Особенности преподавания музыкального искусства в начальных классах




Немаловажное значение в системе начального воспитания занимает музыкальное образование, так как нравственно-эстетическое воспитание ребенка является важной стороной развития личности и воспитания. Возраст младшего школьника является самым успешным для восприятия мира искусств, потому как 7-8 летний ребенок наиболее эмоциональнее и чувствительнее воспринимает окружающую действительность, а специфика уроков музыки более точно отвечает потребностям личности ребенка этого возраста.

Музыкальная деятельность младших школьников – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Цель школьного музыкального образования заключается в воспитании музыкальной культуры учащихся, как необходимой части их духовной культуры, в передаче положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве.

Основное средство достижения этой цели – систематические встречи учащихся с музыкой на уроках и во внеурочное время.

В задачи музыкального образования в современной школе входит:

• формирование музыкальной культуры, личного музыкального вкуса;

• развитие музыкальных способностей, певческого голоса, приобретение знаний и умений в области музыкальной грамоты;

• совершенствование эмоциональной сферы учащихся, воспитание интереса и любви к художественной музыке, желание слушать её и исполнять;

• становление «национальной широты» музыкального вкуса, т.е. стремление слушать образцы национальной музыки своего народа;

• использование репертуара, знаний и умений, приобретенных на уроке, в деятельности школьного коллектива, в быту, на досуге;

Работа учителя направлена на то, чтобы рекомендуемые программой музыкальные произведения учащиеся воспринимали ярко, эмоционально и хорошо их запоминали.

Существует множество программ по преподаванию музыки в начальной школе, на которые опираются учителя музыки и право педагога выбрать ту программу, которая совпадает с его взглядами на ребенка и на роль музыкального искусства в его жизни. Но самое главное не как обучить своих учеников музыке, а как их увлечь. Творчески подходя к программе, учитель не должен разрушать ее тематическое построение.

Общее музыкальное воспитание не требует особых музыкальных данных, достаточно «средних способностей» нормального человека. Какую бы программу педагог не выбрал, структура урока музыки всегда стандартная:

• Слушание музыки;

• Исполнительская деятельность;

• Пение;

• Музыкально-познавательная деятельность.

Рассмотрим подробнее эти формы музыкальной деятельности.

Слушание музыки – это, пожалуй, самое трудное занятие для детей младшего школьного возраста. Дети в этом возрасте очень активны и долго сидеть на месте им трудно. Важно приучить детей к мысли о том, что при слушании надо сидеть тихо, ибо настоящая музыка рождается в тишине.

В наше время, когда поток музыкальной информации доступен всем, задача учителя музыки научить ребят отличать плохую музыку от хорошей, формировать музыкальный вкус ребенка, но без навязывания. Перед прослушиванием должна пройти короткая беседа о произведении, что бы настроить ребят на «нужную волну», вызвать настроение, родственное тому, что вскоре у них должно возникнуть благодаря звучащей музыке. Особенно нравится детям движение под музыку (притопы, движения руками, хлопки и т.д.) такой вид музыкальной деятельности позволяет отдохнуть и снять напряжение.

Музыкальный репертуар учитель может подбирать, опираясь на выбранную программу.

Другая форма музыкального приобщения – это исполнительская деятельность. Виды деятельности самые различные (игра на музыкальных инструментах, участие в оркестре, ритмические ансамбли и др.). Исполнительская деятельность реализует такие музыкально-педагогические задачи как: развитие чувство ритма у детей, чувство «локтя» (коллективная работа), творческое развитие ребенка.

Из всех видов музыкальной деятельности самым любимым для детей является пение. Песенный репертуар должен подбираться учителем очень тщательно, он должен давать детям ощущение радости, а общий настрой должен носить «терапевтический» характер и дарить детям только положительные эмоции. Важно отметить, что пение на уроках музыки является действием коллективным, где все помогают, поддерживают друг друга.

И слушание музыки, и исполнительская, творческая деятельность детей тесным образом связана с музыкально-познавательной деятельностью.

В процессе всех форм музыкальной деятельности ребята узнают закономерности музыкального языка, знакомятся с основами нотной грамоты, учатся сами исполнять музыку.

Что касается музыкальной грамоты, то в программах по музыке, созданных на сегодняшний день мнения разные. Одни авторы программ считают важным и необходимым вводить элементы теории музыки, другие считают, что музыкальную грамоту нужно полностью исключить из начального этапа обучения. Однако музыкальная грамотность и музыкальная грамота понятия не тождественные. Музыкальная грамотность – это способность и желание ребенка воспринимать музыку эмоционально, понимать ее, чувствовать стиль автора, исполняемого произведения даже не зная сочинения. А музыкальную грамоту или элементы теории музыки нужно включать очень осторожно, после накопления некоторого слухового опыта у ребенка. В начальной школе при обучении музыки не должно быть никаких правили упражнений, отвлеченных от живой музыки.

На протяжении всего урока учитель должен увлекать детей музыкой и всегда помнить, что скука нетерпима на любом школьном уроке, а уж на уроке музыки нетерпима трижды!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: