От чего зависят характер и длительность адаптационного периода?
v От возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 1 до 2,5-3 лет.
v От состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
v От индивидуальных особенностей. Даже дети одного и того же возраста и пола по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни с первого же дня плачут, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом, отказываются есть, спать. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка в корне меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок следит с интересом за игрой товарищей. Другие, наоборот, впервые дни внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не участвуют в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель и в обоих вариантах являются нормой.
v От уровня тренированности адаптационных механизмов. Необходимо заранее создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.) легче привыкают к дошкольному учреждению.
v От опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения с взрослыми, прививалось умение положительно относиться к требованиям старших (идти спать, принимать пищу, убирать игрушки за собой и т.п.).
Итак, факторы, влияющие на характер и длительность адаптации, известны. Но решить эту проблему, обеспечить более безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями семьи и детского сада.
|
Что же должны делать родители?
Ø Тренировать, буквально с самого рождения, систему адаптационных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.
Ø Не обсуждать при ребенке волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.
Ø Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе. Медицинский прогноз адаптации отражается в медицинской карте ребенка; психологический прогноз составляют психолог и воспитатели в детском саду, наблюдая за поведением и состоянием малыша в течение первых 3-5 дней, отражается он в специальном листе адаптации, который ведется индивидуально по каждому ребенку.
Ø Родители могут самостоятельно составить прогноз адаптации. Для этого необходимо учитывать факторы риска. К ним относятся:
- частые болезни матери малыша;
- совпадает ли домашний режим с режимом, предусмотренным в детском саду, или нет;
- токсикоз у матери во второй половине беременности;
- вредные привычки родителей;
- недостаток эмоций у ребенка в первый год жизни;
- неблагоприятный климат в семье;
- искусственное вскармливание;
- вторая или третья группа здоровья ребенка;
- отставание в развитии.
Если у ребенка присутствуют 4-5 и более факторов, то вероятно, что адаптация пройдет для ребенка неблагоприятно.
|
Необходимо:
Ø Устранить устраняемые анамнестические факторы риска, связанные с условиями социальной среды.
Ø Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.
Ø Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.
Ø Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса трех лет.
Ø Повысить роль закаливающих мероприятий.
Ø Оформить в детский сад по месту жительства.
Ø Стараться отдать ребенка в группу сада, где есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
Ø Прослушать цикл лекций в детской поликлинике об адаптации детей к дошкольным учреждениям.
Ø Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и дать понять ему, что это неизбежно только потому, что он уже большой.
Ø Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у Вас была бы возможность оставлять его там не на целый день.
Ø Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как и прежде, дорог и любим.