В основе использования ТСО в качестве источника знаний лежат вполне определенные психические процессы. Учитель вводит в класс такие раздражители, которые сильно воздействуют на органы чувств обучающегося, основательно перестраивая все его психические функции.
Участвующие в процессе восприятия зрительные и слуховые анализаторы способствуют получению более полных и точных представлений об изучаемых вопросах.
Для восприятия ТСО очень важно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Но основную информацию обучаемые получают с помощью сигналов, воспринимаемых слуховыми анализаторами. Отсюда следует, что зрительный анализатор обладает значительными потенциальными резервами для увеличения ввода с его помощью обучающей, развивающей и воспитывающей информации.
Для успешного психолого-педагогического воздействия важно, чтобы в процессе восприятия учащихся участвовало как можно больше видов восприятия. На первом месте по значимости и эффективности в условиях применения ТСО находятся комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия, затем следуют зрительные и, наконец, слуховые. Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы (или их синтетическое воздействие) обладает особой силой, особой эмоциональностью и яркостью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью ТСО, находится под воздействием мощного потока информации, создающей сначала эмоциональную основу, а затем на ее базе от чувственного образа учащемуся легче переходить к интеллектуальному осмыслению, к логическому мышлению, к абстрагированию.
|
Согласно психологической концепции развития личности, любое познание начинается с ощущений, с чувственного восприятия. Отсюда учителю музыки (или других предметов эстетического цикла) в учебно-воспитательном процессе очень важно стремиться включать различные органы чувств – зрение, слух, осязание – в ходе восприятия художественных произведений, элементов культуры через применение ТСО.
Получение художественно-эстетических знаний в школе особенно нуждается в живом созерцании, в наблюдении. ТСО с успехом решают эту задачу. Они вводят в класс, на урок фактический материал, отражающий окружающий мир природы, жизни, культуры и искусства. Но этот образный материал, объединенный в содержательный материал, передающийся с помощью ТСО, отражает, копирует, то есть служит моделью, дающей с той или иной степенью точности представление об оригинале. Не вызывает сомнения, что услышанная учащимися с помощью ТСО музыка, будет несколько отличаться и никогда не заменит «живого» музицирования. Точно также репродукция какого-либо шедевра изобразительного искусства не сравниться по степени эмоционального воздействия с оригиналом. Аудио-, видео- образы, создаваемые ТСО сходны с оригиналом, но не тождественны, не одинаковы. Однако использование ТСО позволяет максимально приблизиться к оригиналу, а, кроме того, несет большую педагогическую нагрузку, позволяя через комплексное целенаправленное воздействие на ощущения и эмоции учащихся обеспечить дальнейший переход к более высокой ступени познания – понятиям и теоретическим выводам.
|
Для правильной оценки применения ТСО важно знать психологические особенности восприятия учащихся. Учитель должен помнить, что чрезмерное использование ТСО ослабляет педагогический эффект уроков и внеклассных мероприятий. Необходимо четко дозировать нагрузку информационного содержания, передающегося ТСО, с учетом психофизиологических возможностей восприятия, а также индивидуальных особенностей усвоения конкретной аудитории, класса. Сложную и очень объемную информацию (даже если она обладает изобразительной и звуковой яркостью, качественностью и другими положительными характеристиками), превышающую возможность детского восприятия, учащийся не сможет переработать и в результате не получит никакой информации. Еще раз подчеркнем, что хорошо усваивается информация, переданная через ТСО, когда найдена правильная (оптимальная) мера между содержанием данной информации и возможностями ее восприятия детьми.
Нельзя не отметить и большие психолого-педагогические возможности ТСО в плане управления вниманием учащихся. Данное управление осуществляется с помощью выделения главного средствами динамики, композиций, монтажа, интенсивностью окраски, выделением светом, интонацией и т.п. Использование ТСО позволяет не только выразительно, ярко, звучно и доходчиво, но и занимательно построить учебные занятия или внеклассную художественно-эстетическую деятельность. Все это, вместе взятое, воздействует на учащихся, определяет возникновение непроизвольного внимания, что содействует непроизвольному запоминанию учебного материала. А такой характер усвоения, как известно, наиболее надежен.
|
Использование ТСО будет эффективным и продуктивным, если содержательный материал, передаваемый с помощью ТСО, будет отвечать следующим дидактическим принципам:
Принцип доступности — обычно понимаемый смысл этого принципа заключается в том, что на каждом этапе обучения, воспитания, развития следует предлагать ученику такую информацию через ТСО, которую он сможет тут же понять.
Однако необходимо при этом не занижать возможности ученика, а наоборот создавать все условия для выполнения, усвоения материала на высоком уровне сложности, стимулирующем мыслительную активность и интерес учащегося, т.е. доступность это не легкость, а посильная трудность в обучении.
Принцип научности – означает, что учащимся предлагаются для усвоения прочно установленные в науке положения, учебная информация, шедевры культуры и искусства.
Каждое явление должно рассматриваться с разных сторон, в единстве и развитии, т.е. процесс обучения должен воспитывать диалектический подход.
Принцип наглядности или «золотое правило дидактики».
Классическая дидактика установила принцип наглядности исходя из того очевидного факта, что успешным оказывается такое обучение, которое начинается с рассмотрения явлений, вещей, предметов, процессов и событий окружающей действительности.
Известно, что орган слуха пропускает 1000 условных единиц информации за единицу времени, орган осязания – 10 000, а орган зрения единиц информации за ту же единицу времени, т.е. около 80% сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения.
Тем не менее, несмотря на наибольшую пропускную способность информации у органов зрения необходимо помнить о том, что в процессе полноценного восприятия задействованы все органы чувств.
Сознательность и творческая активность. Принцип заключается в задаче обеспечить оптимально благоприятное соотношение педагогического руководства и сознательного творчества учащихся.
Принцип систематичности, означающий, что в обучении все должно быть взаимосвязанным и целесообразным. Систематичность обучения предполагает усвоение учеником учебного материала в его логической последовательности и взаимосвязи. Современная педагогика рассматривает этот принцип как: от легкого к трудному, от близкого к далекому, от простого к сложному, от известного к неизвестному, от частного к целому; как логическую последовательность и связь между явлениями, предметами, изучаемыми на разных ступенях школьного обучения.
Принцип связи обучения с жизнью и практикой. Практика является основой познания, поэтому принцип связи обучения с жизнью и практикой является необходимым. Использование данного принципа должно нацеливать учеников на применение усвоенных знаний, художественных впечатлений для решения практических творческих, жизненных задач, выработку собственных взглядов, собственного опыта.
Принцип прочности усвоения знаний и развития познавательных сил учащихся – означает способность учащегося при необходимости воспроизвести изученное через ТСО и воспользоваться соответствующими знаниями в практической деятельности. Прочность знаний может быть достигнута, если обучение основывается на учете психических закономерностей развития и работы памяти. Этот принцип требует, чтобы в обучении гармонично сочеталась работа произвольной и непроизвольной памяти. Непроизвольно запоминается то, что для человека интересно, важно, связано с положительными эмоциями.
При этом повторение не должно рассматриваться, как только копирование пройденного. Повторять — это, значит, воспроизводить изученное с позиции новой информации, увязывать изученный материал с новыми фактами, с личным опытом, с личными наблюдениями.