Творения святителя Григория Богослова




 

До нас дошли лишь немногие его сочинения, но их вполне достаточно, чтобы включить его в число самых выдающихся богословов всех времен. Это:
45 проповедей, из которых наиболее важны №№ 27–31, известные как “Слова
о богословии”; поэтические произведения, среди которых — автобиография святителя, несколько стихотворений на смерть друзей и стихи на богословские темы; 243 письма св. Григория, из которых наиболее значимы два его письма
к Кледонию (№№ 101, 102), в которых содержится рас­су­ж­де­ние о природе Христа с критикой учения Аполлинария Лаодикийского.

Святитель Григорий сделал огромный вклад в развитие христианского православного богословия. Ему принадлежит, наряду с другими кап­па­до­кий­ски­ми отцами, разработка учения о богопознании, учения о Святой Троице
(в частности, о третьем Лице Св. Троицы — Боге-Духе Святом) и учения
о Христе.

В вопросе о богопознании святитель Григорий, вместе со свв. отцами Василием Великим и Григорием Нисским, доказывал абсолютную не­дос­туп­ность божественной сущности человеческому разуму. Две основные ха­рак­те­ри­сти­ки арианской мысли состояли в том, что божественная сущность доступна человеческому созерцанию и что Слово имеет тварную природу. Опровергая учение ариан, отцы-каппадокийцы боролись с философским подходом к тайне Божества. Для философов Бог — понятие, доступное человеческому разуму и потому определимое. Но любое положительное утверждение о Боге ограничивает Его. Достижение каппадокийского богословия состоит в безусловном отказе от такого подхода. Божественная сущность совершенно недоступна че­ло­ве­че­ско­му разуму.

Поэтому апофатическое, отрицательное богословие кап­па­до­кий­цев, особенно четко высказанное Григорием Нисским, делает лишь отрицательные утверждения о Боге. Примеры “отрицательного” богословия можно найти во мно­гих молитвах Православной Церкви, в частности, в Евхаристических молитвах Литургий свв. Иоанна Златоуста и Василия Великого: “Ибо Ты еси Бог неизреченный, неведомый, невидимый, непостижимый”.

Еще одна особенность каппадокийского богословия в том, что рассуждение
о природе Божества идет от Троицы к единосущию. Этот путь унаследован всей восточно-христианской традицией и в корне отличается от современного западного понятия о Боге: западный христианин верует в Бога вообще, но утверждение Его троичной природы считает ненужным ум­ст­во­ва­ни­ем.

В учении о Святом Духе, в противоположность свт. Василию, который написал целую книгу о Святом Духе, ни разу не назвав Духа Богом, св. Гри­го­рий прямо и ясно провозглашает Божественность Духа. Согласно св. Гри­го­рию, Дух Святой есть Бог, третье Лицо Святой Троицы, единосущное Отцу и Сыну. Три Лица Святой Троицы определяются ха­рак­те­ри­сти­ка­ми или свойствами по отношению друг к другу. Каждая ипостась есть проявление одной и той же Божественной сущности, но при этом каждая обладает соб­ст­вен­ны­ми личными характеристиками.

Св. Григорий также принимал участие в споре о личности Христа, который разгорелся в полную силу только в V веке. Он выступал с резкой критикой учения Аполлинария Лаодикийского, ученика Афанасия Великого. Он (Апол­ли­на­рий) был твердым защитником никейской веры, но его хри­сто­ло­гия была неправильной. Его рассуждение состоит в следующем. Человек состоит из двух частей: “души” и “тела”. А в Иисусе Христе Божественное Слово заместило душу, ибо присутствие Логоса отменяет нужду в тварном духовном начале. Заслуга же св. Григория в том, что он доказал не­пра­виль­ность такого рас­су­ж­де­ния. Он утверждал, что Христос был настоящий человек, обладающий душой и телом человека. Христологические взгляды Григория Богослова изложены в его письмах к Кледонию:

“Мы не отделяем в Нем человека от Божества, но учим, что один и тот же — прежде не человек, но и Бог и Сын Единородный, предвечный,
не имеющий ни тела, ни чего-либо телесного, а потом и человек, вос­при­ня­тый для нашего спасения, подлежащий страданию по плоти, бес­стра­ст­ный по Божеству, ограниченный по телу, не ограниченный по духу, один и тот же — земной и небесный, видимый и умопредставляемый, вместимый и невместимый, чтобы всецелым человеком и Богом воссоздан был всецелый человек, падший под грех... Если кто понадеялся на человека, не имеющего ума, то он действительно не имеет ума и не достоин быть всецело спасен, ибо не воспринятое не уврачевано, но что соединилось с Богом, то и спасется”.
(Послание I: “К пресвитеру Кледонию против Аполлинария”)

Этот важный аргумент св. Григория основан на вере в спасение. Христос воспринял все, что нуждалось в спасении — всецелого человека с душой и телом, а иначе мы не спасены.

“Если Адам пал одною половиною, то и воспринята и спасена одна половина. А если пал всецелый, то со всецелым Родившимся соединился и всецело спасется. Посему да не приписывают Спасителю одних только костей, жил и облика человеческого”. (Там же)

Творения Григория пользовались исключительной известностью и ав­то­ри­те­том. Их толковали и объясняли более, чем творения кого-либо из святых отцов. Этим занимались Максим Исповедник, Илия Критский, Василий Новый, Никита Ираклийский, Никифор Каллист Ксанфопул, Зонара и Николай Доксопатр. Также нужно добавить, что тексты сочинений св. Григория использовались гимнографами; в частности, наши Ро­ж­де­ст­вен­ский, Бо­го­яв­лен­ский и Пасхальный каноны есть перефразированные св. Иоанном Дамаскином от­рыв­ки из сочинений св. Григория. Руфин перевел кое-что из его про­из­ве­де­ний на латинский язык. Его переводили также на языки восточные: сирийский, армянский, арабский. Существовали древние переводы на славянские наречия, восходящие к Сред­не­ве­ко­вью.

Архимандрит Киприан пишет: “Личность Назианского богослова ясно выступает в его произведениях. В них много автобиографического материала. Даже в писания отвлеченного характера он умеет вкладывать сильное чувство. Его стихи и беседы часто волнуют смелыми полетами мысли и личными переживаниями, исполненными неподдельной лирикой. По его творениям не трудно составить себе картину окружающей его среды и восстановить историческую обстановку. Читая его, видишь его живого”. Кроме знаменитого стихотворения “О собственной жизни”, мы находим много материала в его надгробных словах, письмах и стихах, относящегося к его прошлому и
к состоянию Церкви того вре­ме­ни.


Библиография

1. Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. 3 т. М., 1994.

2. Дмитрий Ростовский, святитель. Жития святых. Январь, ч. 2. Из­да­ние Введенской Оптиной Пустыни, 1993.

3. Иоанн Мейендорф, протоиерей. Введение в Святоотеческое богословие. Вильнюс-Москва, 1992.

4. Киприан (Керн), архимандрит. Золотой век Свято-отеческой пись­мен­но­сти. М., 1995.

5. Флоровский Г. В. Восточные отцы IV века. М., 1992.


Московская городская учительская семинария

 

Реферат

по истории Церкви

 

на тему:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: