ТСО в современном учебно-образовательном процессе




При рассмотрении понятия "технические средства обучения" (ТСО) следует констатировать факт слияния в нём двух терминов "техника" и "обучение", которые находятся здесь в определённом синтезе, что является весьма сложным для понимания и требует их рассмотрения, как в отдельности, так и в сочетании.

Так, термин "техника" в энциклопедических словарях толкуется, как «совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества, часто данный термин употребляется так же для совокупной характеристики навыков и приёмов, используемых в какой-либо сфере деятельности человека».

Как известно, в конце XIX - начале XX века начинается бурное техническое развитие. Исследуя историю ТСО, стоит отметить, что первые технические средства появились ещё в двадцатые годы XX века. За это время произошли серьёзнейшие изменения, как в самом процессе обучения, так и в совершенствовании технических средств.

На данный момент ТСО используются уже не только в традиционной педагогике, но и в различных её новейших отраслях, например, таких, как кибернетическая педагогика, где применяются уже не простейшие модели ТСО, а технические средства с искусственным интеллектом. Таким образом, при более подробном рассмотрении развития ТСО прослеживается совершенно чёткие эволюционные процессы в данной области.

Сам процесс обучения, являясь одним из составляющих понятия "технические средства обучения" включает в себя два взаимосвязанных компонента - это учение (получение знаний обучающимися) и преподавание (непосредственно обучение учащихся).

Учебный процесс основан на взаимодействии педагога и учащихся, где учение связано с восприятием и усвоением учащимися той информации, которую им предоставляет педагог, а обучение основано на способах и приёмах организации познавательной деятельности учащихся для обеспечения эффективного усвоения ими знаний, выработки умений и навыков, а так же формирования и развития способностей.

Основные этапы процесса обучения связаны с усвоением знаний и представляют собой созерцание, осмысление и понимание предоставляемой информации. Усвоение знаний невозможно без познавательной активности учащихся – важнейшего условия осуществления процесса учения. Задачей педагога здесь является создание определённых стимулов, которые будут побуждать обучающихся к активному включению в работу по овладению учебным материалом.

Известно, что познавательная деятельность человека начинается с процесса созерцания окружающего мира. В широком понимании процесс «созерцания» представляет собой «соприкосновение человека с предметами и явлениями внешнего мира с помощью всех (или разных) органов чувств». Существует возможность участия в процессе созерцания слуховых, зрительных, обонятельных, осязательных и вкусовых каналов. Учёные установили, что благодаря зрению человек получает до 90 % всех сведений об окружающем его мире, благодаря слуху - 10 %, а остальные органы чувств в совокупности дают лишь 1 % от всех сведений.

К тому же, исследовав процесс восприятия информации, педагоги и психологи пришли к мнению, что восприятие становится лучше в случае сочетания изображения со словесной информацией. В данной ситуации действует формула «слово - наглядность», которая наиболее эффективна в определённых учебных ситуациях в сравнении с принципом наглядности и объяснения в разрозненном их применении.

Важно отметить, что ТСО в своей основе обеспечивают принцип наглядности (принцип наглядности обучения в современной дидактике - это ориентация на использование в процессе обучения разнообразных средств наглядного представления соответствующей учебной информации), возможность получения звуковой информации, а так же одновременное сочетание наглядности и звуковой информации. Помимо этого, технические средства могут выступать в качестве источника знаний (заменяя книгу); средством, побуждающим учащихся к познавательной деятельности, а также развивающим сферу самостоятельных познавательных действий ученика, художественное и эстетическое восприятия, что даёт возможность их использования на всех трёх этапах усвоения информации.

Для понятия "технические средства обучения" свойственно несколько определений. Например, Е.Л. Белкин трактует ТСО, как «совокупность специальных дидактических материалов и технических устройств, помогающих интенсифицировать режимы функционирования каналов прямой и обратной связи в учебном процессе»

В.В. Петрусинский определяет технические средства, как «устройства, реализующие в процессе обучения предъявление учебной информации, организацию и стимуляцию учебных действий, а так же их контроль»

Важно заметить, что появление и дальнейшее развитие ТСО в педагогике повлекли за собой «процесс интенсификации обучения, т. е. системное использование в учебном процессе возможностей усвоения больших объёмов информации в минимальные сроки».


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: