Современная практика показывает, что успех сферы услуг невозможен без морального просвещения (обучения) как птрб.ей, так и обслуживающего персонала. Мораль отличаемся от права тем, что носит именно неписаный характер и ее требования обычно закрепляются в обиходе в виде традиции, обычаев, общепринятых норм и т. д. Этика является наукой о морали.
Профессиональная этика представляет собой систему моральных принципов, норм и правил поведения специалиста с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации. Профессиональная этика должна быть неотъемлемой составной частью подготовки каждого специалиста.
Функции профессиональной этики:
• Способствование успешному решению задач профессии.
• Согласование интересов общества и личности в рамках данной соцой группы.
• Профессиональная этика осуществляет связь и наследование прогрессивных элементов профессиональных моральных ценностей в нравственных отношениях трудовой сферы общества.
• Признание нравственного смысла, гуманистической ориентации соответствующей профессиональной деятельности особенно важно для профессиональной деятельности соцого работника. Важнейшим принципом его деятельности является гуманизм.
• Познавательная функция заключаются в изучении причин возникновения, функционирования и развития норм морали людей определенной профессиональной деятельности.
Происхождение профессиональной этики.
Выяснить происхождение профессиональной этики - это проследить взаимосвязь моральных требований с разделением общественного труда и возникновением профессии. На эти вопросы, много лет назад обращали внимание Аристотель, затем Конт, Дюркгейм. Они говорили о взаимосвязи разделения общественного труда с моральными принципами общества. Впервые материалистическое обоснование этих проблем дали К. Маркс и Ф. Энгельс.
|
Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в XI-XII вв. Именно тогда впервые констатируют наличие в цеховых уставах ряда нравственных требований по отношению к профессии, характеру труда, соучастникам по труду.
Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как "Клятва Гиппократа", нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известны гораздо раньше.
Появление профессиональной этики во времени предшествовало созданию научных этических учений, теорий о ней. Повседневный опыт, необходимость в регулировании взаимоотношений людей той или иной профессии приводили к осознанию и оформлению определенных требований профессиональной этики. Профессиональная этика, возникнув как проявление повседневного морального сознания, затем уже развивалась на основе обобщенной практики поведения представителей каждой профессиональной группы. Эти обобщения содержались как в писаных, так и в неписаных кодексах поведения, так и в форме теоретических выводов. Таким образом, это свидетельствует о переходе от обыденного сознания к теоретическому сознанию в сфере профессиональной морали. Большую роль в становлении и усвоении норм профессиональной этики играет общественное мнение. Нормы профессиональной морали не сразу становятся общепризнанными, это бывает связано с борьбой мнений. Взаимосвязь профессиональной этики и общественного сознания существует и в форме традиции. Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, что свидетельствует о наличии преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении столетий.
|
Категории профессиональной этики: профессиональный долг, профессиональная честь, профессиональная совесть.
Понятие профессионального долга формируется в индивидуальном сознании в процессе взаимодействия с профессиональной общностью. Присвоение индивидом содержания профессиональных представлений трудовой группы происходит далеко не сразу и не в полном объеме. Следовательно, не сразу приходит к человеку и осознание профессионального долга – системы предписаний, которым необходимо следовать.
Профессиональная честь – общественное признание человека как профессионала, основанное на добросовестном выполнении профессионального долга, то есть это форма выражения заботы работника-профессионала о своей репутации.
Категория «профессиональная совесть» обозначает представления, в которых хранится память профессиональной общности об эмоциональных состояниях, переживаемых человеком в ходе работы и образующих тем самым внутреннюю среду процесса деятельности. Это осознание и прочувствование своего профессионального долга, профессиональной ответственности (именно как личного долга и личной ответственности).
|
Принципы профессиональной этики специалиста СКСиТ:
Сотрудник в сфере соцо - культурного сервиса и Та должен в своей работе придерживаться следующих принципов:
• Сущность принципа исходит из так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, к коллегам своего служебного уровня, к клиентам и т.п. таких поступков, каких бы не желал видеть по отношению к себе»;
• Нужна справедливость при наделении работников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами (денежными, сырьевыми, мат.);
• Обязательное исправление этического нарушения независимо от того, когда и кем оно было допущено;
• Принцип максимума прогресса: служебное поведение и действия сотрудника признаются этичными, если они способствуют развитию организации (или ее подразделений) с моральной точки зрения;
• Принцип минимума прогресса, в соответствии с которым действия работника в целом этичны, если они хотя бы не нарушают этических норм;
• Этичным является терпимое отношение работников организации к моральным устоям, традициям, имеющим место в других организациях, регионах, странах;
• Не следует бояться иметь собственное мнение при решении любых служебных вопросов. Однако нонконформизм, т.е. непринятие господствующего порядка, норм, ценностей, традиций или законов, должен проявляться в разумных пределах;
• Ориентированность на клиента, забота о нем;
• Стремление к совершенствованию своей профессиональной деятельности;
• Конфиденциальность, неразглашение личной информации, полученной в процессе профессиональной деятельности;
• Избегание потенциальных и явных конфликтов между сотрудниками с руководством и в особенности с клиентом. Конфликт - благоприятная почва для этических правонарушений;
• Никакого насилия, т.е. «нажима» на подчиненных, выражающегося в различных формах, например, в приказной, командной манере ведения служебного разговора;
• Не критикуй конкурента. Имеется в виду не только конкурирующая организация, но и «внутренний конкурент» - коллектив другого отдела;
• Работник должен не только сам поступать этично, но и способствовать такому же поведению своих коллег;
• Свобода, не ограничивающая свободы других; обычно этот принцип обусловлен должностными инструкциями;
• При воздействии (на коллектив, отдельного работника, на птрб.я и пр.) учитывать силу возможного противодействия. Дело в том, что, признавая ценность и необходимость этических норм в теории, многие работники, сталкиваясь с ними в практической повседневной работе, по той или иной причине начинают им противодействовать;
• Постоянство воздействия, выражающееся в том, что этические стандарты могут быть внедрены в жизнь организации не единовременным приказом, а лишь с помощью непрекращающихся усилий со стороны и менеджера, и рядовых работников;
• Соблюдать приоритет общественных интересов и общечеловеческих гуманистических ценностей, проявляя во всех случаях гражданскую зрелость;
• Соблюдать м/н правовые акты и законы своей страны, соблюдать права человека, проявляя уважение к демократическим институтам общества;
• Выполнять все профессиональные действия обдуманно, честно, тщательно, проявляя добросовестность и настойчивость, а при необходимости - мужество.
Глобальный этический кодекс Та устанавливает комплекс ориентиров для ответственного и устойчивого развития мирового Та на заре нового тысячелетия. В нем заложены идеи многих предшествующих аналогичных деклараций и действующих профессиональных кодексов, и он несет в себе новое мышление, отражающее перемены в нашем обществе в конце XX века.
Был единогласно одобрен в октябре 1999 года на сессии Генеральной ассамблеи ВТО в г.Сантьяго.
Кодекс содержит 9 статей, определяющих "правила игры" для тур. направлений, правительств, туроператоров, застройщиков, тур. агентств, трудящихся и самих путешественников. Десятая статья посвящена решению спорных вопросов и впервые знаменует собой наличие в таком кодексе механизма его реализации.
СТАТЬЯ 1. Вклад Та во взаимопонимание и уважение между народами и обществами. (Туристскую д-сть необходимо осуществлять в гармонии со специфическими особенностями и традициями принимающих регионов и стран, соблюдая при этом их законы, обычаи и традиции. Принимающие сообщества, с одной стороны, и местные участники тур.го процесса, с другой стороны, должны знакомиться и проявлять уважение к туристам. Гос.ые власти должны обеспечивать защиту туристов и посетителей и их имущества.)
СТАТЬЯ 2. Т - фактор индивидуального и коллективного совершенствования. (Во всех видах тур.й деятельности необходимо соблюдать равенство мужчин и женщин; они должны способствовать обеспечению прав человека и особенно специфических прав наименее защищенных групп населения, особенно, детей, пожилых лиц и инвалидов, этнических меньшинств и коренных народов. Особо полезными формами Та, которые следует поощрять, являются поездки с религиозными, оздоровительными, образовательными целями, а также для культурных и языковых обменов)
СТАТЬЯ 3. Т - фактор устойчивого развития. (Все участники тур.го процесса обязаны охранять природную среду и ресурсы в целях обеспечения здорового, поступательного и устойчивого экономического роста. Природный Т и экоТ признаются как особо обогащающие и ценные формы Та в силу того, что они проявляют уважение к природному наследию и местному населению и соблюдают потенциал приема тур. объектов.)
СТАТЬЯ 4. Т - сфера, использующая культурное наследие человечества и вносящая свой вклад в его обогащение. (Фин.ые средства, получаемые благодаря посещениям объектов и памятников культуры, следует хотя бы частично использовать для поддержания, охраны улучшения и реставрации этого наследия. Туристскую д-сть следует планировать таким образом, чтобы обеспечить сохранение и процветание традиционных ремесел, культуры и фольклора, а не вести к их стандартизации и обеднению.)
СТАТЬЯ 5. Т - д-сть, выгодная для принимающих стран и сообществ. (Местное население должно привлекаться к тур.й деятельности и участвовать на равноправной основе в получении образующихся эк., соцых и культурных выгод, особенно, в форме прямого и опосредованного создания в результате этой деятельности рабочих мест. Туристская политика должна проводиться таким образом, чтобы она способствовала повышению жизненного уровня населения посещаемых районов и отвечала их потребностям)
СТАТЬЯ 6. Обязанности участников тур.го процесса. (Профессионалы сферы Та обязаны предоставлять туристам объективные правдивые сведения о местах назначения и об условиях поездки, приема и пребывания. Совместно с гос.ыми властями должны заботиться о безопасности, предотвращении несчастных случаев, охране здоровья и гигиене питания для лиц, обращающихся за их услугами; они должны обеспечивать надлежащие системы страхования и помощи. Должны содействовать культурному и духовному совершенствованию туристов.)
СТАТЬЯ 7. Право на Т. (Возможность напрямую и лично открывать для себя и наслаждаться достопримечательностями нашей планеты представляет собой право, которым в равной степени обладают все жители Земли. Всеобщее право на Т является следствием права на отдых и рекреацию. Необходимо стимулировать и развивать при поддержке гос.ых властей соцый Т и особенно коллективный Т, который способствует широкому доступу к отдыху, поездкам и отпускам. Следует поощрять и содействовать развитию семейного, молодежного и студенческого Та, а также Та для пожилых лиц и инвалидов.)
СТАТЬЯ 8. Свобода тур. путешествий. (Туристы и посетители обладают свободой передвижения по территории своих стран, а также из одного государства в другое; они должны иметь возможность доступа в зоны транзита и пребывания, а также на тур. и культурные объекты, не подвергаясь чрезмерным формальностям или дискриминации. Административные формальности пересечения границ должны по мере возможности адаптироваться таким образом, чтобы способствовать свободе путешествий и доступу максимального числа людей к м/ну Ту.)
СТАТЬЯ 9. Права работников и предпринимателей тур.й индустрии. (Наемные и самозанятые работники сферы Та и смежных отраслей имеют право и обязаны проходить надлежащее начальное обучение и постоянно повышать свою квалификацию; они должны иметь достойное соцое обеспечение; следует максимально повышать надежность их занятости; для сезонных работников сектора должен быть предложен особый статус, особенно в плане их соцой защиты.)
СТАТЬЯ 10. Реализации принципов Глобального этического кодекса Та. (Гос.ые и частные участники тур.го процесса должны сотрудничать в деле реализации настоящих принципов и должны контролировать их эффективное применение.)