Как помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду?




Безусловно, время пребывания ребенка в детском саду в период адаптации строго индивидуально. Однако не следует в первый же день оставлять малыша надолго.

Алгоритм постепенного вхождения в детский сад:

1,2 день – на несколько часов. Постарайтесь прийти к дневной прогулке, погулять вместе со всеми и уйти домой обедать. Находиться с ребенком в группе, кормить его, а тем более укладывать спать не стоит. Ребенок должен знать, что это прерогатива воспитателя.

3-6 день - заберите ребенка сразу после обеда, до сна. Лучше прийти до окончания обеда и подождать в раздевалке, не показываясь малышу. Опоздай вы немного, и крохе придется тревожиться, ожидая маму в пустой группе.

Со вторника 2-й недели (после выходных, в понедельник, все еще более щадящий график) – малыш уходит домой в полдник.

И лишь с 3-й недели можно оставлять ребенка на целый день.

Необходимо заранее познакомить с режимом детского сада и максимально приблизить к нему условия воспитания в семье (более ранний подъем, время дневного сна и приема пищи, характер питания и т.п.). В период адаптации необходимо быть к ребенку особо внимательными и чуткими.

Задачу самообслуживания малышу, особенно если ему предстоит уже скоро стать детсадовцем, стоит облегчить простой стрижкой, удобной одеждой без декоративных элементов типа маленьких пуговиц и застежек на спине. Главный принцип – чем проще, тем лучше. Обувь лучше выбирать на липучках.

Прежде чем начать регулярно посещать детский сад, вам следует прийти с ребенком в садик для знакомства с территорией, помещением группы, игрушками, спальней. Не спешите, придите несколько раз. Обсуждайте с ребенком, комментируйте увиденное. Этот подготовительный процесс длительный и может занять пару недель. Для того чтобы помочь малышу преодолеть коммуникативный барьер, целесообразно заранее выучить имя и отчество воспитателя и, придя в сад, представить кроху и воспитателя друг другу.

Важно заранее научить ребенка общаться со сверстниками (попросить игрушку, поделиться собственной игрушкой; подождать, пока другой поиграет, и т.п.). При предварительном знакомстве с обстановкой группы постарайтесь положительно настроить ребенка (как много детей, много игрушек, дети весело играют, воспитательница – хорошая тетя и пр.). Дайте время ребенку спокойно все осмотреть, покажите, где он будет спать, раздеваться, кушать, играть. Впервые дни не спешите сразу увести кроху домой. Побудьте с ребенком на участке детского сада, посмотрите вместе, как гуляют дети. Одежда – еще не все. Перед детским садом ребенку стоит научиться еще многому: пользоваться унитазом, а не горшком, в том числе спускать воду; обращаться с ложкой и вилкой; вытирать ротик салфеткой после еды и даже сморкаться в носовой платочек. Лет с двух уже пора подключиться к чистке зубов и к полосканию рта после еды.

Впервые столкнувшись с необходимостью ложиться спать в незнакомом месте, в «чужую» кроватку, без мамы, ребенок, безусловно, испытывает стресс едва ли не более сильный, чем вообще сам факт расставания с мамой. Ведь дети относятся ко сну, как ко времени, когда они теряют контроль над окружающей действительностью. Поэтому психологи не рекомендуют в первые 2-3 дня пребывания в детском саду оставлять ребенка на дневной сон. В дальнейшем же не забудьте из дома принести «мамозаменителя» - любимую мягкую игрушку малыша, с которой он спит, или пижаму, к которой привык кроха, любимую книжку (первое время приносите в сад только уже знакомые вещи и игрушки, покупку нового отложите на потом).

Постоянно оказывайте малышу эмоциональную поддержку и показывайте значимость его нового статуса. Ежедневно расспрашивайте о жизни детского сада. Ваша беседа должна быть эмоционально окрашена. Малышу очень важно знать, что значимые для него взрослые принимают его всерьез, относятся с уважением к его проблемам, внимательно и с интересом его слушают, а то, что он говорит, оказывается действительно важным. Избегайте вопросов: «Что вы сегодня делали? Что вы ели? Как ты себя вел?» Спросите: «Вы сегодня рисовали или лепили? На завтрак была каша или яичко? С кем ты сегодня играл? О ком вам читали книжку?» и т.д. Обязательно придумайте какой-нибудь ритуал прощания (чмокнуть в щечку, помахать рукой), а также ритуал встречи. По возможности приводить малыша в детский сад должен кто-то один, будь то мама, папа или бабушка. Так он быстрее привыкнет расставаться. Не обманывайте ребенка, забирайте домой вовремя, как обещали.

