Действия следователя и иных уполномоченных субъектов судопроизводства с учетом ситуационного подхода.




Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Основная часть………………………………………………………………4

Заключение…………………………………………………………………27

Библиографический список……………………………………………..…29

 

Объект исследования - экономическое преступление, состоящее в легализации денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем; недостатки во взаимодействии следователя и оперативного сотрудника в процессе расследования и раскрытия преступлений.

Любое экономическое преступление направлено на получение преступных денежных средств, которые в последующем потребуется легализовать, придать вид законного происхождения.[1] Следует отметить, что данное преступление относится к категории самых латентных, а значит трудно выявляемых. Это обусловлено тем, что в совершении этих преступлений зачастую участвуют работники банков и других финансовых организаций, и, следовательно, заинтересованы в сокрытии данного преступления.[2] Преступные деяния завуалированы под легальные и законные действия, и даже с использованием законных документов, что окружающими по первому впечатлению воспринимается как чисто гражданско-правовые отношения.

Вопрос противодействия легализации денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем, имеет особую роль для экономической безопасности государства и остается актуальным, так как подобные преступления создают непосредственную угрозу обеспечения устойчивого развития финансовой системы Российской Федерации.[3]

Российская Федерация является одним из государств – участников межправительственной организации «Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег» (ФАТФ).

 

 

Расследование и раскрытие преступлений является одним их важнейших направлений деятельности государства, данная деятельность от имени которой осуществляется в тесном взаимодействии следственных подразделений и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Их взаимодействие необходимо, так как в большинстве случаев обойтись без проведения мероприятий негласного характера для получения информации, которая будет являться ориентирующей или сведений, которые впоследствии могут быть использованы в доказывании, невозможно. В связи с чем нельзя провести качественное расследование и достижение назначения уголовного судопроизводства.[4]

Легализация денежных средств или иного имущества есть умышленное расслоение, размещение и интеграция денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, с целью сокрытия источника происхождения и получения возможности дальнейшего легального использования денежных средств или иного имущества в осуществлении предпринимательской или иной экономической деятельности.[5]

Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем является сложным многоэтапным процессом, состоящим из нескольких заранее спланированных и связанных с предикатным преступлением действий субъекта, направленных на интеграцию преступно добытого имущества в легальную экономику для придания правомерности его владения.[6] Ответственность наступает и при совершении одной финансовой операции или сделки.[7]

Выявление фактов легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенного в результате осуществления преступной деятельности, является довольно сложным и трудоемким процессом.

В некоторых случаях следователи путают легализацию имущества, полученного преступным путем, со сбытом имущества, полученного преступным путем. В связи с чем, следователям для решения вопроса о наличии состава преступления, предусмотренного ст.174.1 следует установить, что лицо совершило финансовые операции или сделки с денежными средствами и иным имуществом именно с целью придания правомерного вида владения, пользования и распоряжения имуществом.[8]

Преступными лицами активно используются банковская система, банковские инструменты при введении преступных капиталов в законный оборот, поэтому им необходимо обладать знаниями технологий банковских операций. В связи с этим наряду со способом совершения преступления, значимым для раскрытия преступлений является сама личность преступника. [9]

Порядок и способ легализации незаконных капиталов можно представить следующими стадиями:

1- на первой стадии происходит размещение капитала (наличные деньги преобразуют в средства на счетах и различные имущественные ценности, тем самым вводят «грязные» деньги в хозяйственный легальный оборот), чтобы скрыть следы преступного происхождения имущественных ценностей. Благодаря данным действиям преступники пытаются воспрепятствовать их идентификации и конфискации со стороны государства. Для того чтобы замаскировать истинные источники, владельцев и места расположения денежных средств, полученных незаконным путем, преступники создают подложные документы, создавая ложный «бумажный» след.

2- на стадии смешения деньги отделяются от источника их происхождения благодаря проведению множества операций, в связи с чем теряют признаки источника происхождения. Преступные капиталы смешиваются с законным капиталом, с помощью наслаивания различных финансовых операций друг на друга, сильно затрудняя работу по отысканию незаконных денежных средств.

В основном такие операции носят международный характер. Для осуществления операций «смешения» нужны каналы для перевода денег. Поэтому широко используются подставные лица, фиктивные и «прикрывающие» фирмы, которые выполняют данные функции и от имени которых формируются оправдательные документы-основания для перевода денег. Многие «отмывальщики» имеют не одну прикрывающую (фиктивную) компанию.

3- на стадии интеграции приобретенным на втором этапе активам должны придать видимость законности, поэтому они вливаются в экономический и финансовый круговорот для получения новой прибыли.

Если след отмытых денег не получится выявить на двух предыдущих стадиях, то в последующем это сделать будет исключительно сложно.[10]

Информация о легализации денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, может поступать из различных каналов, таких как:

1. материалы прокурорских проверок;

2. материалы выездной налоговой проверки;

3. материалы органа Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг);

4. по материалам о расследовании прочих преступлений;

5. по материалам проверок оперативных подразделений правоохранительных органов.

В процессе осуществления оперативно-розыскных мероприятий, признаки преступления могут быть выявлены посредством:

-выявления фиктивных фирм, лжебанков, незаконных финансовых операций с использованием крупных личных средств;

-выявления мнимых сделок (недействительных), обнаружение поддельных бухгалтерских и иных документов;

-установления признаков деятельности, которая не свойственна работе некоммерческой и общественной организации;

-выявление лиц, совершающих преступную деятельность по легализации (отмыванию) денежных средств.

Информация о признаках проведения преступной деятельности в ряде случаев поступает от иностранного государства или международной организации, которая создана специально для борьбы с отмыванием денежных средств, полученных в результате преступной деятельности.

Сведения о преступлении могут быть получены от должностных лиц, которые являются сотрудниками организаций или учреждений, обратившихся в правоохранительные органы для предоставления имеющейся информации:

-о попытках вовлечения работников тех или иных организаций и учреждений в преступную деятельность и совершения действий, направленных на легализацию преступных денежных средств;

-обнаружение фактов совершения сотрудниками неправомерных действий в пользу других организаций;

-обнаружение поддельных документов, реквизитов, несуществующих юридических лиц и т.д.

В Российской Федерации организована система по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, которая включает в себя правоохранительный блок, субъекты которого выполняют возложенные на них задачи по выявлению, пресечению и расследованию соответствующих преступлений. Эффективность деятельности правоохранительных органов зависит от взаимодействия с Федеральной службой по финансовому мониторингу с помощью взаимного обмена информацией о сомнительных операциях лиц, деятельность которых позволяют усомниться в законности их действий и имеет признаки преступления. Росфинмониторинг в свою очередь координирует деятельность субъектов правоохранительного блока.[11]

Сущность деятельности Росфинмониторинга заключается в получении информации о подозрительных операциях, подлежащих обязательному контролю. После установления незаконных процедур, информацию подлежит передаче в правоохранительные органы. Однако передаваемые в правоохранительные органы материалы носят аналитический характер, но могут быть использованы в качестве ориентирующей информации при планировании расследования, производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

Финансовые расследования носят не процессуальный характер, так как в соответствии с ч.1 ст.86 УПК РФ собирание доказательств должно осуществляться надлежащим субъектом, то есть дознавателем, следователем, прокурором и судом, путем производства следственных и иных процессуальных действий. Но, в случае соблюдения процедуры легализации информации, полученной от Росфинмониторинга, и подтверждения процессуальными способами, результаты финансовых расследований могут быть использованы в качестве источников информации для формирования доказательств по уголовным делам.[12]

Росфинмониторинг осуществляет ответы на запросы правоохранительных органов. Следователь в целях выявления легализации преступных доходов направляет запрос в Росфинмониторинг об имеющейся информации в отношении подозреваемого (обвиняемого).

Полученные сведения о преступлении, которые стали известны дознавателю, следователю, прокуратуре (данные, о признаках легализации, полученные в ходе расследования основного преступления) являются поводом для возбуждения уголовного дела. Согласно ч.1 ст. 140 УПК РФ к поводам относятся:

1. заявление о преступлении;

2. явка с повинной;

3. сообщение о совершенном или готовящемся преступлении;

4. постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Таким образом, поводом для возбуждения уголовного дела является любое сообщение (информация), которая содержит признаки преступной деятельности.

К уголовным делам о легализации преступных доходов необходимо установить комплекс обстоятельств, подлежащих выяснению и доказыванию при расследовании, а именно:

- обстоятельства, относящиеся к предмету преступного посягательства.

Следователю необходимо доказать факт приобретения денежных средств или иного имущества преступным путем, а также факты совершения финансовых операция и других сделок с данными средствами и использования преступного дохода для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Следует установить размер преступного дохода, в чем выражался преступный доход.

-обстоятельства, относящиеся ко времени совершения преступления. [13]

Следователю необходимо установить момент начала и окончания преступления.

-обстоятельства, относящиеся к месту совершения преступления.

Местом легализации может являться не только территория Российской Федерации, но и территория любого другого государства (если действия по отмыванию совершались на его территории). Необходимо установить местонахождение предприятий, учреждений, организаций, используемых преступниками для осуществления легализации. А также установить и доказать весь путь прохождения преступного дохода от момента совершения базового преступления, явившегося источником финансовых средств, до приобретения на них имущества.

-обстоятельства, относящиеся к способу совершения преступления.

Необходимо установить и доказать, какие именно финансовые операции и другие сделки были совершены в целях легализации.[14]

-обстоятельства, подлежащие доказыванию, характеризующие личность обвиняемого.

Установление обстоятельств образа жизни обвиняемого, таких как явное несоответствие доходов лица его расходам, выявление связей с целью выдвижения версий о возможных сообщниках и учреждениях, участвующих в процессе легализации.

- обстоятельства, подлежащие доказыванию, характеризующие цели, которые преследует преступник:

доказать, что легализация осуществлялась с целью придания правомерного вида владению, пользованию, распоряжению денежными средствами или иным имуществом, приобретенными преступным путем.

-обстоятельства, подлежащие доказыванию, способствовавшие совершению преступления:

в связи с тем, что легализация, в большинстве случаев, возможна только с предварительной подготовкой, необходимо доказать, что преступлению предшествовала предварительная подготовка, а именно: отрабатывались каналы поступления преступных денежных средств; подбирались соучастники; вносились определенные изменения в документооборот предприятий, организаций; создавались в необходимых случаях фиктивные фирмы, дочерние или зависимые компании, представительства и филиалы.[15]

Одним из самых эффективных способов достижения положительных результатов в расследовании и раскрытии преступлений является совместная деятельность следователя и оперативного сотрудника, которая проводится на принципе согласованности. Можно предположить, что данное взаимодействие будет выстраиваться в форме кооперации, которая характеризуется объединением усилий субъектов для достижения совместной цели при разделении между ними функций, ролей и обязанностей.[16]

Взаимодействие направлено на получение не достающих материалов. В связи с не обнаруженным или скрывшимся от следствия лицом, взаимодействие после приостановления предварительного расследования направлено на розыск преступника. Ведь понятие розыск нельзя трактовать только в значении предшествующего суду собирания улик, оно включает в себя и поиск уклоняющихся от наказания лиц, без вести пропавших. Деятельность оперативного сотрудника может проводиться до возбуждения уголовного дела.[17]

Оперативно-розыскная деятельность и уголовное судопроизводство представляют собой единство процессуального и не процессуального, это не заключается только в проведении следственных действий и ОРМ, но и предполагает наряду с добыванием информации ее использование, принятие решений. Так, результаты ОРМ могут послужить основанием для возбуждения уголовного дела или проведения следственных действий.[18] Пример из судебной практики - Гражданин А обвиняется в том, что занимая должность директора ООО «данные изъяты», являясь лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в коммерческой организации, совершил мошенничество, путем внесения недостоверных сведений в квитанции об оплате коммунальных услуг относительно получателя платежа, путем обмана жителей многоквартирных жилых домов, обслуживание которых входило в обязанности ООО «данные изъяты», в особо крупном размере. Похитив денежные средства, впоследствии распорядился ими в своих личных корыстных целях, аккумулировав их на расчетном счете, решил легализовать их, путем совершения финансовых операций, придав видимость правомерного владения. Справка об исследовании документов была в основе обвинения.[19]

Подозреваемый Б, являясь директором ООО «данные изъяты», осуществлял незаконное перемещение через таможенную границы лесоматериал. Подозреваемым была проделана операция смешения денежных средств, полученных преступным путем с однородными правомерно приобретенными доходами. В целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению, подозреваемый перечислял данные денежные средства на расчетные счета различных организаций под видом совершения различных сделок. Вещественными доказательствами по делу были результаты ОРД, представленные таможней; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; прослушивание телефонных переговоров.[20]

Особенностью оперативно-розыскных мероприятий является преимущественно поисково-справочный, наблюдательно-обследовательский и разведывательный характер. Оперативные сотрудники обязаны неукоснительно выполнять поручения следователя, помогать в производстве следственных действий, а также проводить политику содействия при их осуществлении. Следователи наделены достаточно широкими полномочиями благодаря УПК РФ и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», на основании которых имеют возможность активно и широко использовать оперативно-розыскные возможности для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.[21]

Для раскрытия преступлений потребуется провести большой объем работы следственно-оперативного характера. Нужно сформировать план, методическую и логическую схему оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, установить характер действий. Все перечисленное возможно только благодаря взаимодействию сторон.[22]

Следователь и оперативный сотрудник взаимодействуют благодаря таким формам, как:

· создание следственно-оперативной группы;

· исполнение оперативными сотрудниками поручений следователя;

· совершение следственных действий с привлечением оперативных сотрудников;

· легализация результатов ОРД;

· поступление к следователю оперативно-розыскных данных о выявленной преступной деятельности и совместный анализ указанных материалов.

Совместная работа имеет ряд неоспоримых преимуществ, к которым относятся: одновременная отработка нескольких версий, производство большого количества различных по характеру и степени сложности следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, возможность совместного анализа сложившейся следственной ситуации, выдвижения новых версий, дополнительное планирование совместных мероприятий. [23]

Для эффективной деятельности по расследованию преступлений оперативным сотрудникам необходимо установить данные о способах и каналах легализации преступных доходов; выявить банки, кредитные учреждения, подставные фирмы, с помощью которых реализуют незаконную деятельность; получить информацию о том, где именно находятся преступные доходы (на банковских счетах, в виде ценных бумаг, в другом виде имущества, в тайных местах); выявить соучастников преступления; установить очевидцев преступной деятельности.

Как показала практика, осуществление гласных мероприятий является неэффективным. Преступники, будучи осведомленными о предпринимаемых правовых мерах, прерывают свою деятельность и успевают скрыться, приняв меры к скрытию следов преступления. Благодаря чему возбуждению уголовного дела по фактам легализации должна предшествовать тщательная и всесторонняя проверка с использованием возможностей оперативно-розыскных служб и подразделений, использующих специфические негласные формы и методы работы в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» и ведомственными нормативными актами.

Оперативный сотрудник проводит такие ОРМ, как:

· прослушивание телефонных переговоров;

· наведение справок;

· оперативный эксперимент;

· опрос;

· снятие информации с технических каналов связи;

· получение компьютерной информации;

· наблюдение;

· контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;

· оперативное внедрение сотрудников в преступные организации;

· обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств.[24]

С целью получения информации о фактах легализации доходов, полученных преступным путем и выявления данных преступлений, следователь направляет поручение о производстве ОРМ, не конкретизируя при этом их выбор. Наиболее эффективным ОРМ является опрос. При этом опрашиваются обе категории лиц: совершившие предикатные преступления и легализующие приобретенные преступным путем денежные средства или иное имущество; передавшие для легализации иным лицам. Не причастные к совершению предикатного преступления: получившие денежные средства или иное имущество для осуществления сделок или иных финансовых операций, причем преступное происхождение им известно.

Другим эффективным ОРМ является наведение справок по фактам выявления и документирования легализации преступных доходов, которое заключается в получении или сборе информации о физических или юридических лицах путем истребования по письменным запросам соответствующей информации. Наиболее результативным будет направление оперуполномоченными запросов в:

v -государственные органы, в том числе правоохранительные, иные организации, с целью получения сведений о розыске, судимости, месте проживания, роде занятий, образовании, информация о родственниках подозреваемых лиц;

v -в соответствующие оперативные подразделения, для получения определенных законом сведений в результате производства оперативно-поисковых и оперативно-технических мероприятий.

v -Федеральную налоговую службу РФ, для получения сведений о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

v -Единую информационную систему в сфере закупок Федерального казначейства, для получения информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц;

v -Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии, для получения сведений об объекте недвижимости организации и лица;

v -Подразделений ГИБДД МВД РФ, для получения информации о проверке истории регистрации в ГИБДД, получения сведений о транспортном средстве.[25]

С помощью ОРМ как оперативный эксперимент выявить сотрудников финансовых организаций, размещающих денежные средства, приобретенные преступным путем, отследить движение денежных средств от разрабатываемого лица к лицу, оказывающему содействие в их легализации.

Наблюдение позволяет фиксировать нарушения банками, коммерческими организациями правил ведения банковской финансовой документации и установленного порядка проведения финансовых операций. Наблюдение за лицами позволяет выявить пособников.

Учитывая практику расследования данного вида преступления, для выявления фактов легализации самым результативным ОРМ является исследование финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов о сделках и финансовых операциях.[26] Следователю совместно с оперуполномоченным необходимо получить следующие документы: учредительные, бухгалтерско-учетные; органов государственного контроля, на которые возложена обязанность по обеспечению законности деятельности контролируемых организаций; отражающие проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности и др.[27]

Примерный перечень некоторых основных документов, которые могут выступать в качестве доказательств легализации в каждом конкретном случае, и соответственно, могут выступать объектами изымаемых в ходе обыска или выемки:

-платежные поручения и иную документацию, явившихся основанием для проведения кредитно-расчетных операций (одновременно следует принять меры к установлению действительности: соответствия характера реально проведенной операции ее документальному оформлению) и целесообразности сделок, послуживших поводом для проведения финансовых операция.[28]

-документы, отражающие суть совершенных сделок, предусмотренных гражданским кодексом (купли-продажи, обмена, дарения) и выписки из реестров, в которых они регистрируются. Помимо этого необходимо допросить лиц, являющихся сторонами в сделке.

-документы, свидетельствующие о регистрации недвижимого имущества и прав на него.

-учредительные документы, фиксирующие поступление денежных средств на расчетный, корреспондентский, валютный счета предприятия либо счета третьих лиц, бухгалтерские документы – книги счетов, балансы, акты сверки взаимных расчетов, акты приема-передачи векселей, а также иные документы, связанные с поступление и использованием средств.

-кассовые документы; личные записи подозреваемых лиц, отображающих преступную деятельность.[29]

В ходе осмотра документов, о совершении операций, связанных с легализацией денежных средств, могут свидетельствовать следующие обстоятельства:

1.Совершение финансовых операций и сделок не связанных с основной деятельностью предприятия, учреждения в крупном размере.

2. Наличие «двойного» учета финансовых операций и сделок.

3.Получение от анонимных лиц в качестве благотворительной или спонсорской помощи значительных сумм, либо передача таких средств.

4. Необоснованно крупные либо беспричинные выплаты денежных средств, либо передачи материальных ценностей лицам, не имеющим отношения к деятельности предприятия, учреждения, организации.

5. Наличие документов об оказании необычно дорогостоящих услуг нематериального характера (информационных, консультационных и т.д.).

6. Наличие документов о получении материальных средств от предприятий и учреждений, чье существование вызывает сомнение, либо о направлении туда средств, о получении материальных средств из-за рубежа либо о переводе их за рубеж, в «офшорные» зоны.

7. Несоответствие сумм официальных доходов и произведенных расходов.

8. Совершение финансовых операций и сделок, необычно сложных по форме, не соответствующих здравому смыслу либо заведомо экономически невыгодных.[30]

Также приоритетным в выявлении фактов легализации преступных доходов остается агентурная деятельность. С помощью легендированного ввода агента в преступное сообщество, устанавливают структуру, текущую деятельность и планы преступников. В ходе оперативных мероприятий может быть выявлена информация: об организаторах преступления; о приемах и способах легализации преступных доходов; о связях с лицами, причастных к легализации преступных денежных средств.

Следователь для раскрытия данного вида экономического преступления может проводить такие следственные действия как:

· осмотр;

· очная ставка;

· допрос;

· обыск;

· выемка;

· назначение экспертизы.[31]

Пример из судебной практики: Подсудимая А выполняла обязанности бухгалтера, она осуществляла полномочия по распоряжению чужим имуществом и имела к нему доступ. Электронные накопители информации, содержащие электронные подписи, также находились в распоряжении подсудимой А. В результате проведенных операций, подсудимой были похищены и переведены денежные средства на свой счет. Кроме обвинения в хищении денежных средств, подсудимая обвиняется по ст.174.1 УК РФ. В целях придания вида правомерного вида владению, пользованию и распоряжению похищенными денежными средствами, она совершила финансовые операции, а именно: перечислила деньги на свое имя, указав назначение платежа - доход от предпринимательской деятельности; заключила договор купли-продажи автомобиля. Протокол осмотра сотового телефона, принадлежащего директору юридических лиц, чьи деньги были похищены, установил, что между ним и подсудимой была проведена электронная переписка, согласно которой свидетель требовал объяснений причин отсутствия подсудимой на работе и причины перевода денежных средств на счет, принадлежащий подсудимой при отсутствии его распоряжений. Данный протокол являлся одним из доказательств, который подтвердил виновность лица.[32]

Основаниями для производства следственных действий понимаются,

как правило, данные (сведения), указывающие на возможность (необходимость) их производства. В самом начале расследования, когда доказательств в уголовном деле еще нет или их недостаточно, основанием для проведения следственных действий могут служить не только доказательства, но и оперативно-розыскные данные.[33]

В процессе раскрытия преступления также важное место занимает производство неотложных следственных действий. Мы согласны с позицией профессора А.П.Кругликова, который полагает, что в качестве неотложных следственных действий может быть любое из них, промедление с производством которого может привести к утрате доказательств, затруднить их поиск, дать возможность преступнику скрыться от следствия.[34] Неотложные следственные действия выполняются для обнаружения и закрепления следов преступления.

Следует раскрыть в докладе о взаимодействии следователя и оперативного сотрудника про учение о следственной ситуации, которое посвящено ситуационному подходу к процессу расследования и возможности разработки программ расследования. Под следственной ситуацией большинством исследователей понимается динамически обусловленная объективная реальность (обстановка), в которой осуществляется расследование, формирующаяся сквозь призму определенной совокупности факторов и компонентов.[35]

Действия следователя и иных уполномоченных субъектов судопроизводства с учетом ситуационного подхода.

Признаки легализации выявлены одновременно с признаками исходного преступления; некоторые из лиц, причастных к совершению легализации уже установлены; предмет легализации известен, но к материалам уголовного дела приобщить не удалось.

Целесообразно провести дальнейшие действия по выявлению, установлению, задержанию и изобличению остальных лиц организованной преступной группы. Необходимо установить местонахождения материальных ценностей, подлежавших легализации. Предварительное расследование следует начать с осмотра документов, отражающих признаки преступления. Провести обыск по месту жительства и работы уже задержанных лиц. Совершить выемку документов и предметов в органах, осуществлявших регистрационные полномочия в отношении сделок, целью которых являлась легализация, а также принимавших иные значимые решения в связи с данной деятельностью преступных лиц. Посредством проведения допроса свидетелей из числа сотрудников организаций установить обстоятельства легализации и признаков легализуемых материальных ценностей. Благодаря проведению оперативно-розыскных мероприятий установить местонахождение предметов легализации; иных субъектов преступлений, степени и роли их причастности к совершению преступления, а также их местонахождение с целью задержания при наличии доказательств принадлежности к процессу легализации. [36]

Признаки легализации выявлены одновременно с признаками основного преступления; информация о преступниках и о местонахождении материальных ценностей недостаточная.

Первоначальными следственными действиями являются допросы свидетелей – представителей организаций – добросовестных участников гражданско-правовых сделок; выемка документов, которые содержат данные о совершении сделок, отражающих процесс легализации материальных ценностей. Направление официальных запросов в государственные органы, осуществлявшие регистрационно-разрешительные и иные смежные полномочия в отношении сделок, истинной сущностью которых являлась легализация.

Посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий установить личности преступников, а также их местонахождение для оптимального момента задержания, личного обыска и допроса.

Согласно оперативным данным, материальные ценности в результате совершения комплекса операций или сделок приобрели статус законно приобретенных, процесс легализации завершен.

Необходимо проанализировать представленные результаты оперативно-розыскной деятельности. Направить запросы, либо провести выемку в государственных или иных органах и учреждениях, наделенных регистрационными либо контрольно-надзорными полномочиями, по вопросам, связанным с отражением возникновения или изменения права собственности или иных законных прав на различные материальные ценности. Путем выемки изъять дела, оформленные в связи с обращением заявителей по факту признания или изменения данных прав и принятым по данному поводу решения. Осуществляя осмотр документов, следует обнаружить признаки подлога, совершенного заявителем и иными заинтересованными лицами в виде подписи или иных персональных данных подставного лица. Допросить свидетелей из числа лиц, наделенных полномочиями принимать юридически значимые решения, лиц, выполняющих вспомогательные или технические функции, а равно лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от подозреваемых, работающих в организациях, предположительно причастных к легализации.

Провести обыск по месту жительства лиц, заподозренных в преступлении и изъять документацию, имеющую отношение к устанавливаемому событию; возможные орудия и средства преступления. Параллельно осуществлять следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия, связанные с негласным подключением и фиксацией информации, передаваемой с помощью технических каналов связи. По мере наличия доказательств с учетом фактора внезапности назначить допросы подозреваемых, очные ставки, различные экспертизы.[37]

Согласно оперативным данным, процесс легализации находится на стадии реализации (воплощения).

Целесообразно продолжить оперативное наблюдение с целью определения оптимального момента задержания с поличным (при наличии достаточного объема изобличающей информации). Следует проводить прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи. По возможности следует назначить оперативный эксперимент и иные мероприятия, связанные с созданием ситуации, побуждающей субъектов преступления осуществить сделки с имуществом, полученным в результате совершения преступления, в рамках процесса легализации (отмывания). Задержание с поличным в рамках оперативно-тактической комбинации должно предусматривать: осмотр места происшествия, материальных ценностей; допрос участников сделки, нацеленной на легализацию. Незамедлительно провести обыски по месту жительства и месту работы задержанных и иных участников организованной группы, а также выемку в организациях, находящихся в гражданско-правовых или в служебных отношениях с субъектами преступления и представляемыми последними организациями. Изъятые предметы и документы подлежат направлению на экспертные исследования: почерковедческое, технико-криминалистическое исследование документов, бухгалтерское, финансово-экономическое, компьютерно-техническое и др. [38]

Для качественного расследования необходима достаточная и качественная основа, которая может быть создана на стадии осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Представленные в следственные органы материалы оперативно-розыскной деятельности с учетом ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и положений ст. ст. 88 УПК РФ и 89 УПК РФ должны отвечать требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности. Несоблюдение требования закона в порядке проведения и оформления ОРМ влекут признание полученных доказательств недопустимыми. Фиксируются нарушения закона при проведении, документировании и представлении результатов оперативно-розыскной деятельности.[39]

Недолжным образом происходит обмен информацией, наблюдается несогласованность при производстве следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Следователи с недоверием относятся к оперативно-розыскной информации при планировании и производстве расследования, а оперативные сотрудники не всегда своевременно и качественно выполняют их поручения в производстве розыскных и отдельных след



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: