Фамилии д’Эсте старинной.




Вода и фонтаны [править | править код]

Наибольший интерес для посетителя сада представляют фонтаны, которые в XVI веке считались чуть ли не наивысшим достижением гидротехники. Как указывает Б.М. Соколов, "сложная система фонтанов включала в себя Фонтан органа, Фонтан дракона, “Кипящую лестницу”, названную так из-за окружающих её сорока двух водомётов. С ещё большим размахом была оформлена Дорога ста фонтанов — каждому из них соответствовал рельеф на темы из поэмы Овидия “Метаморфозы”. Рядом находились Гроты Венеры и Дианы, а также Рометта — фонтан, символически изображающий семь холмов Рима и его достопримечательности, такие как Колизей и Пантеон.".[6] Для снабжения фонтанов воду первоначально брали из близлежащей реки Аньене (приток Тибра) через специальный туннель. Качество этой воды вызвало негативную реакцию у посетившего виллу в апреле 1581 года Мишеля Монтеня. Он не преминул отметить в своём дневнике, что окрестные жители пользуются рекой «по своему усмотрению» (скорее всего, попросту стирают бельё), так что вода эта «мутная и скверная на вид» [7] Пирро Лигорио в своей "Книге о древностях" трактовал воду как «душу» сада и одновременно его «питание» (alimento); аллегорией сада в трактате становится Прозерпина, «душа, струящаяся в подземных субстанциях». Примечательно, что и душа человека описывается у Лигорио при помощи метафоры источника: «душа в теле человека подобна источникам, которые затем превращаются в Реки и текут в Моря-Океаны».[8]

Вилла в XVI веке[править | править код]

Вид садов виллы д’Эсте, 1560—1575

Назначенный папой Юлием III губернатором Тиволи в 1550 году, кардинал Ипполито II д’Эсте (сын Лукреции Борджиа) задумал разбить парк на крутом склоне у дворца. Проект создания парка между церковью Святого Петра и средневековыми стенами окончательно оформился к 1560. Автор проекта — архитектор и археолог Пирро Лигорио, ранее с 1550 осуществлявший раскопки на вилле Адриана, расположенной поблизости; ему помогало множество художников и ремесленников. Убранство виллы было призвано подчеркнуть её высокий престиж как очага культуры, места встречи литераторов, поэтов и музыкантов. Отделка залов, начатая в 1563, проходила под руководством Джироламо Муциано, а затем — Ливио Агрести и Федерико Дзуккаро.

Фрески в Зале Благородства 1566—1567. Художник Ф. Дзуккаро

Стены залов были украшены фламандскими гобеленами, лепными украшениями и фресками, а также античными статуями (впоследствии коллекция статуй оказалась утраченной). Внутренняя отделка помещений была почти завершена к моменту кончины кардинала (1572).

Дальнейшая судьба виллы[править | править код]

В 1605 кардинал Алессандро д’Эсте приступил к существенному обновлению парка. Работы были продолжены в 1660—1670 годах, при участии знаменитого скульптора Бернини. В XVIII веке вилла пережила длительный период запустения; в 1814 весь ансамбль перешёл в наследство Франца Габсбурга. Последним владельцем виллы перед Первой мировой войной был эрцгерцог Франц Фердинанд. С началом войны вилла перешла в собственность государства. В 1920-х годах, а затем сразу после Второй мировой войны (вилла пострадала от бомбардировки) была осуществлена масштабная реставрация. В 2007 году парк получил премию «Самый красивый парк Европы» [3].

Павел Муратов о вилле д’Эсте[править | править код]

В начале XX века виллу посещали известная художница Анна Остроумова-Лебедева и искусствовед Павел Муратов. Оба отразили свои впечатления на страницах книг. Вот какой предстала вилла перед П.П.Муратовым:

Фонтан «Рометта» имитирует остров Тиберина, «Капитолийскую волчицу» и прочие символы Вечного города. Проект Пирро Лигорио, мастер Курцио Маккароне. 1567—1570

Это вечный образ римской виллы, пленяющий наше воображение, какая-то вечная наша мечта. Обильные воды текут там, образуя тихие зеркальные бассейны и взлетая сверкающими на солнце струями фонтанов. Широкие террасы уставлены рядами потемневших от времени статуй. Закруглённые лестницы ведут к ним; зелёный мох лежит толстым слоем на их балюстрадах. Аллеи проходят под сводами вечнозелёных дубов. Солнечный луч пестрит тонкие стволы в рощицах мирт и лавров. Заросли папоротников занимают заброшенные сырые гроты, нежные пещерные травки свешиваются с их потолков. Мраморные скамьи стоят у подножия старых кипарисов, и их твёрдые смолистые шишечки сухо стучат, падая на мрамор. Всё это есть на вилле д’Эсте, и никакое воображение не в силах представить богатства её вод, расточительности фонтанов, величия бесконечно спускающихся лестниц и простора Кампаньи, открывающегося с её высоких террас.[4]

Сад[править | править код]

Символика[править | править код]

Как и другие европейские сады эпохи Возрождения, сад виллы д’Эсте несёт сложную философскую и политическую символику. Как указывает М. Л. Мадонна, Вилла д’Эсте была задумана как сад нимф Гесперид, посвящённый Гераклу, мифическому прародителю рода д’Эсте[5] Ключевым элементом сада в Тиволи стала статуя Геракла, от которой вели две символические дороги — одна к Добродетели, другая к Пороку. На центральной оси сада размещалась, кроме того, статуя Венеры, причём она также воплощала собой возможность выбора — на сей раз между Любовью Земной и Небесной. Сад со своей сложной конфигурацией был задуман как микрокосмос, метафорически воссоздающий местную природную среду. Это соответствовало характерным для XVI века представлениям о всеобщей взаимосвязи явлений (образ цепи, протянутой от первопричины до самых низменных феноменов, присутствует у Джакомо делла Порта в книге «Естественная магия» (1558).

Вилла д’Эсте (Villa d’Este) расположена в городе Тиволи (Tivoli), куда можно добраться, проехав 24 километра на северо-восток от Рима. Бывшая когда-то обычным монастырем, за несколько десятков лет руками умелых мастеров была превращена в архитектурный шедевр. Невиданная красота сада, множество разнообразных фонтанов, гротов и водоемов позволяют ей называться самой красивой достопримечательностью как в Тиволи, так и во всей Италии.

История

Вилла д’Эсте принадлежала кардиналу Ипполиту II д’Эсте (Ippolito II d’Este), который в свое время был оттеснен Юлием III с папского кресла и отправлен в город Тиволи в качестве губернатора.

Ипполит II был большим ценителем культуры и искусства, поэтому новая резиденция не произвела на вельможу должного впечатления. Строение, ранее служившее пристанищем для монахов, показалось скучным, серым и невзрачным сибариту, привыкшему к роскоши. По этой причине кардинал решил разбить вокруг замка парк, несравненный по своей красоте.

Начало разработки проекта пришлось на 1550 год, однако, окончательная версия была утверждена кардиналом лишь 10 лет спустя. Автором проекта стал Пирро Лигорио (Pirro Ligorio) – архитектор и знаток своего дела, который прежде был на службе при папском дворе и приложил руку к таким шедеврам, как Сад чудовищ Бомарцо (Parco dei Mostri) и папский дворец в Ватикане (Casino di Pio IV in Vaticano). Самым великим его шедевром стала все же вилла д’Эсте.

Роскошное оформление виллы должно было подчеркнуть ее статус культурного очага, где планировалось проводить встречи представителей искусства. Отделка внутренних помещений замка началась в 1563 году и к моменту смерти кардинала (1572 год) была практически закончена.

Обновление парка началось в 1605 году приемником Ипполита, Алессандро д’Эсте (Alessandro d’Este), который для этих целей привлек великого архитектора Джан Лоренцо Бернини (Gian Lorenzo Bernini). В веке вилла, в виду отсутствия надлежащего ухода, пришла в плачевное состояние: водопровод, питавший многочисленные фонтаны устарел, статуи и декоративные постройки стали рассыпаться, парка приобрел неухоженный вид.

Что посмотреть?

Главный вход виллы приведет путешественников к старым кардинальским апартаментам, которые были созданы специально для Ипполита II. Они до сих пор хранят прекрасные фрески и лепнину, передающие неповторимую красоту стиля былых времен.

Как и все архитектурные шедевры, созданные в периодэпохи Возрождения, местный сад также не лишен некоего философского и политического подтекста. Так, ключевой фигурой сада является статуя Геракла, который по версии некоторых мифов и легенд, является прародителем рода д’Эсте. От статуи идут две дороги: одна, по легенде, ведет к познанию добра, а другая – порока. Статуя богини любви Венеры, подобно образу Геракла, олицетворяет еще одну дилемму: избрать любовь земную или любовь небесную.

Фонтаны

Главным богатством виллы д’Эста являются фонтаны, оказывающие почти магическое действие на каждого, кто попадает в зону их влияния.

Прекрасному саду, созданному кардиналом Ипполитом II требовалось водоснабжение, поэтому были сооружены каскады, каналы, пруды, фонтаны и водяные струи, каждая из которых не только выполняла функцию водообеспечения, но и радовала глаз.

Сегодня на территории виллы насчитывается более пятисот фонтанов. Все они были тщательно спланированы архитекторами и несут свой философский смысл.

Аллея 100 фонтанов имеет необыкновенный чарующий эффект, благодаря тому, что здесь чередуются небольшие веерообразные фонтаны с каскадами, покрытыми мягким зеленым мхом. Чтобы добраться до аллеи, придется пройти мимо знаменитого фонтана драконов.

Фонтан «Орган» истинное чудо гидротехники. Благодаря его особой конструкции, ниспадающая вода издает мелодичные звуки, вырывающиеся наружу через систему органных труб. Некоторое время назад орган не работал из-за большого скопления в трубках солевых отложений. Но благодаря британским специалистам фонтан снова звучит.

 

Вилла д’Эсте по праву стяжала славу не только самой главной достопримечательности древнего Тиволи, но и самого прекрасного архитектурного сооружения всей Италии. И все это великолепие естественно вписалось в поразительный по красоте ландшафтный комплекс, состоящий из очаровательного итальянского сада, более пяти сотен фонтанов, огромного числа водоемов, бассейнов, каскадов и гротов.

В 20 километрах к северо-востоку от Рима, на самом берегу реки Анио и прямо на живописных склонах Сабинских гор, поросших зелеными оливковыми рощами и виноградниками, расположился старинный итальянский город Тиволи. Историки предполагают, что он был заложен еще в XIII веке до нашей эры, как крупный узел и форпост, соединяющий все дороги, ведущие в Рим из восточной части империи.

Немного позже, привлеченные живописными видами, открывающимися с этих мест на Кампанью, а также поразительными по красоте водопадами, которыми так богата река Анио, представители римской знати старались обязательно построить в этих местах хотя бы одну из своих многочисленных вилл. С тех пор сам город, а также его окрестности стали настоящей сокровищницей образцов древнеримского зодчества. Правда, во время последней мировой войны авиация союзников своими ковровыми бомбардировками нанесла непоправимый вред региону, до неузнаваемости изменив его исторический вид.

Однако для потомков все же дошли некоторые яркие достопримечательности, которые до сих пор как магнитом тянут в эти места туристов со всего света. Одним из таких мест является знаменитая вилла д’Эсте, которая по праву стяжала славу не только самой главной достопримечательности древнего Тиволи, но и самого прекрасного архитектурного сооружения всей Италии.
При этом вилла гармонично сочетает в своем архитектурном величии образцы древнеримского зодчества с более поздними сооружениями, относящимися к эпохе Возрождения. И все это архитектурное великолепие естественно вписалось в поразительный по красоте ландшафтный комплекс, состоящий из очаровательного итальянского сада, более пяти сотен фонтанов, огромного числа водоемов, бассейнов, каскадов и гротов.

#6#

С момента своего создания, садовый комплекс виллы д’Эсте стал подлинным образцом тонкого вкуса, на который стали равняться ландшафтные дизайнеры, впоследствии пытающиеся создать подобное великолепие. Интересно, что при оформлении знаменитого Версальского парка и Петербургского Петергофа, специалисты изучали опыт создателей именно парка виллы д’Эсте.

Стоит ли говорить лишний раз о том, что эта уникальная жемчужина средневекового зодчества неизменно привлекает в эти места посетителей со всех сторон света. А их сюда ежегодно приезжает ни много ни мало около полумиллиона человек.
И уже в первый год нового тысячелетия сад был внесен всемирной организацией ЮНЕСКО в список общепризнанного культурного наследия человечества. Интересно, что в 2007 году на конкурсе, организованном известной компанией Briggs & Stratton, выпускающей оборудование для ухода за садовыми растениями, парковый комплекс виллы д’Эсте завоевал награду в номинации «Самый прекрасный сад Европы».

Историческая справка

Сам комплекс «Вилла д’Эсте» был построен кардиналом Ипполитом д’Эсте, который, будучи конкурентом правящего папы Юлия III, был сослан тем на должность губернатора небольшого городка Тиволи. Произошло это весной 1550 года. Молодой и амбициозный кардинал, который был одним из самых образованных и прогрессивных деятелей своего времени, решил придать свежий вид старой резиденции, разбив вокруг него красивый парк.

Неподалеку от резиденции губернатора находилась полуразрушенная вилла римского императора Адриана, знаменитая своими образцами архитектурных построек, выполненных в стилях, характерных для Греции и Египта, а также копирующих многие знаменитые чудеса света. Подобную красоту и решил воспроизвести у себя на вилле молодой губернатор Тиволи. К тому же, при раскопках разрушенной виллы императора Адриана было найдено множество поразительных по красоте скульптур и статуй, которые затем стали подлинным украшением комплекса д’Эсте, заняв полагающееся им место в галереях, саду, на балюстрадах и в многочисленных нишах.

#1#

Для создания проекта садового комплекса д’Эсте нанял талантливого архитектора и художника из Неаполя Пирра Лигорио, а также известного инженера Альберто Гальвани. Эти два, бесспорно талантливых человека, возвели на месте бывшего монастыря бенедиктинцев роскошный сад, соорудив в нем сложные гидротехнические сооружения, подающие воду из притока Тибра, которой и питались многочисленные фонтаны, которыми так славится парк. А если учесть гористый ландшафт и изрезанность местности, можно только поразиться тому огромному объему земляных работ, который пришлось проделать создателям прекрасной виллы д’Эсте.

#4#

Следует сказать, что кардинал Ипполит II д’Эсте всю свою нерастраченную молодую энергию бросил на создание виллы своей мечты, строительство которой не прекращалось ни на миг в течение целых 22 лет, до самой смерти губернатора.

Последним частным лицом, которое владело знаменитой виллой, был эрцгерцог Франц Фердинанд, однако после окончания Первой мировой войны вилла д’Эсте была национализирована. Последние реставрационные работы на ней велись после окончания последней мировой войны, вследствие чего она приобрела облик, который сегодня могут наблюдать многочисленные туристы.


Магическая красота средневековой виллы д’Эсте

Хотя, как утверждают современные историки, до наших дней мало что дошло из первозданного вида виллы д’Эсте, однако и то, что мы видим на сегодняшний день, нельзя воспринимать иначе как чудо. Следует сказать, что центральный вход кардинальской резиденции, который еще носит название парадного, был обращен фасадом в сторону столичного Рима. Дворец представляет собой мощное трехэтажное сооружение, базирующееся на солидном и надежном цоколе.

Для объективности стоит сказать — несмотря на то, что сам дворец д’Эсте органично входит в комплекс виллы и представляет собой в определенном смысле шедевр итальянского средневекового зодчества, а большинство его внутренние стены выложены прекрасной мозаикой, он намного уступает величию садово-паркового комплекса. Интересным архитектурным решением явилось оформление центрального входа в резиденцию, который представляет собой красивую полукруглую лоджию, окаймленную по бокам лестничными подходами. Сама же лоджия снизу дополнена потрясающим по красоте гротом, обрамленным комплексом рвущихся ввысь фонтанов.

#13#

Пройдя по лестничным пролетам, можно попасть на второй этаж лоджии, за которым скрывался вход в парадный зал дворца. Как утверждают исследователи, прообразом центральной лоджии послужило аналогичное архитектурное сооружение, выполненное великим Микеланджело во Дворце сенаторов на Капитолийском холме. Немного в стороне от парадного входа позже была возведена еще одна лоджия, покрытая тремя масштабными и величественными арками.

Интересным является и тот факт, что кардинал Ипполит II д’Эсте при воплощении своей творческой задумки в жизнь, решил придать новому саду, окружающему виллу, символ микрокосмоса, гармонично воспевающий местную природу. Такой символизм в архитектурных решениях был вообще характерен для эпохи Возрождения.

Исследователи полагают, что само строение сада был задумано кардиналом в виде мифического сада нимф Гесперид, который был посвящен одному из легендарных героев, считавшемуся прародителем рода д’Эсте – Гераклу. Именно его скульптура является ключевым элементом сада, к которому протянуты две символические дороги «добра» и «порока».

#10#

Тут же, на одной линии со статуей Геракла, располагалась еще одна скульптура — богине любви Венере, которая также как бы предлагала человеку выбор между земной и небесной любовью. В целом же сад являл собой подтверждение модной на то время теории взаимосвязи всех явлений в природе, от самой первопричины и до вызванных ею последствий. При этом с близлежащей горы вниз низвергался водопад, который был призван символизировать собою библейский потоп, уничтоживший падшее человечество. Сама же гора была расположена гораздо выше, чем висячие сады Вавилона. Фонтан Нептуна изображал море, а другой фонтан символизировал храм Артемиды в Эфесе.

На самом деле площадь сада виллы д’Эсте не такая уж и большая. Несколько сотен лет назад сад вполне полностью просматривался с балкона, расположенного в верхней части виллы кардинала. Тогда еще у подножья сада находился великолепный по своей красоте и богатству представл енных образцов цветник. Сегодня же большую часть сада заполонили разросшиеся деревья и кустарниковые насаждения, подстриженные профессиональными садоводами. Между ними можно пройти, используя достаточно узкие дорожки, чем-то неуловимо напоминающие обычные лесные тропинки.

Сама же разбивка парка была проведена продольными и поперечными осями, разделяющими его на симметричные зоны.
Прямо от парадного въезда в парковую зону посетители попадали на главную аллею сада, которая, немного поднимаясь вверх, вела к главному входу в кардинальскую резиденцию.

#16#

Как утверждают признанные знатоки паркового искусства, основное величие и уникальность виллы д’Эсте создавалось благодаря необычайно сильному магическому воздействию, которое оказывали на посетителей ее фонтаны и каскады. Именно они, окаймляющие достаточно узкий проход наверх к вершине холма, пересекаемый террасами, создавали непередаваемые слуховые и зрительные ощущения, которые дополнительно усиливались расположенными в разных местах сада скульптурными фигурами и композициями.

Без сомнения, каждый из фонтанов виллы играет свою, тщательно продуманную архитекторами роль, и имеет свой неповторимый облик и значение. Каждая из террас холма соединена между собой причудливыми лестницами, по краям которых стекают журчащие ручейки воды, а каждая аллея, проходящая по террасам, окаймлена небольшими площадками, на которых в небо бьют тугие фонтанные струи. Скажем, на третьей террасе можно увидеть фонтан, выполненный в виде огромной каменной лилии. Четвертая терраса украшена небольшими фонтанами, размещенными в нише, которая окаймлена рельефными колоннами, украшенными родовым гербом герцога д’Эсте: орлом и лилиями. Кстати, подобные родовые символы встречаются неоднократно в разных уголках прекрасной виллы.

#11#

На пятой террасе можно полюбоваться так называемым «Фонтаном Четырех драконов», который расположился между двумя крутыми лестничными проемами, прямо перед темным проемом грота. Как раз пятая терраса выводит посетителей на знаменитую «Аллею ста фонтанов». В самом конце «Аллеи 100 фонтанов» расположен один из самых привлекательных для туристов фонтанов «Ла-Рометта» (Рим в миниатюре). Как говорят специалисты-искусствоведы, данный фонтан представляет собой символическое изображение Рима. То есть в его комплексе активно использованы разнообразные колонны, обелиски и арки, характерные для древнего города, а сам небольшой островок, олицетворяющий итальянскую столицу, омывается потоками бурной воды, символизирующий стремительный Тибр. Кстати, сам фонтан выполнен в виде стилизованного корабля.

Не менее интересен для приезжих фонтан «Орган», который благодаря хитроумному гидротехническому решению, заставляет падающую воду извлекать волнующие звуки, вырывающиеся наружу через систему органных трубок. Со временем, из-за сильного сужения проема трубок внутренними известковыми отложениями, орган перестал издавать приятные для слуха звуки. Однако благодаря усилиям специалистов-энтузиастов из Великобритании, сегодня фонтан опять зазвучал.

#5#

А идею для другого известного фонтана, присутствующего на вилле д’Эсте и носящего название Сивиллы, как утверждают историки, подсказал сам великий ученый средневековья Микеланджело. Данный фонтан представляет собой полураскрытую раковину, плавающую посреди водоема, внутри которой находится нимфа наяда. В одной из расселин туфовой скалы, которая виднеется за фонтаном, расположилась скульптура прорицательницы Сивиллы, которая могла предсказывать человеческие судьбы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: