Нормативы нервно-психического развития ребенка 1 года жизни.
Двигательная сфера
Возраст | Навыки |
3 месяца | Хорошо удерживает голову |
4 месяца | Опирается на руки, лежа на животе |
6 месяцев | Сформирована зрительно-моторная координация (может дотронуться до предмета под контролем зрения, может длительно удерживать игрушку в руке) |
8 месяцев | Сам сидит, хорошо поворачивается в любую сторону из любого положения |
9 месяцев | Стоит, придерживаясь за что-либо |
10 месяцев | Ползает на животе, уверенно сидит, сам садится |
11 месяцев | Переступает ногами, придерживаясь за что-либо |
13 месяцев | Сам ходит. |
Сенсорная сфера.
Возраст | Навыки |
1 месяц | Смотрит на маму, когда она разговаривает с ним, при этом открывает и закрывает рот, прослеживает горизонтальное движение объекта от центра поля зрения к периферии. |
1,5 месяца | Прослеживает движение объекта от периферии к центру поля зрения, следит за двигающимся человеком |
2 месяца | Развиты глазные реакции: фиксация взора, конвергенция, фокусировка |
3 месяца | Поворачивает голову на звук, который слышен на уровне уха, рассматривает руку, следит за разнообразными движениями игрушки |
4 месяца | Реагирует на исчезающий объект, прослеживает невидимую траекторию движения объекта (за экраном) и предвосхищает попеременное появление объекта в определенных частях пространства, локализует звук |
5 месяцев | Улыбается отражению в зеркале |
6 месяцев | Перестает рассматривать руку, проявляет интерес к новым ярким игрушкам, может иметь любимые игрушки, поворачивает голову на звук, который раздается ниже уха, имитирует слышимые звуки |
7 месяцев | Поворачивает голову на звук, который раздается над ухом, занимает удобную для наблюдения позу |
8 месяцев | Дифференцирует незнакомых, находит наполовину спрятанный предмет, снимает наброшенный платок, рассматривает одновременно 2 игрушки, переводя взгляд с одной на другую, удивляется, если предмет исчезает за ширмой |
10 месяцев | Находит спрятанный на его глазах предмет, вынимает интересные вещи из кармана взрослого, если видел, как их туда положили |
12 месяцев | Поворачивается на собственное имя |
Манипуляции с предметами.
Возраст | Навыки |
3 месяца | Исчезновение хватательного рефлекса, игра с вложенной а руку игрушкой или подвешенными игрушками, появляются движения в руках при виде погремушек, помещенных в зону непосредственной досягаемости |
4 месяца | Произвольный захват, неспецифические манипуляции, оральные (ртом) контакты с предметами |
6 месяцев | Берет вторую игрушку, при этом бросает первую, зрительно контролирует манипуляции, всё тянет в рот, любит играть с бумагой, другими шуршащими предметами, удерживает бутылочку, пьёт из чашки, если её подносят к губам |
7 месяцев | Перекладывает предмет из руки в руку, удерживает 2 игрушки, берет вторую игрушку, предъявленную со стороны свободной руки |
8 месяцев | Берет вторую игрушку со стороны занятой руки, пытается достать предмет из-за барьера, помещенного в одной из половин поля зрения, но использует при этом ближайшую к барьеру руку |
10 месяцев | Может взять маленький предмет (горошину), катает мяч, звонит в звонок, снимает кольца с пирамиды (первые специальные манипуляции) |
11 месяцев | Складывает игрушки в корзину |
12 месяцев | Достает предмет из-за барьера, помещенного в одной из половин поля зрения, использует при этом руку, находящуюся дальше от барьера, выражен интерес к книгам, пытается листать, царапает картинки, почти не тянет предметы в рот, часто бросает их на пол. |
Развитие способов взаимодействия со взрослыми
Возраст | Навыки |
3 месяца | Проявляет интерес к окружающим, узнает мать, возбуждается и предвосхищает интерес приготовления пищи для него, возможны зрительные и эмоциональные контакты |
4, 5 месяцев | Дифференцирует ситуацию «формального общения», прислушивается к речи, поворачивает голову на звуки голоса |
6 месяцев | Тянет руки, когда хочет, чтобы его взяли на руки, понимает жесты «ручки-ручки», возбуждается, если слышит шаги |
7 месяцев | Старается привлечь внимание кряхтением, покашливанием, откликается на имя |
8 месяцев | Хватает руку мамы и отталкивает её, если видит, что она хочет вытереть ему нос, понимает запрет |
9 месяцев | Прячет руки, если не хочет мыть, любит играть в прятки |
10 месяцев | Тянет маму за одежду, требуя внимания, машет «до свидания», отвечает взглядом на вопрос: «Где папа?», очень ненадолго отдает игрушку, понимает одно-двузвуковые обозначения предметов |
11 месяцев | Бросает игрушки, чтобы их подняли и дали ему снова, помогает одеваться |
12 месяцев | Владеет указательным жестом, мотает головой, выражая протест |
Эмоциональное развитие
· Преобладает радостное настроение в период активного бодрствования
· Способы выражения эмоций: улыбка в 2-3 месяца 9всем взрослым, некоторым игрушкам); крик, плач, хихиканье в 2-4-6 месяцев
· Способы контроля над отрицательными эмоциями – модуляции крика, сдерживание плача, паузы в плаче для восприятия реакции взрослого – с 4-6 месяцев
· Избирательность эмоциональных реакций – к 8 месяцам
· Отсутствие патологических симптомов типа: сосание пальца, стереотипные раскачивания, закрытие лица руками при виде взрослого, истерический плач.