В выходные дни резко не меняйте режим дня ребенка. Создайте спокойную, бесконфликтную обстановку в семье. На время прекратите посещение с ребенком многолюдных мест, цирка, театра. Уделяйте ребенку больше своего времени, играйте вместе, каждый день читайте малышу. С ребенком необходимо чаще гулять на площадке, где много детей. Можно понаблюдать за тем, как он общается со сверстниками, как выходит из конфликтных ситуаций. Не стоит сразу вмешиваться в конфликт, бежать ребенку на помощь, если кто-то, например, отобрал у малыша игрушку. Пусть он научиться постоять за себя и за свои вещи. Очень полезно хотя бы один раз в неделю менять место для прогулок. Можно погулять на детской площадке в соседнем дворе или парке, выехать в центр города или погулять пешком по своему району.

Чаще меняйте обстановку. Нужно ходить с малышом в гости и приглашать гостей к себе домой. Очень важно, чтобы ребенок общался с детьми, лучше, если они будут разных возрастов. Это научит его общаться. Дома ребенок привык играть один, в лучшем случае с сестрой или братом. В детском саду ему предстоит научиться коллективным играм, надо будет делиться игрушками, поэтому будет лучше, если ребенок до поступления в детский сад научится давать поиграть другим детям свои игрушки и просить чужие.

 

Можно дома попробовать поиграть с ребенком в детский сад. Ему нужно рассказать, что есть такое учреждение, куда ходят дети, и попробовать смоделировать игровые ситуации. Роль ребенка в саду может выполнять как сам ребенок, так и его любимые игрушки. Проигрывать можно самые разные ситуации, начиная от кормления, сна, прогулки и заканчивая играми и занятиями.

Чаще хвалите ребенка, обнимайте, поглаживайте, называйте ласковыми именами. Радуйтесь прекрасным минутам общения со своим малышом!

Говорить об окончании процесса адаптации к детскому саду можно, если ребенок положительно эмоционален и психически стабилен на протяжении недели, пребывает в хорошем состоянии, общается с окружающими, хорошо спит, ест с аппетитом, не болеет, набирает вес, нормально развивается.

Если придерживаться всех перечисленных выше рекомендаций, то при поступлении в детский сад 90% самого сложного останется уже позади.

Самое главное – это положительный настрой мамы на детский сад, ведь если она будет волноваться, нервничать, считать, что ее малышу будет там плохо и некомфортно, то и ребенок будет бояться этого. Нужно себя настроить. Если есть какие-то сомнения по поводу того, что нужно ли отдавать малыша в детский сад, необходимо заняться аутотренингом. Важно выявить «за» и «против». Для этого можно выписать на листочек все положительные и отрицательные моменты, связанные с детским садом. Например, ребенок будет общаться со сверстниками, а это очень полезно для его развития; у мамы появится больше свободного времени для выполнения собственных дел. Чаще всего положительные моменты хождения ребенка в детский сад все же перетягивают отрицательные.

Залог успеха адаптации ребенка к детскому саду – это готовность к этому его родителей. Правильно подготовившись, Вы можете помочь ребенку преодолеть этот сложный период в его жизни.

 

 

Список использованной литературы:

1. Энциклопедия детских проблем / Ю.А. Захарова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2011.-253с. - (Психологический практикум).

2. Заводчикова О. Г.Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образовательных. учреждениях семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М.: Просвещение, 2007.

3. Кирюхина, Н. В.Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практическое пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-пресс, 2006. (Дошкольное воспитание и развитие).

4. Баркан А.И. Практическая психология для родителей, или Как научиться понимать своего ребенка. – М.: АСТ - ПРЕСС, 2000.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» №10,2006 г.

6. Журнал «Управление Дошкольным Образовательным Учреждением» №3,2003 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: