Резолюция первого заседания круглого стола «Цифровая школа как «новая нормальность»: путь к деградации человека»




 

5 марта 2021 г. состоялось первое заседание международного научного круглого стола «Цифровая школа как “новая нормальность” – путь к деградации человека». Его цель - комплексное и системное рассмотрение негативных аспектов цифровой трансформации школьного образования в России, которое осуществляется в рамках проектов «Московская электронная школа» (МЭШ), «Российская электронная школа» (РЭШ) и национального проекта «Образование», включающего в себя направление «Цифровая образовательная среда» (ЦОС).

Постановление Правительства «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» № 2040 было принято 7 декабря 2021 г. Оно предполагает проведение с 31 декабря 2020 г. по 31 декабря 2022 г. на территории отдельных субъектов РФ эксперимента по внедрению ЦОС, определяемой как совокупность условий для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учётом функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные и образовательные ресурсы и сервисы, цифровой образовательный контент, информационные и телекоммуникационные технологии, технологические средства и обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объёме независимо от места их проживания.

Проект цифровой трансформации имеет несколько аспектов – идеологический, правовой, педагогический, здравоохранительный, социальный, финансовый и геополитический. В обсуждении его комплексного воздействия на общество и личность приняли участие высокопрофессиональные специалисты – учёные и аналитики в области радиобиологии, психологии, психоневрологии, психолингвистики, санитарной гигиены и педагогики. Особое внимание было сфокусировано негативном воздействии электронного обучения и дистанционных технологий на физическое и психическое здоровье детей, их интеллектуальное и нравственное развитие.

 

1.Участники круглого стола констатировали следующее.

 

Цифровизация образования началась с внедрения в 2015 г. пилотных проектов МЭШ и РЭШ, которые, хотя и преподносились как современная прорывная и безопасная система, в действительности имели все признаки опасного экспериментанад нашими детьми, проводимого без добровольного согласия родителей:

- были запущены неапробированные технологии, последствия и влияние которых на детское здоровье не были изучены;

- никаких комплексных результатов исследований, заключений, документов специалистов (медиков, радиобиологов, психологов и педагогов) о безопасности и эффективности электронного обучения для здоровья детей и подростков представлено не было;

- полностью отсутствуют технические регламенты на оборудование (включая электромагнитные характеристики), равно как и санитарно-гигиенические обоснования его использования.

Таким образом, внедрение цифровых технологий начало осуществляться при полном отсутствии научно обоснованных нормативов их использования.

Тем не менее, опасный эксперимент был продолжен с переводом детей в связи с коронавирусной инфекцией на электронное обучение с применением исключительно дистанционных технологий. На этот раз было выявлен непосредственный вред психическому и физическому здоровью детей. Результаты опроса, проведённого НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России с 27.04 по 26.05 2020 г. показали, что в условиях самоизоляции и так называемого «дистанционного обучения» у 83,8% учащихся отмечены неблагополучные психические реакции пограничного уровня, у 55,8% - нарушение сна, у 42,3% - депрессивные проявления, у 41,6% - астенические состояния, у 37,2% – обсессивно-фобические состояния, у 26,8% - синдром головных болей. Выявлены и другие многочисленные негативные и губительные последствия, проявившиеся, в частности, в общем падении уровня и качества знаний.

Таким образом, эксперимент закончился явным провалом.

Проигнорировав этот факт и не понеся никакой ответственности за указанные последствия неофициального эксперимента, Правительство теперь уже официально объявило эксперимент по внедрению ЦОС, приняв постановление № 2040 от 21.12.2021 г. Однако неправомерно называть экспериментом то, что уже выявило негативные результаты, так что, если его организаторы не информированы об этом, то они явно демонстрируют свою профессиональную непригодность, а если информированы – то это сознательное и умышленное вредительство.

В этом плане показательно (и на этот факт следует обратить особое внимание), что проект ЦОС собираются осуществлять при отсутствии научной базы и заключений, доказывающих её безопасность, без должного контроля за здоровьем детей и учителей и без соответствующего информирования родителей о негативных последствиях и вреде применения электронных технологий. Более того, вопрос об этом даже не был поставлен, мнение специалистов проигнорировано, Министерство здравоохранения исключено из участия. Проект не поступал на согласование в службу Роспотребнадзора, которая считает, что рассматриваемые в нём вопросы не входят в сферу её деятельности. Зато наравне с Министерством просвещения к внедрению проекта привлечено Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

 

2. В ходе обсуждения были выделены следующие негативные последствия цифровизации образования.

 

1). Вредное воздействие электромагнитных излучений. Электромагнитные поля (ЭМП), с которыми должен находиться в контакте ребёнок в цифровой школе, являются вредным видом излучения. Речь идёт о постоянном остром облучении, включающем разные источники: от базовых станций, от Wi-Fi и сотового телефона. Критическими органами при воздействии ЭМП являются головной мозг и щитовидная железа, при этом облучение мозга у детей в два раза интенсивнее и затрагивает больше жизненно важных центров головного мозга, чем у взрослых.

Несмотря на то, что в СП 2.4.3648-20 было указано, что использование мобильных телефонов в образовательном процессе не допускается, нормирование использования мобильных телефонов в повседневной жизни для нашего подрастающего поколения никак не регламентируется. В СанПиНе 1.2.3685-21 указаны, фактически, только два параметра - предельно допустимые уровни (ПДУ) электромагнитных полей (ЭМП) диапазона частот 30 кГц-300 ГГц (мобильная связь) на человека, во-первых, от базовых станций и, во-вторых, - для пользователя. Однако и эти показатели только для взрослых, а для детей никаких данных нет (ни от базовых станций, ни для пользователя). Тем более, что в этом же документе указано, что воздействие от разных источников должно суммироваться и не должно превышать указанных показателей. Но и в этом случае – никаких регламентов показателей для детей и подростков не указано.

Об опасности ЭМП предупреждает Международное агентство исследования ракa (IARC) при ВОЗ, которое 31 мая 2011 г. сделало официальное сообщение для печати № 208, в котором классифицировало радиочастотные электромагнитные поля как возможно канцерогенный фактор для населения (группа 2В), что связано с использованием мобильного телефона. С тех пор большое число научных исследований по воздействию ЭМП РЧ, проведённых на людях, животных и на клеточном уровне усилили реальность ассоциации повышенного риска развития рака, особенно опухолей головного мозга. Для детей этот риск может быть значительным как из-за кумулятивного эффекта при длительном использовании мобильной связи, так и в силу анатомо-физиологических особенностей организма детей и подростков, а также бóльшей уязвимости развивающегося организма к любым факторам внешней среды. Это, в частности, закреплено резолюцией ВОЗ 2003 года (Healthy environments for children: WHO backgrounder N°3, April 2003 https://www.who.int/world-health-day/previous/2003/backgrounder/en/). На основании научных исследований безопасный уровень этого излучения не был установлен, и поэтомуIARCне даёт гарантий безопасности в первую очередь для детей.

Крайнюю опасность для детей представляют сети Wi-Fi, на которые во многих странах вводят жёсткие ограничения, вплоть до запрета в детских учреждениях. В России, напротив, планируется внедрить Wi-Fi во все школах страны. При этом, в соответствии с проектом цифровой школы, зона покрытия практически тотальная – от учебных классов до актовых залов, библиотек и столовых.

2). Негативные изменения в развитии психики и мозга. В результате цифрового обучения происходит искажение созревания мозга ребёнка, атрофия живых тканей мозга и его деградация. Это ведёт к «цифровому слабоумию» и нарушению и потере когнитивных функций - памяти, внимания, речи, сообразительности и нарушению моторики. Что касается речевых нарушений, то, согласно экспертным оценкам профильных специалистов России, за последние 20 лет число их возросло более, чем в 6 раз. Происходит утрата навыков мышления, снижение умственной работоспособности и способности к критической оценке. Активное пользование социальными сетями ведёт к так называемому «цифровому аутизму», дефициту так называемого «социального мозга» и росту заболеваний невротического типа.

3). Цифровая зависимость. Как показали последние исследования, у детей формируется зависимость от смартфонов, при которой в развитии мозга появляются такие же изменения, как при использовании кокаина, что дало основание учёным назвать экран «цифровым наркотиком» или «электронным кокаином». В свою очередь, цифровая зависимость усиливает симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), а также расстройства аутистического спектра (РАС). Но особенно эта ситуация опасна тем, что паталогическая форма цифровой зависимости приводит к повышению риска формирования других видов зависимости, включая наркотическую, алкогольную, игровую, что может иметь необратимые последствия для развития человеческого общества.

К серьёзным проблемам ведёт всеобщая геймификация. «Игровое расстройство» – это диагноз, который под кодом 6C51 уже введён в новую международную классификацию болезней ВОЗ 11 пересмотра (МКБ-11), вступающую в силу в январе 2022 г.

Цифровая зависимость вызывает у детей раздражительность, агрессию, жестокость, депрессию, снижению эмпатии, неудовлетворённость жизнью. В связи с этим растёт статистика суицидов. Так, в США, с 2010 по 2015 гг. число суицидов среди молодых мужчин от 13 до 18 лет увеличилось на 30%, а среди девушек того же возраста – вдвое. При этом рост суицидов связан со временем использования электронных устройств и резко увеличивается, если время превышает 4 часа в день. В России с 2017 по 2018 г. число суицидов среди детей выросло на 14%, при этом у 47,5% подростков, совершивших самоубийство, имели психиатрический диагноз, а у 75% до этого уже отмечались суицидальные тенденции.

4). Интернет-зависимость. Вовлечение наших детей в интернет-пространство осуществляется с 2-3-х лет, и при свободном пользовании гаджетами выход детей в интернет ничем не ограничен. Система родительского контроля работает неэффективно в силу некомпетентности родителей в том, что касается ограждения детей от угроз и рисков внешнего влияния. В итоге более 12 % детей находятся в зоне прямого риска негативного влияния на их развитие. Свои аккаунты в соцсетях, по разным источникам, с первого класса имеют от 50 до 80% детей. По данным учёных, в интернете проводят в среднем 3 часа в сутки 76% российских школьников, более 6 часов в день – каждый второй, более 9 – каждый четвёртый. Каждый седьмой подросток в возрасте от 12 до 17 лет проводит в сети почти треть жизни.

Интернет-зависимость основывается на поведенческом паттерне (шаблоне) и ведёт к большому наркоманическому синдрому, который означает потерю ситуационного и количественного контроля над ребёнком. Единственный путь излечения от цифровых токсинов – это детоксикация, то есть освобождение детей от компьютеров, смартфонов и планшетов. Однако в условиях внедрения цифровой школы, в которой геймификация должна стать важнейшим инструментом обучения, это не только оказывается невозможным, но будет рассматриваться как асоциальное поведение,и сидящий весь день за планшетом по долгу учёбы ребёнок будет впадать всё в большую зависимость от экрана. Таким образом, цифровая школа превращается в механизм погружения детей в интернет, и родителей фактически обязывают сажать своих детей на цифровую наркотическую иглу.

5). Общее нарушение здоровья детей. Работа с электронными устройствами и связанный с ним сидячий образ жизни ведут к падению слуха, раннему сколиозу, нарушению обмена веществ, избыточному весу и ожирению, диабету, снижению иммунитета, проблемам с опорно-двигательным аппаратом, невралгическим расстройствам, гипертонии (ею страдает треть российских призывников), стрессам, нарушению сна, росту функциональных нарушений и хронических заболеваний. Особенно страдает зрение – миопия сегодня превращается в эпидемию, опасную тем, что после 50-60 лет страдающим ею грозит слепота. По данным статистики, среди молодёжи близоруких в Европе – 30%, В Китае – 50%, в Южной Корее – 90%.

Что касается состояния здоровья российских школьников, то, по данным учёных ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А.Семашко», оно уже сегодня является катастрофическим. У детей с 1 по 9 класс распространяются сколиоз, нервные расстройства, вегетососудистая дистония, происходит ослабление зрение слуха, ухудшение памяти. Каждый пятый первоклассник г. Москвы имеет какие-либо проблемы со здоровьем, у 10-15% детей наблюдаются хронические патологии, 40% выпускников имеют по 2-3 медицинских диагноза, а 50% - вторую группу здоровья. С цифровизацией школы эти показатели резко возрастут.

Ведущие учёные уже давно говорят о критическом состоянии здоровья детей. Исследования показали, что за период с 2005 по 2015 гг., здоровье детей упало в три раза. За последние 20 лет, у детей возросли заболеваемость онкологией на 103%, заболеваемость нервной системы - на 27 %, а ухудшение зрения - на 20%).

6). Снижение умственного и интеллектуального развития и социальная сегрегация. Механизмы воздействия цифровых технологий на формирование личности уже хорошо изучены, поэтому итог применения цифрового эксперимента заранее известен, и это уже не эксперимент, а достижение заранее заданной цели. Планшетное обучение (цифровые средства для письма, электронные тексты) с использованием интерактивных досок и вытеснение учителя из образовательного процесса в рамках цифровой школы отрицательно влияют на умственное развитие детей и блокирует формирование активной интеллектуально развитой творческой личности, подменяемой легко управляемым «квалифицированным потребителем». Оставляя качественное образования для узкого круга лиц и вводя индивидуальные траектории обучения и индивидуальное цифровое досье, цифровая школа создаёт условия для тотального электронного контроля и системы социальной сегрегации на класс управленцев и биомассу, что можно оценить как социальный фашизм.

Очевидно, что цифровые технологии искусственного воздействия на мозговые процессы входят в противоречие с естественным, не меняющимся ходом развития сознания личности и базовыми традиционными методами образования. Это можно охарактеризовать как войну против детей, которых лишают образа будущего, то есть программы жизни, и превращают народ из активного субъекта в пассивный объект управления со стороны внешнего оператора.

7). Деградация школьного обучения. Как свидетельствует уже имеющийся опыт работы электронных школ на Западе, она ведёт к разрушительным последствиям в системе обучения. Результаты исследования последствий использования цифровых технологий, проведённое ОЭСР в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) в 2012 и 2015 гг. показали, что в течение 2005-2015 гг. те страны, которые согласились на крупные инвестиции в цифровые технологии в сфере образования, не зафиксировали ни одного заметного улучшения результатов среди учеников в понимании написанного, в математике и в науках. Самый высокий уровень использования ИКТ cвязан со значительно более слабыми результатами: те ученики, которые больше используют компьютеры, демонстрируют намного более слабые результаты в понимании написанного, а начиная с определённого уровня их использования перестают понимать то, что было написано выше. Более эффективные образовательные системы находятся в тех странах, где ученики наименее «подключены» к ИКТ.

Та же картина в Москве, в которой общий уровень образования в школах, вводящих цифровые технологии, упал на уровень 15%-35%. В итоге был изменён порядок составления рейтинга школ – если раньше это было по образовательным результатам, то с 2019 г. – по желанию ребёнка из дошкольного центра поступить в школу того же учреждения. В целом по стране по мере продвижения цифровизации в школах академическая успеваемость учащихся падает.

 

3. На круглом столе была дана следующая оценка нормативно-регулирующей сфере и санитарно-гигиеническим нормам.

 

Сегодня, в условиях действия «регуляторной гильотины», нормативно-правовая база находится в состоянии радикальной трансформации. Если раньше отечественные гигиенические школы устанавливали нормы под требования и в целях обеспечения здоровья ребёнка, то сегодня гигиеническое отношение к детям утрачено, и изменения СанПиНов определяются интересами крупного ай-ти бизнеса, выступающего в качестве главного заказчика и бенефициария цифровой трансформации. Именно поэтому мнение ведущих учёных-специалистов не учитывается, а научный и этический подход к новым требованиям полностью игнорируется.

Новый СанПиН 1.2.3685-21, вступивший в силу с 1 марта 2021 г., отменил 35 предыдущих санитарных правил (2800 страниц документов), направленных на обеспечение безопасного пребывания детей в образовательных учреждениях всех уровней. Итог колоссальной работы гигиенистов старой школы был ликвидирован. В результате в условиях массового внедрения опасных цифровых технологий вместо ужесточения гигиенических требований их либо смягчили, либо ликвидировали, а область применения сузили. Только в подобных условиях стало возможным появление таких документов, как представленный в декабря 2020 г. проект приказа Минпросвета и Минцифры (опять же без участия Минздрава) «Об утверждении стандарта “Цифровая школа”», явившийся образцом вопиющего игнорирования требований безопасности и результатов исследований учёных.

Недопустимым и преступным фактом стала отмена в 2016 г. обязательных периодических медицинских осмотров обучающихся детей, что сделало невозможным диагностировать целую массу заболеваний и обеспечить осуществление научно-исследовательских работ, содержащих комплексный анализ неблагоприятных факторов на состояние здоровья детей. Это стало тем более невозможным в условиях приостановления проведения профилактических медосмотров и диспансеризации детей, в том числе, оставшихся без попечения родителей, которое произошло в ситуации с коронавирусом согласно приказу Минздрава РФ. Показательно, что это было осуществлено именно в период активного внедрения дистанционных технологий обучения, нанёсших очевидный вред здоровью детей.

Особо стоит вопрос ещё раз об электромагнитном излучении. В новых СанПиНах (СП 2.4.3648-20 и СанПиНе 1.2.3685-21) приведенные нормирования суммарного использования электронных средств обучения (ЭСО), нормативы предельно допустимых доз (ПДУ) электромагнитных источников, в том числе ЭСО и Wi-Fi не имеют научного обоснования в первую очередь для детского населения. Полностью отсутствует норматив при нахождении источника у головы ребёнка с указанием допустимого времени его нахождения у головы ребёнка и многое другое В технических характеристиках указанных электронных устройств полностью отсутствуют данные об их электромагнитных параметрах, также неясно, какое ведомство и силами каких специалистов должно проводить замеры электромагнитной обстановки в образовательных учреждениях. То есть электромагнитная безопасность не обеспечена.

 

4. Принимая во внимания все вышеуказанные риски, опасности, а также уже выявленные и предсказуемые негативные последствия внедрения проекта «Цифровая школа» и в первую целевой модели цифровой образовательной среды (ЦОС), все участники круглого стола пришли к выводу о категорической недопустимости их реализации.

 

5. Были приняты следующие решения.

 

1.Обратиться в Верховный Суд Российской Федерации с административными исковыми заявлениями о признании незаконными, нарушающими права детей Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 02.12.2019 г. № 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» и Постановления Правительства от 07.12.2021 г. № 2040 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды».

2.Обратиться в Генеральную прокуратуру с просьбой провести проверку и принять меры в отношении конкретных должностных лиц, осуществляющих внедрение данного проекта.

3. Создать экспертную постоянно действующую комиссию из ведущих специалистов в области неионизирующих излучений, биофизиков и нейрофизиологов для контроля над новыми приказами, постановлениями, вводимыми министерствами и ведомствами для разработки новых СанПиНов, обеспечивающих безопасность и здоровье всех участников образовательного процесса. (с научно-обоснованными исследованиями, доказывающими безопасность для здоровья участников образовательного процесса) для всех имеющихся современных низкоинтенсивных источников электромагнитного излучения включая WI-FI.

4.Потребовать от должностных лиц образовательных организаций полной гласности в отношении указанной угрозы цифровых образовательных технологий, а также незамедлительного принятия мер реагирования по устранению опасности в отношении участников образовательного процесса (педагогов, обучающихся и т.д.). Последующее укрывательство информации от педагогов, обучающихся и родительской общественности об опасном эксперименте над здоровьем участников образовательного процесса со стороны чиновников из сферы образования подпадает под статью 237 УК РФ «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей». Обеспечение юридической ответственности за возможно негативные последствия эксперимента в плане его влияния на здоровье детей.

5. Обеспечить эффективную систему широкого массового просвещения относительно опасностей и рисков цифровой среды и негативного влияния цифровых технологий в процессе образования.

6.Организовать юридическую помощь в направлении заявлений в Генеральную прокуратуру в случаях ущемления прав детей и всех участников образовательного процесса. Участие в эксперименте несовершеннолетних детей и всех участников образовательного процесса без добровольного информированного согласия недопустим.

7.Защитить права и обеспечить правовые гарантии обучающимся на традиционную форму образования, основывающуюся на традициях классической школы и отечественной педагогики.

 

 

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: