Методы воспитания по характеру и воспитательной направленности метода




Тема: Методы воспитания и их использование в воспитательной работе.

Задание: 1. Внимательно прочитайте материал по теме. Обратите внимание на сущность тех или иных методов и на методику их применения в воспитании.

2. Выпишите определение понятия «метод воспитания».

3. Заполните таблицу по предложенной схеме.

 

Методы воспитания по характеру и воспитательной направленности метода

Название группы методов Определение группы методов Названия методов данной группы
     
     
     
     

 

 

Метод воспитания – способ взаимодействия воспитателя и воспитанника в процессе воспитания, направленный на достижение цели и задач воспитания.

К настоящему времени накоплено значительное количество разнообразных подходов к классификации методов. Одним из известных подходов является классификация методов по характеру метода, в котором выделяется четыре группы.

Первая группа методов - методы формирования сознания личности — это методы воспита­ния, направленные на формирование правильных понятий, оценок, убеждений, суждений, мировоззрения.

Первый этап правильно организованного воспитания — зна­ние (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, ко­торые должны быть сформированы в процессе воспитания.

Существуют следующие методы формирования сознания лич­ности:

■ слово учителя,

■ разъяснение,

■ рассказ,

■ этическая беседа,

■ диспут,

■ лекция,

■ пример.

Ведущим мето­дом воспитания является слово педагога.

В. А. Сухомлинский большое значение уделял слову учителя в нравственном воспитании детей.

Слово педагога — ничем не заменимый инструмент воздей­ствия на душу воспитанника. Искусство воспитания — это прежде всего искусство говорить, обращаясь к человеческому сердцу.

Педагог в своем слове выражает себя, свою культуру, нрав­ственность, отношение к воспитаннику.

Разъяснение — это эмоционально­-словесное воздействие на воспитанников.

Для младших школьников применяются элементарные приемы разъяснения: «Поступать нужно так...», «Все так делают» и т.п.

Разъяснение используется, если нормы и требования школьни­кам не известны или нарушаются, когда воспитаннику действи­тельно необходимо что-то объяснить, сообщить о новых нрав­ственных положениях. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения в школе и обще­стве: нельзя разрисовывать парты, грубить, плевать и др.

Условия эффективности метода разъяснения:

1) не превращать метод в нотацию;

2) не злоупотреблять разъяснением давно известных истин. Рассказ — яркое эмоциональное изложение конкретных фактов о каком-либо явлении, событии из жизни людей; это небольшое по объему связное изложение (в по­вествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию либо анализ тех или иных нравственных понятий и оценок (педагогический словарь).

Существует ряд определенных требований к рассказу:

1) наличие темы;

2) логичность и последовательность изложения;

3) яркость и эмоциональность;

4) воздействие не только на ум, но и на душу воспитанников;

5) длительность, соответствующая возрасту.

Этическая беседа — это вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу по­ступков и выработке нравственных оценок и суждений.

Существуют следующие формы проведения беседы и в зависи­мости от них виды бесед:

1) по способу организации:

■ коллективные (фронтальные);

■ групповые;

■ индивидуальные;

2) по времени проведения в зависимости от случившегося со­бытия:

■ беседа-экспромт: проводится сразу в присутствии товарищей. Отличается краткостью, деловым характером. Назначение: по­требовать объяснения поступка, выяснить обстоятельства дела;

■ беседа сразу и наедине: сопровождается значительно большим анализом;

■ отсроченная беседа: проводится по истечении срока; дает воз­можность ученику осознать свой поступок;

3) с точки зрения планирования:

■ плановые;

■ внеплановые (стихийные).

Существуют следующие условия, необходимые для эффектив­ного использования метода этической беседы.

1. Нельзя допускать развития беседы по заранее составленному жесткому плану с заучиванием детьми готовых или подсказанных взрослыми ответов.

2. Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию: вос­питатель говорит, а воспитанники слушают.

3. Необходима близость материала беседы эмоциональному опыту воспитанников.

4. Важно выявление и сопоставление всех точек зрения в ходе беседы. Ничье мнение не должно быть проигнорировано.

5. Необходим своевременный выбор воспитателем ролей гово­рящего и слушающего.

6. Крайне важно умение слушать собеседника.

7. Воспитатель должен обладать способностью придавать своим соображениям нужную форму.

8. Педагог обязан соблюдать неприкосновенность личности школьника.

9. Помните: выносить оценку следует только действиям.

Пример — метод формирования сознания человека, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных об­разцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить об­разец готовой программы поведения и деятельности.

Данный метод построен на склонности детей к подражанию.

Пример — это своеобразный наглядный, впечатляющий об­раз, способный оказать помощь в достижении педагогических целей.

Пример — воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, поскольку не требуют ни раскодирования, ни перекоди­рования, в котором нуждается любое речевое действие.

Пример действует на уровне первой сигнальной системы, в то время как слово — на уровне второй. Он дает конкретные образ­цы для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения, активизирует деятельность.

Рассматриваемый метод воспитания широко используется в на­чальных классах.

Существуют следующие этапы приведения примера:

1) возникновение примера (образца) для подражания;

2) приравнивание школьником своих мыслей, действий к име­ющемуся образцу путем проб и ошибок;

3) закрепление подражательных действий.

Образцами для подражания могут быть:

1) родители;

2) воспитатель (учитель): в дошкольном возрасте характерно бессознательное подражание детей родителям;

3) старшие братья, сестры, товарищи. В воспитании на примере сверстников важно учитывать следующие правила: не ставить в пример одних и тех же; видеть успехи каждого ученика; учиты­вать психологические и физические особенности школьников;

4) художественный образ (литературный герой, герой кино­фильма, мультфильма).

Очень важно помнить, что пример оказывает не только поло­жительное, но и отрицательное влияние.

Вот как мыслитель древности и известный педагог оценивали воспитательное воздействие примера.

Сенека: «Трудно привести к добру нравоучением, легко — при­мером». Я. А. Коменский: «Длинен и труден путь через правила, легок и успешен через пример».

Методы формирования сознания личности имеют принципи­альное значение в практике организации воспитательной деятель­ности, так как они формируют мировоззрение индивида. Однако данную группу методов необходимо сочетать с другими группами методов воспитания.

Воспитание должно формировать требуемый тип поведения. Не понятия и убеждения, а конкретные действия, поступки пре­жде всего характеризуют воспитанность личности. В связи с этим организация деятельности и формирование опыта общественного поведения рассматриваются как сердцевина воспитательного про­цесса.

Невозможно сформировать требуемый тип поведения, не при­влекая воспитанников к активной целенаправленной деятельно­сти.

Вторая группа методов - методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения — это пути выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения, их нравственной мотивации.

Все методы анализируемой группы основаны на практической деятельности воспитанников.

Существуют следующие методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения:

■ приучение и упражнение,

■ поручение,

■ метод воспитывающих ситуаций.

Я. А. Коменский указывал на необходимость приучения детей к высокой нравственности и добродетелям. Большое значение приучению и упражнению придавал К. Д. Ушинский: «Повторение одних и тех же действий есть необ­ходимое условие установления привычки». А.С.Макаренко отмечал: «Нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можно больше складывались хорошие привычки, а для этой цели необходимы постоянные упражнения в правильном по­ступке».

Приучение — это продуманная организация жизни ребенка, приобщение его норм поведения к их выполнению, создание усло­вий для накопления опыта поведения.

Приучение — это интенсивно выполняемое упражнение. Метод приучения тесно связан с методом упражнения. Упражнение — многократное повторение воспитанниками определенных действий и поступков с целью образования и за­крепления у них важных навыков и привычек поведения.

Методы приучения и упражнения крайне важно широко ис­пользовать в школе, особенно в начальных классах, так как вос­питанники зачастую не могут сознательно подчинить свое поведе­ние даже хорошо известным истинам.

Определены приемы, необходимые для приучения и упражне­ния: показ, разъяснение, похвала взрослого, одобрение, требова­ние, контроль.

Существуют следующие виды упражнений:

1) естественные — которые включены в повседневную жизнь ребенка, например умывание;

2) специально организуемые — создаваемые педагогом ситуа­ции, направленные на отработку нравственных поступков и по­ведения. Например, игровая ситуация «Мы идем в театр»; ин­струкция детям: «Будем подниматься по лестнице, как разведчи­ки».

Воспитание упражнением — длительный процесс, требующий большого терпения.

Для эффективности использования метода упражнения надо соблюдать следующие условия:

■ наличие системы упражнений;

■ определенное содержание;

■ их доступность и посильность;

■ соответствующий объем;

■ частота повторения;

■ контроль и коррекция;

■ учет личностных особенностей воспитанников;

■ место и время выполнения;

■ сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм упражнений;

■ мотивация и стимулирование.

Поручение — приобщение детей к выполнению каких-либо значимых дел.

Необходимо отметить некоторые аспекты значения поручения:

1) создание и расширение опыта школьников в различных ви­дах деятельности;

2) формирование у детей чувства долга, ответственности, раз­витие инициативы, самостоятельности;

3) формирование навыка деятельности.

Существуют следующие виды поручений:

1) по форме:

■ коллективные (например, для класса подготовить праздник, де­журство по школе);

■ индивидуальные;

2) по времени (длительности):

■ постоянные (например, старосте класса, командиру);

■ временные (например, посетить больного товарища). Эффективность использования метода поручения зависит от соблюдения следующих условий:

1) доведения до сознания детей общественной значимости по­ручения;

2) учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, их интересов и склонностей;

3) конкретности, понятности и доступности поручения для ре­бенка;

4) сменяемости поручений;

5) понимания того, что наибольшую ценность имеет поручение, даваемое ребенку коллективом;

6) контроля со стороны воспитателя за ходом выполнения по­ручения и его результатами;

7) подведения итогов поручения.

Метод воспитывающих си­туаций — это метод организации деятельности и поведения вос­питанников в специально создаваемых условиях.

Воспитывающая ситуация — это такая совокупность обстоя­тельств, которая дает возможность увидеть сложившиеся между детьми отношения, а значит, осмысленно, целенаправленно вли­ять на процесс их рождения, развития и корректировки.

Существуют следующие виды воспитывающих ситуаций:

■ ситуация новичка;

■ ситуация конфликта;

■ ситуация успеха;

■ ситуация соотнесения;

■ ситуация доверия;

■ ситуация сопереживания;

■ ситуация творчества и др.

Для успешности использования данного метода необходимо со­блюдение следующих условий:

1) ситуации не должны быть надуманными, т.е. воспитатель умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной;

2) неожиданность возникновения данных ситуаций для детей.

Методы организации деятельности и формирования опыта об­щественного поведения имеют практико-ориентированную на­правленность. Данную группу методов необходимо сочетать с дру­гими методами воспитания.

Третья группа методов - методы стимулирования поведения и деятельности – это пути побуждения воспитанников к улучшению своего поведения, развития у них положительной мотивации поведения.

Существуют следующие методы стимулирования поведения и деятельности:

■ требование;

■ поощрение и наказание;

■ соревнование.

Тре­бование — метод педагогического стимулирования, который по­буждает либо тормозит ту или иную деятельность воспитанников, способствует формированию у них ценных деловых и нравствен­ных качеств.

Основное назначение требования таково:

1) побуждает к деятельности, например: «поднимите руку», «подготовьте выступление»;

2) тормозит деятельность, например: «сегодня купаться запре­щено».

Огромное значение требованию как методу воспитания

прида­вал А. С. Макаренко.

Существуют следующие виды требований:

1) по содержанию:

а) прямые — требования, обращенные к детям, от которых вос­питатель добивается определенных действий, например: «уступи место», «будь внимателен».

Прямые требования используются в том случае, когда поведе­ние, действие ребенка нужно исправить немедленно. Данное тре­бование необходимо, если другим способом уже поздно предот­вратить недостойный поступок, например: драку, конфликт.

Прямые требования предъявляются в решительном тоне, стро­го, но без крика и оскорблений. Формулировки их должны быть четкими, лаконичными, понятными.

По возможности прямые требования должны быть позитивны­ми, т.е. не просто запрещать, а побуждать к определенным дей­ствиям, например: «Здесь громко разговаривать нельзя, поговори­те в соседней комнате»;

б) косвенные — требования, в которых в качестве стимулов не столько используется содержание самих требований, сколько при­нимаются во внимание те чувства, которые вызывает данная фор­ма обращения.

В зависимости от того, как воспитатель относится к ребенку и к тому, что и как он делает, косвенные требования могут быть раз­делены на три подгруппы:

1) положительные (при их предъявлении чувствуется положи­тельное отношение воспитателя к воспитаннику): доверие, одо­брение, просьба;

2) нейтральные (отчетливо не прослеживается отношение вос­питателя к ребенку): намек, совет, мнимое безразличие, требова­ние к игровому оформлению;

3) отрицательные (воспитатель демонстрирует отрицательное отношение к деятельности воспитанников): упрек, ирония, выра­жение недоверия, осуждение;

2) по форме:

а) непосредственные — требования, обращенные непосред­ственно к детям, от которых воспитатель добивается определен­ных действий, например: «веди себя спокойно», «обрати внимание на плакат»;

б) опосредованные — требования, обращенные к коллективу, который ставит их уже перед конкретным его членом или члена­ми, например: «подготовьте номер художественной самодеятель­ности для концерта», «оформите плакат на тему "Наша школа"».

Опосредованные требования имеют большое значение в вос­питании, так как:

■ в детском коллективе создаются отношения взаимоподчинения, взаимозависимости, которые его укрепляют;

■ оказывают параллельное действие и на тех, от кого исходят. Выбор требования зависит:

■ от возрастных и индивидуальных особенностей детей;

■ мастерства воспитателя;

■ взаимоотношений педагога и воспитанников;

■ уровня развития воспитанника и коллектива.

Эффективность применения требований в воспитании школь­ников зависит от следующих условий.

1. На начальном этапе разумнее ограничиться 2 — 3 требовани­ями, затем можно их усложнить или предъявить новые.

2. Само требование (прежде всего прямое) не должно предъяв­ляться часто, а только в случае, если нельзя заменить другим мето­дом. При этом необходимо соблюдать определенные условия:

■ гуманность;

■ разумность и посильность;

■ учет индивидуальных и возрастных особенностей детей.

■ при предъявлении требования необходимо добиваться его вы­полнения;

■ единство требований со стороны педагога, педагогического кол­лектива и семьи.

Поощрение — признание, положительная оценка пове­дения или качеств ученика со стороны педагога или коллектива, выражаемая публично или в личной форме.

Поощрение порождает у личности чувства удовольствия, удо­влетворения и радости от осознания признания ее усилий и ста­раний.

Психологическими основами поощрения и наказания выступа­ют внутренние переживания, противоречия, которые возникают у ребенка.

Поощрения и наказания выполняют следующие функции:

■ способствуют развитию нравственного сознания;

■ побуждают к обдумыванию своего поведения;

■ развивают привычку самоконтроля;

■ помогают осознать свои достоинства и недостатки;

■ поощрение способствует развитию инициативы школьников.


Существуют следующие виды поощрения:

■ словесное — одобрение, благодарность, признательность, по­хвала;

■ поощрение наградой — поездка за город, посещение музея, вру­чение подарка;

■ поощрение доверием, заботой;

■ в форме поручения;

• в форме положительного отношения — приветливой улыбки, положительных жестов, поглаживания, совместной игры. Я.Корчак отмечал: «Сердитый взгляд воспитателя, похвала, вы­говор, шутка, совет, поцелуй, сказка в качестве награды — вот те лечебные процедуры, которые надо назначать чаще или реже в за­висимости от случая и особенностей организма».

Существует ряд определенных требований к поощрению:

■ поощрение должно быть справедливым;

■ поощрение должно быть искренним, доставлять удовольствие ребенку;

■ важно соблюдение чувства меры при использовании поощре­ния, поскольку частые поощрения одних и тех же детей ведут к формированию высокомерия;

■ необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особен­ности детей.

Наказание — неодобрение или отрицательная оценка действий и поступков личности, которые противоречат нормам и правилам поведения.

Наказание порождает чувства вины и раскаяния.

Можно ли обойтись без наказаний?

А. С. Макаренко писал: «В хорошей семье наказаний не бывает, и это самый правильный путь воспитания».

Следует отметить, что наказание — это не только право, но и обязанность в тех случаях, когда оно необходимо.

В педагогической практике сложились определенные виды на­казаний:

1) наказание-упражнение (не сделал что-либо — сделай, не до­делал — доделай, неправильно сделал — переделай);

2) наказание-ограничение (например, не пойдешь в кино);

3) наказание осуждением:

• осуждение в форме замечания;

■ выговор в устной или письменной форме;

■ осуждение в качестве иронической похвалы, насмешки (исполь­зуется в том случае, если ребенок обладает чувством юмора);

4) наказание-условность; наказание изменением отношения: строгий тон, сердитый взгляд, временное усиление контроля, сдержанность в общении, выражение недоверия;

5) наказание-бойкот (только усугубляет конфликт).

Частое использование наказаний — это признак бессилия вос­питателя.

Существует ряд педагогических условий, определяющих эф­фективное использование метода наказания (требования к нака­занию):

1) нельзя наказывать ребенка лишением того, что необходимо для его нормального развития: прогулки, еды, сна;

2) важно соблюдать неприкосновенность личности ребенка, на­казание должно быть гуманным;

3) наказание должно быть справедливым. (И. Г. Песталоцци пи­сал: «Кто наказывает невинность, тот утрачивает любовь»);

4) наказание должно учитывать индивидуальные особенности ребенка;

5) сила наказания увеличивается, если оно исходит от коллек­тива и поддерживается им;

6) если решение о наказании принято, то нарушитель должен быть наказан;

7) никогда нельзя допускать превращение наказания в орудие мести;

8) важно соблюдать педагогическую тактичность в наказании. Использование поощрения и наказания эффективно только в комплексе с убеждением, приучением, примером.

Ведущим из этих методов должно быть поощрение, наказание лишь вспомогательный метод.

Соревнование — это метод направления естественной потребности школьников к соперничеству и приори­тету для воспитания нужных человеку и обществу качеств.

Метод соревнования выполняет важные педагогические функ­ции:

1) освоения опыта общественного поведения;

2) развития физических, нравственных, эстетических качеств воспитанника.

Существует ряд педагогических условий и требований, которые необходимо соблюдать при организации соревнования:

■ определение цели и задач;

■ наличие программы;

■ наличие четких, понятных ребенку критериев оценки; оптимальные условия для проведения;

■ справедливость при подведении итогов и награждении победи­телей;

■ наличие сложности и увлекательности для детей.

Методы стимулирования поведения и деятельности так же необходи­мо сочетать с другими методами воспитания.

В гуманистической педагогике главным субъектом воспитания является ребенок, поэтому в качестве важного условия его разви­тия часто называют самовоспитание, которое подчеркивает целе­направленные действия самого воспитанника.

Воспитание — это лишь внешнее воздействие на человека, а формирование каких-либо качеств возможно лишь тогда, когда следствием этого воздействия является самовоспитание лично­сти.

Народная мудрость гласит: «Человек — это то, что он сам из себя сделал».

Современный отечественный педагог В. А. Караковский писал: «Самовоспитание делает человека хозяином обстоятельств».

Самовоспитание — это сознательная целенаправленная дея­тельность человека по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств.

В. А. Сухомлинский отмечал: «Никто не может воспитать чело­века, если он сам себя не воспитает».

Самовоспитание тесно связано с воспитанием. Его можно рас­сматривать как результат воспитания. В ходе самовоспитания можно добиться значительных положительных изменений в лич­ности: ее умственном, физическом, художественно-эстетическом, духовно-нравственном развитии.

Важные задачи педагога — стимулирование и педагогическая поддержка самовоспитания школьников.

Работа по самовоспитанию личности осуществляется с помо­щью методов самовоспитания.

Четвертая группа - методы самовоспитания — это методы, направленные на со­знательное изменение своей личности в соответствии с требова­ниями общества и личностного плана развития, на сферу саморе­гуляции. Саморегуляция — система сознательных актов, действий, на­правленных на поддержание, достижение необходимого психиче­ского состояния, управление своей психикой.

К методам самовоспитания относятся: самонаблюдение, само­анализ, самоприказ, самоубеждение, самовнушение, самокон­троль, самоотчет, самокритика, самонаказание, самооценка и др.

Успех самовоспитания во многом зависит от самооценки. Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих досто­инств и недостатков, своего места среди людей.

Существуют определенные виды самооценки:

■ адекватная (положительная, правильная);

■ заниженная;

■ завышенная.

К основным приемам формирования самооценки относят: со­отнесение уровня своих притязаний с достигнутым результатом; сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих; самоизмерение своих результатов в соответствии с идеалом личности.

Организация работы по самовоспитанию должна обязательно включать в себя:

■ самопознание,

■ рефлексию,

■ критическую самооценку.

Самопознание — это процесс познания себя, своих потенциаль­ных и актуальных свойств, личностных и интеллектуальных осо­бенностей, отношений с другими людьми, поведенческих характе­ристик, полученных в ходе самонаблюдения и использования спе­циальных методов диагностики.

Процесс самовоспитания осуществляется в соответствии со следующими этапами:

1) постановка цели;

2) создание программы;

3) определение методов и средств;

4) непосредственная работа личности над собой;

5) самоконтроль и коррекция программы.

Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся вклю­чает в себя следующие этапы (компоненты) работы:

1) диагностику готовности детей к самовоспитанию;

2) обучение способам самопознания;

3) формирование общественного мнения в коллективе по во­просам самовоспитания;

оказание помощи учащимся при выработке программы са­мовоспитания

4) определение методов самовоспитания;

5) практическую помощь детям при реализации программы по самовоспитанию.

Эффективность воспитания во многом зависит от правильного выбора методов воспитания и соответствующих методических приемов.

Существуют различные условия (факторы, причины), влияю­щие на выбор методов воспитания, а именно:

■ цели и задачи воспитания;

■ содержание воспитания;

■ возрастные особенности воспитанников;

■ индивидуальные и личностные особенности детей;

■ уровень сформированности коллектива;

■ условия воспитания (материальные, санитарно-гигиенические, психологический климат в коллективе, стиль педагогического руководства и др.);

■ уровень педагогической квалификации учителя, его профессио­нализм;

■ время воспитания;

■ ожидаемые результаты.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: