Родительское собрание в 1 младшей группе №3 на тему: Особенности развития детей третьего года жизни, кризис 3 лет»




Цель: Формировать активную позицию родителей в воспитании их ребенка с учетом его возрастных особенностей. Сформировать представление о кризисе 3-х лет; развивать способность к разрешению проблемных ситуаций; выработать новые навыки взаимодействия с ребенком.

Оборудование: Стулья расставлены по обе стороны экрана, разделяя родителей на 2 команды; кукла; 2 стола, листы, фломастеры, рецепты общения с детьми; Памятки: «Советы родителям»» презентации: «Знаете ли вы своего ребенка», «Послание родителям от ребенка».

 

Добрый вечер, уважаемые родители. Мы очень рады видеть вас. Тема нашего собрания сегодня: «Кризис трех лет».

Мы провели мини анкетирование и выяснили, что половина родителей уже столкнулись с кризисом и испытывают трудности в воспитании детей в этот период. Другая половина пока еще не знает об этой проблеме. Но мы хотим сказать, что всем детям важно пройти и пережить этот кризис, а нам, взрослым, нужно помочь малышам в этом. Поэтому, тема нашего собрания достаточно актуальна.

В начале, мы немного поиграем. Представьте, что эта кукла - ваш ребенок.

Расскажите о нем, каким он стал в последнее время. (Родители передают куклу и рассказывают).

Вы правильно заметили, что дети стремятся к самостоятельности, стали капризничать, перестали слушаться, им все нужно сделать по- своему.

Почему прежде нежный, послушный малыш превращается в упрямого, вредного ребенка? Мы постараемся ответить на этот вопрос!

(включаем презентацию)

Для начала рассмотрим особенности развития ребенка 3-4 лет. В это период происходит бурное биологическое развитие, физический рост, у ребенка возникает потребность в движении. Из общей длительности бодрствования -60 %времени должно уходить на движения.

В психологическом развитии так же наблюдаются изменения. Раньше ребенок и мама были одним целым. Если спрашиваешь маму: «Как дела?» Она отвечает: «Хорошо, мы уже покушали, мы поспали, мы поели». Ребенок и мама были одной нераздельной личностью. Но в данном возрасте ребенок начинает себя отделять от мамы, начинает понимать, что он тоже личность, со своей волей, желаниями, решением. Поэтому, ребенок стремиться к самостоятельности, начинает говорить о себе в первом лице, а не в третьем. Я (Миша), вместо мы…Ребенок осознает себя как отдельного человека со своими желаниями и особенностями.

В 3 года дети сравнивают себя со взрослыми и хотят быть во всем похожими на них. Они хотят от родителей признания своей независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы с ним советовались и учитывали его мнение, он уже сегодня, сейчас хочет быть взрослым, но его возможности пока еще не велики. Возникает противоречие между возможностями и желаниями ребенка. Это противоречие и лежит в основе кризиса трех лет.

2 слайд.

 

Мы хотим сказать, что не нужно бояться этого периода, т.к.

1. Кризис-это движущая сила развития, показатель того, что ребенок растет, правильно развивается и вырастет полноценным человеком. Всякому процессу развития свойственны скачкообразные переходы-кризисы.

2. Это временный период.

Кризис сопровождается массой позитивных и негативных изменений. Ребенок становится раздражительным, упрямым, требовательным, капризным. Конечно, ведь он испытывает внутренний конфликт, когда его желания не совпадают с его возможностями, а так же, внешний конфликт, когда сталкивается с излишней опекой взрослых. Ребенку приходится или сопротивляться или смиряться. Вот малыш и сопротивляется, как может.

3 слайд.

Одним из признаков кризиса является негативизм. Это реакция ребенка не на содержание предложений взрослых, а на то, что это исходит именно от взрослого. Ребенку нужно как то отделить себя от мамы, поэтому, раз мама говорит, пошли гулять, ребенок тут же может выразить протест, даже вопреки своему желанию погулять. Он так поступает только потому, что мама предложила идти гулять, а не он сам так решил.

Рассмотрим пример правильного поведения взрослого. Ты будешь есть?

Ты будешь есть гречневую или рисовую кашу?

4 слайд.

 

Задача взрослых поменять свое отношение к ребенку, осознать, что ребенок находится на новом этапе и прежние методы общения уже не актуальны. Не стоит ругать малыша. Нужно поддержать его, превратить негативизм в игру, научить ребенка правильно выражать свои желания и намерения. Станьте более гибкими в воспитании, расширяйте права и обязанности малыша и в пределах разумного, дайте вкусить ему самостоятельность. Предоставьте ребенку сферу деятельности, где бы он мог проявлять ее. Не нужно переделывать работу ребенка в его присутствии, просите помощи у малыша в элементарных вещах, советуйтесь с ним, как со взрослым. В то же время у ребенка должен оставаться твердый распорядок. Он должен умываться, одеваться, кушать, чистить зубы. Для ребенка так же необходимы абсолютные запреты. Например, не включать утюг, газовую плиту, стиральную машину. Это упорядочивает жизнь детей и делает ее безопасной. Негативизм можно принять за непослушание. Рассмотрим таблицу и сравним эти явления.

5 слайд.

Еще одним признаком кризиса трех лет является упрямство. Ребенок настаивает на чем-то своем не по тому, что он сильно этого хочет, а потому, что хочет, чтобы с его мнением считались, потому, что он этого потребовал и связан своим первоначальным решением.

6 слайд.

Ребенок может упрямиться из- за излишней требовательности родителей. Чем больше родитель проявляет строгость, тем больше ребенок превращается в совершенно неуправляемого упрямца, главной задачей которого будет противоречие окружающим. Важно понять, что это не капризы. Не случайно говорили в Древней Индии: «До пяти лет-ребенок ваш царь. С пяти до десяти - ваш слуга. С десяти до пятнадцати - ваш брат, а после – ваш друг или враг, в зависимости от того, как вы его воспитали.» Нам, взрослым, необходимо понять: свобода, достоинство и распущенность- совсем не одно и то же. Мы не балуем детей – мы создаем условия, в которых они могут вырасти самостоятельными, а значит, полноценными детьми. Можно найти выход в ролевой игре, т.к сюжетная игра становится ведущей деятельностью ребенка с 3 лет. Пример: Ваш ребенок не хочет кушать, хотя голодный. Не упрашивайте его. Накройте стол и посадите на стул мишку. Изобразите, будто мишка пришел обедать и очень просит малыша, как взрослого, попробовать, не слишком ли горячий суп, и, если можно, покормить его. Ребенок, как большой, садится рядом с игрушкой, и незаметно для себя, играя, вместе с мишкой съедает весь обед.

 

7 слайд.

Упрямство приводит к неврозам, лжи, расстройству нервной системы, раздражительности.

8 слайд.

Капризность отличается от упрямства. Это действия, лишенные разумного основания, т.е. «Я так хочу, и все!» Капризы возникают из а следующих причин:

1.Если ребенок физически перевозбудился.

2.Если ребенок не смог закончить начатое дело и ему необходимо продолжить.

3.Если ребенок плакал.

4.Недовольство и раздражительность ребенка.

9 слайд.

Чем же отличаются капризы и упрямство? Если капризы- это нытье по любому поводу, то упрямство- это ответ на поведение или требование родителей.Если капризы- это способ привлечения внимания, то упрямство- это отстаивание своего решения. Капризы- это всегда: «Я не хочу!»; а упрямство: «Я так хочу!»

10 слайд.

Остается добавить, что существуют условия возникновения капризов.

1.Повышенная эмоциональная возбудимость.

2.Некомфортная обстановка.

3.Плохое самочувствие.

4. Переутомление.

5. Чувствительность.

11 слайд

Чем же еще сопровождается кризис? Одно из проявлений этого периода строптивость. Она безлична, направлена против норм воспитания, образа жизни. Ребенок отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит (особенно это проявляется в семьях, где наблюдаются противоречия в воспитании: мама требует одного, папа другого. Ребенок начинает баловаться, когда вы готовите ужин или к вам пришли гости.

Следующее проявление-это своеволие. Ребенок стремится все делать сам. Он сам намазывает бутерброд, завязывает шнурки, заправляет постель. Он начинает понимать разницу между детьми и взрослыми и стремиться быть похожим на взрослых.

Следующее проявление-это протест-бунт. Ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими. Он грубит бабушке, пререкается с мамой, даже сверстники не обходят этот протест стороной. Группа маленьких кризисников в песочнице часто ссорятся. Не дают играть в свои игрушки, дерутся, размахивая лопатками.

12 слайд.

Деспотизм- еще одна форма выражения кризиса трех лет. Ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность. Следующее проявление кризиса- пренебрежение. Ребенком обесценивается все то, что не вызывало ранее отрицательных эмоции и было даже интересно: игрушки, предметы обихода, знакомые люди. Последним проявлением кризиса является симптом обесценивания. Он проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей. Например, в этом возрасте ребенок впервые вполне осознанно может использовать скверные слова в адрес родителей. Отказывается признать свою неправоту, и попросить прощение за грубость. Если такое поведение остается незамеченным или же вызывает насмешку, смех, удивление, то для малыша это может стать подкреплением его действий. Когда позднее (в 7-8 лет) родители вдруг обнаружат, что ребенок спокойно им дерзит и захотят это исправить, то сделать что либо будет уже поздно. Синдром обесценивая станет привычной линией поведения ребенка.

Мы хотим заметить, что симптом обесценивая проявляется так же в отношении любимых игрушек и вещей. Как мы уже говорили- кризис-это этап развития ребенка. Он исследует и определяет модель поведения, что хорошо и что плохо. Нужно направлять энергию ребенка в ходе игры в мирное русло. Используя игрушки, обыгрывать неприятные моменты, чтобы ребенок увидел со стороны, как нужно поступать.

13 слайд.

.

В ходе этой нелегкой борьбы за самостоятельность, у ребенка возникают истерики, в ответ на обиду или неприятные известия, которые усиливаются при повышенном внимании окружающих. Истерика-это бурное, яркое появление эмоций, игра на публику при наличии зрителей. Она выражена громким плачем, криком, иногда битьем головой о стену или пол, расцарапыванием лица.

14 слайд

.

Рассмотрим некоторые советы, как можно предотвратить приступы истерики. Если ребенок чем- то расстроен, не акцентируйте внимание на этой проблеме, отвлеките его и постарайтесь предотвратить приступ вспышки. Например, малыш увидел красивую, но дорогую игрушку и просил купить, на ваше объяснение, что у вас нет денег, малыш насупился и готов запылать гневом. Ему можно сказать: «Да, это очень красивая игрушка, давай позвоним в игрушечную страну, чтобы нам ее привезли» и от имени ребенка, понарошку, звоните мастеру, заказываете игрушку. Но потом не забывайте выполнить свое обещание. Можно купить маленькую недорогую подобную игрушку и обыграть ее доставку из волшебной страны. Еще один совет- переключайте детей на действия. В данном примере это был звонок в волшебную страну. Назовите ребенку его эмоциональное состояние. Ты сейчас расстроен, я бы тоже расстроилась если бы это произошло, как хорошо что ты уже взрослый, и сможешь отправиться со мной…например в кино…посмотреть мультфильм, почитать интересную книгу, чтобы поднять себе настроение. Нужно сказать ребенку правду относительно последствий вспышки гнева. Если будешь расстраиваться, то у тебя заболит голова, заболеешь и не сможешь…поиграть с папой в футбол.

 

15 слад.

• Если истерика все же началась то постарайтесь держать себя в руках. не стоит в момент истерики пускаться в длинные объяснения, пытаться достучаться до сознания и совести малыша;. Когда ребенок злится, то бесполезно объяснять, что так делать нехорошо, отложите это до тех пор, когда малыш успокоится. Пока же можно взять его за руку и увести в спокойное безлюдное место.

• постарайтесь отвлечь малыша.

• твердо и простыми словами объясните ребенку, почему вы не будете выполнять его требование;

• постарайтесь не реагировать на советы посторонних; Постороннее вмешательство нервирует родителей больше всего. Но и для малыша будет большой трагедией, если мама согласится с мнением чужой тети. «Вот - вот, отдам тебя чужой тете, посмотри как стыдно, все смотрят на твои безобразия.» Ребенок в этот момент чувствует что мама предает его, отказывает ему в помощи, т.к любой скандал-это лишь обращение к вам за помощью или проверка вашей благонадежности. Ребенку необходимо всегда быть уверенным, что вы не отвернетесь и не предадите его. Выражая свое недовольство и пресекая его художества, вы не отказываетесь при этом от самого ребенка. Старайтесь не обращать внимание на то, что подумают люди о вас и ребенке. Успокаивая ребенка, не шикайте на него, говорите достаточно громко, чтобы все видели и понимали, что ситуация под контролем, вы справитесь с ней сами и никакая помощь вам не требуется. Публичный скандал на то и рассчитан, что вы испугаетесь и постараетесь любыми средствами успокоить чадо, чтобы хорошо выглядеть в глазах окружающих.По сути дела, это шантаж. Стоит вам поддаться на него и показательные выступления начнут повторяться. Соберитесь с духом и проявите твердость. Если дитя лежит на полу магазина, спокойно скажите ему, что подождете, когда он успокоится, на улице. И покиньте поле боя. Это не отказ от поддержки, не предательство ребенка. Вы просто честно сообщаете ему, что этот спектакль вам не интересен,и смотреть дальше его вы не намерены.

• не поддавайтесь на провокации.

• научите ребенка извиняться за свои поступки, и в следующий раз ему будет легче управлять собой.

• выработайте всем семейством единую линию запретов и поощрений.

 

16 слайд.

Мы рассадили вас таким образом, чтобы у нас получилось 2 команды. Сейчас мы с вами посоревнуемся и поделимся опытом друг с другом. Для начала, давайте попробуем составить рецепт желанного общения в кризисный период. Перед вами находятся ингредиенты. Вам нужно составить из них рецепт..

17 слайд.

Проверяем, что получилось у двух команд

18 слайд

.

А СЕЙЧАС КАЖДАЯ КОМАНДА,РАССМОТРЕВ ОТДЕЛЬНУЮ СИТУАЦИЮ, ОТВЕТИТ,ПРАВИЛЬНО ЛИ ПОСТУПИЛИ РОДИТЕЛИ И КАК БЫвы ПОСТУПИЛИ НА ИХ МЕСТЕ.

. Мама светы поступила неправильно. В период «кризиса трех лет» у ребенка проявляется большое стремление к самостоятельности, что зачастую сопровождается капризами, упрямством. Это тот случай, когда побуждения к самостоятельности разумны. Взрослые должны быть терпимее к подобного рода стремлениям. В данной ситуации следовало поддержать намерение девочки: «Ты Все сделаешь только сама, умница!», «Света сама застегивает пуговицы» - и незаметно отвлекая внимание девочки, помочь ей застегнуть пуговицы.

19 слайд.

Мама Снежаны не права. Прежде всего, она должна разобраться в том, что все-таки можно разрешить ребенку, а чего действительно нельзя. Растущая личность требует к себе уважения, признания. Ребенок вполне может поместить свои игрушки на полку, где находятся вещи взрослых, если у него такой полки нет. Девочке хочется быть похожей на взрослых, поэтому предметы-аксессуары так привлекают ее внимание. Мама может пересмотреть свои вещи и предложить ребенку, которыми она практически не пользуется, чтобы Снежана могла ими пользоваться в ходе игры. Это могут быть предметы одежды, обуви, бижутерии, парфюмерии, которые не представляют опасность для здоровья девочки.

20 слайд.

Девочка проявила самостоятельность, взяла ножницы и резала яркие цветы на бледно-розовом фоне фартука. Взрослым следует убирать колющие, режущие предметы, чтобы они не были доступны для ребенка. Мама может предложить Светлане выполнить подобного рода действия с бумагой, но только в их совместной деятельности.

 

21 слайд

Мама поступила правильно. В данной ситуации что-либо объяснить ребенку сложно, лучше отвести его в сторо­ну, где обстановка более спокойная, и постараться переключить внимание ребенка на какой-либо яркий раздражитель: «Иди скорее сюда, смотри, что у меня есть!.. »

 

22салайд.

Мама Снежаны поступила правильно, используя игровую ситуацию. Данный прием «вход от противного» - позволяет нейтрализовать негативные симптомы поведения ребенка и добиться желаемого результата.

 

В ЗАКЛЮЧЕНИИ ХОЧЕТСЯ СКАЗАТЬ:

Кризисы - это не только трудности. Позитивное содержание кризиса трёх лет состоит в том, что малыш учится отстаивать свои желания, давать отпор внешнему давлению и противопоставлять свою волю воле окружающих.

Если этого не происходит - т.е. если ребёнок не проживает «кризиса трёх лет» (например, если родители очень сильно «задавливают» его или если он слишком рано учится уступать) — он оказывается беззащитным перед лицом чужой навязчивости, наглости, давления и командования, и тогда впоследствии придётся специально учить его выражать и отстаивать свои желания. Вот лишь один пример:

Когда Оле было полтора года, у неё появился младший брат и она стала «старшей». И получилось так, что Оля очень рано научилась уступать младшему брату, а заодно и взрослым - и кризиса трёх лет как такового у неё не было. В результате в пять-шесть лет она столкнулась с тем, что другие дети начали активно пытаться командовать ею, и ей пришлось специально учиться отстаивать свои интересы в общении с ними. А теперь, в восемь лет, ей приходится учиться отстаивать своё мнение перед лицом взрослых - приходится учиться кричать на папу, чтобы остановить его, когда он «заводится».

Ребёнок, который умеет только слушаться и не умеет отстаивать свою позицию, обречён быть постоянным исполнителем чужой воли - и в школьном классе, и в компании подростков, и в будущей профессиональной и личной жизни.

Для равноправных отношений с другими людьми надо уметь не только уступать, но и настаивать на своём.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию послание детей, чего они хотят в кризисный период от вас, взрослых.

Презентация.

Мы приготовили для вас памятки, надеемся, они помогут вам запомнить тему нашего общения! Спасибо за внимание, желаем вам успехов в воспитании детей!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: