Крупнейшие французские просветители.




Лекция №6

Тема. Философия Нового времени: XVII - XVIII вв.

План

1. Исторические условия развития философии в XVII в.

2. Эмпиризм в философии Нового времени, XVII в.

3. Рационализм в философии Нового времени, XVII в.

4. Особенности XVIII века как века/эпохи Просвещения.

Крупнейшие французские просветители.


1. Общая характеристика эпохи Новое время и ее философии.

Конец XVI – XVII вв. ознаменовались коренными переменами практически во всех сферах общественной жизни западноевропейских стран. В экономической и социальной сферах происходит промышленная революция: переход от ремесла к мануфактуре, а затем и к фабрике; формирование национальных рынков и начало становления мирового рынка. Эти изменения обо­стрили борьбу третьего сословия (=крестяне, ремесленники) за свободу хозяйствования и доступ к государствен­ному управлению. Борьба между сословиями вылилась в ряд ранних буржуазных революций, которые привели к изменениям в политической сфере. В духовной сфере 1) завершается начатая в эпоху Возрождения церковная Реформация – борьба за переустройство церкви, которая закончилась появлением протестантизма ((или протеста́нтство от лат. protestans, род. п. protestantis — публично доказывающий) — одно из трёх, наряду с православием и католицизмом, главных направлений=конфессий христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей=конфессий: кальвинизм, англиканство, лютеранство, в ВКЛ - униатство и др. Конфессия (лат. confessio — исповедание) - форма вероисповедания в рамках определенной религии);
2) растет потребность в научных знаниях, как необходимом условии технического и технологического прогресса. Все это свидетельствует о рождении нового общественного строя – капиталистического.
Промышленная революция дала мощный толчок развитию науки, которая все более начинает приобретать автономность=независимость от религии. Филосо­фия перестает быть «служанкой церкви» и превращается в самостоятельную науку, чтоспособствовало распространению материалистического мировоззрения, хотя и с метафизическим характером. В философии образовались два противоборствующих направления: 1) эм­пиризм (от греч. empeiria – опыт) - философское направление, признающее основой научного познания чувственный опыт = эксперимент; 2) рационализм (от лат. ratio – разум, rationalis - разумный) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения=бытия людей.

 

 

Эмпиризм в философии Нового времен, XVII в.

Одним из главных разработчиков эмпиризма был Френсис Бэкон (1561-1626) английский философ, естествоиспыта­тель и государственный деятель. Ф.Бэкон утверждал, что все знания происходят из опыта: нет ничего в познании, чего ранее не содержалось бы в ощущениях. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека при рождении подобны «чистой доске», а уже ощущения «пишут» на этой «чистой доске» свои «письмена». Поскольку ощущения могут обмануть, их проверяют посредством эксперимента, который коррек­тирует данные органов чувств. Ф. Бэкон пропагандировал в науке индуктивный метод, согласно которого з нание должно идти по индукции (лат. inductio – «наведение») — метод рассуждения от частного к общему, от опыта/эксперимента к обобщениям и выдвижению тео­рий. Продолжателями бэконовской традиции были видные английские философы: Томас Гоббс (1588-1679), Джон Локк (1632-1704).


3.Рационализм в философии Нового времени, XVII в.

Основоположником р ационализмав философии Нового времени считается французский философ, математик, физик Рене Декарт (1596-1650). Его мысли: дове­рять органам чувств нельзя, так как они субъективны. Единственный достоверный источник знания – ра­зум. Основа познания - сомнение во всем, в чем можно усомниться. Сомнение есть свидетельство мысли и средство познания, а мышление есть свидетельство существования человека: «Я мыслю, следовательно, я существую». В противовес Бэкону, Декарт пропагандировал в науке дедуктивный метод, согласно которого знание должно идти по дедукции (лат. deductio — выведение) - метод рассуждения от общего к частному, то есть от знания о классе к знанию о частях и элементах этого класса. Последователями рационализма Декарта были Б.Спиноза и Г. Лейбниц.

Особенности XVIII века как века/эпохи Просвещения.

Крупнейшие французские просветители.

XVIII век вошел в историю как век/эпоха Просвещения. Назва­ние эпохи придумали философы Вольтер и Гердер. Крушение феодализма и становление новых капиталисти­ческих отношений сопровождалось бурным развитием техники, модернизацией производства и подъемом всех сторон общественной жизни: философской, правовой, нравственной, эстетической. В философии активно развивались идеи рационализма, основная черта которого – культ человеческого разума, положенного в основу просвещения и образования человека. С наибольшей силой эпоха Просвещения проявила себя во Франции, в произведениях французских просветителей, деятельность которых теоретически подготовила Великую французскую буржуазную революцию.

Крупнейшие французские философы-просветители XVIII века - это:

1) Вольтер Аруэ Франсуа Мари (1694-1778) - поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк, публицист, философ-материалист, но не последовательный материалист, так как признавал, вслед за Ньютоном, Бога, как творца мира и пер­вопричину всех его изменений, хотя в дальнейшем они происходят без непосредственного участия Бога. Та­кая онтологическая позиция получила название деизм (лат. «деус» - Бог). Вольтер признавал обществен­ный про­гресс, связывая его с интеллектуальным и нравственным совершенствованием людей. Вплотную подошел к идее о вечности, т.е. несотворенности и неуничтожимости материи, её объективном существовании и непрерывном движении.

2) Руссо Жан Жак (1712-1778) - писатель и философ.Во многом занимал сходную позицию с Вольтером. Сформулировал идею закономерности и неизбежности человеческого прогресса. Отмечал противоре­чивость прогресса: с одной стороны, прогресс выражает всесилие человеческого разума, но, с другой стороны, прогресс все дальше уводит человека от естественного мира, разрушает гармонию, ко­торая связывала «ес­тественного» человека с природой. Подумайте, насколько актуальна эта мысль в наше время.

Лекция №7

Тема. Философия Нового времени: XIX — начало XXI века.

Философская мысль Белару­си

План

1. Немецкая классическая философия, XIX в.:

1.1. Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии.

1.2. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля и ее значение для развития европейской философии.

1.3. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.

2. Философия марксизма и ее историческая судьба.

3. Философия ХХ века: общая характеристика.

4. Философия начала XXI века: общая характеристика.

5. Философская мысль Белару­си


1. Немецкая философская классика – это немецкий классический идеа­лизм, который развивался на фоне таких исторических событий, как Французская революция и на­полеоновские войны. Революция воспринималась как осуществление идей Просвещения, разума и свободы, но отношение к этим идеям изменилось от полного одобре­ния до неприятия. Традиционно к не­мецкой классической философии относят философские учения И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля, Л.Фейербаха.
1.1.Иммануил Кант (1724-1804) - основоположник немецкой классической философии. В работах, написанных до 1770 г., главное место занимают его исследования, посвященные вопросам натурфилософии и естествознания. Он выступает как крупный ученый – астроном, физик, географ, ан­трополог: разработал одну из первых классификаций животных, положив в ее основание их возможное происхождение, выдвинул и обосновал мысль о естественном происхождении человеческих рас. В работах, написанных после 1770 г., одна из основных проблем – анализ природы и возможностей человеческого познания, а также исследование природы человеческой нравственности и эстетической деятельности. И.Кант – основоположник науки этики как науки о морали, автор высшего нравственного закона (категорического императива морали (лат. imperativus — повелительный) - требование, приказ, закон), данного человеку Богом, который требует от каждого индивида поступать в соответствии не с пользой, а с моральным долгом, т.е. таким образом, чтобы его поступки могли служить образцом для всех: «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой».
1.2. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля.

Одним из самых выдающихся философов своего времени был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831). Его учение – сложная фи­лософская система, известная как абсолютный идеализм. Основная заслуга – разработ­ка диалектики как учения о развитии (три закона диалектики), поэтому – диалектический абсолютный идеализм или идеалистическая диалектика. Разум, по мнению Гегеля, не особенность человека, а первооснова и внутренняя сущность мира – природы, человека, всемирной истории. Из этого следует, что мир в основе своей ЛОГИЧЕН и развивается по законам, внутренне при­сущим разуму. Отсюда вытекает и одно из важнейших положений гегелевской философии: «все действительное – разумно, все разумное – действительно ». В рамках своей системы Гегель упорядочивает огромный материал из различных областей знания: ис­кусства, религии, правоведения, истории. Его учение – вершина немецкой классической философии.

1.3.Антропологический материализм Людвига Фейербаха.
Выдающийся представитель немецкой классической философии Людвиг Андреас Фейербах (1504 – 1872), будучи первоначально гегельянцем, встал затем на позиции материализма и подверг резкой критике основы идеа­лизма и религии. Основное его программное требование – не религиозными делать людей, а образовывать их. При этом в образовании Фейербах видел не только средство борьбы с религиозными суевериями, но и ключ к свободе и счастью людей. Фейербах доказывал существование природы независимо от сознания. Природа – основа сущест­вования человека. Доказывая зависимость сознания че­ловека от его тела, он понимал основной вопрос философии как вопрос об отношении души и тела человека, объявив свою философию антропологической, т.е. учением о человеке. Однако Фейербах не смог понять и оценить самого главного в философской системе Гегеля, ее ядро - диалектический ме­тод. Фейербах – сторонник метафизического метода.


2. Философия марксизма и ее историческая судьба.

Развитие науки и общественной жизни в конце ХVШ – первой половине XIX в.в. обнаруживают ограниченность существовавших философских направлений, включая немецкую классическую философию. Новейшие от­крытия в естествознании (открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, создание Ч. Дарвиным эволюционной теории происхождения биологических видов и др.) не только под­тверждали выводы Гегеля о диалектическом характере развития, но и наталкивали на мысль о материальном един­стве мира, о вечности, т.е. несотворенности и неуничтожимости материи и ее атрибута – движения, о наличии саморазвития не только в мышлении, но и в материальном мире.
По мере развития индустриального производства и утверждения капиталистических общественных отношений все более обострялись противоречия между противостоящими в этом процессе общественными классамибур­жуазией, укреплявшей свое господствующее положение в обществе, и наемными рабочими (пролетариатом), все более осознававшими свое приниженное положение. Идеалы свободы, равенства и братства, вполне чистосердечно выдававшиеся идеологами ранней буржуазии за общечеловеческие, оказались иллюзиями, отчетливо проявив при этом буржуазный характер философии Нового времени. В связи с этим возникает потребность в изменении философского миропонимания.
Одним из ответов на эту потребность было формирование в середине XIX в. нового философского направления - марксизма, разработчиками которой стали немецкие мыслители Карл Маркc (1818 - 1883) и Фридрих Энгельс (1820 - 1895). Теоретическим источником своей философии они считали немецкую классическую философию, прежде всего идеалистическую диа­лектику Гегеля и метафизический материализм Фейербаха. Новизна философии марксизма в следующем:

1. соединен диалектический метод с философским материализ­мом. В результате новое философское миропонимание стало диалектико-мате­риалистическим, а диалекти­ка превратилась в учение о всеобщих законах развития при­роды, об­щества, человече­ского мышления и универсальный метод их познания и деятельности;

2. существенней­шим моментом формирования диалектико-материалистической философии и одновременно ее результатом была выработка материалистического понимания истории. Сущность его выражается в положении о том, что не сознание определяет общественное бытие людей, а, напротив, общественное бытие определяет, в ко­нечном счете, их сознание. Ввели такие понятия, как: базис (экономическая сфера), надстройка ( духовная сфера), общественная экономическая формация / ОЭФ (ступень в развитии общества с характерными базисом и надстройкой).

Новый этап развития марксизма ленинизм, связан с именем Владимира Ильича Ленина/ Ульянова (1870-1924) – главного идеолога и вдохновителя Великой Октябрьской социалистической революции 1917 г. в Российской империи, в результате которой 1) было создано новое государство Союз Советских Социалистических Республик (СССР), 2) началось построение нового общественного строя – социализма, 3) началась новая эпоха всемирной истории – новейшее время. Лениным в дооктябрьский (1917 г.) период творчества был высказан ряд интересных идей в философии. Ленин сформулировал понятие «революционная ситуация»: состояние в обществе, когда «верхи» не могут управлять, а «низы» не хотят жить по-старому. Но, сделав марксизм-ленинизм официальной идеологией Советского государства, Ленин и его последователи исказили сущность марксизма. Этим был нанесен непоправимый ущерб не только самому марксизму, но и нашему обществу, причем не только в духовной, но и дру­гих сферах жизни. В настоящее время мар­ксизм и его философия далеко не исчерпали своего потенциала. В этом учении остается исключительно ценным стремление пробиться к самым коренным основам бытия человека, найти пути к его действительной свободе. Поэтому его значение непреходяще, как и всякого великого учения в духовной исто­рии человечества.

 

3. Философия ХХ века: общая характеристика.

Основной характеристикой XXв. является научно-техническая революция/НТР - взрывоподобное увеличение объема знания в области техники и естествознания. Теория относительности и квантовая физика задают новую перспективу мира, биология и психология, прежде всего психоанализ Зигмунда Фрей­да (1856-1939), подвергшего критике идею цельности человеческой психики и высказавшего предположение о наличии в ее структуре подавленных желаний и скры­тых мотиваций, вносят новое измерение в вопрос о чело­веке. Перед философией встает задача интеграции/объединения эле­ментов новой картины мира в единое целое.

Различные течения и направления философии XX в. подходят к этой проблеме с разных сторон: исследуя це­ли и методы познания, преодолевая ограниченные идеа­лы формальной (естественно-математической) рацио­нальности, создавая идеал рациональности культурно-исторической, утверждая новое видение человека.

При этом философия как особая дисциплина сохраня­ет свое смысловое единство при всем разнообразии фило­софских школ, к основным из которых можно отнести аналитическую философию, экзистенциализм (философия существования), феноменолого-герменевтический и структуралистско-деконструктивистский проекты.

 

4. Философия начала XXI века: общая харак­теристика

Как показывает тематика последних международных философских форумов, все большее внимание уделяется проблематике так называемой практи ческой философии, а именно темам, которые входят в исследовательское поле таких философских дисциплин, как этика, философия политики, философия права, социальная философия, философия истории. К ним присоединяются новые философские дисциплины, связанные с осмыслением человеческой деятельности в области тех­ники, информации, медиа и коммуникаций.

В связи с политическими и социальными трансформациями последних десятилетий в круг практической философии входят такие темы, как моральные последствия глобализации и проблемы человеческой идентичности, проблема войны и мира.

 

5. Философская мысль Белару­си в разные исторические эпохи

В истории белорусской философии можно выделить следующие этапы

развития:

1. XVI-XVII вв. - распространение идей Ренессанса и Реформации;

2. XVII - первая половина XVIII в. - развитие философии в эпоху Контрреформации;

3. вторая половина XVIII - первая половина XIX в. - распространение философии Просвещения и Романтизма;

4. вторая половина XIX в. - становление национального самосознания;

5. 20-80 гг. XX в. - развитие ведущих проблем марксистской филосо­фии;

6. 90 гг. ХХ- н.вр. - включение в мировой философский процесс.

Рассмотрим каждый этап подробнее.

1-2-ой этапы. Начало распространения идей Ренессанса и Реформации на территории Великого княжества Литовского свя­зано с деятельностью доктора Франциска Скорины (ок. 1490-1541). Особенно активно движение Реформации развернулось с середины XVI в. Его видным представителем был Сымон Будный (1533-1593), кото­рый издал на белорусском языке «Катехизис», а также предисловие и комментарии к Новому Завету.

Последствиями движения Реформации и Контрреформации на тер­ритории Великого княжества Литовского стало открытие множества учебных заведений и это способствовало появле­нию профессиональных философов. В 1570 г. был основан Виленский коллегиум (с 1579 г. - академия, с 1803 г. – университет: первое высшее учебное заведение в ВКЛ), открывались иезуитские колле­гиумы и во многих других городах Великого княжества Литовского: в Полоцке (1580), Несвиже (1587), Орше (1616), Бресте (1616), Хойниках (1622), Гродно (1625), Новогрудке (1638), Витебске (1649), Минске (1672). В этих учебных заведениях десятки «докторов филосо­фии» преподавали философию, осно­ванную на идеях аристотелевской и томистской (?) филосо­фии. В XVII в. в Виленской академии работал Войцех Адальберт Тылковский (ок. 1624-1695). Здесь же пре­подавал профессор Мартин Смиглецкий (1564-1618). Его основная работа «Логика» (1596, Вильно), написан­ная на латинском языке (в то время это был язык образо­вания), служила учебником в университетах Германии и Англии вплоть до XIX в.

Значительный след в истории белорусской и русской культуры оставил Симеон По­лоцкий (1629-1680). В начале XVIII в. осваиваются идеи новоевропейской науки и философии.

3-ий этап. Во второй половине XVIII в. в Великом княжестве Литовском стали распространяться идеи Просвещения. Важную роль в их распространении сыграли Казимир Нарбут (1738-1807) и Иероним Стройновский (1752-1815). Трактат Стройновского «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов», получивший широкое распростране­ние как учебное пособие для учащихся высших и сред­них учебных заведений, был опубликован на польском (1785, Вильно) и русском языках (1809, Петербург). В кон­це XVIII - начале XIX в. наряду с просветительскими воззрениями получили распространение идеи романтизма (фр. romantisme) — идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века —первой половины XIX века). Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.

В 1812 г. в Полоцке открылась Полоцкая академия - второе высшее учебное заведение на территории Великого княжества Литовско­го и первое на территории современной Беларуси. На страницах «Виленского дневника» и «Полоцкого ежемесячника» обсуждались вопросы образования и воспитания. В 1817-1823 гг. в Виленском университете действовало Общество филоматов (любителей наук), ориентированное на идеи Просвещения. После польского восстания 1830-1831 гг. Виленский университет был закрыт.

4-ый этап. Видную роль в развитии белорусской мысли XIX в. сы­грало творчество Винцента Дунина-Марцинкевича (1807-1884). Во второй половине XIX в. заметными яв­лениями в общественно-политической жизни были дея­тельность Кастуся Калиновского (1838-1864) и твор­чество Франтишка Богушевича (1840-1900).

 

5-ый этап. В 20-70 гг. XX в. (советский период) в научных и учебных центрах БССР развивались разнообразные темы марксистско-ленинской фи­лософии (диалектического и исторического материа­лизма). В 70-80-х гг. XX в. исследуются разные вариан­ты философии и методологии науки.

6-ой этап. С начала 90-х гг. XX в. белорусское философствование включается в мировой философский процесс. Про­исходит освоение идей современного западного марксизма, семиотики, феноменологии, герменевтики и других течений современной философской мысли, проводится их критический анализ.

 


Лекция 7. Немецкая философская классика и марксистская философия
1. Иммануил Кант – основоположник немецкой классической философии

2. Идеалистическая диалектика Г. Гегеля и ее значение для развития европейской философии.

3. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.

4. Философия марксизма и ее историческая судьба.


1. В конце XVIII – начале XIX века в Германии, вслед за Францией, происходит социально-экономический и политический подъем, отражением которого в духовной жизни общества явилось немецкое Просвещение в лице И.Гете, И.Гердера, Г. Лессинга, Ф. Шиллера, а затем немецкая классическая философия. Традиционно к не­мецкой классической философии относят философские учения И.Канта, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Л, Фейербаха.

Родоначальником немецкой классической философии по праву является Иммануил Кант (1724 - 1804). Философское учение Канта делится на два периода: докритический и критический по названию его главных тру­дов («Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»).

В работах докритического пе­риода (до 1770 г.) главное место занимают исследования Канта, посвященные вопросам натурфилософии и естествознания. Он выступает как крупный ученый – астроном, физик, географ, ан­трополог. В отличие от Ньютона Кант делает попытку использовать принципы современного естествознания не только к объяснению строения сол­нечной системы, но и к объяснению ее возникновения, выдвинув гипотезу обра­зования планетарных систем из газово-диффузионных туманностей. Он разработал одну из первых классификаций животных, положив в ее основание их возможное происхождение, выдвинул и обосновал мысль о естественном происхождении человеческих рас.

Одна из основных проблем критического периода – анализ природы и возможностей человеческого познания, а также исследование природы человеческой нравственности и эстетической деятельности. По сути именно здесь Кант дает ответ на свои знаменитые вопросы о сущности человеческого бытия: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу на­деяться?».

В работе «К критике чистого разума» Кант критиковал созерцательность прежних гносеологических учений, отстаивая идею активности познающего субъекта. Тем самым он одним из первых пробил брешь в метафизиче­ском понимании природы познания. В то же время он считал, что основу познания составляют так называемые «априорные» (доопытные) формы знания, среди которых выделял формы созерцания (пространство и время), кате­гории рассудка («закон», «причинность», «необходимость» и др.) и идеи разума (идеи Бога, бессмертной души и свободы). Резко ограничивая познавательные возможности чувств и опирающиеся на них способности рассудка, Кант приходит к агностицизму, полагая границы между «вещью-в-себе» (объективной сущностью познаваемого предмета) и «вещью-для-нас» (явлением этого предмета субъекту познания) непреодолимыми. Столь же критично он относился к возможностям разума, сформулировав ряд логических противоречий в его попытках охватить веч­ные и бесконечные характеристики бытия (антиномии разума).

В другой работе «Критика практического разума», посвященной проблемам морали, немецкий мыслитель выдвинул трансцендентный (лат. «трансцендере» - выходящий за пределы опыта), т.е. невыводимый из опыта, а данный человеку Богом высший нравственный закон категорический императив, который требует от каждого индивида поступать в соответствии не с пользой, а с моральным долгом, т.е. таким образом, чтобы его поступки могли служить образцом для всех. Тем са­мым он критикует эмпиризм в этике не менее решительно, чем в гносеологии.

В своем труде «К критике способности суждения» философ анализирует природу эстетических категорий («прекрасное», «возвышенное», «трагическое» и т.п.) и разрабатывает учение о смысле и предназначении искусства. Это предназначение он видит в том, чтобы преодолеть обнаруженный им в гносеологии разрыв между миром природы («вещами-для-нас») и миром свободы («вещами-в-себе»). Истина и добро, утверждал он, «находят» друг друга именно в красоте.

2. Одним из самых выдающихся философов своего времени был Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 -1831). Его учение – вершина немецкой философской классики. Основная заслуга – разработ­ка диалектики как ло­гики и методологии. Основные работы: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук».

Исход­ный пункт гегелевской философии – принцип тождества мышления и бытия, реализуемый им на объек­тивно-идеалистической основе. В то же время это тождество понимается не статично, а как исторически раз­ви­вающийся процесс, источником которого выступают противоречия. Гегель разработал и категори­альный аппарат диалектики как теории развития, интерпретируя категории и их взаимопереходы как объективные формы бытия, определяемые самореализующей себя в мире абсолютной Идеей (мировым разумом). Он выделял при этом три по­следовательных этапа такой самореализации: 1) развитие Идеи в собственном лоне; 2) развертывание ее в форме своего ино­бытия – природы; 3) самопознание Идеи в форме человеческой истории и человеческого духа. Каждый из этих этапов есть последовательное отрицание предыдущего. Соответственно философская система Гегеля со­стоит из трех частей – логики, философии природы и философии духа.

Таким образом, разум, по мнению Гегеля, не особенность человека, а первооснова и внутренняя сущность мира – природы, человека, всемирной истории. Из этого следует, что мир в основе своей ЛОГИЧЕН и развивается по законам, внутренне при­сущим разуму. Отсюда вытекает и одно из важнейших положений гегелевской философии: «все действительное – разумно, все разумное – действительно ».

Логика понимается Гегелем иначе, чем она трактовалась на протяжении всего времени суще­ствования этой науки, начиная с Аристотеля. По Гегелю, субъективной логике (учению о человеческом мышлении) должна пред­шествовать логика объективная – учение о диалектическом саморазвитии абсолютной Идеи (мирового Духа, или Бога).

Природа в системе Гегеля есть лишь «инобытие» этой Идеи. Тем самым философ-идеалист разделяет религи­озный, теологический взгляд на материальный мир как творение Бога. Как «среднее звено» системы, при­рода опо­средствует связь между Богом и человеком (человеческой историей и культурой). В форме природы Идея последовательно проходит три стадии – механизм, химизм и организм. Рассматривая природу лишь как инобытие абсолютной Идеи, Гегель тем са­мым лишает ее самостоятельности, способности развиваться во времени. Она раз-вертывается лишь в пространстве. Таким пространством и явля­ется абсолютная идея, которая, пройдя свою мате­риализованную форму, обогатившись содер­жанием предшест­вующих ступеней, возвращается к самой себе, транс­формировавшись в понятие «духа».

Философия духа – это и есть философия культуры. Гегель различает три ступени в развитии духа

1) субъективный дух – индивидуальное сознание; 2) объективный дух – воплощение («объективацию») духа в ми­ровой истории и гражданском обществе; 3) абсолютный дух – высшие формы общественного сознания (искусство, ре­лигия, философия).

Цель мирового развитие, по Гегелю, есть не что иное как самопознание абсолютной Идеи – от ее абстрактного бытия до сотворенных ею высших форм духа (самая совершенная из них – философия). У такого развития есть не только исходный, но и конечный пункт – осознание Идеей самой себя. Достигнув этой конечной цели, Идея, по сути теряет перспективы для своего дальнейшего развития. Таким образом диалектический метод в учении Гегеля вступает в неразрешимое противоречие с его объективно-идеалистической системой.

В теории познания мыслитель подверг критике как созерцательность старого метафизического материализма, так и кантовский агностицизм, преодолевая его введением в гносеологию категорию практики, хотя и сводя ее ис­ключительно к духовной.

История, по Гегелю, есть процесс самореализация Абсолютного духа в практике. Поскольку Дух включает в себя идею свободы, то вся история, которую мыслитель делит на три больших эры (восточную, антично-средневековую и германскую) предстает как процесс возрастания свободы, наличным воплощением которой вы­ступает право. Общие интересы он ставит выше частных, которые вполне могут быть принесены в жертву первым. Противоречия и конфликты в обществе, по Гегелю, являются не злом, а двигателем общественного прогресса, по­скольку «веч­ный мир» приводит к загниванию и моральному разложению, тогда как войны, напротив, «очищают дух нации».

3. Выдающийся представитель немецкой классической философии Людвиг Андреас Фейербах (1504 – 1872), будучи первоначально гегельянцем, встал затем на позиции материализма и подверг резкой критике основы идеа­лизма и религии. Основное его программное требование – не религиозными делать людей, а образовывать их. При этом в образовании Фейербах видел не только средство борьбы с религиозными суевериями, но и ключ к свободе и счастью людей.

Фейербах доказывал существование природы независимо от какого-либо сознания. Природа – основа сущест­вования человека. Доказывая зависимость сознания че­ловека от его телесной организации, он понимал основной вопрос философии как вопрос об отношении души и тела человека, объявив свою философию антропологической, т.е. учением о человеке.

Человек в толковании Фейербаха, телесное природное существо, и только в качестве такового он обретет способность созерцать и мыслить. Идеализм, полагал мыслитель, разрывает целостность человека, отрывая душу от тела, превращая ее в самостоятельного субъекта и творца. Но откуда происходит дух? – задает вопрос философ. И отвечает: «Откуда орган, оттуда и его функция. Они едины. Дyx можно представить отдельно от тела только в теории. Отнимите у личности тело, и вы отнимите то, что делает ее единой, целостной».

Антропологический принцип в философии, по Фейербаху, состоит в том, чтобы превращать человека (и природу, как основу его существования) в един­ственный, универсальный и высший предмет философского рассмотрения. Такое понимание было ответом на гегелевский идеализм. Природа не нуждается ни в каком другом основании, кроме самой себя. Ее причина находятся в ней самой, а не в Идее или Боге. Не Бог создал чело­века по образу и подобию своему, а человек – Бога по тому же принципу.

Фейербах резко выступал и против кантианского положения о том, что причинность и закономерность природы конструируются разумом. Все обстоит наоборот: не разум диктует законы природе, бытию, а законы бытия определяют за­коны мышления. Так материалистически трактует он принцип тождества бытия и мышления.

Основой жизни Фейербах считал взаимосвязь организма со средой, а потому нельзя разрывать органическою и неорганическую природу, отрывать сознание от материи. Человек также обязан своим происхождением природе. При этом он понимается Фейербахом чисто натурологически, т.е. как природное существо вне конкретно-исторических общественных условий своего существования. Впрочем, он признает во взаимодействиях людей чувственно-эмоциональную сторону, в качестве каковой у него выступает лю­бовь. Именно любовь, считает мыс-литель, объединяет людей, делает их счастливыми. Вот почему он предлагает заменить традиционную религию Бога религией любви.

Деятельность чувств Фейербах не связывал с практически-преобразовательной деятельностью. Поэтому понимание человека носит уне­го абстрактный характер, а гносеология его отличается созерцательностью. Ему чужд исторический взгляд на познание. Мышление для не­го - лишь обобщение воспринимаемого чувствами, а пе­реход от ощущений кра­зуму наступает какчисто количественный процесс.

Следует отметить, что, критикуя гегелевский идеализм, Фейербах не смог понять и оценить самого главного в философской системе своего гениального предшественника, ее ядро - диалектический ме­тод. В области социологии он также не пошел дальше старого материализма,не сумев выйти за пределы идеалистического пони­мания истории.

4. Развитие науки и общественной жизни в конце ХVШ – первой половине XIX в.в. обнаруживают определен­ную узость и ограниченность традиционных философских систем, включая учения немецких классиков. Новейшие от­крытия в естествознании (открытие клеточного строения живых организмов, закона сохранения и превращения энергии, создание Ч. Дарвиным эволюционной теории происхождения биологических видов и др.) не только под­тверждали выводы Гегеля о диалектическом характере развития, но и наталкивали на мысль о материальном един­стве мира, о вечности, т.е. несотворенности и неуничтожимости материи и ее атрибута – движения, о наличии диа­лектических противоречий и качественных скачков, а, значит, саморазвития, не только в мышлении, но и в материальном мире.

По мере развития индустриального производства и утверждения капиталистических общественных отношений все более обострялись противоречия между поляризовавшимися в этом процессе общественными классами – бур­жуазией, укреплявшей свое господствующее положение в обществе, с одной стороны, и все более осознававшими свое приниженное положение наемными рабочими (пролетариатом). Идеалы свободы, равенства и братства, вполне чистосердечно выдававшиеся идеологами ранней буржуазии за общечеловеческие, оказались иллюзиями, отчетливо проявив при этом социальную сущность философии Нового времени как прежде всего буржуазной. В связи с этим возникает потребность в изменении философского миропонимания, а вместе с ним и традиционных методологий познания и общественной деятельности.

Одним из ответов на эту потребность было формирование в середине XIX в. новой философской системы, разработчиками которой стали немецкие мыслител



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: