал в конторе фабрики; сотрудничал в «Рейнской газете». В ноябре 1849 г. переехал в Лондон, в ноябре 1850 г. ‒ в Манчестер, где работал в торговой конторе, а с 1870 г. жил в Лондоне; Энгельс оказывал постоянную материальную помощь Марксу. Вместе с Марксом руководил деятельностью I Интернационала.
|
После смерти Маркса был советником и руководителем европейских социалистов. Основные труды: «Святое семейство», «Немецкая идеология» (обе совместно с Карлом Марксом); «Анти-Дюринг», «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии», «Диалектика природы».
Основные идеи:
1. Создание материалистической диалектики. Маркс и Энгельс открыли диалектику вещей и показали, что диалектика понятий является отображением в сознании человека диалектики объективного мира. Марксизм относит принцип развития, прежде всего, к материальному миру, свойства которого – источники формирования человеческих понятий.
2. Особое место в философии марксизма заняла проблема человека. Понимание человека в домарксистской материалистической философии сводилось к тому, что человек – частица природы, активное, сознательное существо, которое имеет права на свободу и требует гуманного отношения к себе. Маркс и Энгельс стали рассматривать человека не только как продукт природы, но, прежде всего, как социальный феномен. «Человек есть совокупность общественных отношений».
3. Важное место в философии марксизма занимает проблема практики. Принципиальная новизна философии Маркса – человек не просто существует в природе, а практически ее преобразовывает, одновременно изменяясь в этом процессе и сам, и изменяя собственные общественные отношения. Поэтому практика – подлинное проявление сущности человека. Она трактуется как материальная, предметно-чувственная, целенаправленная деятельность человека, благодаря которой изменяется природный и социальный мир. Высшим уровнем практики считали революционное изменение общественных отношений. Практика социальных революционных преобразований была тем инструментом, с помощью которого философская теория марксизма должна была реализоваться.
|
4. Одной из наиболее разработанных философских идей является идея материалистического понимания истории.
Маркс представил развитие общества как объективный естественноисторический процесс, независимый от воли и сознания людей.
Сущность открытого К. Марксом материалистического понимания истории принято выражать тезисом: «Общественное бытие определяет общественное сознание». «Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни общества. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» - писали классики марксизма.
5. Маркс сформировал новое понимание общественного развития. Ключевые положения социальной философии марксизма:
- общественное производство подразделяется К.Марксом на материальное и духовное производство. Материальное производство воспроизводит физиологическую «модель человека»; оно подразделяется на экономическое (непосредственное создание материальных благ) и социальное (производство конкретного человека, а, в конечном счете, – общества). Однако общество не может существовать и без производства духовных благ, без них невозможно развитие общества и личности. Таким путем завоевывает себе право на существование и духовное производство, которое производит духовные продукты, а своей конечной целью имеет производство и воспроизводство человека. Включив все упомянутые выше элементы в единую систему общественного развития, мы получаем процесс, называемый у К.Маркса общественное производство. В процессе производства воспроизводится сам человек и все его сущностные силы, ведь он не просто производит, он имеет возможность получать развитие путем применения всех своих сущностных сил. Всякое общественное производство по сути носит воспроизводственный процесс.