Сравнительный оборот с союзами как, будто, как будто, точно, словно является одним из способов выражения сравнения в русском языке.




Ход урока

Организационный момент.

Запись в тетрадях: число, классная работа. Написать предложения с обстоятельствами(спроецировано на экране)

Её глаза как два тумана, полуулыбка, полуплач,

Её глаза как два обмана, покрытых мглою неудач.

(Н.Заболоцкий).

Ребята, давайте попробуем найти здесь что-то необычное. находят сравнительные обороты. Значит, какую тему мы сегодня с вами пройдем? «Обстоятельства, выраженные сравнительными оборотами».

2) Какие цели и задачи мы должны с вами сегодня реализовать? Ответы учащихся. Что каждый из вас должен усвоить к концу урока? Слайд

-Чему мы должны научиться?

Мы не только должны научиться находить сравнения в тексте и правильно ставить знаки препинания при них, но и обогащать свою речь сравнительными оборотами, правильно их используя.

-А что такое обстоятельство? Приведите примеры.

-Перечислите разряды обстоятельств.

-Что такое определение?

-Приложение?

-Перечислите сравнительные обороты.


Словарный диктант.

Впоследствии встретились, идти навстречу ветру, вначале подумай, в начале книги, выступал впервые, подойти вплотную, на встречу с одноклассниками, раскрыть чуть-чуть, сделать по-своему, по-весеннему красивый сад, поступил не по-товарищески.

Сопоставим пары предложений.

Ø Глаза кошки светились, как два зелёных огонька.

Ø Глаза кошки как два зеленых огонька.

Ø Ласковое слово греет, словно солнышко.

Ø Ласковое слово словно солнышко.

- Чем они отличаются?

Вывод: сложность заключается в том, что некоторые сравнительные обороты входят в состав сказуемого и в этом случае запятыми не выделяются.

В первых случаях обстоятельство образа действия, выраженные сравнительными оборотами, выделяются запятыми. К ним ставится вопрос от сказуемого:

Светились(как?), греет (как?).

Во вторых предложениях сравнительные обороты являются частью составного именного сказуемого и не выделяются запятыми.

 

Параллельно у доски работают два ученика. Первый ученик выполняет синтаксический разбор предложения.

Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (простое, повествовательное, невосклицательное, распространенное, двусоставное, утвердительное, осложнено сравнительным оборотом).

Второй ученик проводит морфемный разбор слов: подпрыгивая, потраченном, преувеличив, воскликнуть.

Какие союзы могут использоваться вместо союза КАК?

· Внизу сновали, будто муравьи, люди.

· Он покраснел, словно помидор.

· Густой туман, точно вата, лежал во всем лесу.

· С высоты мне виделась Москва, что муравейник.

Работа с текстом А.С. Пушкина. Фронтально со всем классом

-У каждого из вас есть текст. В нем опущены сравнительные обороты. Текст лишился смысла, который вложил в него А.С.Пушкин. Вставьте предложенные варианты.

Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, _как__________, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как_____________, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, __как____________; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, __как_____________, и потом уже никто ею не занимался.

Слова для справок: как уродливое и необходимое украшение; как и все старые люди; как по установленному обряду; как женщина.

А теперь сравните пушкинский текст с вашим вариантом.

Графиня ***, конечно, не имела злой души; но была своенравна, как женщина, избалованная светом, скупа и погружена в холодный эгоизм, как и все старые люди, отлюбившие в свой век и чуждые настоящему. Она участвовала во всех суетностях большого света, таскалась на балы, где сидела в углу, разрумяненная и одетая по старинной моде, как уродливое и необходимое украшение бальной залы; к ней с низкими поклонами подходили приезжающие гости, как поустановленному обряду, и потом уже никто ею не занимался.

-Благодаря чему мы почувствовали всю силу, глубину содержания пушкинского текста?

Закрепление темы.

1. Проанализируем предложения из повести «Пиковая дама» и сделаем вывод о постановке знаков препинания при сравнительных оборотах.

Вывод о роли сравнений.

Вывод:

- сравнение помогает более точно представить предмет или явление

- сравнения помогают нагляднее представить описываемые предметы

- речь становится более яркой и выразительной

- сравнения помогают увидеть в предмете новые, невидимые стороны

- сравнения чаще всего используются в художественных текстах и разговорной речи

- сравнение имеет собственные средства выражения, которыми они отличаются от других тропов.

 

Вместо слова как какие еще слова употребляются?


Сравнительный оборот с союзами как, будто, как будто, точно, словно является одним из способов выражения сравнения в русском языке.

-Вспомним, что такое сравнение?

-Прочитаем, какое определение этому тропу даёт Д.Розенталь.

Сравнение-это сопоставление одного предмета с другим, придающее описанию особую наглядность, изобразительность.

-Подтверждение этому – повесть «Пиковая дама».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: