Метафора-притча о яблоне




Использование метафор в консультировании родителей

А.Ю. Кремлякова
педагог-психолог МАДОУ детский сад комбинированного вида № 30, г. Белебей, Республика Башкортостан

Метафора является прекрасным средством установления контакта и может использоваться как диагностический инструмент для детального изучения проблем детско-родительских отношений, для разрешения существующих трудностей в общении и развития доверительных и любящих отношений.

 

Метафора (греч. metaphora — перенесение) — перенесение свойств одного предмета (явления или грани бытия) на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. В психологии это сознательный терапевтический прием, образный способ описания ситуации, образное сравнение, помогающие через картинку увидеть новые смыслы.

В своей книге «История и метафоры в помощь ведущему тренинга» В.Н. Богданович рассматривает метафору как способ метафорического выражения проблемы, опыта, личности самого клиента с целью их терапевтической проработки.

«Метафора — это уникальный вклад правого полушария в языковую способность левого». Леонард Шлайн

 

 

 

Метафора является прекрасным средством установления контакта с родителем и позволяет, по мнению И.Г. Кутергиной, точнее проводить первый этап диагностики, далее производить коррекцию, легко отслеживать динамику и движение психологических процессов и качеств, а также осуществлять заключительный этап наблюдения с последующими рекомендациями. Кроме того, она может использоваться как диагностический инструмент для детального изучения проблем детско-родительских отношений. Поведение родителя во время рассказа метафорической истории, дальнейший анализ характера рисунка и его сюжета (если проводится рисование), специфика обсуждения метафоры — все это может дать информацию об особенностях взаимоотношений в системе «родитель — ребенок».

К метафорам можно прибегать в ходе индивидуальных или групповых консультаций, используя следующие варианты:

· прочтение и обсуждение метафор (выраженных в притчах, поучительных историях) совместно с родителями;

· обсуждение рисунков-метафор и составление рассказов по ним;

· работа с метафорическими картами.

Все варианты метафор используются с целью ознакомления и помощи в практическом освоении родителями психологически грамотных форм эффективного взаимодействия с детьми, для разрешения существующих трудностей в общении и развития доверительных и любящих отношений. Они помогают научиться безоценочно принимать своего ребенка, понимать и проговаривать его чувства, разрешать конфликты.

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Притча (от англ. preach — проповедь) — короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).

 

 

 

Метафоры-притчи

Прочтение метафор поможет установлению доверительной атмосферы между педагогом-психологом и родителями, а также может стать отправной точкой для обсуждения конкретной проблемы детско-родительских отношений (как в ходе индивидуального консультирования, так и в ходе группового сеанса). Данный подход можно дополнить изобразительными приемами коррекции (драматизация в песочнице, рисование на листе бумаги или поверхности песка, лепка и т. д.).

Приведем примеры метафор.

Метафора-притча о яблоне

Цель: помощь в осознании родителем последствий своих действий (или бездействий), принятии ответственности за воспитание ребенка.

«Посадил однажды фермер у себя в саду яблоню. Долго растил ее, лелеял, заботился, души в ней не чаял. Летом часто поливал, чтобы она не испытывала нужды во влаге, зимой присыпал снегом, чтобы не замерзала, весной и осенью очищал от паразитов. Яблоня давала много плодов, росла быстрее, чем у соседей, и в кроне ее жили необыкновенные птицы. А когда она цвела, то аромат ее разносился по близлежащим фермам. Все люди в округе радовались такому необыкновенному дереву.

Однако шли дни, недели, месяцы, годы. И постепенно у фермера поубавилось охоты ухаживать за яблоней. „Ведь есть дела и поважней, а яблоня и так хорошо растет“, — подумал он.

Однажды, придя в свой сад, фермер вдруг обнаружил в том месте, где росла его любимая яблоня, увядшее, кривое, больное дерево. Он так сильно разозлился, что схватил лопату, выкорчевал яблоню из земли и бросил через забор.

Проходящей мимо женщине стало жалко замученное одинокое дерево. Она посадила его у себя в саду и стала ухаживать за ним. И о чудо! Яблоня ожила и зацвела еще пуще прежнего. Да, это была та же самая яблоня, которая некогда радовала фермера, только теперь она цвела в соседнем саду. А сад фермера был пуст».

Вопросы для обсуждения:

· Каков, по-вашему, смысл данного рассказа?

· Кем бы вам больше хотелось быть: фермером или той женщиной, что забрала к себе яблоню? Почему?

· Какие чувства вы сейчас испытываете?

· Что хочется сделать?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: