Тема: Методы воспитания и их использование в воспитательной работе.
Задание: 1. Внимательно прочитайте материал по теме. Обратите внимание на сущность тех или иных методов и на методику их применения в воспитании.
2. Выпишите определение понятия «метод воспитания».
3. Заполните таблицу по предложенной схеме.
Методы воспитания по характеру и воспитательной направленности метода
Название группы методов | Определение группы методов | Названия методов данной группы |
Метод воспитания – способ взаимодействия воспитателя и воспитанника в процессе воспитания, направленный на достижение цели и задач воспитания.
К настоящему времени накоплено значительное количество разнообразных подходов к классификации методов. Одним из известных подходов является классификация методов по характеру метода, в котором выделяется четыре группы.
Первая группа методов - методы формирования сознания личности — это методы воспитания, направленные на формирование правильных понятий, оценок, убеждений, суждений, мировоззрения.
Первый этап правильно организованного воспитания — знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы в процессе воспитания.
Существуют следующие методы формирования сознания личности:
■ слово учителя,
■ разъяснение,
■ рассказ,
■ этическая беседа,
■ диспут,
■ лекция,
■ пример.
Ведущим методом воспитания является слово педагога.
В. А. Сухомлинский большое значение уделял слову учителя в нравственном воспитании детей.
Слово педагога — ничем не заменимый инструмент воздействия на душу воспитанника. Искусство воспитания — это прежде всего искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу.
|
Педагог в своем слове выражает себя, свою культуру, нравственность, отношение к воспитаннику.
Разъяснение — это эмоционально-словесное воздействие на воспитанников.
Для младших школьников применяются элементарные приемы разъяснения: «Поступать нужно так...», «Все так делают» и т.п.
Разъяснение используется, если нормы и требования школьникам не известны или нарушаются, когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нравственных положениях. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обществе: нельзя разрисовывать парты, грубить, плевать и др.
Условия эффективности метода разъяснения:
1) не превращать метод в нотацию;
2) не злоупотреблять разъяснением давно известных истин. Рассказ — яркое эмоциональное изложение конкретных фактов о каком-либо явлении, событии из жизни людей; это небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию либо анализ тех или иных нравственных понятий и оценок (педагогический словарь).
Существует ряд определенных требований к рассказу:
1) наличие темы;
2) логичность и последовательность изложения;
3) яркость и эмоциональность;
4) воздействие не только на ум, но и на душу воспитанников;
5) длительность, соответствующая возрасту.
Этическая беседа — это вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработке нравственных оценок и суждений.
|
Существуют следующие формы проведения беседы и в зависимости от них виды бесед:
1) по способу организации:
■ коллективные (фронтальные);
■ групповые;
■ индивидуальные;
2) по времени проведения в зависимости от случившегося события:
■ беседа-экспромт: проводится сразу в присутствии товарищей. Отличается краткостью, деловым характером. Назначение: потребовать объяснения поступка, выяснить обстоятельства дела;
■ беседа сразу и наедине: сопровождается значительно большим анализом;
■ отсроченная беседа: проводится по истечении срока; дает возможность ученику осознать свой поступок;
3) с точки зрения планирования:
■ плановые;
■ внеплановые (стихийные).
Существуют следующие условия, необходимые для эффективного использования метода этической беседы.
1. Нельзя допускать развития беседы по заранее составленному жесткому плану с заучиванием детьми готовых или подсказанных взрослыми ответов.
2. Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию: воспитатель говорит, а воспитанники слушают.
3. Необходима близость материала беседы эмоциональному опыту воспитанников.
4. Важно выявление и сопоставление всех точек зрения в ходе беседы. Ничье мнение не должно быть проигнорировано.
5. Необходим своевременный выбор воспитателем ролей говорящего и слушающего.
6. Крайне важно умение слушать собеседника.
7. Воспитатель должен обладать способностью придавать своим соображениям нужную форму.
|
8. Педагог обязан соблюдать неприкосновенность личности школьника.
9. Помните: выносить оценку следует только действиям.
Пример — метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности.
Данный метод построен на склонности детей к подражанию.
Пример — это своеобразный наглядный, впечатляющий образ, способный оказать помощь в достижении педагогических целей.
Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, поскольку не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое действие.
Пример действует на уровне первой сигнальной системы, в то время как слово — на уровне второй. Он дает конкретные образцы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.
Рассматриваемый метод воспитания широко используется в начальных классах.
Существуют следующие этапы приведения примера:
1) возникновение примера (образца) для подражания;
2) приравнивание школьником своих мыслей, действий к имеющемуся образцу путем проб и ошибок;
3) закрепление подражательных действий.
Образцами для подражания могут быть:
1) родители;
2) воспитатель (учитель): в дошкольном возрасте характерно бессознательное подражание детей родителям;
3) старшие братья, сестры, товарищи. В воспитании на примере сверстников важно учитывать следующие правила: не ставить в пример одних и тех же; видеть успехи каждого ученика; учитывать психологические и физические особенности школьников;
4) художественный образ (литературный герой, герой кинофильма, мультфильма).
Очень важно помнить, что пример оказывает не только положительное, но и отрицательное влияние.
Вот как мыслитель древности и известный педагог оценивали воспитательное воздействие примера.
Сенека: «Трудно привести к добру нравоучением, легко — примером». Я. А. Коменский: «Длинен и труден путь через правила, легок и успешен через пример».
Методы формирования сознания личности имеют принципиальное значение в практике организации воспитательной деятельности, так как они формируют мировоззрение индивида. Однако данную группу методов необходимо сочетать с другими группами методов воспитания.
Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия и убеждения, а конкретные действия, поступки прежде всего характеризуют воспитанность личности. В связи с этим организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного процесса.
Невозможно сформировать требуемый тип поведения, не привлекая воспитанников к активной целенаправленной деятельности.
Вторая группа методов - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения — это пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения, их нравственной мотивации.
Все методы анализируемой группы основаны на практической деятельности воспитанников.
Существуют следующие методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:
■ приучение и упражнение,
■ поручение,
■ метод воспитывающих ситуаций.
Я. А. Коменский указывал на необходимость приучения детей к высокой нравственности и добродетелям. Большое значение приучению и упражнению придавал К. Д. Ушинский: «Повторение одних и тех же действий есть необходимое условие установления привычки». А.С.Макаренко отмечал: «Нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можно больше складывались хорошие привычки, а для этой цели необходимы постоянные упражнения в правильном поступке».
Приучение — это продуманная организация жизни ребенка, приобщение его норм поведения к их выполнению, создание условий для накопления опыта поведения.
Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Метод приучения тесно связан с методом упражнения. Упражнение — многократное повторение воспитанниками определенных действий и поступков с целью образования и закрепления у них важных навыков и привычек поведения.
Методы приучения и упражнения крайне важно широко использовать в школе, особенно в начальных классах, так как воспитанники зачастую не могут сознательно подчинить свое поведение даже хорошо известным истинам.
Определены приемы, необходимые для приучения и упражнения: показ, разъяснение, похвала взрослого, одобрение, требование, контроль.
Существуют следующие виды упражнений:
1) естественные — которые включены в повседневную жизнь ребенка, например умывание;
2) специально организуемые — создаваемые педагогом ситуации, направленные на отработку нравственных поступков и поведения. Например, игровая ситуация «Мы идем в театр»; инструкция детям: «Будем подниматься по лестнице, как разведчики».
Воспитание упражнением — длительный процесс, требующий большого терпения.
Для эффективности использования метода упражнения надо соблюдать следующие условия:
■ наличие системы упражнений;
■ определенное содержание;
■ их доступность и посильность;
■ соответствующий объем;
■ частота повторения;
■ контроль и коррекция;
■ учет личностных особенностей воспитанников;
■ место и время выполнения;
■ сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений;
■ мотивация и стимулирование.
Поручение — приобщение детей к выполнению каких-либо значимых дел.
Необходимо отметить некоторые аспекты значения поручения:
1) создание и расширение опыта школьников в различных видах деятельности;
2) формирование у детей чувства долга, ответственности, развитие инициативы, самостоятельности;
3) формирование навыка деятельности.
Существуют следующие виды поручений:
1) по форме:
■ коллективные (например, для класса подготовить праздник, дежурство по школе);
■ индивидуальные;
2) по времени (длительности):
■ постоянные (например, старосте класса, командиру);
■ временные (например, посетить больного товарища). Эффективность использования метода поручения зависит от соблюдения следующих условий:
1) доведения до сознания детей общественной значимости поручения;
2) учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей;
3) конкретности, понятности и доступности поручения для ребенка;
4) сменяемости поручений;
5) понимания того, что наибольшую ценность имеет поручение, даваемое ребенку коллективом;
6) контроля со стороны воспитателя за ходом выполнения поручения и его результатами;
7) подведения итогов поручения.
Метод воспитывающих ситуаций — это метод организации деятельности и поведения воспитанников в специально создаваемых условиях.
Воспитывающая ситуация — это такая совокупность обстоятельств, которая дает возможность увидеть сложившиеся между детьми отношения, а значит, осмысленно, целенаправленно влиять на процесс их рождения, развития и корректировки.
Существуют следующие виды воспитывающих ситуаций:
■ ситуация новичка;
■ ситуация конфликта;
■ ситуация успеха;
■ ситуация соотнесения;
■ ситуация доверия;
■ ситуация сопереживания;
■ ситуация творчества и др.
Для успешности использования данного метода необходимо соблюдение следующих условий:
1) ситуации не должны быть надуманными, т.е. воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной;
2) неожиданность возникновения данных ситуаций для детей.
Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения имеют практико-ориентированную направленность. Данную группу методов необходимо сочетать с другими методами воспитания.
Третья группа методов - методы стимулирования поведения и деятельности – это пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.
Существуют следующие методы стимулирования поведения и деятельности:
■ требование;
■ поощрение и наказание;
■ соревнование.
Требование — метод педагогического стимулирования, который побуждает либо тормозит ту или иную деятельность воспитанников, способствует формированию у них ценных деловых и нравственных качеств.
Основное назначение требования таково:
1) побуждает к деятельности, например: «поднимите руку», «подготовьте выступление»;
2) тормозит деятельность, например: «сегодня купаться запрещено».
Огромное значение требованию как методу воспитания
придавал А. С. Макаренко.
Существуют следующие виды требований:
1) по содержанию:
а) прямые — требования, обращенные к детям, от которых воспитатель добивается определенных действий, например: «уступи место», «будь внимателен».
Прямые требования используются в том случае, когда поведение, действие ребенка нужно исправить немедленно. Данное требование необходимо, если другим способом уже поздно предотвратить недостойный поступок, например: драку, конфликт.
Прямые требования предъявляются в решительном тоне, строго, но без крика и оскорблений. Формулировки их должны быть четкими, лаконичными, понятными.
По возможности прямые требования должны быть позитивными, т.е. не просто запрещать, а побуждать к определенным действиям, например: «Здесь громко разговаривать нельзя, поговорите в соседней комнате»;
б) косвенные — требования, в которых в качестве стимулов не столько используется содержание самих требований, сколько принимаются во внимание те чувства, которые вызывает данная форма обращения.
В зависимости от того, как воспитатель относится к ребенку и к тому, что и как он делает, косвенные требования могут быть разделены на три подгруппы:
1) положительные (при их предъявлении чувствуется положительное отношение воспитателя к воспитаннику): доверие, одобрение, просьба;
2) нейтральные (отчетливо не прослеживается отношение воспитателя к ребенку): намек, совет, мнимое безразличие, требование к игровому оформлению;
3) отрицательные (воспитатель демонстрирует отрицательное отношение к деятельности воспитанников): упрек, ирония, выражение недоверия, осуждение;
2) по форме:
а) непосредственные — требования, обращенные непосредственно к детям, от которых воспитатель добивается определенных действий, например: «веди себя спокойно», «обрати внимание на плакат»;
б) опосредованные — требования, обращенные к коллективу, который ставит их уже перед конкретным его членом или членами, например: «подготовьте номер художественной самодеятельности для концерта», «оформите плакат на тему "Наша школа"».
Опосредованные требования имеют большое значение в воспитании, так как:
■ в детском коллективе создаются отношения взаимоподчинения, взаимозависимости, которые его укрепляют;
■ оказывают параллельное действие и на тех, от кого исходят. Выбор требования зависит:
■ от возрастных и индивидуальных особенностей детей;
■ мастерства воспитателя;
■ взаимоотношений педагога и воспитанников;
■ уровня развития воспитанника и коллектива.
Эффективность применения требований в воспитании школьников зависит от следующих условий.
1. На начальном этапе разумнее ограничиться 2 — 3 требованиями, затем можно их усложнить или предъявить новые.
2. Само требование (прежде всего прямое) не должно предъявляться часто, а только в случае, если нельзя заменить другим методом. При этом необходимо соблюдать определенные условия:
■ гуманность;
■ разумность и посильность;
■ учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.
■ при предъявлении требования необходимо добиваться его выполнения;
■ единство требований со стороны педагога, педагогического коллектива и семьи.
Поощрение — признание, положительная оценка поведения или качеств ученика со стороны педагога или коллектива, выражаемая публично или в личной форме.
Поощрение порождает у личности чувства удовольствия, удовлетворения и радости от осознания признания ее усилий и стараний.
Психологическими основами поощрения и наказания выступают внутренние переживания, противоречия, которые возникают у ребенка.
Поощрения и наказания выполняют следующие функции:
■ способствуют развитию нравственного сознания;
■ побуждают к обдумыванию своего поведения;
■ развивают привычку самоконтроля;
■ помогают осознать свои достоинства и недостатки;
■ поощрение способствует развитию инициативы школьников.
Существуют следующие виды поощрения:
■ словесное — одобрение, благодарность, признательность, похвала;
■ поощрение наградой — поездка за город, посещение музея, вручение подарка;
■ поощрение доверием, заботой;
■ в форме поручения;
• в форме положительного отношения — приветливой улыбки, положительных жестов, поглаживания, совместной игры. Я.Корчак отмечал: «Сердитый взгляд воспитателя, похвала, выговор, шутка, совет, поцелуй, сказка в качестве награды — вот те лечебные процедуры, которые надо назначать чаще или реже в зависимости от случая и особенностей организма».
Существует ряд определенных требований к поощрению:
■ поощрение должно быть справедливым;
■ поощрение должно быть искренним, доставлять удовольствие ребенку;
■ важно соблюдение чувства меры при использовании поощрения, поскольку частые поощрения одних и тех же детей ведут к формированию высокомерия;
■ необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
Наказание — неодобрение или отрицательная оценка действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.
Наказание порождает чувства вины и раскаяния.
Можно ли обойтись без наказаний?
А. С. Макаренко писал: «В хорошей семье наказаний не бывает, и это самый правильный путь воспитания».
Следует отметить, что наказание — это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда оно необходимо.
В педагогической практике сложились определенные виды наказаний:
1) наказание-упражнение (не сделал что-либо — сделай, не доделал — доделай, неправильно сделал — переделай);
2) наказание-ограничение (например, не пойдешь в кино);
3) наказание осуждением:
• осуждение в форме замечания;
■ выговор в устной или письменной форме;
■ осуждение в качестве иронической похвалы, насмешки (используется в том случае, если ребенок обладает чувством юмора);
4) наказание-условность; наказание изменением отношения: строгий тон, сердитый взгляд, временное усиление контроля, сдержанность в общении, выражение недоверия;
5) наказание-бойкот (только усугубляет конфликт).
Частое использование наказаний — это признак бессилия воспитателя.
Существует ряд педагогических условий, определяющих эффективное использование метода наказания (требования к наказанию):
1) нельзя наказывать ребенка лишением того, что необходимо для его нормального развития: прогулки, еды, сна;
2) важно соблюдать неприкосновенность личности ребенка, наказание должно быть гуманным;
3) наказание должно быть справедливым. (И. Г. Песталоцци писал: «Кто наказывает невинность, тот утрачивает любовь»);
4) наказание должно учитывать индивидуальные особенности ребенка;
5) сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллектива и поддерживается им;
6) если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан;
7) никогда нельзя допускать превращение наказания в орудие мести;
8) важно соблюдать педагогическую тактичность в наказании. Использование поощрения и наказания эффективно только в комплексе с убеждением, приучением, примером.
Ведущим из этих методов должно быть поощрение, наказание лишь вспомогательный метод.
Соревнование — это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приоритету для воспитания нужных человеку и обществу качеств.
Метод соревнования выполняет важные педагогические функции:
1) освоения опыта общественного поведения;
2) развития физических, нравственных, эстетических качеств воспитанника.
Существует ряд педагогических условий и требований, которые необходимо соблюдать при организации соревнования:
■ определение цели и задач;
■ наличие программы;
■ наличие четких, понятных ребенку критериев оценки; оптимальные условия для проведения;
■ справедливость при подведении итогов и награждении победителей;
■ наличие сложности и увлекательности для детей.
Методы стимулирования поведения и деятельности так же необходимо сочетать с другими методами воспитания.
В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является ребенок, поэтому в качестве важного условия его развития часто называют самовоспитание, которое подчеркивает целенаправленные действия самого воспитанника.
Воспитание — это лишь внешнее воздействие на человека, а формирование каких-либо качеств возможно лишь тогда, когда следствием этого воздействия является самовоспитание личности.
Народная мудрость гласит: «Человек — это то, что он сам из себя сделал».
Современный отечественный педагог В. А. Караковский писал: «Самовоспитание делает человека хозяином обстоятельств».
Самовоспитание — это сознательная целенаправленная деятельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.
В. А. Сухомлинский отмечал: «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитает».
Самовоспитание тесно связано с воспитанием. Его можно рассматривать как результат воспитания. В ходе самовоспитания можно добиться значительных положительных изменений в личности: ее умственном, физическом, художественно-эстетическом, духовно-нравственном развитии.
Важные задачи педагога — стимулирование и педагогическая поддержка самовоспитания школьников.
Работа по самовоспитанию личности осуществляется с помощью методов самовоспитания.
Четвертая группа - методы самовоспитания — это методы, направленные на сознательное изменение своей личности в соответствии с требованиями общества и личностного плана развития, на сферу саморегуляции. Саморегуляция — система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой.
К методам самовоспитания относятся: самонаблюдение, самоанализ, самоприказ, самоубеждение, самовнушение, самоконтроль, самоотчет, самокритика, самонаказание, самооценка и др.
Успех самовоспитания во многом зависит от самооценки. Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих достоинств и недостатков, своего места среди людей.
Существуют определенные виды самооценки:
■ адекватная (положительная, правильная);
■ заниженная;
■ завышенная.
К основным приемам формирования самооценки относят: соотнесение уровня своих притязаний с достигнутым результатом; сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих; самоизмерение своих результатов в соответствии с идеалом личности.
Организация работы по самовоспитанию должна обязательно включать в себя:
■ самопознание,
■ рефлексию,
■ критическую самооценку.
Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных особенностей, отношений с другими людьми, поведенческих характеристик, полученных в ходе самонаблюдения и использования специальных методов диагностики.
Процесс самовоспитания осуществляется в соответствии со следующими этапами:
1) постановка цели;
2) создание программы;
3) определение методов и средств;
4) непосредственная работа личности над собой;
5) самоконтроль и коррекция программы.
Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся включает в себя следующие этапы (компоненты) работы:
1) диагностику готовности детей к самовоспитанию;
2) обучение способам самопознания;
3) формирование общественного мнения в коллективе по вопросам самовоспитания;
оказание помощи учащимся при выработке программы самовоспитания
4) определение методов самовоспитания;
5) практическую помощь детям при реализации программы по самовоспитанию.
Эффективность воспитания во многом зависит от правильного выбора методов воспитания и соответствующих методических приемов.
Существуют различные условия (факторы, причины), влияющие на выбор методов воспитания, а именно:
■ цели и задачи воспитания;
■ содержание воспитания;
■ возрастные особенности воспитанников;
■ индивидуальные и личностные особенности детей;
■ уровень сформированности коллектива;
■ условия воспитания (материальные, санитарно-гигиенические, психологический климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.);
■ уровень педагогической квалификации учителя, его профессионализм;
■ время воспитания;
■ ожидаемые результаты.