Метафора «Два маленьких мальчика»




Цель: помощь в осознании необходимости безоценочного принятия родителем своего ребенка, а также важной роли родительских установок, ожиданий (выражающихся в словах, поступках) в формировании личности ребенка, его самооценки и убеждений.

«Учитель сидел на берегу моря, отдыхая после долгой экскурсии. Он любовался простором и наблюдал за тем, как два мальчика лет шести играли вместе. Они бегали, смеялись, а потом, устав, уселись рядышком неподалеку от него и начали разговаривать:

— Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Я хочу быть нейрохирургом.

— Я не знаю. Я никогда не думал об этом. Знаешь, я не очень умный…

Ветер унес их разговор. А учитель задумался о том, где второй мальчик почерпнул такую веру в ограниченность собственных возможностей. От воспитателя? От родителей? Ему шесть лет, и, если он не изменит свое мнение или кто-нибудь другой не поможет ему изменить свою точку зрения, это окажет отрицательное влияние на его жизнь, ограничив веру в собственные возможности, сковывая его потенциал…»

Вопросы для обсуждения:

· Закройте глаза. Представьте своего ребенка и ваше общение с ним. Какие слова, фразы чаще всего вы употребляете, когда разговариваете с ребенком?

· Как реагирует ваш ребенок на похвалу и замечания, исходящие от вас?

Работу с текстом можно дополнить нижеследующими заданиями.

«Каким я вижу своего ребенка»

Цель: осознание качеств ребенка.

Инструкция педагога-психолога. Давайте разберемся, каким вы воспринимаете своего сына (дочь). Перед вами список качеств, которыми может быть описана личность любого ребенка. Отметьте наличие этих качеств у ребенка:

· такого как все;

· который отличается от других;

· который вас раздражает;

· в котором вы видите личность;

· идеального;

· вашего.

Список качеств Ребенок такой, как все который отличается от других который меня раздражает в котором я вижу личность идеальный мой
Агрессивный              
Болтливый              
Веселый              
Упрямый              
Способный              
Хитрый              
Активный              
Общительный              
Честный              
Послушный              
Трудолюбивый              
Аккуратный              
Беззащитный              
Ответственный              
Замкнутый              
Лидер              
Ленивый              
Скромный              
Злой              
Отзывчивый              
Доверчивый              
Глупый              
Конфликтный              
Инициативный              
Несдержанный              
Грубый              
Наглый              
Своевольный              
Неряшливый              
Равнодушный              
Дерзкий              
Внимательный              
Независимый              

 

«Ярлыки, которые вольно или невольно навешивают на ребенка родители, могут испортить не только его характер, но и всю дальнейшую жизнь!» Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева

 

 

 

Сопоставьте пять характеристик с последним столбцом и ответьте на вопрос: «Какая характеристика в большей степени совпадает с профилем вашего ребенка?» Расскажите, какой он, ваш ребенок: как все, идеал, личность, ребенок, отличающийся от всех, который раздражает? Или в нем присутствуют качества всех профилей?

«Какие мы в семье»

Инструкция педагога-психолога. Расскажите, какими бываете вы по отношению к своему ребенку. Например, мама — терпеливая, настойчивая, ласковая, отзывчивая, а папа — спокойный, серьезный, добрый, уверенный?.. Давайте посмотрим на себя как родителя со стороны. Разделите лист на два столбика… В первом напишите, что вас огорчает в ребенке, а во втором — что радует…

А теперь проанализируйте. Если в первом столбце оказалось больше качеств, значит, вы чересчур строгий, требовательный, иногда карающий родитель. Если больше во втором столбце — вы понимающий, поддерживающий и помогающий родитель.

Рисунки-метафоры

Один из вариантов использования метафоры в ходе индивидуальных или групповых консультаций — обсуждения рисунков-метафор и составление рассказов по ним (прием, разработанный С. Цветковой). Задавая наводящие вопросы, вовлекая в активное обсуждение родителей, педагог-психолог подводит их к объективному пониманию существующей проблемы, а затем и к выработке возможных форм поведения и коррекции детско-родительских отношений.

«Замóк и ключи»

Цель: помочь в осознании необходимости выстраивания индивидуального подхода к ребенку и методов воспитания.

Материал: изображение замка и связки ключей.

Инструкция педагога-психолога. Посмотрите на картинки, которые я приготовила для вас. Что на них изображено?.. Правильно — замок и ключи. Как вы опишете замок? Какой он? (Возможные ответы: тяжелый, железный, закрытый и т. д.) Да, замок закрыт. Что же нужно для того, чтобы открыть этот замок?.. Да, нужны ключи. Вот и связка ключей. Любым ли ключом можно открыть предложенный замок?.. Увы, нет. Может так быть, что и в этой связке не окажется нужного нам ключа. Для каждого замка существует свой ключ, с помощью которого можно открыть предложенный замок.

С чем можно сравнить замок и ключи?.. Да, замок — это ребенок, а ключи — методы воздействия на него, методы воспитания, формы и приемы взаимодействия с ним. Для того чтобы ребенок открылся нам, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т. е. метод взаимодействия с ним. Возможно ли замок открыть другим способом, не применяя ключи?.. Да, можно. Например, с помощью ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Но их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применяются неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

«Яйцо и цыпленок»

Цель: способствовать осознанию особенностей протекания возрастных кризисов (в частности, кризиса трех лет).

Материал: изображение яйца.

Инструкция педагога-психолога. Давайте поговорим о том, как протекает кризис трех лет. Для того чтобы лучше понять, представьте цыпленка, еще не вылупившегося из яйца. По-вашему, как он чувствует себя в скорлупе?.. Безопасно ли ему?.. Хватает ли ему питательных веществ?.. Да, ему комфортно и спокойно, но… несмотря на это, в определенный момент цыпленок разрушает скорлупу, чтобы выбраться наружу. Почему, как вы думаете?.. (Возможные ответы: он может задохнуться, очень мало места, закончились питательные вещества, он растет и т. д.)

А теперь посмотрим на нашу ситуацию. Постоянная опека родителей для ребенка — это такая же скорлупа. Ему тепло, уютно и безопасно под ней. До определенного момента она ему необходима. Но ребенок растет, меняясь внутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать его росту. Поэтому он начинает оказывать противодействие прежним условиям, начинает разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие, — что и проявляется во время кризиса трех лет.

Метафорические карты

Во время консультации с родителями в качестве одного из эффективных приемов можно использовать наборы метафорических карт с притчами, мудрыми мыслями, высказываниями: «Азбука родительской любви», «Время мудрее всего, ибо оно открывает все», «Все грани гармонии», «Шаги к мудрости», «Сокровищница жизненных сил».

Родителю предлагается прочитать надписи на предложенных открытках и выбрать ту (можно несколько), которая больше всего подходит для его ситуации. Ему необходимо дать время для того, чтобы прислушаться к себе, разобраться в своих чувствах и вспомнить момент возникновения затруднений во взаимоотношениях с ребенком. Важно, чтобы он подумал о том, что могло побудить ребенка вести себя именно так и никак по-другому, и проанализировал свое ответное поведение. Далее совместно с педагогом-психологом вырабатывается тактика поведения, которая должна исходить из нового понимания чувств и намерений ребенка и родителя.

Приведем пример.

На консультации мама Вани Н. (6 лет) с жалобой на неусидчивость, расторможенность сына. Поведенческие проблемы ребенка — результат неврологических нарушений, впоследствии они стали причиной ухудшения детско-родительских отношений. В ходе беседы с мамой выяснилось, что мальчик состоит на учете у невролога. Врач порекомендовал медикаментозное лечение дополнить психологической коррекцией. Для беседы педагогом-психологом подготовлены метафорические картинки из комплекта «Азбука родительской любви». После просмотра мамой выбраны несколько открыток, которые определили дальнейшую коррекционно-консультативную работу с детско-родительской парой: • «Любовь к детям нужно выражать в ясной и понятной им форме. Дети ищут подтверждения того, что они любимы, в отношении к ним, в нашем голосе, глазах, жестах. Поэтому как можно чаще целуйте и обнимайте своих детей, разговаривайте с ними, слушайте их, смотрите на них с любовью и нежностью». • «Кричать на детей бесполезно. Криком вы лишь покажете ребенку, что потеряли контроль над ситуацией и не знаете, что делать дальше. Спокойное, сдержанное высказывание имеет больше шансов быть услышанными, ибо, как говорится, „мудрые слова, сказанные тихо, — слышны“…» • «Твердый запрет того, что вы считаете действительно вредным для ребенка, не является жестокостью. Конкретными и разумными ограничениями вы делаете мир малыша простым и ясным. Он начинает четко видеть его границы и чувствует себя в безопасности». • «Детям жизненно необходимо бегать, прыгать, кричать, шуметь. Для того чтобы спасти свой дом от возможных разрушений, обговорите заранее, где ребенок может дать волю своей энергии, а где этого делать не стоит». Алгоритм дальнейших действий: 1. Уточнение с мамой действий, уже предпринятых ею для решения проблемы (составляется перечень на бумаге). Подобный прием становится важным в том случае, когда педагог-психолог хочет помочь родителю взять на себя обязательства отказаться от тех поступков, которые оказались бесполезными или, более того, разрушающими. 2. Обсуждение тех последствий, которые она испытала на себе, используя неэффективные или деструктивные способы воздействия на сына. Смысл данного этапа в том, что, когда все плюсы и минусы действий обозначены, стремление к изменениям усиливается. Родитель наглядно видит, какую цену он платит за свое деструктивное поведение, и его мотивация к поиску более продуктивных действий повышается. 3. Поиск новых путей решения проблемы методом мозгового штурма с анализом эффективности каждого. В результате совместной работы выработана следующая стратегия взаимодействия с ребенком: • уменьшить рабочую нагрузку Вани, причем сложные виды деятельности предлагать в первой половине дня, а не вечером. Договариваться с ним о тех или иных действиях заранее, давая при этом короткие, четкие и конкретные инструкции; • делить работу на короткие, но более частые периоды, использовать физкультминутки; • при общении с ребенком использовать зрительный и тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания); • использовать гибкую систему поощрений и наказаний, причем поощрять сразу же, не откладывая на будущее; • предоставлять ребенку возможность выбора; • ввести ритуалы взаимодействия, которые должны соблюдаться неукоснительно, вне зависимости от занятости родителей работой и домашними делами, а именно: — совместные прогулки (обязательны); — чтение сказки на ночь; — совместные игры; — регулярное посещение театра, выставок, кино; — совместное выполнение домашних дел; • при соблюдении ритуалов взаимодействия с ребенком обращать внимание на его настроение и свои ощущения; • уменьшить время, проводимое ребенком перед телевизором и компьютером.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: