Пояснительная записка к отчету по учебной практике
(Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности)
Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан
Выполнила: студентка 2 курса
Института экономики, финансов и бизнеса
очной формы обучения
группы 2-ГМУ
Зверева В.О.
Руководитель:
старший преподаватель
Япарова-Абдулхаликова Г. И.
УФА – 2017
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 1.1 Общие положения и полномочия Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан 1.2 Организация деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан 1.3 Основные задачи и функции отдела бюджетного проектирования, финансирования и контроля 2 АНАЛИЗ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И БЮДЖЕТНЫХ ПРОЕКТОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 2.1 Анализ ключевых показателей сельского хозяйства Республики Башкортостан 2.2 Обозначение проблем, влияющих на выделение субсидий 2.3 Разработка мероприятий для развития предприятий сельского хозяйства и развитию рынка товаров сельского хозяйства ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ |
ВВЕДЕНИЕ
Учебная практика (Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности) в соответствии с учебным планом была пройдена с 3 июля по 16 июля 2017 г. в Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан, который располагается по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Пушкина, 106. Руководителем практики от Института экономики, финансов и бизнеса Государственного университета назначен старший преподаватель кафедры «Макроэкономическое развитие и государственное управление» Япарова-Абдулхаликова Гузель Инберовна.
|
Целью учебной практики является систематизация знаний, полученных в ходе теоретического обучения и прохождения практики. На основе этого можно определить основные задачи учебной практики в Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан:
- охарактеризовать деятельность Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан;
- ознакомиться с организационной структурой Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан;
- определить функции и задачи отдела бюджетного проектирования, финансирования и контроля;
- проанализировать государственные программы предоставления субсидий для сельскохозяйственных предприятий Республики Башкортостан;
- спрогнозировать динамику ключевых показателей с наибольшей долей субсидий по отраслям и районам Республики Башкортостан, выявить проблемы;
- предложить меры для развития сельскохозяйственных производителей, рынка продукции сельского хозяйства, а также для контроля исполнения по назначению бюджетных средств республики.
При написании пояснительной записки по учебной практике использовались следующие источники и литература:
1) нормативно-правовые акты Республики Башкортостан, касающиеся регулирования деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан;
|
2) учебные пособия, написанные по изучаемой проблематике;
3) информация с официального сайта Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Поставленные цели и задачи обусловили следующую структуру пояснительной записки по учебной практике: введение, две главы, заключение и приложение. В первой главе даётся общая характеристика деятельности Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан: функции, задачи, права и обязанности, а также организационная структура. Вторая глава освещает анализ ключевых показателей сельского хозяйства и предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям Республики Башкортостан. Содержание пояснительной записки к отчету изложено на 38 страницах машинописного текста и содержит приложение. Пояснительная записка иллюстрирована рисунками и таблицами.
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
1.1 Общие положения и положения Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан (далее - Министерство) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную аграрную политику и управление в сфере агропромышленного комплекса республики.
В своей деятельности Министерство руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами Республики Башкортостан, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, указами и распоряжениями Главы Республики Башкортостан, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Башкортостан, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
|
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления Республики Башкортостан, общественными объединениями и иными организациями.
Министерство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:
˗ вносить на рассмотрение Главы Республики Башкортостан и в Правительство Республики Башкортостан предложения, проекты нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению Министерства;
˗ заключать в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашения о взаимодействии в установленной сфере деятельности;
˗ издавать по вопросам, отнесенным к ведению Министерства, нормативные правовые акты с последующей государственной регистрацией их в предусмотренных законодательством Республики Башкортостан случаях, а также методические и инструктивно-технические документы;
˗ осуществлять в пределах своей компетенции контроль за исполнением нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Башкортостан;
˗ предлагать в установленном порядке кандидатуры представителей государства в органы управления хозяйствующих субъектов в установленной сфере деятельности, акции (доли, паи) которых закреплены в государственной собственности Республики Башкортостан;
˗ вносить в установленном порядке предложения о создании, реорганизации и ликвидации организаций, подведомственных Министерству;
˗ запрашивать и получать от республиканских органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Республики Башкортостан, организаций независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности информацию и материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию Министерства;
˗ привлекать в установленном порядке для разработки вопросов, входящих в компетенцию Министерства, научно-исследовательские и образовательные организации, ученых и специалистов;
˗ осуществлять контроль за использование получателями бюджетных средств, в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, представления отчетности.
Финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет средств бюджета Республики Башкортостан.
Министерство обеспечивается необходимым для его деятельности имуществом, материально-техническими средствами, оборудованием, организует учет материальных и денежных средств и осуществляет контроль за их использованием.
Решение о закреплении имущества за Министерством принимается Правительством Республики Башкортостан.
Имущество, закрепленное за Министерством, находится в его оперативном управлении.
Министерство является юридическим лицом, имеет счета, открываемые в соответствии с законодательством, бланки установленного образца, печать с изображением Государственного герба Республики Башкортостан и со своим наименованием, соответствующие печати и штампы.
В ведении Министерства находятся организации согласно перечню, утверждаемому Правительством Республики Башкортостан.
Местонахождение Министерства: Республика Башкортостан, город Уфа.
Таким образом, Министерство осуществляет свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации – Республики Башкортостан во взаимодействии с другими органами исполнительной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
1.2 Организация деятельности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан
Министерство возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Башкортостан по представлению Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан.
Министр имеет заместителей, в том числе первого заместителя, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Республики Башкортостан в порядке, определяемом Главой Республики Башкортостан.
Министр в установленном порядке несет ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, возложенных на Министерство, в том числе за не достижение плановых значений показателей для оценки эффективности деятельности Министерства.
Министр в соответствии с законодательством и настоящим Положением:
- руководит деятельностью Министерства;
- вносит в установленном порядке в Правительство Республики Башкортостан проекты нормативных правовых актов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
- утверждает смету расходов на содержание Министерства в пределах лимитов бюджетных обязательств, устанавливаемых на его содержание, структуру и штатное расписание аппарата Министерства в пределах установленной предельной численности работников и фонда оплаты труда, положения о структурных подразделениях Министерства;
- осуществляет распределение обязанностей между заместителями и руководителями структурных подразделений;
- назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Министерства, в установленном порядке утверждает уставы организаций, подведомственных Министерству, назначает на должность и освобождает от должности их руководителей, согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
- применяет меры материального и морального поощрения;
- представляет в установленном порядке особо отличившихся работников Министерства и работников в установленной сфере деятельности к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации и Республики Башкортостан;
- издает в пределах своей компетенции приказы, распоряжения и иные правовые акты, дает указания и контролирует их исполнение;
- присваивает в пределах своей компетенции классные чины работникам Министерства;
- в соответствии с законодательством распоряжается имуществом и средствами Министерства, открывает счета, совершает по ним операции, подписывает финансовые документы, а также выполняет иные действия, связанные с осуществлением возложенных на него функций;
- осуществляет другие полномочия в соответствии с законодательством.
В Министерстве образуется коллегия в составе министра (председатель коллегии) и заместителей министра, входящих в нее по должности, а также руководителей структурных подразделений Министерства. В состав коллегии могут входить представители республиканских органов исполнительной власти, руководители организаций, подведомственных Министерству, и ведущие ученые.
Состав и численность коллегии Министерства утверждаются Главой Республики Башкортостан по представлению Правительства Республики Башкортостан.
Решения коллегии оформляются соответствующими нормативными правовыми актами Министерства.
Коллегия на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы в установленной сфере деятельности Министерства.
В случае разногласий между министром и членами коллегии решение принимает министр, докладывая о возникших разногласиях в Правительство Республики Башкортостан.
Члены коллегии, имеющие особое мнение по принятому решению, также могут сообщить о нем в Правительство Республики Башкортостан.
Министерство, в целях решения конкретных вопросов в установленной сфере деятельности, формирует временные рабочие группы, научно-технический, экспертный и другие советы из числа сотрудников Министерства, представителей иных республиканских органов исполнительной власти, руководителей подведомственных организаций, ученых и специалистов. Составы указанных советов и положения о них утверждаются министром.
Организационно-техническое обеспечение деятельности этих советов осуществляется аппаратом Министерства.
Таким образом, Министерство является юридическим лицом, имеет печать с изображением герба Республики Башкортостан и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством РФ и законодательством РБ.
1.3 Общее положение и основные задачи отдела бюджетного проектирования, финансирования и контроля
Отдел бюджетного проектирования, финансирования и контроля (далее – Отдел) является структурным подразделением Министерства.
Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, актами Президента Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан, Положением о Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан, нормативными правовыми актами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, а также настоящим Положением.
Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, актами Президента Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан, Положением о Министерстве сельского хозяйства Республики Башкортостан, нормативно правовыми актами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, а также настоящим положением.
Основными задачами Отдела являются (рисунок 1):
Продолжение рисунка 1
Рисунок 1 – Полномочия отдела бюджетного проектирования, финансирования и контроля
Источник: составлено автором по [].
Таким образом, отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан и Министерством финансов Республики Башкортостан.
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
2.1 Анализ ключевых показателей, характеризующие финансирование сельского хозяйства Республики Башкортостан
Оценка развития сельского хозяйства и региональных программ Республики Башкортостан будет разбита на два основных направления:
1) оценка развития сельского хозяйства Республики Башкортостан относительно регионов ПФО. Это позволит оценить уровень республики относительно других регионов;
2) прогнозирование развития агропромышленной сферы Республики Башкортостан. В данной части работы будут рассмотрены только показатели республики в динамике, а также составлен прогноз их изменения для определения тенденции развития и проблемных элементов уровня жизни (Приложение 1).
По итогам двух составляющих анализа будут сделаны выводы и выявлены основные проблемы развития сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Выделим элементы уровня жизни населения и определим показатели, характеризующие их для проведения оценки развития сельского хозяйства Республики Башкортостан как субъекта Приволжского Федерального округа (далее – ПФО) (Таблица 1).
Таблица 1 – Показатели для проведения оценки развития сельского хозяйства в Республике Башкортостан
Элемент | Показатели |
Производство продукции сельского хозяйства | Общий показатель производства продукции сельского хозяйства |
Растениеводство | Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн |
Валовой сбор сахарной свеклы в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн | |
Валовой сбор картофеля в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, тыс. тонн | |
Валовой сбор овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, тыс. тонн | |
Животноводство | Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе), тыс. тонн |
Производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, тыс. тонн | |
Пищевые продукты | Производство сахара белого свекловичного в твердом состоянии, тыс. тонн |
Производство масла подсолнечного нерафинированного и его фракций, тыс. тонн | |
Производство муки и зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них, тыс. тонн |
Продолжение таблицы 1
Производство крупы, тыс. тонн | |
Производство сыров и сырных продуктов, тыс. тонн | |
Производство хлебобулочных изделий, обогащенных микронутриентами, и диетических хлебобулочных изделий, тыс. тонн |
Источник: составлено автором по [].
В таблице представлен обобщенный комплекс показателей, который будет использован для оценки развития сельского хозяйства Республики Башкортостан относительно регионов ПФО.
Для перевода любого показателя в индекс, значение которого заключено между 0 и 1 (это позволит складывать различные показатели), используется следующая формула:
(1.1)
где – значение показателя в исследуемом регионе;
– максимальное значение показателя среди всех регионов;
– минимальное значение показателя среди всех регионов.
Сформируем алгоритм проведения анализа:
1. Рассчитать индексное значение каждого индикатора по всем регионам ПФО.
2. Оценить положение Республики Башкортостан среди регионов ПФО.
1. Производство продукции сельского хозяйства. Рассмотрим индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году в ПФО.
Таблица 2 – Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, %
Республика Башкортостан | 16,6 | 0,9 | 3,1 | 4,4 |
Республика Марий Эл | 9,2 | 15,2 | 10,3 | |
Республика Мордовия | 0,3 | 7,6 | 5,6 | 3,5 |
Республика Татарстан | -1,4 | 2,9 | 4,9 | 3,1 |
Удмуртская Республика | -4 | 12,4 | 0,6 | 1,4 |
Чувашская Республика | -10,9 | 1,3 | 7,3 | 0,9 |
Пермский край | -3,4 | 0,9 | -1,4 | 3,5 |
Кировская область | -6,3 | 9,6 | -0,9 | 0,8 |
Нижегородская область | 0,1 | 4,4 | 2,4 | 2,7 |
Оренбургская область | 8,7 | 0,5 | 0,1 | 2,4 |
Пензенская область | 1,7 | 2,9 | 15,5 | 1,7 |
Самарская область | 6,2 | 3,8 | -6,5 | 1,2 |
Саратовская область | 13,1 | 7,1 | -9,9 | 2,3 |
Ульяновская область | 6,4 | 0,9 | -4,6 | 4,1 |
Источник: рассчитано и составлено автором по [].
Расчет производства продукции сельского хозяйства показал, что лидерами по данному направлению являются Республика Татарстан, Республика Башкортостан и Ульяновская область. Республика Башкортостан находится на втором месте среди регионов ПФО. Последнее место в Приволжском федеральном округе занимают Кировская область и Чувашская Республика, их индекс производства продукции сельского хозяйства не доходит даже до 1.
2. Растениеводство. Далее рассмотрим индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий в ПФО.
Таблица 3 – Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, %
Республика Башкортостан | 45,7 | -0,9 | 7,1 | 4,5 |
Республика Марий Эл | -0,7 | 0,7 | 1,5 | 1,2 |
Республика Мордовия | -3,9 | 11,7 | 6,8 | |
Республика Татарстан | -0,6 | 8,8 | 2,5 | |
Удмуртская Республика | -10,2 | 26,1 | 1,9 | |
Чувашская Республика | -12,9 | 6,7 | 8,7 | 0,7 |
Продолжение таблицы 3 | ||||
Пермский край | -1,6 | 0,9 | -6,6 | |
Кировская область | -10,9 | 17,9 | -6,3 | 0,3 |
Нижегородская область | -1,9 | 8,9 | 2,4 | 1,9 |
Оренбургская область | 22,8 | -2,9 | 2,8 | |
Пензенская область | 11,1 | 5,5 | 25,5 | 1,7 |
Самарская область | 19,1 | 4,1 | -11,3 | 1,7 |
Саратовская область | 26,8 | 12,2 | -12,5 | 2,8 |
Ульяновская область | 16,6 | 12,1 | -3,3 | 4,3 |
Источник: рассчитано и составлено автором по [].
Расчет производства продукции растениеводства показал, что главным лидером по данному направлению является Республика Башкортостан (4,5%), она занимает первое место среди ПФО. Второе место занимает Ульяновская область, её индекс производства равен 4,3%, третье место делят Оренбургская и Саратовская области, их индекс производства составляет 2,8%. Последнее место в ПФО занимает Кировская область с показателем 0,3% к предыдущему году.
Теперь рассмотрим показатели растениеводства за 2015-2016 годы (Таблица 4).
Таблица 4 – Показатели растениеводства Республики Башкортостан за 2015-2016 годы, тыс. тонн
Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий | 3005,4 | |
Валовой сбор сахарной свеклы в хозяйствах всех категорий | 1301,2 | |
Валовой сбор картофеля в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей | 60,4 | 41,6 |
Валовой сбор овощей открытого грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, тыс | 36,8 | 35,6 |
Источник: составлено автором по [].
Из таблицы видно, что валовой сбор картофеля к 2016 году значительно снизился, так же наблюдается снижение валового сбора овощей открытого грунта, но в небольшом количестве. Валовые сборы зерновых культур и сахарной свеклы имеют большие приросты.
Можно сделать вывод, что растениеводство занимает значительное место в развитие сельского хозяйства Республики Башкортостан, но есть показатели, которые замедляют производительность сельской продукции.
3. Животноводство. Теперь перейдем к индексу производства продукции животноводства.
Таблица 5 – Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, %
Республика Башкортостан | 0,2 | 2,2 | 4,3 | |
Республика Марий Эл | 17,5 | 26,1 | 15,9 | -7,7 |
Республика Мордовия | 3,6 | 4,6 | 4,7 | 3,9 |
Республика Татарстан | -2,1 | 1,4 | 3,8 | |
Удмуртская Республика | 0,2 | 4,2 | -0,3 | 1,7 |
Чувашская Республика | -9,1 | -3,7 | 5,7 | 1,1 |
Пермский край | -4,5 | 0,9 | 2,3 | |
Кировская область | -3,6 | 4,1 | 2,6 | 1,2 |
Нижегородская область | -0,1 | 2,5 | 3,8 | |
Оренбургская область | -0,3 | 3,4 | -2,9 | |
Пензенская область | -6,8 | -0,2 | 4,1 | 1,6 |
Самарская область | -9,9 | 3,3 | 0,8 | 0,7 |
Саратовская область | -5,1 | -2,2 | -4,9 | 1,8 |
Ульяновская область | -3,7 | -11,8 | -5,9 | 3,8 |
Источник: рассчитано и составлено автором по [].
Расчет производства продукции животноводства показал, что главным лидером по данному направлению является Республика Башкортостан (4,3%), она занимает первое место среди ПФО. Второе место занимает Республика Мордовия с показателем 3,9%, а третье место разделили 3 региона – Республика Татарстан, Нижегородская область и Ульяновская область с индексом производства 3,8%. Последнее место в ПФО занимает Республика Марий Эл с отрицательным показателем -7,7% относительно предыдущего года.
Перейдем к анализу показателей животноводства в регионе.
Таблица 6 – Показатели животноводства Республики Башкортостан за 2015-2016 годы, тыс. тонн
Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) | 372,7 | 393,8 | 393,9 | 511,3 |
Производство молока в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей | 650,3 | 660,8 | 685,9 |
Источник: составлено автором по [].
Из таблицы можно сделать вывод, что производство скота и птицы на убой в 2017 году увеличился более чем на 100 тыс. тонн, но и производство молока тоже растет с каждым годом.
Таким образом, производство животноводства Республики Башкортостан, несмотря на лидерство среди регионов ПФО, продолжает расти с каждым годом.
4. Пищевые продукты. Теперь перейдем к индексу производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) к предыдущему году.
Таблица 7 – Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) к предыдущему году, %
Республика Башкортостан | -4,4 | 0,6 | 5,1 | |
Республика Марий Эл | 16,4 | 26,5 | 16,7 | 2,8 |
Республика Мордовия | 1,1 | 14,8 | 4,2 | |
Продолжение таблицы 7 | ||||
Республика Татарстан | 9,1 | 8,4 | 3,6 | 4,1 |
Удмуртская Республика | -2 | 3,9 | 4,1 | |
Чувашская Республика | -5,6 | 1,5 | 9,5 | 4,3 |
Пермский край | -19,5 | 11,2 | -6,2 | |
Кировская область | -2,5 | 1,6 | 3,9 | 2,1 |
Нижегородская область | -3,6 | 5,5 | 4,2 | |
Оренбургская область | -2,9 | -0,9 | 4,2 | |
Пензенская область | 5,7 | 8,3 | 17,9 | 4,2 |
Самарская область | 9,7 | 3,7 | 7,2 | 1,8 |
Саратовская область | 1,1 | 16,4 | -1,3 | |
Ульяновская область | 4,9 | 8,1 | 4,2 |
Источник: рассчитано и составлено автором по [].
Расчет производства пищевых продуктов показал, что главным лидером по данному направлению является Чувашская Республика (4,3%), она занимает первое место среди ПФО. Второе место разделяют Республика Мордовия, Пензенская область и Ульяновская область (4,2%). Республика Башкортостан занимает последнее место среди регионов ПФО (1%).
Теперь проанализируем показатели производства пищевой промышленности.
Таблица 8 – Показатели производства пищевой промышленности Республики Башкортостан за 2013-2016 годы, тыс. тонн
Производство сахара белого свекловичного в твердом состоянии | 130,93 | 154,3 | 131,82 | 166,1 | |
Производство масла подсолнечного нерафинированного и его фракций | 43,5 | 105,7 | 150,4 | 155,6 | |
Производство муки и зерновых культур, овощных и других растительных культур, смеси из них | 94,3 | 59,9 | 80,69 | ||
Производство крупы | 11,7 | 15,23 | 8,94 | 12,6 | |
Производство сыров и сырных продуктов | 11,44 | 12,59 | 13,2 | 16,1 | |
Продолжение таблицы 8 | |||||
Производство хлебобулочных изделий, обогащенных микронутриентами, и диетических хлебобулочных изделий, тыс. тонн | 6,35 | 5,56 | 6,12 | 7,5 | |
Источник: составлено автором по [].
На основе представленных показателей можно сказать, что показатели производства пищевой промышленности имеют то положительный, то отрицательный прирост, но в 2016 году все показатели увеличиваются.
Таким образом, можно сделать вывод, что производство пищевой промышленности, несмотря на увеличение показателей, занимает последнее место по регионам в ПФО, и таким образом, играет не особо важную роль в развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан.
Кроме того, в ПФО Республика Башкортостан по различным видам продукции сельского хозяйства занимает лидирующие позиции: поголовье крупного рогатого скота (20,9% в общем производстве по ПФО), поголовье овец и коз (28,6% в общем производстве по ПФО), поголовье лошадей (52,9% от общей доли по ПФО), производство молока (19,1% в общем производстве по ПФО), производство меда (24,9% в общем производстве по ПФО). По производству яиц РБ занимает лишь 8-е место среди регионов ПФО.
.
2.2 Обозначение проблем, влияющих на развитие сельского хозяйства
Проведенный анализ позволил выделить проблемные направления развития сельского хозяйства Республики Башкортостан – это пищевая промышленность. Остальные же показатели сельского хозяйства имеют лидирующие позиции среди регионов ПФО.
Кроме этого, нужно выделить другие проблемы